Мезень 2017: приключения Патрика и его друзей
После спешной эвакуации с плота из-за кровососущих тварей, наше путешествие по Мезени должно было закончиться. Впереди маячили только рюкзаки-вокзал-дом и преждевременное возвращение из отпуска.
Но ситуация развивалась иначе: домой не хотелось совершенно, а мы все хором хоть и со скрипом влезали в Патриот Олега и Тани. К тому же, большую часть Мезени мы так и не увидели. Пусть не на плоту, но на машине мы решили это исправить.
Итак, оставив плот на берегу на растерзание местному жителю, мы загрузили все пожитки в Патриот. Машина оказалась забита доверху, пришлось нам до места стоянки идти следом.
Утром, трезво оценив масштаб проблемы, мы начали сомневаться в возможности утолкать 6 человек и такое количество шмурдяка в одну единственную машину.

Стоянка цыганского табора? Нет, это мы перепаковываем вещи! Ситуация осложнялась тем, что по дороге сюда у УАЗа отвалилась задняя калитка, на которой висела одна из запасок. Теперь 2 полноразмерные запаски и калитка должны были ехать сверху.

А вот так выглядит дорога, идущая вдоль Мезени. По ней нам предстояло катиться сначала до города Мезень, потом до Архангельска. В общей сложности 700 километров.

В итоге наша шайтан-арба получилась вот такой. Вес у машины, наверняка, дикий, но она ехала, была вполне управляемой и довольно приемистой.
И мы покатились. Песчаная дорога становилась то чуть лучше, то чуть хуже, а потом путь нам преградила Мезень.
А на нашем берегу ни деревни, ни парома, ни расписания этого самого парома. Только несколько машин припаркованных пустых стоит, вокруг ни души.
Постояли, потупили и решили завернуть в ближайшую деревню — Малую Пыссу.
Но как только заезжаешь внутрь, почти все дома оказываются жилыми. Бегают дети, стоят машины, колосятся огороды…
Решили брать языка: постучались сначала в один дом, но нас испугались и дверь не открыли, во втором доме женщина через форточку что-то попыталась объяснить на ломанном русском (напомню, что в этой местности все разговаривают на коми) — мы ничего не поняли. Из третьего дома к нам вышла семья из 6-ти человек, мужик разъяснил, что паром ходит только утром и вечером, но можно позвонить и паром вызвать. Позвонить — это здорово, но вот беда: все время, что мы плыли и ехали сотовой связи не было от слова совсем. После поднесенной стопки водки, глава семейства сходил в избу, вернулся к нам с домашним телефоном и обо всем договорился! То есть с одного берега Мезени позвонили на другой берег — домой паромщику, чтобы вызвать нам персональный паром. Звучит как бред, но пообещали, что через 40 минут за нами приплывут.

Я не знаю, как воспринимают переправу на пароме люди, которые делают это несколько раз за день, но для нас это было волнительно. И на всех остальных переправах, которых впереди оказалось еще много, мы как будто участвовали в маленьких приключениях.
Кстати, на буксире мы обнаружили расписание, для тех, кто соберется проехать этой же дорогой вот оно:
Понедельник-пятница 07.00-09.00, 19.00-21.00.
Суббота 08.00-09.00, 19.00-20.00.
Воскресенье — выходной.
Телефон (домашний): 8(82135)35369.

Все деревни, что мы проплывали на плоту выглядели серо-коричневыми и мрачными, Большая Пысса на их фоне смотрелась празднично. А может это потому, что не надо было грести и постоянно бороться с насекомыми?

Подплываем. Как только встает вопрос оплаты одесский еврей берет дело в свои руки. С нас спросили двойной тариф — 1200 рублей (что вполне справедливо), но Олег рассказал, что у него есть только 1000, остальные деньги на карте и: «Вообще давай лучше вместе выпьем!» Паромщик и его помощник пить категорически отказались, сказав, что непьющие совсем: «Иначе не будет работы.» Но взяли все-таки тысячу.
На прощание поинтересовались, чем мы будем расплачиваться на следующих паромах, Олег уверил, что у него есть 5 литров спирта, и он со всеми договориться.
Заезжаем в магазин за пивом и хлебом. Прямо перед входом нас атакует стая слепней. Интересуемся у продавщицы всегда ли у них так. А она со смехом начинает рассказывать, что летом надо кушать больше (в магазине покупать соответственно тоже больше), чтобы слепни и комары кусали и избавляли организм от плохой злой крови. Нам нужно, что бы нас кусали особенно много, ибо испорченной крови в нас хоть залейся.
Тут очень захотелось обидеться, но оказалось, что в нас ее много не потому, что мы — сволочи, а потому, что городские. Местных деревенских кусают постоянно, а мы тут ненадолго.
Оригинальная и позитивная позиция, объясняющая, что то, что нас сожрали — есть благо))).

И вот мы мчим. В салоне царила эйфория: я даже не думала, что все настолько соскучились по скорости и машине. Нет, все-таки сплавы на плоту — это не наше, автопутешествия куда интереснее.
Где-то тут мы пересекаем границу Архангельской области. Пока-пока, Республика Коми, желания возвращаться у меня нет или пока нет.

Что бы было понимание на счет дороги: дорога здесь одна, альтернатив нет, объездов тоже, тянется она между редкими населенными пунктами чуть ли не 1000 километров.
Много УАЗов, Нив, но есть и иномарки, практически у всех у них снят или сколот передний пластик.

Доминанта села — церковь Николая Чудотворца (новая), ее строительство началось в 2010-м году из-за невозможности восстановить одноименную старую церковь.
Но нас гораздо больше церкви интересует заправка. АЗС есть, но закрытая. Снова берем языка, местный житель на своей машине сопровождает нас к дому заправщика. Бензин завезли 2 дня назад, до этого заправка почти месяц стояла «сухой». Нам повезло и мы наполняем бак и 2 20-ти литровые канистры.
«Как впереди дорога?» — спрашиваем мы.
«Нормально, но не знаю, как переправа будет…» — бормочет заправщик.
Мы на тот момент не особо обратили внимания на эту фразу. Ну переправа и переправа, подождем паром, заплатим больше денег, как говорит Олег: «Решим».
То, что мы можем решить далеко не все проблемы и имеем шанс развернуться и возвращаться через Сыктывкар мы поняли очень быстро — через 11 километров на берегу Мезени.
Мужики идут разбираться через сколько поплывем. Далее происходит примерно следующий диалог:
-Уважаемые, нам бы на другой берег.
-Мы переправу и налаживаем.
-Так когда поплывем?
-Как пойдет. Паром вот с мели сняли, он весь сгнил за зиму и тонет, ща дыры замажем и посмотрим поплывет или нет. Потом буксир — дизель с того лета не заводился. Если все будет нормально, часа через 3 пойдем!
Тут до нас стало доходить, что паромная переправа пытается начать работать именно сегодня. Сегодня, Карл! На дворе середина лета — 16 июля, к началу осени тут уже будет снег! Сколько она проработает? Месяц, полтора, два от силы. Как люди на машинах попадают на противоположный берег все остальное время? Правильный ответ — никак. Точнее зимой через Мезень накатывают зимник, а вот когда он тает — конец дороге. Если из Койнаса кому-нибудь понадобится оказаться в районном центре — Лешуконском или в областном центре — Архангельске, на машине ехать придется больше 1500 километров через Сыктывкар. В Койнасе, как и в прочих крупных населенных пунктах в округе есть аэродромы, но на сколько они в рабочем состоянии, может, в том же, что и паром?
Начинается дождь, забиваемся в машину и наблюдаем из окон за налаживанием переправы.
Мужик с ведром горячего вара и тряпками залезает то в один лючок, то в другой и латает дыры с помощью этого нехитрого оборудования. Паром плавающий на тряпках — класс!

Когда все готово, трактор упираясь ковшом в борт и сталкивает его с мели. Паром берет на привязь деревянная лодка с мотором. Тащить такую махину она не может, но маневрировать с ней — вполне.
Тем временем с третьего раза заводится буксир, по-крабьи с помощью таких же киев, как мы использовали на плоту, он сползает на глубину и… глохнет.
Его начинает сносить течением, но дизилек оживает. Дальше паром с моторкой и буксиром устраивают «танцы» и, наконец, стыкуются уже где-то в районе противоположного берега.
3,5 часа мы наблюдаем за этим действом, как за цирковым представлением. Специально для Вас все тоже самое можно увидеть на трехминутном видео:
А дальше, мужики говорят нам, что посадка на паром будет не здесь, а в новом месте — река обмелела. Как ориентир — гора песка на дороге. Мы разворачиваемся, едем в неизвестном направлении и вдруг видим, что с разных концов туда же спешат другие УАЗики. Откуда они взялись?!
Через кусты и буераки, мы оказываемся у парома первыми.
Этого дополнительного веса достаточно, что бы паром присел на мель. Трактор, размахивая ковшом, вновь начинает пихать махину в борта. И все, мы пошли. Задолбанные, но довольные паромщики собирают с каждой машины по 700 рублей — плата за аттракцион.
Съезд осуществляется по незаконченной насыпи, воды временами по ступицу. Однако, своей очереди на погрузку уже ждет несколько полноприводов. Дорога ожила.
Мы отъезжаем от Усть-Кымы совсем немного и начинаем искать место ночевки. Пока ждали переправы на берегу на нас снова напали комары. Решили проверить теорию — чем дальше от реки, тем меньше кровососущих тварей, поэтому встаем в лесу в паре километров от воды.

Сегодня на ужин была рыба. Решили приготовить ее в коптильне — не зря же этот агрегат сначала доехал от Чехова до Усогорска, потом сплавлялся с нами на плоту, а теперь занимал драгоценное место на багажнике. Получилось вкусно!
Утром мы продолжили путь.

Мезень. Нам повезло, что вчера прошел дождь и пыль на дороге прибило. Если бы не это, а тем более, если бы ехали в несколько машин колонной — задолбались бы.
А что с населенкой? Через каждые километров 10-15 стоят деревушки: Палащелье, Конещелье, Белощелье и т.д. В каждой живет от 30 до 200 человек, а некоторые вовсе заброшены.
Но даже жилые деревеньки смотрятся невероятно уныло и убого: огромные косые дома с маленькими окошками, все коричнево-серое и какое-то однообразно-беспросветное.
Раньше здесь кустарничали чуть ли не в каждой избе: выделывали прялки, лукошки, короба, веретена, ложки, а потом расписывали их.
В Палащелье сложилась своя, оригинальная система росписи. Основной фон золотисто-желтый (дерево, покрытое олифой) с кирпичного цвета узорами (краску «вохру» брали на берегу, у красной щели) и черными контурами (чернила готовили сами, смешивая сажу с серой).
Как возник промысел? С одной стороны, местная роспись — самая архаичная из всех известных в русском народном искусстве, говорят, ее корни уходят в глубину веков, к наскальным изображениям, к неолитическому орнаменту. С другой — первое упоминание о Палащелье как о центре росписи относится только к 1904 году (самая старая прялка имеет дату — 1815 год). Как так получилось — загадка.
В селе жили семьи потомственных мастеров: Аксеновы, Новиковы, Кузьмины, Федотовы. Работали зимами и зимним же путем отправлялись к зырянам, через Койнас на Печору, на Устьвашскую ярмарку, добирались даже до Пинеги.
Теперь промысел угас полностью, в деревне живет всего 40 человек, половина из которых пенсионеры, больше 70% домов пустует.

В центре деревни можно увидеть деревянную церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенную в 1874-м году.
Вот примерно так и выглядели все деревни на нашем пути. Согласитесь, впечатление гнетущее.

Местные ждут, что вот-вот здесь проложат автобан. И действительно, на некоторых участках снует техника.

Почва жирная: стоит буксонуть и колеса уже не видно, всем, чтем соприкасается с землей машина прилипает.
В Лешуконское через очередную паромную переправу мы не поехали — без магазинов обошлись, а бензина вполне хватало. Так, что сразу повернули на Мезень. Здесь дорога была уже очень приличным грейдером, по ней легко катались легковушки с целыми бамперами.

Багажник Патриота — Сашино хозяйство. Каждый вечер он залезал наверх, чтобы снять необходимые вещи, а утром рассовывал их по местам и привязывал.
Неожиданно выясняем, что город Мезень нам не по дороге — поворот на Архангельск раньше, но вот бензина до областного центра нам не хватит. Значит надо заезжать в Мезень. Надо, но нельзя! Дело в том, что город находится в пограничной зоне и на его посещение нужно разрешение.
Такое разрешение от ФСБ было оформлено на меня, Сашу, Ксюху и Серегу, в нем черным по белому было написано: «Сплав на плоту по р. Мезень». В выдаче разрешения на граждан Украины — Олега и Таню было отказано. Собственно, они тут оказываться и не собирались, тем более на машине. Но все сложилось так, как сложилось.
Решили встать лагерем недалеко от города, а Сашу (как человека с разрешением) и Олега (как хозяина машины) отправить в Мезень на заправку. Наше воображение рисовало, как Саша с 20-ти литровыми канистрами бегает мимо погранпоста и заливает Патриот пока на Олега составляют протокол.
Но все прошло успешно: заправка оказалась чуть не доезжая Мезени и поста соответственно. Заправщик настоятельно рекомендовал в город без разрешений не соваться и ребята послушались. Правда на вечер мы остались без пива.
Берем курс на Архангельск. Но почти сразу на дороге видим указатель на Кимжу. Табличка гласит, что она избрана в самые красивые деревни России. Как проехать мимо?

Кимжа возникла в начале XVI века, когда здесь, в двух верстах от устья реки Кимжа поселился крестьянин, пришедший с Пинеги. Была известна своими промыслами, особенно — меднолитейным (медные колокольчики применялись для скота и почтовых лошадей, медные украшения — для конской сбруи). Кроме того, здесь высаживали зерновые, проращивали солод и варили пиво.
Раньше в Кимже было 3 церкви: православная (сохранившаяся), старообрядческая и староверская. Это связано с тем, что здесь селились раскольники, выстраивающие свои слободы.

Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия была закрыта в 1930-х.
Это фото сделано в 1970-х гг. и хранится музее, о котором я расскажу в следующей части.

Так храм выглядит сейчас. В 2008 году его полностью разобрали с целью реставрации путем полной переборки.

Дальше финансирование сошло на нет и храм долгое время пребывал в разобранном состоянии. Сами видите — сейчас дело пошло на лад.
Несмотря на наличие церквей, в соседних деревнях считали, что жители Кимжи владеют искусством ворожбы и заговора, могут насылать порчу и сглаз. Называли их «чернотропы», что значит колдуны.

Тем интереснее, что до 1951 года в деревне не существовало кладбища. Умерших хоронили по их завету (там где попросят), чаще всего на их земельном наделе (на наделе, а не у домов). Считалось, что дух предков будет охранять земельный надел и жилище от бед и напастей.

У домов ставились обетные кресты т.е. кресты, поставленные по обету (обещанию), данному богу в благодарность за добро или избавление от какого-либо горя. Чаще всего давали обеты богу мезенские поморы-промышленники, чья жизнь была связана с опасными морскими и рыбными промыслами. Выйдя на берег живым, помор ставил обетный крест или на берегу моря, в непосредственной близости от места спасения, или у себя в деревне, около дома.
В лучшие времена в Кимже было до десятка ветряных мельниц, сейчас осталось только 2. Обе они стоят на угоре за деревней.

Младшая мельница – Воронухина (мельницы принято называть по фамилиям владельцев), была построена в 1934 году. Раньше считалось, что она была не достроена мастером, однако потом выяснилось, что мельница работала, но потом была почти полностью разобрана за ненадобностью.

Старшая мельница – Дерягинская была построена в 1897 году. На ней ещё в 50-ые года 20-го века мололи зерно. Она относится к довольно редкому типу — перевёрнутая столбовка. До 21-го века самая северная ветряная мельница дошла без крыльев и с прорехами в крыше. С 2007-го года началось ее восстановление, а после — настройка. Говорят, что сейчас механизм полностью готов к работе.
За последние годы в Кимже дважды проводился международный фестиваль плотницкого мастерства «Северные мельницы». На домах на улицах висят таблички вроде «кузница», «пекарня» и т.д. Но только все закрыто, а избы, если свернуть с центральной улицы выглядят вот так:
Сейчас в Кимже постоянно проживает около 100 человек.
Мы выехали из одной из самых красивых деревень России и покатились завтракать в кафешку, которую вчера ребятам порекомендовал заправщик в Мезени. Сказал, что никто мимо обычно не проезжает — так вкусно.
И действительно, пока мы неспешно ехали по грейдеру, нас обогнало несколько машин. Все до одной они оказались в кафе «Хуторок».

Кормят действительно вкусно, по-домашнему и недорого. Отдельно рекомендую отведать морс из местной клюквы.
Где-то тут, спустя полторы недели после начала путешествия, у нас появилась устойчивая связь и интернет. Соберетесь ехать в тот край, предупредите родственников и друзей, чтобы не падали в обморок от столь долгой тишины в эфире.
По плану сегодня был последний наш совместный вечер.

А еще вот такую закусь попробовали. Это свиные ушки, в детстве в деревне они считались деликатесом, а у нас в магазинах как-то мне не попадались. Кстати, приехали домой — они и тут тоже появились.

Перетряхиваем вещи, начинаем паковать рюкзаки. Завтра утром Олег довозит нас до Архангельска, берем билеты и домой.
Но что-то свиные ушки оказались слишком хороши… или то, что мы ими закусывали легло кучно. Я, Саша и Ксюха решили, что возвращаться снова рано, дальше сборы продолжил только Серега.
Так второй этап нашего путешествия подошел к концу и плавно переходил в третий. Но о нем в следующей части.
Начало:
Как построить плот: личный опыт
Мезень 2017: приключения Гены и его друзей
Продолжение:
комментария 2
Доброго времени, хочу сказать, что потопленный вами топорик в реке Мезень , нашелся мною. Кстати, мы знакомы. Я тот первый ваш гость, подплывал к вам на лодке обрезанной казанке,в первый день вашего сплава по Мезени. Я представился Владимиром, а Вы мне предложили выпить с Вами, я конечно отказался , напутствовал вам хорошо добраться до г. Мезени и мы расстались. Рассказ Ваш о путешествии прочитал с удовольствием, понравился, так , что вот так. Ваш топорик у меня.
Пусть наш топорик Вам служит верой и правдой! Его точили и делали топорище с большим усердием прямо перед отъездом.