0

Заонежье 2013. Часть 7: подводная лодка в Вытегре — Вашпанское озеро — Кириллов — Череповец — Пошехонье — Рыбинск — Николо-Корма.

Опубликовано: Лена 05.10.2013 в Без рубрики, Путешествия |

Карелия 2013. И вот, после всех приключений, мы в Вытегре. В город я въезжала нехотя, помня наше предыдущее посещение.  Но сегодня здесь было оживленно и менее погано, чем в прошлый раз. Из кардинальных изменений — новый асфальт, видимо, именно он оба раза делал настроение.

Нас интересовал музей «Подводная лодка Б-440» расположившийся у берега Вытегорского водохранилища, в который мы не смогли попасть в прошлый раз. Экспозиция музея приближена к реальной обстановке, которая окружает подводников во время несения службы и состоит из предметов техники и вооружения используемых на этой субмарине во время ее службы, элементов быта подводников (жилье каюты, камбуз, гальюны, спальные места матросов, кают-компании). В центральном отсеке лодки установлен действующий перископ.

Подводная лодка Б-440.

Вологодская область, г. Вытегра, Подводная лодка Б-440. Лето 2013.

Торпедные аппараты (6 шт.)

Торпеда в разрезе.

Баллоны с воздухом для запуска торпед.

На потолке притаились вот такие осьминоги.

Электрокомпрессор ЭК10-1 Левый борт.

Набор штатных инструментов.

Метрист — для определения наружных целей.

Щит для отключения силовой цепи.

Штурманский прибор (показывает пройденные курс, делает автоматическую прокладку курса).

Жилой отсек.

Справа и слева каюты и кают-компании офицерского состава.

Дверь в гальюн (туалет).

На унитазе сидеть явно не скучно — можно вентили покрутить.

Кают-компания офицеров.

Кают-компания мичманов.

Каюта помощника капитана.

Я так поняла у капитана, помощника капитана и мичмана каюты одноместные, у все остальных офицеров двухместные.

Размер такой каюты примерно с купешку в вагоне, только потолок сильно ниже.

Вот такое панно в одной из кают-компаний.

Жилых отсека два: для офицеров и для «простых смертных».

Спальные места матросов, видны шкафчики для личных вещей.

Рында.

Камбуз (кухня).

Еще один гальюн, в описании было сказано, что он с душем, но я заметила только раковину.

Буфетная.

Лестница в рубку.

Внутри рубки.

Вид из рубки.

Торпедные аппараты (4 штуки).

Выгородка ДАУ 2д-42 м. Дистанционные автоматы управления дизелями.

На нижней палубе в бывших аккумуляторных ямах расположен зал музейной экспозиции, где представлены материалы по истории подводного кораблестроения и боевой истории подводной лодки Б-440.

Карта интересностей в округе.

Потаенное судно Ефима Никонова 1721 г. В 1718 году на имя Петра 1 была подана челобитная от Ефима Никонова (плотника из подмосковного села Покровское) с предложением построить судно, которое могло бы ходить под водой и уничтожать вражеские корабли. Судно было изготовлено из дерева в форме бочки. Управление им осуществлялось с помощью двух гребков и рассчитано на одного человека. В 1721 году в присутсвии Петра 1 судно было испытано. Петр 1 позже предложил автору постройку «судна большого корпуса». В нем размещалось уже двое гребцов. Со смертью Петра 1 работа над потаенным судном прекратилось, а построенная талантливым умельцем подводная лодка сгнила в заброшенном сарае.

Подводная лодка Карла Андреевича Шильдера, 1834.
В 1834 г. под руководством Шильдера была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Лодка Карла Андреевича имела целый ряд преимуществ перед своими предшественниками. Был создан прообраз современного перископа. Наиболее важные части лодки конструктор защитил броней. Система погружения и всплывания включала в себя цистерну водяного балласта, помпу и два подводных якоря весом 1250 кг. Вход а выход производился через люки высотой около 1 м. в движение лодка приводилась четырьмя гребцами посредством специальных гребков, напоминающих утиные лапки. Первое поручение лодки Шильдера прошло 29 августа 1838 года. Но работы по боевому применению длились недолго из-за их низкой скорости, малой маневренности и ненадежности оружия.

Морские узлы.

Образцы формы подводников.

Акваланг.

Выставка «Навигационные огни». Коллекция осветительных приборов, судовых, сигнальных огней и фонарей маяков. Собрана Волковым Михаилом Михайловичем.

Стенды музея.

Внутри лодки невероятно тесно и невероятно душно, каждый сантиметр напичкан какими-то датчиками, приборами, вентилями. Как во всем этом разобраться я не представляю. Но еще меньше я представляю, как можно в этой большой консервной банке существовать друг у друга на головах днями, а то и неделями. По ощущениям, хуже чем в танке.

После тесноты приятно было прогуляться по верху лодки.

Вокруг плавают кораблики.

Больше задерживаться в Вытегре мы не стали и направились в сторону Кириллова. Но до него мы так и не доехали, потому, что сначала застряли на заправке в районе Липина Бора — заправка сама заправлялась, а потом выяснилось, что Андрей устал, значит пора вставать на ночлег.

Пока наши закупались продуктами в Липином Бору при въезде обнаружился небольшой и очень уютный магазинчик с кучей сувениров и магнитиков с символикой Липиного Бора. Рекомендую посетить.

Встать мы решили на берегу Вашпанского озера. Место стоянки искали весьма оригинально: часть народа пошла пешком к берегу, а Сашка сел на машину и поехал дальше по проселочной дороге. В хрюкающие рации пытались как-то скоординировать действия, в итоге вернулись на исходную: и народ, и Сашка стали рассказывать, что нашли классное место: дорога прямо к озеру подходит, березы, нормальный заход и даже лодка есть на берегу. В итоге купились на Сашкины уговоры и отправились по его маршруту, походив кругами пришли на тоже место, что находили остальные. Так два классных места оказались одним и тем же :).

Вашпанское озеро.

Кстати, мы очень боялись комаров в Карелии, но в этот раз их там не было совсем, зато как только въехали в Вологодскую область, они вечерами нас зажирали.

Утром долго решали стоит ли вскрывать замок на лодке, которая лежала на берегу т.к. хотелось половить рыбу, а наша надувнушка стала безбожно спускать. В итоге решили не трогать. Часа через 2 появились хозяева лодки — «не были 3 недели, решили проведать» — вот бы мы влипли, еслиб вовремя не одумались. Сашка и Дима поехали кататься по окрестным полям, Серега ловил рыбу, остальные отсыпались и стирались, а я дошла до кладбища, где еще вчера приметила интересную могилу.

Я много о таком слышала, но увидела впервые: Егоровы Александр Аристархович и Екатерина Никитична сейчас покоятся в одной могиле, хотя, видимо, он пропал без вести в сентябре 1941 года. Жена его, судя по надписи, помнила и ждала всю жизнь. Останки Александра Аристарховича были подняты поисковиками в 2009 году. Так они снова оказались рядом почти через 50 лет.

Выехали мы ближе к вечеру, но проехали совсем чуть-чуть, до трассы, дальше выяснилось, что у нас обломались лопасти вискомуфты и ими пробило радиатор, при чем сразу несколько трубок прямо под горловиной. Пришлось Андрею брать нас на буксир и тащить до Липиного Бора. По злой иронии на дворе была суббота,  Андрей и Сашка на втором УАЗе рванули в город, но увы, нужные магазины были зарыты до понедельника. Столько терять времени мы не могли. Так на тросе, мы покатились в Кириллов. Я рулила, Сашка пытался поймать инет и выяснить куда лучше податься за запчастями. Но с инетом была засада: в Карелии не было комаров и почти везде была связь, в Вологодской области были только комары.

Где встать около Кириллова мы  нашли уже затемно.

Утром Сашка, Андрей и Дима поехали сначала в Кириллов (магазин запчастей был закрыт), а потом рванули в Вологду. В Вологде магазин тоже был закрыт, но ребятам удалось дозвониться до хозяина, и он продал нашим все необходимое. Дима из Вологды отбыл домой т.к. наша поездка затягивалась, а на работе его ждали неотложные дела.

Вернулись наши в 18.15, сказав, что надо сделать все очень быстро, что бы успеть на паром в Кириллове, который перестает курсировать в 20.00.

Как они не старались, работы подошли к концу только в 19.40 оказалось, что вчера фарами еще и аккумулятор посадили, пока прикурились, короче стало очевидно, что на паром мы не попадаем. Местные жители сказали, что если паромщикам помахать, то за небольшие деньги они нас переправят и после закрытия.

Понадеявшись на это, мы рванули в город.

Увы, на осмотр одного из очень желанных объектов поездки теперь не было времени. Крупнейший на Севере архитектурный комплекс средневековья — ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, основан в конце XIV столетия. Это самый большой Российский монастырь с одиннадцатью великолепно сохранившимися храмами, гражданскими постройками и фортификационными сооружениями. Монастырь был уже закрыт и нам оставалось только полюбоваться на него со стороны. Я сюда обязательно вернусь!

Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, основан в конце XIV столетия.

Мы ехали-ехали вдоль Северо-Двинского канала, переезжали через деревянные мостики, работающие до 21.00, плутали по карте…

Северо-Двинский канал.

…в итоге мы хакнули реальность т.к. не нашли паром, но обнаружили шикарный новый мост! Так мы и не поняли, о каком пароме говорили местные.

И вот мы уже движемся в сторону Череповца. Хотели проехать через город и встать за ним, но Андрей взвыл, что уже накатался, Сашка, кстати, попробовал сегодня проехаться на его машине и оценил на сколько она тяжелее в управлении после переделок и с более злой резиной, чем наша, пришлось останавливаться.

Утром мы въехали в Череповец.  Въехали и задохнулись!

Череповец — крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района. Решение о строительстве Череповецкого металлургического завода было принято еще в 1940 году. С 1959 года он стал предприятием с полным металлургическим циклом. Сейчас металлургический комбинат ОАО «Северсталь» второй по величине сталелитейный комбинат России. И как же он ВОНЯЕТ! Мы проехали город насквозь, чем дальше мы удалялись от завода, тем легче дышалось. Бедные местные жители, хотя наверное  они уже принюхались, как москвичи к реагентам зимой.

Улицы Череповца. Движение, кстати, очень неплохо организовано — широкие улицы, новый асфальт.

SONY DSC

Церковь Рождества Христова в Череповце, 1992-1997.

Покидаем город и летим дальше, сегодня надо успеть галопом доскакать до Мышкина.

Вот мы уже в Ярославской области. Закупаемся на перекус в городе Пошехонье.

г. Пошехонье.

Пошехо́нье — город Ярославской области, где протекает аж пять рек: Согожа, Сога, Шельша, Пертомка и Троицкий ручей. Они соединяются в центре города, впадая в Согожу. Русла этих рек были сильно расширены Рыбинским водохранилищем, что вызвало необходимость построить множество мостов вдобавок к уже существовавшим.

В городе когда-то производился  известный по всей России пошехонский сыр, в данный момент предприятие разорилось, но в планах губернатора Ярославской области его восстановить.

Троицкий собор, 1717, является древнейшим каменным зданием, сохранившимся в Пошехонье.
К северо-западу от собора высится четырехъярусная колокольня, выстроенная во второй половине XIX века.

При выезде из города видна церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная на средства прихожан между 1793 и 1796 гг. в с. Ясная поляна.

Погода за бортом прекрасная, въезжаем в Рыбинск, я вещаю, что смотреть здесь особо нечего. Мы останавливаемся подождать Андрея и совершенно случайно  оказываемся на своеобразной смотровой площадке. На противоположной стороне Волги обнаруживается весьма интересная набережная.

Панорама_без_названия58

Рыбинск.

При ближайшем рассмотрении обнаруживаем:

Первый в Рыбинске каменный храм во имя Преображения Господня был построен в 1654-1660 годах на месте двух деревянных церквей начала XVII века — Преображенской и Петропавловской. В 1779 г. этот храм получил статус городского собора. Ныне это Спасо-Преображенский собор, вмещающий до 4 тысяч человек. Колокольня имеет высоту около 94 м и является одной из самых высоких в России.

Рыбинский Государственный историко-ахритектурный и художественный музей-заповедник. В былые времена здание являлось Зерновой Биржей — первой провинциальной и третьей в стране по величине.
В военные года здесь располагалась больница.

Никольская часовня построена в 1867 году на частные средства, в 1927 году отдана под хозяйственные нужды. Позднее снесен купол и надстроен второй этаж. До 2010 года в здании располагалась водная милиция. 1 июня 2010 года начались реставрационные работы.

Дворец спорта «Полет», слева виден памятник Авиатору — стальной мускулистый мужчина с пропеллером на стеле (в народе зовется «Карлсоном»), рядом горит вечный огонь.

Волга.

Рыбинский автомобильный мост через реку Волгу, 1957-1963.

Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи.  Поселение на территории города известно с 1071 года. Сначала оно называлось Усть-Шексна, в 1504 году упоминается уже как Рыбная слобода. Слобода была деревянной, и от этой эпохи в городе памятников не сохранилось. В 1777г. слобода получила статус города и название Рыбинск.

После переноса российской столицы Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги. В 1863 г., была построена железная дорога, в городе широко развивается промышленность. В 1842 г. в Рыбинске была открыта хлебная биржа, она была третьей биржей в России. В начале XX века в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц.

Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный.

В 1936 г. в рамках проекта «Большая Волга» было начато строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Проект преследовал несколько целей: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтике и к Москве-реке, а также обеспечить растущий промышленный центр электроэнергией. Строительство велось с привлечением большого числа заключенных «Волголага». В Переборах, в том месте, где Волга была особенно мелкой, был построен двухниточный шлюз и водосливная плотина Рыбинского водохранилища. Особенность этой плотины в том, что она перекрывает русла двух рек: Волги и Шексны. Река Шексна теперь впадает в Волгу дважды, сначала у города Череповец в Рыбинское водохранилище, а затем уже здесь, в городе Рыбинск, «вытекает» из водохранилища и снова впадает в Волгу по древнему руслу.  В 1946 г. город был переименован в Щербаков (в честь политика Александра Щербакова), в 1957 г. было возвращено историческое название Рыбинск, а в 1984 году вновь переименован — в Андропов (в честь генсека Юрия Андропова). В 1989 году название Рыбинск было возвращено. В 1986 году город получил статус исторического.

Через город проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги.

Подъехал Андрей, Лена и Олег побежали фоткать набережную. В это время к нам подошли импозантные мужчина и женщина, по виду явно путешественники, но более цивильные, чем мы. Заприметив наши машины, начали общаться: где бывали, что видели, откуда едем, заинтересовались наклейкой нашего проекта НЕЗАБУДЕМ.НЕТ. Заприметив регион их машины, я сразу не сообразила, что они аж из Оренбурга — родины моей бабушки, места, где во время ВОВ она познакомилась с дедушкой, жаль, могла бы по расспрашивать их побольше.

-«Лена, ты как настоящий УАЗовод.
-Она и есть настоящий УАЗовод!»

Решено было после переезда Волги не останавливаться и вокруг того, что мы посмотрели с этого берега не гулять. Во первых, боялись испортить неожиданное очарование от города, во вторых, не хотелось опоздать на паром в Мышкин.

Но пока выезжали из города все равно зависли, уж больно интересные вокруг были дома.

Советская ул., 2. Изначально это был отдел Государственного банка. Затем — городской суд. Потом это красивое здание пришло в негодность и стоит, разрушается.

Церковь Толгской иконы Божией Матери, эклектика, кирпичный стиль, между 1893 и 1903.
В 1903 году в центре Рыбинска было построено подворье Толгского монастыря. Толгский монастырь, расположенный на Волге под Ярославлем, был основан в ХIII веке и издавна славился чудесными исцелениями, происходившими у Толгской иконы Божьей Матери.
Подворье древней обители было самым богатым монастырским подворьем из всех находящихся в городе. Выглядело оно в начале ХХ века иначе, чем теперь – на втором этаже здания размещалась пятиглавая церковь, а над западной его частью высилась колокольня. В отделке массивного двухэтажного здания из красного кирпича ярославское узорочье ХVII века причудливо переплетается с деталями, характерными для жилых домов конца ХIХ – начала ХХ века. В 20-х годах ХХ века службы в храме прекратились, и здание определили под жилье и городские организации. В настоящее время здание передано Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Спешим-спешим-спешим в Мышкин, но по дороге не забываем осматриваться, вот и еще достопримечательность — Николо-Корма, храмовый комплекс: церкви Николая Чудотворца и Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена между 1731 и 1841 гг.

Церковь Николая Чудотворца, построена между 1826 и 1873 гг.

И вот наконец-то набережная Волги, на нашей стороне стоит паром, на противоположной стороне виден город Мышкин. О, как долго я заклинанием повторяла «Мышкин-Углич-Калязин», очередная мечта была так близко! Именно об этих городах можно прочитать в описании 8-ой и последней части нашего путешествия.

 

Начало:

Часть 1: Тверская область-Старая Ладога-Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.

Часть 2: Порог Большой Толли-заповедник Кивач.

Часть 3: Поор-порог-Гирвас-Марциальные воды-Кандопога-Кажма-Узкие-Великая Губа.

Часть 4: Кижи.

Часть 5: деревянная архитектура Заонежья.

Часть 6: узел Корхумяки — ур. Сандармох — Повенец — Челмужи — Саминский погост.

Продолжение:

Часть 8: Мышкин — Углич — Калязин.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Лучший вид штор жалюзи! - здесь Яндекс.Метрика