9

Храмы Владимирской области.

Опубликовано: Лена 22.08.2011 в Без рубрики, Путешествия |

Состоялась наша очередная поездка во Владимирскую область,  осмотреть не успели и половины намеченного, зато отдохнули от детей! Предлагаю насладиться видами храмов и прочих интересностей Владимирской области. Напомню, что рассказ о посещения города Суздаль вынесен в отдельную статью из-за обилия фоток.

Почему-то мне всегда «везет» бывать в городе Владимире среди ночи или в плохую погоду, по этому увы обфоткать эти «ворота Золотого кольца России» мне никак не удается. Вот и в этот раз — всего одно фото :(

Церковь Михаила Архангела на Студеной Горе, 1891-1893.

Остановлюсь подробнее на других городах Владимирской области, которые мы посетили в этот раз.

Входящий в состав Золотого кольца России — город Юрьев-Польский, был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, обнесенная сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 метров, с деревянными стенами. В центре крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор.

С 1212 года Юрьев-Польский — центр удельного княжества, во главе которого встал сын Всеволода Большое Гнездо Святослав.

В 1238, 1382 и 1408 годах город разорялся монголо-татарским нашествием.

Во время смуты начала XVII века Юрьев-Польский был сожжён поляками.

С середины XVII века начался экономический рост города, которому способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой.

С 1708 года — в составе Московской губернии (уездный город с 1778 года), с 1796 года — во Владимирской губернии.

11 июля 1919 года государственные учреждения города были разграблены бандой под руководством штабс-капитана царской армии Ефима Скородумова (Юшки).

В 1920 году в был основан Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.

До 2010 года Юрьев-Польский имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ город был этого статуса лишён.

Я бывала здесь уже ни раз и делилась своими впечатлениями в одной из статей, повторяться не буду, с тех пор ничего не изменилось.

Жемчужина Юрьев-Польского — Михайло-Архангельский монастырь — православный мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии. Основан в XIII веке князем Святославом Всеволодовичем.

Располагается в самом центре Юрьев-Польского в кольце древних земляных валов XII века.

В 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении.

В 1560 году был построен первый каменный храм.

На его территории монастыря расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.

Панорама Михайло-Архангельского монастыря.

Памятник Юрию Долгорукому.

Торговые ряды в центре города.

Памятник Ильичу.

Основной целью нашего заезда в Юрьев-Польский был не его туристический центр, и даже не наша любимая кафешка, где подают вкуснейшее мясо в горшочках и пельмени, а церковь, расположенная рядом с еще одним монастырем, находящимся на территории города, но малопосещаемый из-за плачевного состояния.

Петропавловский монастырь недалеко от Юрьева-Польского существовал еще с XVI века, однако в ходе «литовского разорения» его разорили и сожгли. По сведениям из других источников, его основал в XVII веке митрополит Суздальский и Юрьевский Илларион. Позднее обитель пришла в упадок. На протяжении долгого времени монастыря не было. В том же XVII веке на этом месте была снова отстроена приходская церковь Петра и Павла (деревянная), снесенная в 1830-м году из-за ветхости.

В 1843 году недалеко от заставы Юрьева-Польского началось масштабное строительство новой большой церкови во имя Петра и Павла. Здание вышло просто великолепным! Храм, выполненный в византийском стиле, был с пятью главами, установленными на световые барабаны, с высокими, огромными порталами и тремя престолами. Тем не мене в течение двадцати лет он оставался без прихода. Новая жизнь храма началась после большого городского пожара 1871 года, в результате которого был уничтожен Введенский женский монастырь. Монахиням, которые в буквальном смысле остались на улице, разрешили занять Петропавловскую церковь, превращенную впоследствии в соборный храм монастыря. В 1874 года обитель, которая обосновалась на новом месте, стала официально называться Петропавловской.

Большая колокольня в пять ярусов сохранилась лучше всего из монастырских построек. В наши дни у нее уже нет глав, однако это не лишило здание его великолепия. Выстроенная она в конце XIX века в том же неорусском стиле. Колокольню украшает разнообразная резьба, и на каждом ярусе имеются свой декор и особенные арочные проемы. О возведении колокольни позаботилась игуменья Клавдия, которая очень много сделала для обители. Именно ее стараниями в 1898 году при монастыре была открыта богадельня, а чуть раньше – школа для девочек, при которой был также интернат для тех, кто жил далеко.

В 20-х годах XX столетия монастырь упразднили, а в 1925 году все колокола были проданы на цветмет.

В наши дни в монастырском дворе, который когда-то был благоустроен и красив, стоят гаражи. На соборе и трапезной церкви отсутствует кровля, а на колокольне выросли кусты и молодые березки. Хотя в нескольких источниках говорится о восстановительных работах в монастыре, мы этого не заметили.

Петропавловский монастырь.

Церковь Петра и Павла.

Внутри храма.

Колокольня Петропавловского монастыря.

Рядом с монастырем расположена Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1780 году на средства, собранные горожанами. Это типичная провинциальная церковь. В 1840 году к церкви была пристроена двухъярусная колокольня в стиле классицизм, с высоким шпилем. В церкви было три престола: главный Вознесенский и два теплых, или «зимних»: Петропавловский и Сергия Радонежского. При храме действовала церковно-приходская школа.
В советское время храм был закрыт, колокольня сломана. И заколоченное здание, лишенное глав, долгое время казалось частью Петропавловского монастыря.

Сейчас церковь реставрируют.

Моей задачей было выяснить, сохранилось ли кладбище при церкви — ко мне с просьбой отыскать могилу предка, захороненного там, обратилась одна дама. Увы, кладбища больше нет, надгробий, сваленных в кучу, как это часто бывает, я так же не обнаружила.

Вознесенская церковь, 1780.

Еще один город Владимирской области, удостоенный повторного нашего внимания — Ковров.

Согласно преданию, поселение на месте будущего Коврова было основано в XII веке на берегу реки Клязьма великим князем Юрием Долгоруким. Это место окрестили деревней Елифановкой — по имени зверолова Елифана, одного из первых поселенцев.

В 1157 году великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский, возвращаясь зимой из Суздаля в Стародуб (о котором речь пойдет ниже), из-за вьюги сбился с пути и чудом вышел на деревню Елифановка. Это произошло в канун Рождества Христова. По случаю своего чудесного спасения князь приказал выстроить в деревне Рождественскую церковь. С тех пор деревня Елифановка получила название села Рождественское. В XIII веке Рождественское вошло в состав Стародубского княжества.

В XIV столетии село Рождественское было отдано во владение князьям Ковровым, из рода Стародубских. По имени новых владельцев село Рождественское стало называться Коврово.

При императрице Екатерины II село Коврово получило статус уездного города.  В 1817 году в Коврове насчитывалось 177 домов и 887 жителей, имелось 2 церкви.

Весной 1858 года начались работы по строительству Московско-Нижегородской железной дороги, которая должна была пройти в полуверсте от города. Первый рейсовый поезд из Нижнего Новгорода в Москву потерпел аварию у станции Ковров I. Почти два года после этого ликвидировали всевозможные недоделки. 17 апреля 1867 года у ковровской станции рухнули в реку два пролёта железнодорожного моста через Клязьму и здание водокачки. К 1871 году был возведён новый мост. В августе 1864 года открыты Ковровские железнодорожные мастерские. В 1880 году Ковров стал начальным пунктом Муромской железной дороги (линия Ковров — Муром).

В годы советской власти Ковровские железнодорожные мастерские были переформированы в ремонтный завод. В 1930 году туда поступил заказ на ремонт партии импортных экскаваторов. Это обстоятельство стало решающим в дальнейшей судьбе предприятия. Когда возник вопрос о возможности производства отечественных землеройных машин, то было решено образовать в Коврове экскаваторный завод на базе прежних мастерских.

Чугунолитейный завод в годы первых пятилеток был реконструирован в крупное предприятие, выпускавшее механические топки для электростанций, станки, автомобильные стартёры.

В 1941 году на ковровском заводе конструктором-оружейником В. А. Дегтярёвым было создано знаменитое противотанковое ружьё.

С 1945 года на заводе освоено крупное производство мотоциклов, на которых и сейчас с упоением рассекает местное население.

В ближайшее время возможно присвоение Коврову статуса наукограда.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, 2004 — 2007.

Собор Рождества Христова, 1778 — 1870.

Колокольня собора Рождества Христова.

«Ковровский купец Иван Андреевич Треумов. Родился 18 августа 1849, скончался 18 декабря 1899. День ангела 29 августа.»

Издалека видна колокольня Спасо-Преображенского собора — одна из доминант города.

В 30-е годы прошлого века храм был закрыт, колокольня и завершение церкви, а так же ее внутреннее убранство — утрачены. Сейчас внешний вид восстановлен и близок к первоначальному, новодел практически незаметен.

Колокольня Спасо-Преображенского собора.

 

Немного улиц Коврова.

Сначала решили, что это Макдональдс, а оказалось, что талантливый закос — «Ваш гамбургер».

А теперь поговорим о месте, которое здесь уже упоминалось —  Стародуб, ранее — г. Стародуб-на-Клязьме — древнерусский город — столица Стародубского княжества (1218- нач. XV в) и центр Русского Ополья в XII—XIV веках, основанный Юрием Долгоруким в 1152 году (старше Москвы!).

Был назван мигрирующим населением в честь южного Стародуба Северского, откуда, возможно, прибыли переселенцы.

После вторжения монголов на Русь самый младший из сыновей Всеволода III Большое Гнездо — Иван получил в удел Стародуб. В последующие века его потомки, управляя одним из самых малых русских княжеств, отчаянно отражали притязания двух сильных соседей — Московского и Нижегородского княжеств.

В конце 1370-х годов город был захвачен Дмитрием Донским и вошёл в состав централизованного Московского государства.

Впоследствии многочисленные потомки стародубских князей переселились в Москву, где образовали роды Гагариных, Хилковых, Ромодановских, Пожарских и другие.

В Смутное время город был полностью сожжён польским авантюристом Лисовским, который в марте 1609 года разорил окрестные территории.

В XVIII — начале XIX веков Стародуб был возрождён как село Клязьменский Городок Ковровского уезда Владимирской губернии.

Некоторые историки предполагают, что здесь захоронены родители князя Дмитрия Пожарского.

В 2002 году в честь его 850-летия на месте бывшего города Стародуб, была установлена стела.

Сегодня Клязьменский городок ничем особо не отличается от многих других сел Владимирской области.

Покровская церковь с 40-метровой колокольней (1803) и стела.

Гравировка на стеле.

Еще одно село, с богатым прошлым — Кидекша.

Название «Кидекша» имеет финно-угорское происхождение и в переводе с мерянского означает «каменистый залив» или «каменистая речка». Вероятно, до прихода славян «Кидекшей» называлось нижнее течение реки Каменки.

Кидекша как укрепленное поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 построил здесь церковь Бориса и Глеба. По легенде, здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба.

Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укрепленным княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в нее реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.

В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, и город вскоре потерял свой статус. Уже в XIV веке на этом месте располагался монастырь.

Примечательна Кидекша тем, что здесь сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку северо-восточной Руси — церковь Бориса и Глеба (1152, сильно перестроена в XVIII веке, фрески XII века). Позднее к нему добавились памятники, характерные для суздальского зодчества: Святые ворота (конец XVII—начало XVIII веков), которые вели к спуску на реку, теплая церковь Св. Стефана (1780), шатровая колокольня (XVIII век).

Церковь Бориса и Глеба с 1992 года является составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Помимо этого, сохранились остатки древних оборонительных валов.

Церковь Бориса и Глеба, 1152.

Слева церковь Бориса и Глеба, справа — теплая церковь Св. Стефана, 1780.

Шатровая колокольня, XVIII век.

Панорама архитектурного ансамбля XII—XVIII веков в Кидекше.

Братская могила ВОВ в Кидекше.

Наш маршрут проходил,  в основном, через места не на столько популярные у туристов, как предыдущие. Вот некоторые из них.

Знаменская церковь в Быково, 1777.

Церковь Дмитрия Солунского, 1803 г.

Приятно и не приятно одновременно, было увидеть уже знакомую по поездке в Веретьево  церковь в Новосёлке-Кудрине. За 7 лет ситуация только ухудшилась, реставрации не случилось.

Церковь Рождества Христова в Новосёлке-Кудрине. Дата основания 1632, закрыта в 1930-х, ныне заброшена.

Церковь Троицы Живоначальной с. Санниково, 1836.

«Жители» села Санниково на центральной площади.

Весьма странное место с многовековой историей есть неподалеку — это Петровское. На него есть указатели, есть знаки внутри самого населенного пункта, есть улицы, сады, неплохая дорога, церковь… Как будто взяли и стерли ластиком дома вместе с местными жителями — видно, где они совсем недавно были, а теперь ничего и никого нет.

Петровское возникло в незапамятные времена, скорее всего, еще в XV столетии. Свое название получило по деревянному храму в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, возведенному местными вотчинниками князьями Ромодановскими — потомками Василия Ромодана, внука героя Куликовской битвы Андрея Стародубского.

Петровское было полностью сожжено, а большая часть населения погибла во время трагических событий Великой Смуты начала XVII столетия.

Лишь когда ополчение Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского разбило поляков и их пособников, Петровское начали отстраивать заново. Но прежнего значения центра огромной вотчины Ромодановских оно больше не получило. Его новым владельцем стал родственник Ромодановских боярин князь Никита Иванович Одоевский — один из видных государственных деятелей России при первых Романовых. Позже село унаследовали князья Куракины — потомки правителя Литвы Гедимина, почитавшиеся в числе самых аристократических родов Московского царства.

Когда Петровское досталось Алексею Куракину, нуждаясь в деньгах, он в 1802 году продал его и с десяток деревень при нем своему давнему знакомому, харьковскому вице-губернатору (позже служившему олонецким губернатором) действительному статскому советнику Василию Гавриловичу Муратову.

При Муратовых в 1851 году в селе был выстроен новый каменный Петропавловский храм об одной главе с колокольней.

Ни колокольни, ни каменной ограды, окружавшей храм, больше нет. Сама же церковь была закрыта в 1935 году и позже использовалась в качестве склада и гаража.

Еще во второй половине XIX века село Петровское являлось одним из центров офенской торговли. Местные крестьяне в качестве коробейников доходили до Сибири, Польши и Кавказа.

Однако офенский промысел в целом сослужил старому селу недобрую службу: значительная часть петровцев-коробейников переселилась оттуда в разные города еще до 1917 года.

В XX веке жизнь в пустеющем селе поддерживали работники колхоза «Искра Ленина» и подсобного хозяйства Ковровского экскаваторного завода. После того как для колхоза и для завода начались трудные времена, ферму и свинарник в Петровском закрыли, и в начале 1990-х гг. его покинули последние жители. Брошенные дома частью разобрали, а потом руины сгорели во время пожара.

Церковь в Петровском.

Погост Якимово. Покровская церковь, 1829. Когда-то здесь хранились старинные особо чтимые резные иконы Спасителя сидящего в темнице и святителя и чудотворца Николая. Храм закрыт в 1940-м году. Сейчас начата реставрация.

Старинные надгробия «традиционно» свалены в кучу возле храма. «Здесь покоится тело раба Феофана Васильевича Зайцева, скончался 1903 7 октября, жития его 56 лет».

Старое фото Покровской церкви.

Неожиданно для самих себя, мы наткнулись на часовню  д. Яковлево.

«В 1822 году усердием прихожан построена церковь с колокольнею и оградою. Церкви принадлежит каменная сторожка, крытая железом, построенная в 1869 году и каменная усыпальница, построенная на кладбище в 1873 году». В конце XIX века при въезде в деревню была построена еще и часовня. Церковный комплекс не сохранился. Сохранилась одна часовня, описывается она так: «Часовня представляет собой четверик с четырехскатной железной кровлей с луковичной главкой на восьмигранном деревянном барабане (восемь стоек обшиты тесом) без шейки. Каждый угол фасада украшен спаренными плоскими пилястрами на общей базе в цоколе, облицованном белым камнем. Пилястры поддерживают карниз с рядом поребрика. По углам четверика в основании кровли квадратные башенки, фасадные грани которых являются как бы продолжением спаренных пилястр. Имеют квадратные ниши. Западная стена имеет большой портал с арочным завершением, обрамленным плоскими колонками с длину кирпича. С килевидным завершением. В уровне пят арки на обрамлении портала на пилястрах пропущен поясок. Над порталом в основании кровли сделан высокий килевидный кокошник с отверстием».

На деле, выглядит часовня весьма прозаично — развалина, она и есть развалина.

Часовня деревни Яковлево.

Церковь Бориса и Глеба, д. Кубаево, 1855 — 1860.

И просто фотки:

Лисы — души умерших, преследуют нас на местах бывших деревень все лето.

Отдых.

В последний день поездки нас накрыл затяжной дождь, мы все извазюкались и подмерзли. Еще одна поездка во Владимирскую область состоялась.

комментариев 9

  • светлана:

    мои детство и юность прошли в коврове даже представить не могла что там есть такие потрясающие места спасибо вам огромное

  • Елена:

    Ищу храм во Владимирской о., Муромского р., с.Прудищи, где служил Протоиерей Дубровский Александр Михайлович, год рождения 1870, 5 сентября, Место рождения Ивановская о., с.Старая Слобода, протоиерей 
    Сын дьячка.
    Был женат на Веселовской Анне Павловне. В семье было 12 детей: Анна, София, Варвара,Валериан, Юлия, Герман, Зинаида, Сергей, Тамара, Серафим, Милица, Евфалия
    Арестован по месту служения, Владимирская о., Муромский р., с.Прудищи 
    Год ареста 1937 День ареста 20.11.37 
    Осуждения тройка при УНКВД СССР по Горьковской обл. 
    17/12/1937 Обвинение «участник филиала Муромской поповской диверсионно-террористической организации, а/с и антиколхозная агитация и пораженческая пропаганда» Статья ст.58-10 ч.1, 58-11 УК РСФСР 
    Приговор=высшая мера наказания — расстрел с конфискацией лично принадлежащего имущества Групповое дело «дело филиала Муромской к/р церковной организации, Муром, 1937г.» 
    Места заключения
    Владимирская о., г.Муром, тюрьма 20.11.37 
    Год окончания 1937 
    Во время следствия содержался в Муромской тюрьме.
    Когда дело было передано на рассмотрение «тройки», был переведен в
    Горьковскую тюрьму
    Прошу оказать содействие в моих поисках, пока немогу найти село и храм, где служил прадед

    • Почему село найти не можете? Вбейте в Яндекс-картах Владимирская обл., Муромский р-н., пос. Прудищи. К сожалению сведений о состоянии храма Покрова Богородицы на сегодняшний момент мне найти не удалось. Если буду в тех краях обязательно заеду посмотреть.

    • Евгений:

      Храм разрушен. Мне присылали фотографии с места, где он был. Я внук отца Александра. Если можете, ответьте мне, 89057168217. Кем приходитесь Вы моему деду, если родственница — то мы родственники.

    • Александр:

      Здравствуйте уважаемая Елена. Я тоже правнук о. Александра, внук Зинаиды. Сведений у меня не больше вашего. Но все-же. Вот мои адрес
      249010 г. Боровск Калужской обл., ул.Берникова, д.14.
      и телефон 8 963 977 84 60

  • Сергей:

    «Моей задачей было выяснить, сохранилось ли кладбище при церкви — ко мне с просьбой отыскать могилу предка, захороненного там, обратилась одна дама. Увы, кладбища больше нет, надгробий, сваленных в кучу, как это часто бывает, я так же не обнаружила.»
    Отсылайте вашу знакомую сюда:
    http://nasheopolie.ru/forum/index.php?/topic/37-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bd%d0%b5%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c-%d1%8e%d1%80%d1%8c%d0%b5%d0%b2-%d0%b8-%d1%83%d0%b5%d0%b7%d0%b4/

  • kablook:

    На фото, подписанном «Церковь поселка Старково» (и на двух следующих фотографиях), изображена Церковь Троицы живоначальной в с. Санниково Ковровского района Владимирской оьласти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика