1

Карелия 2018. Дорога домой

Опубликовано: Лена 29.11.2018 в Без рубрики, Поездки с детьми, Путешествия |

Посетив Воттоваару и гору Мертвецов мы засобирались домой. Но до него больше 1,5 тысяч километров, мы выбились из графика, и дети в любом случае не успевали в школу к 1-му сентября. При таком раскладе зачем спешить, особенно если часть пути проходит через нашу любимую Карелию, где столько всего интересного?!Решили катиться относительно неспешно, по плану были водопады.

Река Суна, предположительно около 2 млрд лет назад, в докембрийский период, пересекая диабазовые гряды, на своем пути образовала 3 водопада: Гирвас, Поор-порог и Кивач. На Гирвасе река после входного гладкого водопада на протяжении полукилометра стремительно прорывалась через уступы скал в диком каньоне. В Пор-пороге она низвергалась тремя исполинскими ступенями на протяжении 50 м.

Теперь это все в прошлом. Воды Суны были перехвачены плотиной в районе нынешнего пос. Гирвас и через канал Пионерный (выкопанный заключенными) направлены в озеро Палье и далее в озеро Сандал. Они питают турбины Пальеозерской и Кондопожской ГЭС.

К вечеру мы были в поселке Гирвас и решили посмотреть, что осталось от одноименного порога.

Особый интерес это место представляет т.к. является самым древним (около 2 млрд. лет) кратером вулкана в Карелии.
При проведении палеовулканологических исследований вулканических образований в районе северной окраины п. Гирвас в русле водосброса Пальеозерской ГЭС осенью 1966 года были обнаружены своеобразные вулканические породы, которые слагают сложнопостроенный вулканический аппарат, названный Гирвасским вулканом.

Согласно карте — это и есть жерло вулкана.

Особого впечатления с берега не производит, а лазить по камням мы поленились т.к. впереди нас ждал еще один порог, где мы планировали задержаться.

Сейчас Поор-порог выглядит вот так — гигантское нагромождение камней с небольшими озерцами.

Вода течет небольшим потоком только сбоку по гидротехническому сооружению, построенному для сплава леса. От плотины идет длинный лоток.

Начинается он бетонным входом.

Далее проложены деревянные настилы.

В конце лотка бревна скатывались в спокойные воды разлива.

Кстати, здесь обнаружилась еще одна плотина.

Возле нее-то мы и остановились.

Ночью наступила осень. Решили отметить это дело долмой. Армянское блюдо с виноградными листьями на Русском Севере, на берегу Суны — да, мы знаем толк в извращениях)))

Что делать если нужен черный молоты перец, а есть только перец-горошком? Сделать ступку из поршня тормозного суппорта, а пестик — из болта)))

Утро было таким расслабляющим, а место столь прекрасным, что мы решили остаться здесь на дневку.

Как обычно бывает в такие дни, у всех нашлись дела и время пролетело незаметно.

Мы с Ксюхой отправились лазить по Поор-поргу. Красота неимоверная и дух захватывает при мысли, что когда-то по всему этому пространству текли потоки воды!

Маленький водопадик.

Кто-то брал пробы причем в разных местах и разных форм. Некоторые даже были подписаны маркером.

Женя решил порыбачить.

И на этот раз его ждал успех!

Рыбу решили закоптить, но вот незадача — металлический ящик родом из Советского Союза, который мы захватили из гаража в полной уверенности, что это — коптилка, оказался складным мангалом! Потому, что с дырками))), которые мы почему-то не заметили))).

Решили закоптить рыбу в котелке.

Щепы тоже не оказалось и как мы ее добывали из осины — отдельная песня.

В итоге все получилось.

А на обретенном мангале приготовили шашлык.

Утром мы продолжили путь. Не посещенным оставался последний из трех водопадов, на этот раз действующий.

«Он со времен палеолита Бежит по этим скалам вскачь, Неистовый и знаменитый Волшебный водопад Кивач.» Николай Глазков.

Дорога здесь упирается в шлагбаум, посещение заповедника платное. На территории находится собственно водопад, дедндрарий и музей. Еще имеются всякие экологические тропы, катания на лошадях, небольшая ярмарка сувениров (раньше была больше), кафе и прочие туристические приблуды.

Нас интересовал в первую очередь водопад.

Название водопада происходит от финского «kiivas», что означает «мощный, стремительный».

Кивач занимает второе место по величине, после Рейнского, среди равнинных водопадов Европы. Высота падения воды составляет 10,7 м.

Если пройти от водопада дальше по дороге, то попадаешь в дендрарий.

Кажется, здесь просто натыкали табличек с подписями около деревьев, которые и так тут росли.

Например: береза повислая.

Или береза карельская.

Особенно хороша была надпись про «дуб обыкновенный» воле свежего пня.

Еще в дендрарии есть деревянные звери. Некоторые ничего, другие — весьма странные.

Музей встречает комнатой с чучелами.

Гнезда.

Насекомые.

Лишайники.

Довольно много стендов со старыми фотографиями и рассказами о природе края.

Но самое прикольное — изделия из карельской березы.

На обратном пути завернули к братской могиле.

Здесь захоронены останки бойцов, найденные в окрестностях с 1996 по 2011 гг.

В Карелии пропало без веси 150 тысяч наших воинов. Из них найдено и захоронено всего около 50 тысяч.

Возле стоянки еще деревянные фигуры.

Трон, очевидно, Деда Мороза возле наряженной елки (и ничего, что первый день осени))).

На выезде мы искали деревянные бусы (в прошлый раз они продавались тут гроздьями), но нашли только кафешку, где соблазнились национальным финским супом — лохикейто.

Лохикейто — это уха со сливками. Несмотря на странное сочетание рыбы и молочки довольно нежное и вкусное блюдо.

Минуя Петрозаводск, мы уходили в сторону Вытегры вдоль берега Онежского озера, завершая, таким образом, вокруг него петлю.

На ночевку встали уже в Ленинградской области, на знакомой стоянке на берегу Онеги.

Озеро встретило туманом и сыростью.

Правда это не помешало детям играть в ручейки)))

И всем прекрасно провести вечер. Обратите внимание на луну.

Она была нереального мандаринового цвета, правда дымка над водой так и не дала мне ее сфоткать в фокусе.

Утром продолжили путь.

И вот мы у последней интересности — финского укреп. района «Глаз росомахи».

«Глаз росомахи», он же «Финская гора», он же «Вепсский замок» (по расположению в краю, где живет малочисленный ныне народ — вепсы) — укрепления времен ВОВ.

Пользуясь тем, что советские войска вели тяжелые бои с гитлеровцами, финская армия перешла в наступление и встала на Карельском перешейке вдоль старой границы. Но к востоку от Ладоги финнам показалось этого мало, они дошли до Свири, переправилась через реку и закрепились на другом берегу — на территории, которая им никогда не принадлежала.

Со стороны Свири замок выглядит как обычная гора из местного минерала — диабаза (очень твердого и прочного), если не знать, то сложно догадаться, что внутри она напичкана коридорами, огневыми точками и помещениями, делающими ее практически не преступной.

Огромный вход со стороны материка.

Местные энтузиасты установили небольшой не слишком информативный стенд.

Пожалуй, самое интересное в нем картосхема из архива Финляндии с расположением Советских войск в Подпорожском районе в декабре 1941 г.

Размеры помещений, система переходов, лестниц, воздуховодов впечатляет.

Из бойниц открывается панорамный вид на Свирь и противоположный берег.

Укрепления не только внутри, но и снаружи по всему берегу.

Бетонированные траншеи для пехоты с нишами для боеприпасов.

Сейчас на вершину ведет деревянная лестница.

А раньше туда попадали изнутри горы, даже ступеньки сохранились.

На главенствующей высоте реет российский флаг.

И установлен мемориал во славу советских воинов Восточного Присвирья.

К сожалению, информации по «Глазу росомахи» очень мало. Судя по всему, крепость так и не была взята, финны оставили ее при отступлении во время Свирско-Петрозаводской операции.

Пока ждали паром через Свирь, решили традиционно покормить уток. Но когда Яна направилась к ним с батоном хлеба, откуда и возьмись к ней прибежало целое стадо овец. Они на столько агрессивно пытались у нее отнять еду, что ребенок все бросил и ретировался.

Таких наглых скотов мы еще не встречали. Они буквально атаковали машины.

Тяжелая артиллерия подтянулась. Короче, утки остались голодными.

Грузимся на паром. Несмотря на середину рабочего дня, он был полон.

Свирь почему-то все время предстает перед нами хмурой.

Часовня на противоположном берегу. Если приглядеться, то можно заметить двух рыбаков на инвалидных креслах (на самом деле их было человек 5). Еще двоих мужиков мы видели на берегу, они бодрым шагом катили рядом такие же коляски. Даже интересно, что это было: местный меценат раздал каждому по такому транспортному средству, перевернулась фура с колясками, кто-то позвонил на прямую линию ВВП и решительно всех осчастливили?!

Участок дороги на Вытегру оставляет желать лучшего. Это вновь бывшая трасса Р-1, об участке которой Каргополь — Вытегра мы уже писали здесь.

Несмотря на то, что возит по мокрому безбожно, трафик оживленный, даже фуры ползают.

Думаете после посещения горы Мертвецов наши поломки закончились?! Конечно нет, мелкие неприятности никуда не делись. У Патра Андрея несмотря на 2 прокачки весьма условно работали тормоза.

А у Патриота Жени отвалились от тряски крепления багажника, и он попытался покинуть крышу. Кстати, замок на капоте тоже отвалился и некоторое время пришлось ездить с капотом на веревочке не только Хантеру, но и ему (а сколько смеха и подколов было вначале!).

Неожиданно наступила благодать.

Началась отличная дорога и солнечная погода. Как будто из очередной аномальной зоны выехали)))

Продолжаем наблюдать за видоизменениями деревянной церкви на Петропавловском погосте.

Фото церкви Богоявления Господня (1733 года постройки) разных годов до, после, во время новой реставрации.

В Вытегре заскочили на газовую заправку, где надувались вначале путешествия. Пока ждали заправщика, первый раз за всю поездку столкнулись с северным гостеприимством: мужик усилено угощал нас чаем, кофе, печеньками и яблоками. Да, катаясь по Кавказу, Закавказью и Азии, мы привыкли к радушию местного населения. На Русском Севере — это большая редкость, наверное, сказывается менталитет. Взять хотя бы ситуацию с пилкой бревен, которыми завалило дорогу — пока наша пила не кончилась, пристроившиеся в хвост местные УАЗики даже не думали подойти помочь. Или когда у Жени рванул патрубок радиатора, и мы оставили его возле лодочных гаражей, а сами умчались искать место для стоянки: приехала машина и начала наворачивать вокруг него круги, народ внутри нервно курил, видимо, переживал не за их ли лодками мы явились, но так и не вышел, не спросил что случилось и не нужна ли помощь. Или на одной из стоянок, утром к нам приехал микроавтобусик, притерся к Патру, хотя места на поляне было полно, из него вышли мужики и ходя по лагерю начали обсуждать спуск к воде. Надо ли говорить, что наше вежливое приветствие они просто проигнорировали и делали вид будто нас не существует?! Продолжать можно долго. Тот, кто скажет, что это нормальное среднестатистическое поведение просто не был в Грузии)))

Так вот, заправщик всем своим поведением доказывал сейчас то, что сам и озвучил: «Вологодский народ суровый, бедный, но гостеприимный». За чаем мы наслушались историй о том, как собаки порвали шикарного рыжего кота, которого мы гладили несколько дней назад, как волки приходят в город из окрестных лесов и рвут собак, а если собака на цепи — «утаскивают их вместе с будкой». Как тяжело темными холодными зимами и как прекрасно летом ходить на рыбалку и охоту.

Как-то от этой беседы стало теплее, вот так один человек может разом изменить отношение к целому краю.

Летим дальше.

Умиротворяющие вологодские пейзажи.

Встали мы сегодня в оригинальном месте — с видом на Череповец.

Раньше этот крупнейший по территории и численности населения город Вологодской области мы старались проскочить как можно быстрее — кисловатый запах от предприятий явно чувствовался даже при перегоне по городу, не то что при задержке в нем.

Но сегодня это было не так: запах удивительным образом исчез, а еще нам удалось закупиться пивом несмотря на позднее время и запрет продажи алкоголя всвязи с 1-м сентябрем. Вот вам и закон — найти в чужом городе бухло не составляет проблемы.

Пора было вставать, но нас терзали сомнения удастся ли нормально приткнуться возле большого города. По карте получалось, что буквально переехав через Шексну, можно попасть в огромную зеленку. Думалось, что там либо будет все застроено, либо замусорено, либо перекрыто. Но думалось неправильно. Туристско-рекреационная зона «Зеленая роща» — это большой лес с кучей дорог, выходов к воде при минимальном количестве мусора. Очевидно, это «легкие» города, здесь от дыма и копоти отдыхает весь Череповец.

Хотели доехать до Федосова мыса, но поленились. Лес оказался действительно огромным.

Повторили позавчерашний эксперимент с копчением в котелке. На этот раз со свиными ребрышками. Получилось очень вкусно!

На фоне песка, воды и проплывающих мимо кораблей дымные городские огни казались чем-то сказочным и волшебным.

Луна снова была монументальной и яркой, но сегодня привычного цвета.

Утром волшебство закончилось. Череповец —  центр чёрной металлургии и химической промышленности, в нем находится знаменитый «Северсталь». Здесь наблюдается постоянный повышенный уровень загрязнения воздуха, абсолютно все кварталы (в том числе и жилые) испытывают серьезную техногенную нагрузку.

Хорошо наблюдалось за этим со стороны, особенно, когда ветер от нас.

Если отвлечься от города, то этот берег очень хорош.

Виден остров Ваганиха, там водится самое большое количество редкой серой цапли.

Саша рискнул искупаться, остальные решили довезти карельскую грязь до дома.

Вот такие здесь дороги, ближе к воде встречаются довольно глубокие лужи. Утром в лесу обнаружилось много велосипедистов и просто гуляющих.

А центральная «улица» даже выложена плитами, ведущими в никуда.

Короче, место для стоянки качественное, рекомендуем.

Ну вот и все, погнали до дома. Правда гнали не быстро, т.к. решили ехать через Углич и вытрясли себе всю душу на колдобинах. Вот тут и начинаешь вспоминать карельские грейдеры с умилением.

Когда до Москвы оставалось 60 километров, уже на нормальной ровной трассе у Патриота вырвало с мясом крепление амортизатора. Ну когда уже Воттоваара нас отпустит?!

Вскоре, с текущим радиатором, отключившейся панелью приборов, свистящим выжимным и капотом на веревочке мы были дома. Мы победили 3,5 тысячи км, взяли Воттоваару и гору Мертвецов. Это было красиво, но утомительно.

 

Начало:

Часть 1: Долгая дорога к горе Мертвецов.

Часть 2: Воттоваара, гора Мертвецов.

Метки: ,

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика