1

Город Владимир — древняя столица Северо-Восточной Руси.

Опубликовано: Лена 09.12.2012 в Без рубрики, Поездки с детьми, Путешествия |

Влади́мир — исторический город России, расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы. Являлся древней столицей Северо-Восточной Руси.

Первые люди стали появляться на территории, которую занимает современный город, около 30—25 тыс. лет до н. э. В третьем тысячелетии до н. э. здесь живут волго-финские племена. В VI—VII веках н. э. эту территорию осваивает финно-угорское племя меря.

В IX—X веках сюда стали проникать сначала ильменские словене, а затем другие племена. В VIII—X веках на холме, где позже был построен Успенский собор, существовал мерянский посёлок.

Основание Владимира традиционно связывается с летописным известием о том, что Владимир Мономах заложил город в 1108 году. Наиболее крупный специалист по владимирской археологии, Н. Н. Воронин, также придерживался этой датировки.

Но в 1990-е годы владимирские краеведы высказались за перенос даты основания города на 990 год, приводя в обоснование этой даты известия ряда поздних летописных источников , где основателем города фигурирует Владимир Святославич.

Когда бы город ни был основан, Владимир начинает расти и усиливаться благодаря заботам Владимира Мономаха, который укрепил его как опорный пункт защиты Ростово-Суздальского княжества.

Расцветом город обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу княжества. Его преемник — Всеволод Большое гнездо — был одним из самых могущественных русских князей, и с его правления за владимирскими князьями закрепляется титул «великих».

Во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа живописи; в городе велось летописание.

Удар по Владимиру был нанесён в 1238 году нашествием монголо-татар. Позднее город несколько раз подвергался татарским набегам, самым тяжёлым из которых стало разорение Дюденевой ратью в 1293 году.

Начиная с Василия Ярославича, в условиях усилившейся раздробленности в Северо-Восточной Руси Владимир перестал быть резиденцией великих князей, которые теперь только совершали в нём обряд интронизации, оставаясь жить в своих наследственных землях. Тем не менее, именно владимирские князья были признаны в Орде старейшими во всей Руси, благодаря чему Владимир стал номинальной столицей русских земель. Этот статус ещё более укрепился в 1299 году, когда город стал резиденцией русских митрополитов.

Как главный стол Северо-Восточной Руси, Владимир не имел собственной княжеской династии. Контроль над ним вместе с обширной доменной территорией получал по выдаваемому в Орде ханскому ярлыку один из удельных князей. На протяжении 1-й половины XIV века основными претендентами на великое княжение были Тверь, Москва и Суздаль. Важной вехой стал переезд в 1325 году из Владимира в Москву (при Иване Калите) митрополита Петра. Дмитрию Донскому удалось добиться признания наследственных прав на Владимир со стороны всех соседних князей и Орды, что означало слияние Московского и Владимирского княжеств.

В 1382 году Владимир, как и другие города Северо-Восточной Руси, пострадал от нашествия Тохтамыша.

В 1408 году Владимир был разорён татарами и нижегородцами.

В 1441 году город подвергся нападению татарского царевича Талыча и нижегородского воеводы Карамышева.

С ростом Московского государства Владимир становится рядовым провинциальным городом. Хотя в титулатуре русских князей и царей он по-прежнему ставился на первое место, впереди Москвы.

Известно, что в 1609 году владимирцы восстали против ставленника Лжедмитрия II воеводы Вельяминова, закидав его камнями.

В 1614 году окрестности города были разорены войсками польского авантюриста Лисовского.

С 1719 года Владимир — центр провинции Московской губернии.

Некоторый экономический и культурный подъём Владимира наметился в конце XVIII века, когда он стал административным центром наместничества (1778 год), а с 1796 года — Владимирской губернии. По утверждённому в 1781 году регулярному плану застройки Владимира началось строительство крупных каменных общественных и жилых зданий.

В 1838—1840 годах во Владимире отбывал ссылку А. И. Герцен. Через город проходила печально известная «Владимирка» — Владимирский тракт использовавшийся для отправки в Сибирь на каторгу осуждённых пеше-этапным порядком.

В 1861 году открыто движение по линии Москва—Владимир Московско-Нижегородской железной дороги.

С декабря 1858 года в городе начал действовать телеграф, в 1866 году окончено строительство водопровода, с 1887 году появилась телефонная связь, в 1908 году заработала первая электростанция.

После установления советской власти многие улицы Владимира были переименованы, большинство приходских храмов было закрыто и приговорено к сносу, уничтожены некоторые кладбища в черте города.

Вместе с тем с первыми десятилетиями советской власти связана индустриализация Владимира.

В годы ВОВ из Владимира было призвано около 25.000 человек, в том числе около полутора тысяч женщин. Почти половина из них не вернулись.
14 августа 1944 года Владимир становится центром области.

В 1958 году был создан Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, в состав которого входят группа уникальных архитектурных памятников русского оборонительного и церковного зодчества, расположенных в трёх городах — Владимире, Суздале и Гусь-Хрустальном, а также сёлах Боголюбово и Кидекша.

Сейчас Владимир один из крупнейших в стране туристических центров, входит в Золотое кольцо России. Наибольший интерес представляют сохранившиеся в нем памятники домонгольской эпохи.

Сразу два таких памятника можно увидеть на Соборной площади:

Первый — Собор Успения Пресвятой Богородицы, он же Успенский собор во Владимире-Волынском, он же Мстиславов храм во Владимире-Волынском, он же Свято-Успенский собор во Владимире-Волынском — древнейший и единственный памятник на Волыни, дошедший до нас со времен Киевской Руси.

Был построен и расписан в 1160 году при волынском князе Мстиславом Изяславичем киевскими строителями.

Собор был усыпальницей князей, бояр и епископов. Под храмом есть 6 великокняжеских, 2 епископские и много гробниц знатных лиц. Здесь похоронен и строитель храма князь Мстислав.

Был разорен полчищами Батыя и снова восстановлен.

В первой половине XV века опустошен, а в конце века стараниями Владимирского епископа Васиана восстановлен.

Пострадал храм и в межконфессиональной борьбе между православными и униатами: в 1596 году, когда владимирский епископ Ипатий Потей принял унию, храм стал униатским. Во время пожара 1683 году, который опустошил весь город, собор сильно пострадал и был восстановлен лишь в 1753 г. Униаты переделали византийскую архитектуру храма на латинский манер.

В 1772 г. собор пришел в запустение. Использовался как «казенный магазин» (склад).

На 1829 г. он превратился в сплошную руину — обвалились своды и купол.

В 1896—1900 архитекторами А. Праховым и Г. И. Котовым была проведена не очень удачная реставрацию, собор восстановили в формах XII века.

Успенский собор является памятником древнерусского зодчества и памятником архитектуры Украины.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1158-1160.

Обязательно зайдите внутрь Успенского собора — это один из немногих храмов, где сохранились фрески Андрея Рублева.

«2000 летию рождества Христова»

Соборная площадь.

Второй не менее интересный домонгольский памятник — Дмитровский собор.

Дмитровский собор, 1192-1194 — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века.

Надпись на дверях Дмитровского собора: «Дорогие молодожены! Желаю счастья, но предупреждаю, что барабанить в двери храма — плохая примета! Князь Всеволод.» — т.е. работники православной церкви пугают народ приметами — потрясающе!

Но это не все, что можно посмотреть на Соборной площади и ее окрестностях.

В 1785 г. был торжественно заложен корпус палат присутственных мест, построенный к 1790 по проекту известного архитектора К.И. Бланка в виде вытянутого сооружения, фасад которого украшен в центре и по флангам портиками пилястр. Своеобразный интерьер: все 3 этажа, имеют длинные коридоры, перекрытые сводами. В здании находился губернский управленческий аппарат.
Во время ВОВ в здании размещался военный госпиталь.
В настоящее время почти все здание передано под экспозиции и службы Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Памятник Александру Невскому.

Исторический музей.

Церковь Николая Чудотворца, 1761-1769.
Николо-Кремлевская церковь построена в 1761 году на месте более древнего деревянного храма, сгоревшего во время большого пожара. По месту расположения церкви, на территории бывшего городского кремля, храм именовали Николо-Кремлевским. В настоящее время в ней размещается владимирский планетарий, открытый в 1962 году.

Памятник Андерю Рублеву. Последняя работа московского скульптора О.К. Комова, над которой он работал несколько лет. Памятник открыт в августе 1995 года к 1000-летию города.

Монумент в честь 850-летия основания г. Владимира (в народе именуемый «три ленивца»).
Первый обелиск из дерева со звездой был поставлен здесь еще в 1916 году. Нынешний был заложен на его месте в 1958 году в честь 850-летия города (тогда годом основания считался 1108 год), и торжественно открыт 30 октября 1969 года. Скульптор А.Б. Рябичев, архитекторы А.Н. Душкин и Е.А. Архипов. По сторонам вогнутой трехгранной усеченной призмы расположены три фигуры: древний воин, обращенный в сторону оборонительных Золотых Ворот, зодчий, обращенный в сторону Успенского собора и современный рабочий, обращенный к промышленной части города.

В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.

С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе русских монастырей.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий и братия монастыря были убиты татарами, а сам монастырь разграблен и опустошен.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребен великий князь Александр Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Однако, в 1723 году по указу Петра I мощи Александра Невскогоо были перенесении в Санкт-Петербург в Александро-Невскую Лавру.

В 1561 году, по указу Ивана Грозного первенство среди монастырей перешло Троицко-Cepгиеву монастырю, затем в 1720 году второе место занял Александро-Невский монастырь, так Рождественский монастырь стал третьим.

В середине 17 века в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня (не сохранилась), в 1659 г. построены казенные кельи.

В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным.

При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохранились.), тогда же возвели братский корпус.

Во 2-й половине 17 века строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной.

С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом.

В 1859-69 гг. по проекту архитектора Н.А. Артлебена собор монастыря полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Христорождественская церковь и трапезная.

В 1930 г. были сломаны собор и колокольня.

Впоследствии здания монастыря неоднократно ремонтировались. На территории возвели несколько новых зданий.

В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году.

Церковь Александра Невского в Рождественском Владимирском мужском монастыре.

Слева церковь Александра Невского, справа собор Рождества Богородицы.

Стена Рождественского монастыря.

Угловая башня.

Хотя и говорят о том, что несмотря на утраты, дошедший до нашего времени монастырь сохранил облик позднесредневековой обители со свободной планировкой, монастырь неинтересен с исторической точки зрения, особенно на фоне сохранившихся по соседству древнейших храмов.

Идем дальше. Вид со смотровой площадки Соборной площади совершенно никакой — на поезда, зачем она вообще здесь нужна не понятно. Из интересного удалось разглядеть только Успенскую церковь, которую несмотря на ее древность почему-то долго не реставрировали.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1644-1649. Ныне принадлежит старообрядцам Белокриницкого согласия. Ведется реставрация.

 

 

 

«В этом здании помещался Владимирский комитет РСДРП (большевиков)».
«В этом здании с 1980 по 1985 годы работал Тихон Степанович Сушков — председатель исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся, внесший значительный вклад в развитие народного хозяйства области».

Покидаем сердце города и дальше просто ездим-смотрим все подряд.

Старообрядческая Белокриницкого согласия (белокриничники) церковь Троицы Живоначальной, 1913-1916. Архитектор С. М. Жаров.

Вечный огонь. Мемориал в честь владимирцев, погибших в годы Великой Отечественной войны  был заложен 6 ноября 1967 года и торжественно открыт 9 мая 1975 на месте ямской Казанской церкви, сломанной танками в 1966 году, примыкающей сквер разбит на месте старого ямского кладбища. Архитектор Б.А.Шиганов, скульптор В.А.Шанин. В центре площадки монумента горит Вечный огонь Славы, доставленный из Москвы с Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду. 
9 мая 1985 года была установлена бронзовая скульптурная композиция из трёх фигур: женщины-матери, солдата и рабочего тыла, символизирующая единство народа в борьбе против захватчиков. Скульптор А.А. Перевертень, архитектор В.И. Фомин.

Памятник Фрунзе.

Улицы Владимира.

Я испытываю к Владимиру особенно трепетные чувства т.к. здесь 8 лет жила моя мама — ее направили сюда по распределению после института. Она всегда очень тепло отзывается о тех временах и городе.

Мне город тоже нравится, с точки зрения туризма Владимир действительно очень интересен.

Метки: ,

1 комментарий

  • merjanyn:

    Мерянское наследие России. «MERÄMAA.RU» — первый ресурс, посвященный финно-угорским народам Меря, Мурома, Весь, Мещёра. Когда-то все они стали основой великорусского этноса. Однако их вклад в становление русской нации и государства до сих пор остается загадкой для большинства россиян. Мы ставим своей задачей восполнить этот пробел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика