9

Чекалин-Белев-Козельск-Оптина Пустынь.

Опубликовано: Лена 17.05.2012 в Без рубрики, Поездки, Поездки с детьми |

Первый «длинный» выезд в сезоне 2012 был логическим продолжением осенних покатушек. На этот раз мы решили проехаться по нелюбимой нами Тульской и любимой Калужской областям. Первая наша стоянка и первый город, который мы осмотрели в этой поездке — это Чекалин — самый маленький город России. Чекалину на моем сайте посвящена отдельная статья, которую я дополнила после этой поездки, по этому кому интересна история и фотки Чекалина прошу пройти по ссылке сюда.

г. Чекалин.

Если коротко: то после убитой осенней дороги, мы были приятно  удивлены новым шикарным асфальтом Чекалина. В остальном, все осталось по старому. Правда если тогда город произвел на меня совсем уж жуткое впечатление, то в этот раз, после посещения городов Суворов и Белев, я поняла, что Чекалин еще очень даже ничего. Но обо всем по порядку.

Как-то не пришло нам в голову, что в городе не может быть заправки, он же ГОРОД. Однако, с Чекалиным мы ошиблись, пришлось намотать крюк и съездить за  бензином в г. Суворов.

Примечательно, что г. Суворов получил свое название не в честь великого русского полководца, не потерпевший ни одного поражения — Алекса́ндра Васи́льевича Суво́рова (1730—1800), а гораздо раньше — в 15-16 вв. Тогда деревня Суворова с названием от антропонима: Сувор, Суворов была зафиксирована  в нескольких документах.

Здесь в 1949 году началось строительство Черепетской ГРЭС, крупнейшей на тот момент котлотурбинной конденсационной электростанция на угле в Европе, новый посё­лок электростанции также был назван Суворовским.

Собственно больше о Суворове рассказать особо нечего, даром, что райцентр. Сплошная промзона и убитые дороги.

Черепетская ГРЭС в г. Суворов.

"Продается дорого. Исключительно москвичам" - видимо, действительно за дорого могут покупать только жители столицы.

Мы поспешили покинуть  этот не замечательный город.

Т.к. путешествовали мы в преддверии Дня Победы, захотелось остановиться у нескольких братских могил.

Братская могила в пос. Зеленино Тульской области.

Братская могила д. Ржавец 2-й.

Рядом с ней церковь Троицы Живоначальной в Ржавце, 1805.

Еще один город Тульской области, куда мы зарулили в этот раз — Белев.

Впервые город упоминается, как и Москва, в летописи за 1147 год.

В XIV веке город попал под власть Великого княжества Литовского.

С конца XIV — начала XV веков до 1558 года был центром удельного Белёвского княжества.

В 1437 году у Белёва произошла битва между татарским войском под командованием хана Улу-Мухаммеда и русской ратью, в которой русское войско потерпело сокрушительное поражение. Что любопытно, в те годы Белёв принадлежал Великому княжеству Литовскому, и Улу-Мухаммед, захватив Белёв, пытался продемонстрировать лояльность московскому великому князю и предлагал союз. Но князь не мог пойти на конфликт с Литвой и был вынужден отвергнуть предложение хана.

Нападения и грабежи крымских татар в Белёве произошли также в 1512 и 1544 годах.

В 1536 году нападение было успешно отражено неподалеку от города под селом Темрянь.

Со второй половины XVI века крепость Белёва входила в Засечную черту на южных окраинах России. Иван Грозный лично приезжал осматривать рубежи и побывал в Белёвской крепости и Спасо-Преображенском монастыре. Белёв вошел в число так называемых «опричных» городов.

В Белёве уже в XVII веке был проведён водопровод с деревянными трубами.

В 1888 году крупный промышленник и купец Амвросий Прохоров открыл в Белёве производство слоёной белёвской («прохоровской») пастилы.

Во время Великой Отечественной Войны в сентябре-октябре1941 г. вражеская авиация совершала ежедневные и очень интенсивные налеты на Белев. Бытует мнение, что Белев без всякого сопротивления был оставлен частями 50-й армии Брянского фронта 24 октября 1941 г. Но это не так. В городе развернулись уличные бои, доходившие до рукопашных схваток красноармейцев с фашистскими солдатами. Белев был объят пламенем, причем все пожары начались еще до вступления немцев в город т.е. были организованы нашими, чтобы важные объекты не достались врагам.

Спустя 2 месяца, 31 декабря 1941 г. началось наступление наших войск на Белев.

50-я, 13-я и 3-я армии, вышедшие из брянского котла, заняли рубеж Белев– Мценск – Льгов.

Занятие Белева имело большое значение для взаимодействия Западного и Юго-Западного фронтов. С выходом армий левого крыла Западного фронта на рубеже западнее Высокиничи, восточнее Недельное, Калуга и далее по р. Оке до Белева закончился важный период фронтовой операции – контрнаступления.

Сейчас Белев пыльный ничем особо непримечательный город. Но даже если бы он был не пыльным и очень интересным, то гости города этого бы не заметили. Потому что все внимание приковывают к себе дороги. Ни в одном городе, ни в одной области я еще не встречала дорожное покрытие в худшем состоянии, чем в Белеве! И это при условии, что через город проходят трассы. Немудрено, что нам попадалось очень много мопедов и мотоциклов – на них хоть как-то можно маневрировать среди ям и колдобин. Оказывается, в Белеве несмотря на это существует один внутригородской автобусный маршрут, я честно не представляю как это возможно.

Из достопримечательностей, кроме дорог, два монастыря в невнятном состоянии.

Один из них — Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь, основанный на части старого белёвского городища в 1-й четв. XVII в. по челобитью старицы Марфы Палицыной.

Первоначально был небогат, в 1764 упразднен, но в 1768 вновь восстановлен,и к началу ХХ в. достаточно многолюден.

Закрыт в 1920-х, постройки отданы под жильё.

В конце 1990-х строения заброшены. Восстановительные работы начаты в 2007 году.

Справа видна надвратная колокольня Крестовоздвиженского Белёвского женского монастыря (1804-1810). Слева - церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная после пожара 1719 года - первое каменное здание на белёевском посаде. В XIX в. перестроена в псевдорусском стиле, колокольня выстроена в 1876 г. Закрыта в 30-х годах ХХ века, открыта в 1943, больше не закрывалась.

Второй монастырь Белева — Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь. Основан на месте старого белёвского городища в 1-й пол. XVI в. на средства белёвских удельных князей. Был достаточно обеспечен материально, в кон. XVII в. основные постройки выстроены в камне.

С нач. XIX в. в монастыре помещалось духовное училище, был малолюден.

Закрыт в 1921, некоторое время занят музеем, позже постройки переданы под жильё.

К настоящему времени большая часть зданий заброшена.

В 2008 принято решение о воссоздании монастыря.

Видна Церковь Алексия, человека Божия (1695-1697) с колокольней (нач. XIX в) , в Спасо-Преображенском Белёвском монастыре. Кирпичный одноглавый храм над западными Святыми воротами монастыря. К церкви примыкают корпус духовного училища. В 1980-х гг храм частично отреставрирован, в 2008 возобновлены богослужения.

Со Спасо-Преображенским Белёвским монастырем связана легенда о подземном ходе, который начинался в одном из подвалов монастыря, проходил под руслом реки Оки и заканчивался в Жабынской пустыни. Говорили, что пройти по этому тоннелю могли только монахи. Чужой человек, если и попадал туда, то уже никогда не выходил.

Введенская Макарьевская пустынь, Жабынская пустынь — еще один мужской монастырь, основанный в 1585 г. старцем Онуфрием на старом городище.

После Смуты в начале XVII в. восстановлен святым Макарием Белёвским.

Закрыт в 1764, восстановлен в 1776.

К началу ХХ в. относился к числу богатых и благоустроенных монастырей епархии.

После революции закрыт, сломаны ограда, отдельно стоящая колокольня, постройки заняты фабрикой, позже пионерским лагерем.

Восстановлён в 1991 году.

Жабынская пустынь: справа церковь Иконы Божией Матери Знамение. Сооружена в 1823-1825 попечением строителя Венедикта. Закрыта не позже 1930-х, служила столовой. В 1990-х отремонтирована, используется как храм для братии. Слева Церковь Макария Жабынского. Построена в 1889-1895 за границами монастырской ограды, у источника, как приходская. Закрыта не позже 1930-х, использовалась под жильё. В 1990-х отремонтирована. В центре - собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Кирпичный соборный храм монастыря, выстроен в 1708 попечением игумена Тихона. Сильно пострадал в 1941-1942 гг - уцелели только стены без сводов. Сейчас восстановлен.

Местные старожилы утверждают, что ход между мужскими монастырями действительно существовал, но был завален толи в революционный период с 1905 по 1917 гг, толи во время Великой Отечественной Войны.

Недалеко от Спасо-Преображенского Белёвского монастыря, близ старых корпусов бывшей больницы, есть еще один подземный ход, который ведет не в Жабынь, а спускается к реке Оке. Видимо, он был выкопан в стратегических целях, например запасаться водой во время осады крепости. Может быть этот ход имели в виду, когда возникла легенда? Но тогда где же тоннель под руслом реки? Кстати, жабынские монахи утверждают, что никакого выхода из подземелья у них нет.

Еще одна церковь Белева — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Улицы г. Белева.

Неизвестный памятник в центре Белева - табличку с подписью найти не удалось.

В общем, если вы не ставите  перед собой задачу откопать подземный ход, соединяющий два мужских монастыря, то в Белеве вам делать нечего, объезжайте этот город стороной.

Мы покидали Тульскую область с тихой надеждой на качественное дорожное покрытие Калужской.

Граница Тульская и Калужской областей, виден старый межевой камень.

Братская могила в пос. Грязна Калужской области.

Еще один небольшой город, на этот раз Калужской области — Козельск.

На подъезде к Козельску.

Козельск — одно из древнейших поселений на земле вятичей. Время его основания точно не известно. Но впервые Козельск как город упоминается в летописи под 1146 г., когда он входил в состав Чернигово-Северской земли.

По предположениям ученых-историков название города Козельск происходит от притяжательного прилагательного с суффиксом «-ск» от прозвища имени Козел. Есть так же версии предполагающие происхождение от названия животного козёл, так как исходит от древнерусского слова «козел, козл», либо подразумевается «строение в поле для собранного хлеба; стропила».

Администрации города Козельска явно по душе версия с животными-козлами т.к. на Мемориальной площади города мы обнаружили плакаты с летописью жизни города в картинках, первая из которых выглядела вот так:

Первым козельским князем был Мстислав Святославич, погибший в битве с монголами на Калке в 1223 году.

В 1238 году город семь недель оказывал сопротивление татарам.  Даже после того, как враги разбили городские стены и взошли на вал, горожане продолжали оказывать сопротивление, а часть из них вышли из города, напали на татарские полки и убили 4000 неприятелей, пока сами все не были истреблены. Город был полностью сожжен. С тех пор, татары стали называть Козельск «злым городом».

В 1246 г., после разорения города татарами, а затем убийства в Орде Михаила Всеволодовича Черниговского, Козельск был включен в состав обособившегося Карачевского княжества и отдан в управление Мстиславу Михайловичу. При сыне последнего Тите Мстиславиче Карачевское княжество раскололось, и из него выделился отдельный Козельский удел, отданный в совместное владение сыновьям Тита Мстиславича Ивану и Федору.

В XIV в. Козельский удел прекратил свое существование, а его земли отошли к Литве.

В 1408 г. Козельск приобрел Василий I Дмитриевич и отдал его серпуховскому князю Владимиру Храброму, взяв взамен Волоколамск и Ржев.

Однако в 1445 г. литовцы вновь овладели Козельском и присоединили его к своим владениям. В 1448 г. Казимир отдал его в наместничество князю Воротынскому.

1480 — город был сожжён ханом Ахматом во время возвращения в степь после стояния на Угре в отместку Казимиру IV, не пославшего свои войска для совместного с ордынцами наступления на Москву.

Лишь в 1494 г. литовцы признали город «отчиной» московских князей, и он окончательно отошел к Русскому государству.

В начале XVI века в Козельске возводится новая крепость для защиты границ Московского государства от ордынцев, литовцев и крымских татар. Крепости укрепляют деревянными, рублёными стенами с двумя проездными и шестью глухими башнями, на которых располагают пушки, был прорыт вал длиной 450 сажен как дополнительное укрепление. Однако, никакие крепостные сооружения не спасали Козельск от вражеских нападений, на протяжении своего существования он полностью разрушался не менее шести раз.

Во времена правления царя Ивана Грозного, Козельск был включен в состав опричных земель, и в него ссылали провинившихся бояр.

XVI — XVII века ознаменованы периодом наибольшего расцвета города Козельска, к началу XVII века численность населения составляла около 15 тысяч человек. Крепость окружали Казацкая, Стрелецкая, Пушкарская и Кузнечная слободы, названия которых исходили от рода деятельности городского населения.

В сентябре 1610 года на Козельск вновь напали польско-литовские войска и полностью разграбили и разгромили город. От населения в 15 тысяч жителей осталось в живых меньше половины, из 40 действующих церквей после разгрома осталось всего 7.

В 1638 году, пришедший к власти царь Михаил Фёдорович Романов приказывает восстановить козельскую засеку, созданную ещё при правлении Ивана IV, так как Козельск продолжал оставаться приграничным городом, оборонное значение которого утратится лишь к началу XVIII столетия.

В XVIII-XIX веках Козельск становится транзитным торговым городом между Россией и Украиной, при этом промышленность, торговля и ремесла в городе были развиты слабо.

Сильнейший пожар, случившийся в 1777 году в Козельске, оставил без крова три тысячи жителей. Город был восстановлен по регулярному плану, наложенному на старую сеть улиц.

На рубеже XIX — XX веков Козельск представлял собой небольшой провинциальный и неразвитый город без крупных промышленных предприятий. Городская торговля в нем не велась, а культурная жизнь находилась в зачаточном состоянии. В Козельске было около тысячи домов, и только 48 из них были каменными. Большая часть населения начала покидать город и уходить на заработки в другие места.

В годы Великой Отечественной войны Козельск оказался на направлении наступления фашистской группы армий «Центр», которая наносила главные удары: вдоль трассы Бобруйск, Медынь, Малоярославец (севернее Козельского района) силами 4А и 4 танковой группы; в направлении Глухов, Орел, Тула (южнее Козельского района) силами 2 танковой армии. Козельск был оккупирован гитлеровцами 8 октября 1941 года.

Освобождён 1-м гвардейским кавалерийским корпусом 28 декабря 1941 года в ходе Белёвско-Козельской операции битвы за Москву. Город был сильно разрушен.

В декабре 2009 года Козельску присвоено почётное звание «Город воинской славы».

В настоящее время Козельск – это современный зеленый город, после жутких дорог Белева,  мы не могли нарадоваться прекрасному дорожному покрытию на центральных улицах. Вообще город произвел очень-очень положительное впечатление: широкие улицы, аккуратные подновленные дома, шикарная Мемориальная площадь героев Козельска, скверы, фонтаны… На минуту даже показалось, что мы где-то в Европе, а не в России-матушке.

Однако, объяснение этому великолепию оказалось нерадостным: оказывается, в октябре 2010 года президент Дмитрий Медведев проводил в Козельске выездное заседание. Ради того, что бы продемонстрировать главе государства, как прекрасно живется в маленьких городках России, в Козельске была развернута грандиозная стройка – все обновляли и перекраивали.  Из-за этого город влез в огромные долги, были закрыты учреждения культуры, в том числе дети лишились музыкальной школы. Короче очередная показуха.

Храмы Козельска.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Выстроена в 1810 году на средства Рахмановых (по другим данным - Рахманиновых). Закрыт в 1937, разграблен. Вновь открыт в 1941-1942.

Церковь Николая Чудотворца, построена в 1740 году на средства обергофмаршала Д. А. Шепелева. В 1927 закрыта, с 1940 в ней размещались зерносклад, склад НКВД, макаронная и швейная фабрики. В 1994 возвращен верующим.

Церковь Сошествия Святого Духа, построена в 1789 году на средства купца П. Месняева. В 1923 (по другим данным в 1930 году) закрыта. Трапезная, колокольня и купол разрушены в 1950-х. Здание использовалось под склад.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, построен в 1824 году соборным протоиереем Анчуковским с братией и прихожанами. В другом источнике назван иной строитель храма – Знауковский. В соборной Успенской церкви еще и в XIX веке хранилось Евангелие напрестольное Московской печати 1663 г. В начале 20-х годов XX века здесь был создан хор из монахов закрытых храмов Оптиной пустыни. Собор был закрыт в 1928 году и переоборудован в дом Соцкультуры. Во время Великой Отечественной войны в период короткой оккупации Козельского района фашистами, храм был осквернен, в нем находилась немецкая конюшня. С 50-х годов XX века храм использовался как здание районного Дома культуры. Длительное время здание не ремонтировалось и к концу XX века пришло в полуразрушенное состояние: без куполов и крыши, без пола, окон и дверей. В 2001 году началось его восстановление.

Пожалуй самая интересная достопримечательность город — Мемориальная площадь героев Козельска.

Мемориальная площадь героев Козельска.

Козельский каменный Крест на Мемориальной площади - памятник героям обороны 1238 года.

Указ президента РФ Д. Медведева о присвоениии Козельску звания "Город воинской славы". 5 декабря 2009 года.

Непонятный памятник без опознавательных табличек. Подшипник?

Памятник солдату освободителю.

Часовня Всех Святых, в земле Российской просиявших, 2010.

Памятник Родина-Мать с вечным огнём и мемориальными плитами героев Советского Союза и России. Очень понравилось, что на монументах отражены не только фамилии Героев ВОВ, но и Герои Афганской и Чеченской войн. А так же есть фото и краткая информация об их подвигах.

"На бой с врагом в годы Великой Отечественной Войны вместе со всей огромной страной встал мужественный Козельск....Свыше 390 козельчан отдали свои жизни в борьбе за независимость Родины... 3500 жителей Козельского района награждены орденами и медалями. 9 человек удостоины звания Герой Советского Союза... Слава советским героям! Вечная память всем, кто одержал Великую Победу!"

Крест-памятник малолетним узникам фашизма.

Недалеко есть еще одна  новая площадь — площадь Воинской Славы.

Площадь Воинской Славы.

Закончим знакомство с городом  традиционно — улицами.

Улицы Козельска.

Ну и финальный аккорд  нашего путешествия — Оптина Пустынь.

Недалеко от Козельска расположен один из самых известных монастырей Русской православной церкви — Оптина пустынь.

Панорама Оптиной Пустыни.

Происхождение пустыни относится к концу XIV в. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий. Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в.

До XVIII века материальное состояние монастыря было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики.

В конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Именно этими «старцами» и прославилась Оптина Пустынь.

Старец — это опытный духовный руководитель. Он не обязательно в священном сане, но непременно умудренный в духовной жизни, чистый душою и способный наставлять других. Ради этого к ним шли за советами не только монахи, но и простые люди.

Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор.

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм , построен в 1750-1767 гг на месте каменного храма 1689 года.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Но вход в скит для мирян закрыт.

23 января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».

В 1939—1940 годах в Оптиной пустыни содержались польские военнопленные (около 2,5 тыс. человек), многие из которых позже были расстреляны.

В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви, сюда вновь потянулись паломники.

В 1993 году во время праздничной пасхальной службы на территории Оптиной Пустыни были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана».

Через 6 дней был арестован их убийца — Николай Аверин, признанный невменяемым, и помещенный в лечебницу закрытого типа, где находится по сей день.

Однако, на этом убийства не закончились — на Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

Убийства паломников в Оптину пустынь происходили на протяжении 90-х годов прошлого века ежегодно. Но т.к. происходили убийства, не в самом монастыре, а в окрестных лесах, местные правоохранительные органы не посчитали нужным связать их с паломническими миссиями.

Многие же не сомневаются в существовании некоей сатанинской организации, не афиширующей себя. В окрестностях Оптиной Пустыни ее адепты появляется наездами и Николай Аверин был лишь одним из многих, более того, тройное убийство совершил не без помощи сообщников. В этом деле осталось много белых пятен, о которых местные правоохранительные органы предпочли забыть.

Многочисленные паломники продолжают прибывать отовсюду в Оптину Пустынь, в том числе, что бы поклониться оптинским новомученникам. Говорят, что есть документальные свидетельства явленных за прошедшие годы чудес божественной благодати на всем, что связано с ними.

Мало того, что большая часть монастыря недоступна мирянам, перед поездкой в Оптину Пустынь я прочитала немало откликов о невероятной угрюмости братии и очень строгих правилах посещения монастыря, дескать, у женщин длину юбки чуть ли не по линейке проверяют, а на входе фейсконтроль.

Стоит ли говорить, что на третий день походный жизни мы имели не самый опрятный вид: подгоревшие на солнце, благоухающие костром, в несильно чистой одежде и с чумазыми детьми наперевес. На фоне опрятных паломников, которых у монастыря было очень много, мы явно контрастировали. Решили все же попробовать попасть на территорию.

Первым меня удивил самый обычный охранник, дежуривший у шлагбаума. Прочитав, что у него можно взять юбку, я подошла к нему с этой просьбой. В ответ получила не только юбку, но и краткий рассказ, куда в монастыре надо обязательно подойти и чему поклониться, все было сказано невероятно приветливым тоном и с улыбкой.  При входе на территорию, другой охранник издали осматривает всех входящих на предмет наличия-отсутствия головных уборов и юбок у дам, нашему товарищу были тут же выданы шаровары т.к. оказалось, что в шортах туда нельзя. Все опять мега-доброжелательно.

В одном из храмов шла служба и было очень многолюдно.

Самое большое впечатление на меня произвело монастырское кладбище. Нигде и никогда я еще не видела такого образцового порядка!

Кладбище в Оптиной Пустыни.

Послушники монастыря тоже приятно удивили, ни о какой угрюмости не может быть и речи! Нам все улыбались, несколько раз заговаривали на какие-то отвлеченные  темы, предложили взять на счастье Оптинского котенка. Когда младшая закапризничала один из монахов, проходящих мимо, присел, заглянул ей в лицо и улыбнулся, Янка сразу успокоилась. Честно говоря, мы от всей этой атмосферы впали в легкий шок т.к. ожидали совершенно иного.

Святые ворота.

Справа Церковь Иконы Божией Матери Владимирская - больничный храм, построенный в 1809 году. Закрыт до 1923 года, в конце 1960-х разрушен до основания. К 1998 выстроен заново на старом месте.

Церковь Марии Египетской и Анны праведной. Закрыта до 1923 года, разорена, оставались только стены. В 2000-х отремонтирована как домовый храм.

Церковь Всех Святых, 1837. Кладбищенская церковь за монастырской оградой. Закрыта до 1923 года, позднее разрушена. Отстроена заново.

Церковь Илариона Великого. Домовая церковь, пристроенная в 1874 к больничному корпусу монастыря за монастырской оградой, у южных ворот. Сооружена по завещанию старца Иллариона. Закрыта до 1923 года. Сейчас действующая.

Уж не знаю из-за этой ли всеобщей доброжелательности или из-за чего другого мне туда хочется вернуться (это, пожалуй, единственный монастырь, куда мне хочется съездить еще раз). Охранник у шлагбаума, забирая у меня юбку, рассыпался в пожеланиях мне и моей семье всего-всего и звал приезжать еще.  Как-то все очень искренне и светло  было вокруг, наверное, именно такой и должна быть церковь.

Ну и в завершении, несколько фоток моих маленьких походниц.

Вот такой град с жутким ветром накрыл нас в одну из ночевок. Дерево стоящее неподалеку вырвалоскорнем и унесло в Оку, а некоторые градины были размером с перепелиное яйцо.

Съездили неплохо.

 

комментариев 9

  • Айсберг:

    ну все Оптина пустынь в моих планах на лето! Лен, рассказ как всегда очень интересный, познавательный и с юмором!

  • hazg hazg:

    белевские дороги ты очень мягко обрисовала… пузотерка там бампер оставит.

    Люди, знайте — деревья летают!

  • Гдея:

    маленькие походницы-супер!!!!!

  • Зоя:

    В Белёве очень нуждается братия Спасо-Преображенского Белёвского мужского монастыря, монахи живут в разрушенном помещении.

  • Владислав:

    «…На этот раз мы решили проехаться по нелюбимой нами Тульской и любимой Калужской областям». Где то что — то упустил, но большой ???? Почему Тульская нелюбимая?

    • Я и мои товарищи не любим Тульскую область: очень плохие дороги, некачественные продукты, неприветливые люди — может это нам так «везло», но лишний раз стараемся там не появляться, хотя живем совсем рядом. О Калужской совершенно противоположное мнение, как умудряются соседствовать две такие разные области для меня загадка.

  • Влад:

    “…На этот раз мы решили проехаться по нелюбимой нами Тульской и любимой Калужской областям”- Тульской области есть чем гордиться а \вот Калужской….ТЫ ГДЕ \БЫЛА ТО ЧТО БЫ ТАК РАССУЖДАТЬ ПРО ТУЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ!

  • Светлана:

    Лена, спасибо за «записки путешественника»!
    Вы молодцы, что так активно проводите время и детей к этому приобщаете, да ещё и находите время опубликовать свои наблюдения. Наткнулась на них совершенно случайно, искала информацию о г.Белёв(предположительно — родина предков). Такие комментарии помогают создать некое впечатление о местности, о духе этой земли. Тульчанам советую так сильно не обижаться на впечатления проезжих туристов, а наоборот, прислушаться. Их не замыленный взгляд видит больше, чем местное население, и использовать их комментарии для изменения своей жизни к лучшему. Мы порой не замечаем и не понимаем, почему наша жизнь не совсем соответствует нашим желаниям, а со стороны — виднее.
    А про Оптину пустынь могу подписаться под каждым словом. И хочу немного добавить. У каждого( неважно, кто туда попадает: поломник или случайный человек, верующий или нет, воцерковлённый или не очень) свой путь в Оптину и любой попадает туда не случайно, даже если приехал по собственному желанию. Это особое место в России, такая — «соль земли», каких и немало по всей территории нашей страны, где человек возвращается в свой дом, к своим истокам, место где находят ответ на вечный вопрос — «для чего я живу», заблудившиеся в дремучих дебрях нашей жизни, люди. Отсюда и ощущение встречи с чудом, необычное состояние, впечатленные другой сути счастья, как мы себе его представляем, миряне.
    Спасибо ещё раз. Здоровья и полной чаши вам и вашим деткам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика