2

Нежданный север (часть 2)

Опубликовано: Лена 30.09.2017 в Без рубрики, Поездки с детьми, Путешествия |

После посещения города Онеги, мы уезжали от побережья Белого моря. Теперь мы двигались вдоль реки Онеги, по берегам которой сохранилось довольно много памятников старинной деревянной архитектуры.

И первый из них — Владимирская церковь.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери была построена в 1745-1757 гг. на вершине Жеребцовой Горы. Раньше здесь был целый храмовый комплекс: 2 деревянные церкви и колокольня. До настоящего времени сохранился только этот храм, да и тот заброшен, в тяжелом состоянии. Не осталось следа и от окрестных деревень. С основной дороги подъезда к церкви нет — только на лодке через Онегу.

Еще одна деревянная заброшка — Смоленская часовня.

Часовня Смоленской иконы Божией Матери в селе Верховье. Была построена межу 1875 и 1900 гг.

Дверь закрыта оригинальным способом — на вилы.

Внутри сложены стройматериалы. В 2011-2013 гг. была предпринята попытка реставрации, но все закончилось ничем из-за отсутствия средств и сил.

Сейчас мост через ручей Падун, по которому был основной заезд к часовне, обвалился, добраться до нее можно только на полноприводе по ухабистой еле заметной колее.

И еще никому не нужный храм, точнее, табличка гласит, что это целый монастырь.

Успенский Сырьинский монастырь был основан между 1450 и 1550 гг. преподобным Кириллом на Сырьевой Горе. Его часто называют самым древним монастырем русского Севера (Онежского уезда), ведь он старше даже всем известных Соловков. Правда остался от него только Успенский собор 1601 года.

Между прочим, памятник архитектуры, охраняемый государством.

Внутри выглядит вот так.

Рядом часовня преподобного Кирилла Сырьинского. Построена над могилой святого в 1883 г. на месте прежней.

Большая часть деревень, что мы проезжали чуть живые: много заброшенных домов, руин, покосившихся халуп. Набожные люди скажут, что это потому, что люди забросили храмы, но мне видится будто дело в общей неустроенности жизни здесь, нищите, тусклости.

Кстати, пока церкви были действующими на Онеге регулярно происходили катастрофы, например, в 1878 году из-за переполненного парома в реке утонуло 50 человек, переезжавших на службу в церковь. А в 1889 году погибла лодка с 16 соловецкими богомольцами.

Все-таки дело не в церквях.

Однако, есть здесь и действующие храмы.

Несмотря на то, что в село Посад (Турчасово) с основной дороги можно добраться только по воде, оно живет, и в церкви Спаса Преображения проходят службы.

Это место называется Турчасовским городом. Самая древняя — шатровая Благовещенская церковь сгорела в 1964 году от удара молнии. А вот сохранившиеся Преображенская церковь 1786 года постройки и колокольня 1793 года очень впечатляют размерами.

Сегодня была первая и единственная мокрая ночевка за все путешествие. Пришлось натянуть тент, и вся жизнь происходила под ним.

Неподалеку журчала река Шелекса.

И крутилась вот такая вот ящерка.

Утром мы были в Плесецке.

Всех въезжающих в Плесецк встречают фигуры-калеки. Так себе для поселка, рядом с которым расположен космодром.

Тут мы снова посетили шиномонтаж т.к. в Онеге нам нормально не отбалансировали колеса.

Я ни раз задумывалась, каково путешествовать по России на машине с украинскими номерами. Не вдаваясь в политику, люди кругом разные и на сколько им вбили в мозги, что мы теперь не братья — вопрос открытый. В этой поездке нам выпала возможность проверить т.к. на лбу ни у кого не написано, кто россиянин, а кто украинец. В принципе, мы были готовы к любому развитию событий, но до этого момента встречали только положительную реакцию. Гайцам машина несмотря на устрашающий обвес была не интересна т.к. штраф содрать все равно не получилось бы, люди, с кем доводилось общаться, вспоминали об имеющихся на Украине родственниках, и их больше интересовала обстановка в стране из первых уст.

На шиномонтаже в Плесецке впервые водители грузовика попытались побузить, дескать мешаем им, стоим не так: «Это у вас на Украине все так паркуются?! Мозгов нет, как у всей страны! Только о себе и думаете!»

Мы предпочли сделать вид, что их не услышали, машину переставили, а потом и вовсе свели разговор в мирное русло о космонавтике и запуске ракет.

Местные поведали, что раньше запуски происходили пару раз в неделю, теперь раз в несколько месяцев. Для нас было откровением, что мы — страна с конца 60-х годов бывшая неоспоримым лидером в космической гонке, запускавшая по 100 ракет в год, просрали это почетное звание не только США, но теперь и Китаю, скатившись на 3-е место по количеству запусков. Так может поэтому подозрительно тихо в последнее время проходит День Космонавтики? Хвалиться-то нечем!

Едем дальше.

Трасса Плесецк-Каргополь почти идеальна.

Город встретил низкой облачностью и мелким дождем.

Каргополь-каргополь, слово как будто перекатывается во рту. Я очень давно хотела тут побывать. Ведь не зря город называют «звездой русского Севера» -здесь сохранилась масса памятников истории и архитектуры, а время как будто застыло. О Каргополе знают немногие, еще реже его посещают экскурсанты, потому городок тих, самобытен, без яркой туристической мишуры.

Существует он приблизительно с 1146 года, когда белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», нашел «поле для отдохновения», назвал оное «Каргиным полем», учредил на нем свой «стол» и поставил острог. Весь богатейший архив Каргополя сгорел во время пожара 1765 года, так что о жизни города известно мало.

Каргополь — город, в котором было наибольшее количество церквей на душу населения (в 17 веке на почти три тысячи жителей в городе существовало более 20 храмов).

И сейчас в сердце Каргополя — на Соборной площади, в глаза бросаются именно храмы.

Самый древний из них — Христорождественнский Собор, он был построен еще во времена Ивана Грозного в 1552-1562 годах.

По преданию, тогда же начали строить систему подземелий Каргополя, вход в которые скрывается, в том числе, внутри храма. По сей день никто не может найти доступ в подземелья (ну да, как же иначе в подобных историях?!), но они существуют под всей центральной частью города и, по слухам, соединяют все храмы того периода (какие храмы, если этот самый древний?!), некоторые дома, а также имеют несколько выходов за пределами города.

По соседству церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1802—1810 гг.

В 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи. Сейчас в ней размещается Краеведческий музей.

На переднем плане памятник каргопольцам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. За ним — Соборная колокольня (1772-1778) построенная при императрице Екатерине. Интересно, что она относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, для каждого храма звонили свои колокола. Справа от колокольни — Иоаннопредтеченская церковь.

Храм Иоанна Предтечи был построен в 1740—1752 годах на месте деревянной приходской церкви. Сейчас действует. Несмотря на общую строгость, оригинально смотрятся единственные в округе двойные купола.

Еще на Соборной площади мы посмотрели деревянные фигуры. Они появились тут совсем недавно входе ежегодного праздника народных мастеров России.

Я так поняла, что все они участвовали в конкурсе малых архитектурных форм «Ульянины сказы» по сюжетам игрушек мастера Каргопольской глиняной игрушки Ульяны Бабкиной.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда крестьяне делали незамысловатые игрушки из глины: свистульки, лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. Стоили они недорого, особого спроса не было, и лепили их по большей части для собственного удовольствия. Были тут и другие виды народного искусства: древнерусская живопись и скульптура, резьба и роспись по дереву, кубовая набойка (крашение ткан), узорное ткачество и вышивка. Сейчас все это пытаются возродить. Тем удивительнее, что в центре города мы обнаружили всего один киоск с сувенирами, да и в том изделия местных умельцев занимали незначительную часть по сравнению с обычным ширпотребом типа пластиковых ручек и магнитиков.

Отойдем от Соборной площади, что еще есть в округе?

Красавица Онега и городской пляж, пустующий в такую погоду.

Много интересных построек.

Памятник градостроительства и архитектуры начала XIX века. Сначала — дом Андрея Александровича Вешнякова, потом здание казначейства, уездного суда, дворянской опеки, полицейского управления. А теперь ЗАГС Каргопольского района.

В 1876 году купец 2-й гильдии Пётр Александрович Лёхов построил деревянную лавку. В 1885 году его наследники выстроили каменный магазин, который дошел до наших дней.

Обратите внимание, многие дома буквально тонут в асфальте — в окна первых этажей можно рассмотреть разве что ноги прохожих.

Торговые ряды, они же государственные дворы были построены в 1808 году. Здесь размещались бакалейные, колониальные, винные, кожевенные, готового платья лавки, в которых торговали в розницу и по мелочам.

Просто жилой дом середины XIX века.

Каменные дома, безусловно, впечатляют, но особенно удивляет Каргополь большим количеством деревянных домов 19-го века в центральной застройке, теперь это — редкое явление для российских городов.

Говорят, двадцать лет назад на центральных улицах еще были деревянные тротуары, но они до наших дней, увы, не дожили. А еще на зданиях висят таблички не только с современным названием улиц, но и со старинными.

Дом крестьянина Вязниковского уезда Владимирской губернии Василия Яковлевича Мокеева был построен в 1903. Две комнаты были выделены под лавку.

Дом середины XIX века первоначально принадлежал купцу Аполлону Александровичу Вешнякову. В 1902 году его продали мещанину Александру Дмитриевичу Сергееву. В 1918 году здесь была открыта учительская семинария. Сейчас — Центральная библиотека.

Жилой дом 2-ой половины XIX века тоже является памятником градостроительства и архитектуры. Состояние у построек, как мы видим, разное.

Есть и заброшенные, вроде дома Хромулина (третья четверть XIX века).

Среди низких деревянных построек неожиданно обнаруживается большой белокаменный храм Воскресения Христова (17 век). Его архитектор явно старался повторить Успенский собор Московского Кремля.

Город на самом деле очень маленький. Не успеваешь оглянуться, как из центра попадаешь на окраину.

С одной стороны, Каргополю явно не хватает финансирования для поддержания его архитектурного богатства. С другой — неумелая реставрация совершенно точно лишит город его неповторимого колорита, как утратили его многие малые города России. Про «звезду русского Севера» можно рассказывать очень долго, но лучше один раз увидеть и почувствовать, оно того стоит.

Мы покидали северный край, но делали это весьма оригинальным способом — по бывшей трассе Р-1. Это дорога, как недоеденный пирог не давала мне покоя аж с 2009 года, когда мы двигались со стороны Вытегры и побоялись ехать до Каргополя в одну машину по этой «замечательной» федеральной трассе. Теперь мы катились в обратную сторону, снова в одну машину, но на этот раз с двумя лебедками и дикой решимостью.

Совершенно не смутил знак на дороге: «проезд разрешен только до поселка Солза». Что происходит дальше пояснено не было, но нас остановил бы разве что перекоп или завал при чем такой, что нельзя было бы раздвинуть, засыпать или объехать. Еще вышки с военизированной охраной и колючкой остановили бы. Но ничего подобного за Солзой не оказалось.

Просто дорога становилась все хуже и хуже, а после пересечения границы Архангельской и Вологодской области начались бесконечные лужи и гати.

Вдоль дороги тянутся Большое и Малое Клементовские озера. До них-то мы и доезжали в прошлый раз.

Решили заночевать на берегу.

Этим вечером Саша и Олег познали всю суть местных дров. Они были красивы, сухи и поколоты, но ни хрена не горели!

Безобразие на дороге заканчивается возле деревни Прокшино, дальше идет хайвей. По нему мы полетели через Белозерск, Липин Бор, Череповец, Пошехонье.

Единственным приключением стала Крохинская паромная переправа через реку Шексну (Волго-Балтийский канал). Работает она с 8 до 20 часов, паром отплывает в начале каждого часа со стороны Липина Бора.

Такое манящее название буксира… А ведь Олег и Таня променяли на наши приключение именно Байкал. Выходит, на нем они все-таки побывали)))

С воды хорошо видна церковь Рождества Христова (1788-1820 гг.) села Крохино. Всю деревню Крохино, которая располагалась между точкой съемки и храмом затопили в 1961-м году при наполнении Шекснинского водохранилища.

Переночевать мы решили на берегу Рыбинского водохранилища.

Но все оказалось не так просто — не успели мы свернуть с дороги, как тут же угодили в хляби.

Выковырились из липкой дряни с помощью лебедки и поехали искать другое место.

В той или иной степени подболоченным оказался весь берег, но мы, несмотря на это, вновь предприняли попытку прорваться к воде.

И снова сели. На этот раз в поле без возможности нормально залебедиться.

Можно было бы героически копать, якориться и заниматься прочей ерундой, но вдалеке призывно проехал трактор. Мы решили, что это знак и надо брать!

Кстати, сам трактор за нами не полез, мы просто за него залебедились.

Десять минут, и мы свободны. До места стоянки 50 метров, в кармане телефон тракториста т.к. утром выезжать обратно.

Красота!

Ночью далекие корабли казались НЛОшками, которые окружили и вот-вот пойдут в атаку.

Но к утру Мир захвачен не был, да и корабли куда-то рассосались.

Хорошо стоим, но надо собираться и ехать.

Тут уже в который раз нам можно было бы отправиться домой, но Таня мечтала посетить Золотое кольцо. Решили, что все кольцо — это слишком, а вот в близлежащие Мышкин и Углич заехать вполне можно. Так, что мое повествование будет продолжено.

комментария 2

  • caz:

    «Местные поведали, что раньше запуски происходили пару раз в неделю, теперь раз в несколько месяцев. Для нас было откровением, что мы — страна с конца 60-х годов бывшая неоспоримым лидером в космической гонке, запускавшая по 100 ракет в год, просрали это почетное звание не только США, но теперь и Китаю, скатившись на 3-е место по количеству запусков»
    Предлагаю вернуть это почётное звание запусками рядом с Москвой. Для нас кроме головной боли, эти запуски ни чего не приносят. Об очередном запуске мы узнаём по количеству сирен скорой помощи на улицах г. Архангельска. Прочитал отчёт о вашем путешествии на плоту на DROM, оттуда на сайт и вышел, всё понравилось. Единственное смутило, обычно на второй третий день в лесу, так обкуриваешься костром, что перестаёшь замечать комаров или они тебя не замечают. Наверное, из за жары с вами так получилось. И с рыбой в этом году засада всё правильно, даже грибов было очень мало. Спасибо за ваши тексты, читать интересно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика