15

Кольский 2014. Часть 2: Комсомольский карьер, заброшенные ракетные шахты, ледокол «Ленин», Мурманский лабиринт, «Долина Славы», «Железный шлем», водопад на Титовке.

Опубликовано: Лена 28.07.2014 в Без рубрики, ВОВ, Поездки с детьми, Путешествия |

 

Кольский полуостров. Лето 2014.

После пересечения Полярного круга, мы продолжаем движение по трассе в сторону Мурманска.

Т.к. в Мурманске мы желали посетить ледокол «Ленин», в городе нам надо было оказаться завтра до 12 часов дня — время начала экскурсии, соответственно сегодня встать на ночевку предстояло где-то неподалеку. Но сначала интересности.

Интересность первая —  Комсомольский карьер. Карьер действующий, добывают здесь полосчатый железистый кварцит — сырье для получения железа. На самом карьере работает тяжелая техника, ездят БЕЛАЗы и никого туда не пускают, но насладится видом можно со специальной смотровой площадки, куда народ попадает минуя шлагбаум.

Комсомольский карьер Оленегорского железорудного месторождения в Мурманской области. Лето 2014.

Комсомольский карьер.

Комсомольский карьер Оленегорского железорудного месторождения в Мурманской области. Лето 2014.

Правее видно озеро Большая Имандра.

Комсомольский карьер Оленегорского железорудного месторождения в Мурманской области. Лето 2014.

Смотровая площадка.

Комсомольский карьер Оленегорского железорудного месторождения в Мурманской области. Лето 2014.

Комсомольский карьер Оленегорского железорудного месторождения в Мурманской области. Лето 2014.

Масштабы, конечно, впечатляют, но мне показалось не слишком интересно, возможно, потому, что я уже ни раз посещала карьеры.

Ну немного передохнули, размялись, едем дальше.

Проезжаем заброшенный военный городок и перед нами  3 шахты для ракет с ядерными боеголовками — ШПУ «Чусовая» 8П764.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Вот эта «летающая тарелка» и есть одна из 3-х ракетных шахт.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Будьте очень внимательны! В центре куполов вот такие дыры, падать несколько десятков метров, все лестницы и прочие конструкции спилены.
Уже по приезду я узнала, что именно в этой шахте весной разбилась насмерть девушка.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Для шахтного базирования использовалась ШПУ группового старта «Чусовая» 8П764 разработки ГСКБ Спецмаш. В состав комплекса входили три ШПУ расположенные на расстоянии не менее 100 метров друг от друга. Командный пункт, хранилища окислителя, горючего и сжатого газа, блок электроснабжения размещались в одном сооружении — технологическом блоке.

На вооружении здесь стояли Р-14, дальность поражения порядка 4500 км.

После загрузки и подстыковки заправочных магистралей и силовых кабелей ракеты могли находиться в таком положение несколько лет. В заправленном состоянии: в полной боевой готовности комплекс мог стоять 30 суток. Такие боевые позиции были развернуты по всей территории СССР, но этот полк был самым северным из всех развернутых ракетных полков БРСД Р-12 и Р-14 и прикрывал соответственно северное направление.

Кольский полуостров, Лето 2014.

Кольский полуостров, Лето 2014.

Установка ракеты Р-14У в ШПУ.

Сейчас территория заброшена, металлисты казалось, вывезли отсюда все, что можно, но нет, возле одной из шахт что-то загружали в грузовик.

Две из трех шахт затоплены, в оставшуюся можно попасть только с помощью альпинистской снаряги, которую мы планировали взять, но забыли, может и к лучшему.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Мурманская область, ШПУ «Чусовая» 8П764. Лето 2014.

Короче эдакий не сильно засранный, но покоцанный тру-индастриал, на любителя.

Проезжаем еще кусок по трассе, кстати, трасса на участке Медвежьегорск-Мурманск очень хороша, но в нескольких местах идут ремонты с реверсивным движением. Где-то на этом перегоне наш УАЗка теряет левое зеркало — корпус остался, а зеркало вместе с рамкой улетело — Сашке не хватило буквально 2-х секунд, что бы его ухватить.

Падаем неподалеку от Мурманска на берегу озера.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Уже привычная постановка лагеря.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Дети в ожидании ужина развлекаются игрой в карты.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Кольский полуостров. Лето 2014.

А вот и ужин, как всегда очень вкусно.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Спииирт — куда же без него))) Сегодня по чуть-чуть завтра рано вставать.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Почти закат, на фотках почему-то кажется, что вокруг гораздо темнее, чем было на самом деле. Солнце ниже не опустилось.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Спасибо этому месту, все было бы отлично, не нападай на нас толпы комаров и мошки.

День пятый.

Подъем в 9.00, Витя тут же отзванивается в Мурманск, что бы уточнить подробности про экскурсию. По нашим данным экскурсия в этот день одна, в 12.00. Нелюбезная тетка отвечает, что у нее рабочий день начинается в полдень — «тогда и звоните!» Очень прикольно, других телефонов в инете мы не нашли, а про эту тетку оказывается уже ходят байки, типа будет у нее настроение — поговорит, все расскажет, не будет настроения — пошлет, как нас.

Тем не менее, выезжаем в начале одиннадцатого. Лена и Андрей остаются дособирать лагерь, что бы присоединиться к нам после экскурсии — они на «Ленине» уже были.

Мчим по трассе без задержек, в Мурманске упираемся в масштабнийший ремонт дорог: пылища, грязища, носятся грузовики, ни разметки, ни нормальных знаков… летим по приборам.

Времени все меньше и меньше, я начинаю психовать, остальные спокойны как танки, как потом выяснилось, большинство не поняли, что экскурсия в 12, думали почему-то, что в час.

Толкаемся на улицах, в поисках нужного поворота, навигатор сходит с ума и выписывает кренделя, тупящие местные водители, неспешные переезды…

Ура, мы перед морским вокзалом, время 11.50!

Морской вокзал.

Морской вокзал.

Витя скачет искать ледокол, его отправляют за угол, всей толпой бежим туда и с облегчением обнаруживаем еще закрытую калитку на подступах к «Ленину» и кучку народа вокруг нее.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Подхожу к людям, спрашиваю «Где тут билеты? Что нужно для посещения?» В ответ все пожимают плечами — «Мы первый раз, просто стоим и ждем».

Тогда мы тоже стали просто стоять и ждать. В полдень народ начали запускать группами по 20 человек. В первую группу мы не полезли, а вот вторая была почти наша, «почти», потому, что в середину умудрилось вклинится несколько чужих дядек и Ден с Женей остались на пирсе. Самое интересное, что несмотря на наши просьбы дядьки поменяться с нашими местами отказались, а ведь следующая группа заходила буквально через 5 минут. Ну и ладно, ребята все равно потом нас догнали.

«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Был построен в СССР для обслуживания Северного морского пути.

Главный конструктор ледокола  — В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Из-за новизны оборудования, во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.

Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.

Спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева.

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира.

3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.

В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977-м году.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Когда я смотрела отчеты по Кольскому за прошлый год, то ни раз натыкалась на фразы вроде «Ленина» на причале нет, уплыл!» Оказывается летом 2013 года ледокол действительно был отправлен на плановый ремонт и покраску, только уплыл он на буксире, а не своих ходом.

Забегая вперед, отмечу, что экскурсовод несколько раз нам повторил: несмотря на разные байки «Ленин» никогда уже не сможет передвигаться самостоятельно.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Как опять же нам сказал экскурсовод: «Обычно при виде этой лестницы все вздыхают и говорят «Ах, как на Титанике!» Как будто все на нем бывали!»)))

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

«Работа водного транспорта представляет для Советской России совершенно исключительную важность и значение. В.И. Ленин.»

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Это каюта капитана (отделана красным деревом), нынешнего капитана «Ленина» зовут Александр Баринов — это третий капитан судна. Его функции  в основном представительские.

Дальше нас повели по кораблю, напоминая, команда живет тут постоянно и по этому часть помещений будет закрыта.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Одна из картин на стене.

Заходим в центр управления.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Рычаги управления винтами. У ледокола три винта и, следовательно, три рычага. Центральный винт размером с двухэтажный дом.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Нам туда.

Вокруг множество всяких приборов, вот штурвал, например.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Место рулевого.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Средство визирования данных локатора.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Куча всяких обозначений.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Виды из иллюминаторов.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Идем дальше по длинным деревянным коридорам.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Попадаем в столовую для рядового состава. Здесь моряки не только принимали пищу, но и смотрели кино на специально обученном экране. Говорят, фильмов было не много, по этому к концу поездки их засматривали до дыр, доходило до просмотра задом наперед.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Стулья перекреплены к полу по понятным причинам, зато они крутятся, что бы можно было поесть нормально за столом, а потом развернуться к экрану.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Дальше мы надеялись попасть в машинное отделение, но увы — все на реконструкции, нас порадовали только макетами.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Урановые трубки, нагревающие воду и дающие энергию ледоколу.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Макет атомной паропроизводящей установки для атомного ледокола.

Сердце ледокола — атомный реактор. В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить трехреакторную атомную установку на более совершенную двухреакторную. Теперь заглянуть туда можно только через маленькое окошко. На стене висит дозиметр, но экскурсовод сказал, что не все ему верят и тащат свои — радиация в норме. При нас он воспользовался еще и ручным прибором — уровень радиации, как и во всем Мурманске.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Идем в комнату отдыха командного состава.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Рядом есть еще вот такая курительная комната с шахматным столом и камином. Здесь принимают самых именитых гостей, например тут курил свои знаменитые сигары Фидель Кастро.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

На полу вот такие крепежи, что бы можно было закреплять мебель.

А дальше все, только небольшая выставка.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Фотовыставка Владимира Кондратьева (главный механик ледокола) «Арктика с борта а\л «Ленин».

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Самое фееричное фото — русские полярники заставили белого мишку отжиматься)))

Коллекция значков.

Коллекция значков.

Сувенирка и на выход.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск, а\л "Ленин". Лето 2014.

Когда спускались с трапа, нам позвонил Андрей, они с Леной были уже в Мурманске и очень удивились, что мы так быстро отстрелялись (все действо длилось около часа). Потом они нам поведали, что 2 года назад экспозиция была гораздо больше и насыщеннее, а в конце всех ждала интерактивная игра.

Я не впечатлилась, размах и комфорт конечно да, но советский интерьер можно понаблюдать и где-нибудь поближе к дому, а все остальное «по верхам». Короче, как с Соловками — еще одна галочка в классической туристической зачетке.

Заедать впечатления мы отправились в местный Макдональдс — как же, впереди несколько безмагазинных дней, надо как следует наестся вредностей.

А пока я наслаждаюсь улицами Мурманска, не трясясь, что мы опоздаем на экскурсию)))

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Монумент памяти портовиков, погибших на боевом посту в годы Великой отечественной войны.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Железнодорожный вокзал.

Железнодорожный вокзал.

К слову, на переездах мы простояли 25 минут, случись такое по дороге «туда» — хрен нам, а не экскурсия.

В местном Макдаке мы не обнаружили Макавто, зато обнаружили идиотскую систему заказов — когда клиент бегает по трем окошкам, а не тупо ждет, когда его обслужат. Ребята сказали, что у нас тоже встречаются такие Макдональдсы, но я пока не сталкивалась.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Но самое мерзкое, это то, что почти каждому в заказ чего-то недоложили!

Хрен с этим варварским местом, отправляемся к ТЦ, где нас ждут Андрей и Лена уже закупившиеся общественной жрачкой на следующие дни.

Тут наш навигатор сошел с ума! У нас был точный адрес, но Навител бредил и вел нас как угодно, но только не туда, куда нужно! Надо сказать, что Мурманск расположен на сопках, с сильными перепадами высот, планировка и застройка соответствующие, мы видели здание куда нам нужно приехать, но не могли найти дорогу и вертелись 5-тью внедорожниками в центре города!

Андрей потом рассказал, что к нему подошел местный и сказал, типа «Своих ждете? Скоро будут, они в таком-то районе заблудились».

Но мы нашлись! Нашлись и пошли в ТЦ покупать пиво, сухарики, печеньки и прочую ерунду, а так же отмывать походную грязь с лиц и рук в местном красивом сортире.

Наши мужики привозят тележку с пивом, не сказать что бы целую, но и не 2 бутылки, ищем куда их распихать… Тема открывает багажник — вещи лежат стеной, Витя открывает багажник — вещи так же лежат стеной, да еще начинают выпадать… Ну как-то пиво мы распихали, львиная доля ушла в зеленый гелик, но вот когда оно там кончилось, только избранные знали, где именно надо искать))).

Следующей частью марлезонского балета была заправка, при чем очень долгая с доставанием всех емкостей из потайных закрамов.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Наши газовые друзья — Гелик и Патриот успели успешно пометаться по городу в поисках газовой заправки, пока мы медленно, но верно наполняли канистры.

Самым забавным оказалось, что на этой бензоколонке нужно сначала заливать бензин, а потом оплачивать т.е. подъхал, сунул пистолет, заправил 99 литров и уехал… не, пошел оплачивать, как частный гражданин. А вот заправить так на халяву больше 100 литров нельзя — колонка вырубается и надо идти платить. Все здорово, но на оплату тягучая очередь, заправив 100 литров, мы честно всем шалманом в ней отстояли, что бы потом долить еще рублей по 150-200 в каждую машину и снова стояяяяять.  Короче на заправке мы потеряли не меньше часа и двинулись… нет, не в сторону Рыбачьего, как все могли бы подумать, а в другую сторону — смотреть Мурманский лабиринт.

Лабиринты есть во всех частях света у народов, стоящих на самых разных ступенях исторического развития — от каменного века до современности. Особое место в этой многоликой картине занимают каменные лабиринты Северной Европы, известные в Англии, Эстонии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Северной России на побережьях Балтийского, Баренцева и Белого морей. Общее число северных лабиринтов превышает 500, из них в Швеции находится около 300, Финляндии — примерно 140, России — около 50.
На берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них более 30 — на Соловецких островах, но есть несколько памятников и в Мурманской области.

Поморы называли их «вавилон», то есть извилистый, волнообразный. Но откуда взялось название, точки зрения расходятся. По одной из гипотез, название лабиринта «Вавилон» связано с его спиралеобразной структурой (по спирали возводился подъем на Вавилонскую башню, упомянутую в Библии), по другой представляет собой чуть преобразованный кельтский термин, происходящий от названия кельтского мифического города (острова) Авалон, который населяют феи, остров блаженных, который доступен лишь избранным. Само название сказочного города восходит от кельтского слова, означающего «яблоко» (кельтск. abal, atal), что как нельзя лучше соответствует форме лабиринта, чрезвычайно схожей со схематическим разрезом яблока. Если же вспомнить, что описание дарующих бессмертие яблок присутствует в кельтских сагах об «острове блаженных», то оказывается, что конструкция лабиринта соответствует названию этого античного сооружения самым непосредственным образом. Таким образом, выходит, что лабиринт с незапамятных времен пользовался репутацией указателя на близость иных измерений.
Зачем же были нужны лабиринты? На этот вопрос даже сейчас нет четкого и определенного ответа. Многие ученые-археологи предполагали, что это вполне обычные жертвенники, применяемые древними людьми при осуществлении каких-либо ритуалов. Другие заверяли, что лабиринты ни много ни мало — двери в иные миры.
В нашем путешествии на пути (с небольшими крюками, конечно), нам могло встретиться 3 лабиринта: Умбский, Кандалакшский и Мурманский. Из них последний был самым быстродоступным — «Всего в трехстах метрах от автодороги «Кола». На самом деле проблем с ним оказалось сразу несколько: из-за ремонта трассы оставлять на ней машины было решительно невозможно; кроме того, ни кто не предупреждал, что 300 метров (на деле больше) придется скакать по горам; и, наконец, нам забыли объявить, что данный лабиринт не относится к какому-то там лохматому веку, а был сделан лет 5 назад.

Но обо все по порядку. С трассы мы свернули и пристроили машины на съезде для грузовиков авторемонтников, тут же к нам подкатил один и сразу сказав, что мы ему не мешаем, начал рассказывать ужасы про неожиданные обрывы на Рыбачьем, где «дорога как будто есть, ты разгоняешься, а там пропасть… вот на дне много искореженных машин уже лежит — сами увидите, только аккуратнее!» Никаких особых подробностей он не знал, тем более никогда не слышал про Мурманский лабиринт. Распрощавшись, мы, подавляющим большинством, двинулись в путь.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Ну вот мы на горе, виден Мурманск.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Озеро видно.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Вообще много чего видно, только лабиринта нет и ветер жуткий.

Уже собираемся спускаться, как Дима мне кричит:

— На что лабиринт должен быть похож?

— На яблоко!

— Большое?

— А я откуда знаю, из камней выложено!

Дима начинает дико ржать — Иди сюда, я нашел твое яблоко!

Иду, да блин, яблоко… имея такое количество булыжников вокруг, можно по 10 таких на дню выкладывать.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Но детей мы все же в лабиринт запустили, ну вдруг на них снизойдет чего полезное)))

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Кольский полуостров, г. Мурманск. Лето 2014.

Пошли вниз, а там наши уже успели пообщаться с очередным аборигеном, и он поведал, что лабиринт появился лет несколько назад — приехал народ и сделал с какой целью непонятно, почему именно в этом месте тоже не понятно — может тут действительно когда-то лабиринт был, а может просто так.

Наконец мы покидаем Мурманск, кстати, это крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты (ну надо же что-то хорошее про него сказать)))).

Вот теперь едем в сторону Рыбачьего.

На нашем пути памятный знак воинам Полярной дивизии, установленный у высоты Скалистая.

Кольский полуостров. Лето 2014.

В годы Великой Отечественной войны народным ополчением назывались добровольческие военные и военизированные формирования: рабочие отряды, группы самообороны, истребительные батальоны и другие, формировавшиеся из лиц, не подлежащих первоочередному призыву. В сентябре 1941 года, когда над Мурманском нависла угроза захвата врагом, началось формирование мурманской Полярной (186-205-й) дивизии народного ополчения, в которую вошли более 10 тысяч ополченцев (судоремонтников, железнодорожников, портовых грузчиков, рыбаков, работников городских учреждений и других) и несколько тысяч человек из истребительных батальонов Мурманска и Мурманской области. Командиром дивизии был назначен полковник С. В. Коломиец, кадровый офицер, участник Гражданской войны. Дивизия была сформирована за считанные дни и пошла в бой против хорошо подготовленных горных егерей. Только что сформированные батальоны принимали присягу у мурманского Дома офицеров, получали боевое оружие и отправлялись на фронт, на передовую. В первых же боях «полярники» заслужили эпитет «дикая дивизия». Атаки батальонов дивизии оказывались полной неожиданностью для немцев, оба полка дивизии быстро продвигались по тропам в тыл позиций немцев и наносили удары по врагу там, где этого никто не ждал. В середине сентября 1941 года в критической обстановке Полярная дивизия народного ополчения преградила путь наступавшим на Мурманск горным егерям из фашистских горнострелковых дивизий («Эдельвейсов») корпуса генерала Дитля, которые форсировали реку Западная Лица и прорвали оборону 14-й армии Карельского фронта в районе 63-го км дороги Мурманск — Печенга. «Дикая» дивизия делала свое дело и к 24 сентября линия обороны была восстановлена. Эта линия не была тронута врагом уже никогда. Спустя три года, в октябре 1944 г. отсюда наши войска начали окончательный разгром  захватчиков в Заполярье.

Этому мемориалу 12 лет, а в 41-м году от места обелиска по фронтовой тропе по которой прибывали бойцы Полярной дивизии били вражеские пулеметы.

Кольский полуостров. Лето 2014.

Едем дальше, справа вот такая короткая и ясная надпись — «Помни войну».

Кольский полуостров. Лето 2014.

На самом деле, места здесь героические, даже с дороги видно множество самых разных мемориалов ВОВ. Останавливаемся у самого большого мемориального комплекса «Долина Славы».

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Долина Славы — долина на правом берегу реки Западная Лица. Здесь шли ожесточённые бои на главном участке фронта в Мурманской операции 1941 года. Раньше это место называлось Долины Смерти, но теперь устрашающее правдивое название сменили на более торжественное и памятное.

Именно здесь, в Долине Славы (Смерти), в 1941 году было остановлено стремительное наступление немецких войск, получивших приказ о захвате Мурманска.

Для захвата города через тундру были направлен егерский корпус «Норвегия» генерала Дитля, состоящий преимущественно из австрийцев и норвежцев, уже к утру 2 июля 1941 года фашистские войска подошли к реке Западная Лица. Первый серьезный отпор от советских войск противник получил при попытке ее форсирования. Наши солдаты под руководством командира полка Иванникова, занимали ключевые высоты в этом районе, что позволило остановить продвижение нацистов. До сих пор на окрестных сопках сохранились многочисленные фортификации, доты и окопы, что говорит о длительном противостоянии и формировании линии фронта. Неоднократно егеря пытались захватить укрепления советских войск, зафиксированы даже случаи рукопашных схваток (поставка вооружения и боеприпасов в тундру была затруднена). Благодаря превосходству фашистов в живой силе и технике, Западную Лицу им удалось пересечь, но вклинились в расположение советских войск они всего на 2-3 километра, после чего последовала контратака 52-й стрелковой дивизии под командованием полковника Г. А. Вещезерского.

Ключевой стала дата 8 сентября 1941 года, в этот день немецкое командование бросило все силы на последнюю атаку. Бои продолжались более 10 суток, но неся огромные потери корпус «Норвегия» отступил и перешел в оборону. По официальным данным военных архивов за время противостояния на берегах Западной Лицы погибло более 2000 человек.

Название Долина Смерти закрепилось за этим местом, а точнее за подножьем высоты 183,6 после одного из самых кровопролитных сражений — атаки первого батальон 137-го горнострелкового полка немецких войск на удерживаемую красноармейцами высоту 183,6. В этом сражении погибли более 300 человек с обеих сторон.

Итогом боёв в Долине Славы (Смерти) стал провал наступления немецких войск на Мурманск.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Внутри танка.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кроме большого мемориального комплекса, обновленного в 2010-2011 гг, на месте тех событий расположено захоронение Героев Долины Славы.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Кольский полуостров. Долина Славы (Смерти). Лето 2014.

Гнетущее место, но я считаю, что мы были просто обязаны его посетить. Погода в унисон настроению начала портиться — холодный сильный ветер порывами, временами мелкий дождик, серое низкое небо.

Сегодня нас ждала еще одна достопримечательность, сохранившаяся со времен ВОВ — фортификационное укрепление фашистов  «Железный Шлем».

«Железный Шлем» — фортификационное укрепление фашистов на природном скальном образований сопки Адмирал на берегу реки Западная Лица. Везде пишут, что по форме этот природный объект напоминает немецкую каску. А «железный» он потому, что захватить его было очень непросто.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Я бы не сказала, что прям очень похоже на немецкую каску — ни чем не лучше соседних сопок, ну да ладно.

Оставляем машины и снова по заболоченной местности лезем вверх.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

«Эхо войны» совсем недалеко от дороги. Будьте осторожны!

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Строились эти оборонительные сооружения по немецким проектам, из подручного материала, военнопленными советскими солдатами. В скальном грунте в трех ярусах были выдолблены пещеры для проживания немецких солдат и хранения боеприпасов.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

К сожалению в пещерах воды оказалось выше колена и мы внутрь не попали.

Между пещерами огромное количество окопов и переходов, выполненных опять же из камня и в камне.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

А еще отсюда открывается (а значит простреливается) отличный вид на окружающую местность и ту самую Долину Смерти.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Так ли интересен этот объект? Сдается мне, что на окрестных сопках, если как следует их обшарить, можно найти много интересного и укрепления в том числе. Сюда же народ массово едет только из-за громкого названия.

Возвращаемся к машинам и переобуваемся — ботинки можно выжимать.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Едем к месту стоянки и очередной интересности одновременно.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Дорога все еще очень приличного качества, хотя иногда и попадаются неожиданно большие ямы или колдобины.

Возле дороги Саша заприметил эстакаду и т.к. мы немного вырвались вперед, решил на нее заехать и чего-то там подергать в подвеске. Машина постояла под приличным углом буквально пару минут, а когда слезла, то заводится уже не захотела.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

Все постояли вокруг с умным видом, подергали, все что положено дергать в таких ситуациях.

Кольский полуостров. "Железный шлем". Лето 2014.

В итоге УАЗка, немного передохнув, решил, что пора ехать дальше и спокойно завелся. Ни кто так и не понял, что это было.

Пост в Титовке оказался закрытым, поворачиваем к водопаду на р. Титовке и на сегодня успокаиваемся.

Сначала постановка лагеря.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

958

Костер в этот раз практически не горит — нет нормальных дров и все мокрое.

Идем любоваться водопадом.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

«Здесь 10.09.1948 личным составом 3-ей стрелковой роты 61-го стрелкового полка под командованием старшего лейтенанта Беднова В.Ф. была введена в строй гидроэлектростанция. В строительстве принимали участие рядовые: Аникин, Белов, Володин, Захаров, Петров, Савчук.»

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

Остатки гидроэлектростанции видны и сейчас.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

Примечательно, что если около этой руины спустится к воде, то на ее стене на растворе процарапаны теже фамилии рядовых, что на памятной табличке и дата 08.09.48. Получается, что раствор за 2 дня до запуска был еще не затвердевшим? Или солдаты специально мазанули слой, что бы себя таким образом увековечить? Тогда странно, что этот слой, постоянно находясь в воде, не отвалился.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

  Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

Около костра сегодня нормально посидеть не удалось — его толком не было, шел дождь и было достаточно холодно, по ощущениям градусов 5.

 Печенгский район Мурманской области. Лето 2014.

Завтра мы окажемся на полуострове Средний на побережье Баренцева моря, а там и до океана рукой подать.

 

Начало:

Часть 1.

Продолжение:

Часть 3.

Часть 4.

Часть 5.

Часть 6.

Часть 7.

Метки:

комментариев 15

  • Еду сегодня по Ярославке, в 05:35 утра на работу (первый день после отпуска), проезжаю XL, где мы стартовали на Кольский, поворачиваю голову в сторону Магдачки, и вижу несколько внедорожников, с багажниками, шмурдяком на крыше, народ пьёт кофе, улыбается……..
    Грустно стало немного, у них всё только начинается…..

    А мне до отпуска осталась 10 месяцев 3 недели и 4 дня (+ — туда сюда), подумал я, и поехал на работу…………

  • ..» и только немного завидуешь тем,другим,у которых вершина еще впереди»

  • Oleg:

    Я на этой эстакаде перед Титовкой менял рессору на Хантере в 11г. Дуня в сервисе говорила на мои вопросы,-«Нет, в очередь, нет» С тем и уехал.

  • ….почитал под чивас…
    взгрустнулось…
    как говорится…» как ТАМ побывал»….
    эххх….
    черт побери.. было здорово…
    очень прошу.. можно комменты вставлять?? хотя бы к фотам.. очень хочется…

    • Ден, ты поясни в какой форме ты хочешь комментарии писать? До этого, то что можно было коммент к отдельной фотке написать вообще-то косяком было))) т.к. ни кто не увидит этот коммент пока не кликнет несколько раз по фотке. Теперь фотки хоть листаются нормально (должны), но комментов к ним нет. Если общих комментов к записи тебе мало, то можешь мне переслать что куда вставить в текст с твоим авторством — я сама скомпоную.

  • Ребята перестаньте релаксировать! Вы так пишите, как будто главное приключение всей жизни закончилось! Ну вы что, все только начинается! И выезжать вам надо чаще, стать легче на подъем, изыскивать для этого варианты.

  • Соглашусь с Леной. Давайте бодрее! Я вот наоборот радуюсь и улыбаюсь когда вспоминаю нашу поездку! И строю планы на следующие. Чего и вам желаю.
    Ещё много куда съездим вместе!

  • Freerider:

    Мда, Лена, хотел бы я так, как вы, побывав в точках вашего маршрута, сказать с легким налетом скепсиса: «Крастота Соловков — не, не слышала..Мурманск, Ледокол, Каска — ну это для тех, кому лень телек посмотреть» и так далее :) я вот слюной забрызгал весь экран, а тебя пока в двух частятх ничего не проняло, словно за хлебом скатались в булушную :)))))

    • Андрей, это все приходит с опытом т.е. банально есть с чем сравнивать. Кстати, от этого не легче путешествовать т.к. мало что удивляет и позитив меньше, чем у тех, кто едет в первый раз. Потом, почему ты думаешь, что меня ничего не впечатлило? Из описанного в этих частях я нежно люблю Челмужи — села в машину в Москве, а вышла на песчаном пляже Онежского озера! Белое море — я его никогда не видела, а тут вот оно — холодное и суровое. Мурманск — первый раз в нем побывала, думала он гораздо больше. Водопад в Титовке — пожалуй самый интересный, из мною виденных.
      А вот «Ленин» — да, не впечатлил, подводная лодка в Вытегре гораздо интереснее. Соловки тоже мимо — Кириллов-Белозерский, о котором речь пойдет в последней части, понравился намного больше. Это ведь все ИМХО, ну и что бы если кто соберется по тому же маршруту знали, чего ожидать, может где-то заменить точки на другие, посещать меньше попсовых мест и т.д.

      • Freerider:

        Насчет опыта — согласен. Тут с Вашим дружным семейством вообще мало кто может говорить на равных :)
        Мы же пока на стадии, когда все, что не похоже на привычные места, вызывает щенячий восторг :)

  • Максим:

    Обалденный развернутый отчет! Прочел на одном дыхании!
    На счет Соловков- если бы мы приехали на пол дня , да еще с бадуна… Не проехали весь остров с независимым экскурсоводом на бухлобусе, услышав очень интересную и познавательную, хотя и несколько политизированную и антицерковную(как ни странно в этом месте) экскурсию, не побывали у землянок школы юнг, в бывшем карцере церкви- маяка, музее жертв репрессий, не проплыли по монастырским каналам на лодке, не побродили по мегалитам Зайчего острова и т.д. и т.п. То думаю что наши впечатления от Соловков были бы похожи на ваши))) А мы за три дня еще не успели сплавать на Анзер и т.д.

    • Я и не спорю, что в Соловках есть своя прелесть, но она не для меня. Есть места куда хочется вернуться даже если излазил их вдоль и поперек, а есть места, где осталось много не увиденного, но туда больше не тянет. Вот на Соловки лично меня не тянет, но я не зарекаюсь, что больше никогда туда, ни ногой.

  • Максим:

    На счет мест- это да. Каждый воспринимает по своему. Плюс еще некоторые факторы.
    Мне вот например особо ярко впечатался Кий-остров.( На него выбросило штормом будущего патртарха Никона, бежавшего с Соловков)) Сначала одна из самых ужасных дорог России(на тот момент)- трасса Архангельск-Онега(Патр сдюжил), потом 2 часа в моторке по Беломорскому шторму с водой +10. Местный «капитан» сам уже побледнел и вся бровада с него слетела. Потом по пополбутылки коньяка- и не в одном глазу! Сам остров- сказка! Там летом вода до +25, база отдыха с 20х годов прошлого века, монастырь построенный Никоном. Так что поедете в Архангельск- рекомендую!?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика