14

О том, как мы нашли Святого.

Опубликовано: Лена 21.08.2014 в Аномалии, Без рубрики, Путешествия, Статьи |

Введенский Паданский женский монастырь - Корнилиева пустынь. Сегодня я расскажу Вам историю, которой ровно 5 лет. История будет занимательной, почти детективной и связанной с Русской Православной церковью, только политики не хватает, а то была бы гремучая смесь. 2009 год, май месяц на дворе, я и мои друзья отправляемся в путешествие по Прионежью. В один из дней мы решаем посетить Корнильево-Паданскую пустынь. При этом не очень понятно, что осталось на ее месте, но нам интересно — от того и едем.

Далее переношу сюда публикацию, сделанную мною же спустя 2 года после приезда (т.е. в 2011 году). Поясню, что такая большая пауза между возвращением и публикацией была сделана сознательно и позже Вы поймете почему.

«Основатель Корнилиевой пустыни — преподобный Корнилий, по преданию, являлся учеником преподобного Александра Свирского. Свой монастырь он основал в середине XVI века, недалеко от Винниц (Подпорожский район) на левом берегу реки Паданы. Здесь, в «черном лесу меж мхом и болотом» жил преподобный Корнилий более тридцати лет. Основанный на месте его обители монастырь первоначально был посвящен Николаю Чудотворцу. Была поставлена деревянная церковь, теплая с трапезной.

В конце XVI века, когда поставили в монастыре второй храм во имя преподобного Александра Свирского и монастырь стали называть Корнилиевой Паданской пустынью.

С июня 1900 года община была преобразована в монастырь.

Монастырь был закрыт в 1919 — начале 1920-х годов. В 1993 году создана Свято-Введенская Корнилиево-Паданская женская община.

В 1995 году во время реставрационных работ в Введенском храме Корнильево-Паданской пустыни в основании алтаря под большим плоским камнем были обнаружены человеческие останки. Представители епархии решили обратиться к судебным медикам с просьбой выяснить, не принадлежат ли эти мощи основателю монастыря преподобному Корнилию Паданскому. Было проведено исследование, и медики экспертным путем установили личности двух из трех захороненных в Корнилиевой пустыни людей, одним из которых действительно оказался основатель монастыря.

Этот момент подробно описан в журнале «Проблемы экспертизы в медицине.» №2 2002 год  стр 53, «Судебно-антропологические исследования древних православных захоронений».

 «Проблемы экспертизы в медицине.» №2 2002 год стр 53, «Судебно-антропологические исследования древних православных захоронений».

 «Проблемы экспертизы в медицине.» №2 2002 год стр 54, «Судебно-антропологические исследования древних православных захоронений».

 «Проблемы экспертизы в медицине.» №2 2002 год стр 55, «Судебно-антропологические исследования древних православных захоронений».

 «Проблемы экспертизы в медицине.» №2 2002 год стр 56, «Судебно-антропологические исследования древних православных захоронений».

 «Проблемы экспертизы в медицине.» №2 2002 год стр 57, «Судебно-антропологические исследования древних православных захоронений».

Там же говорится, что после опознания, останки были «помещены в специальный ковчег и покоятся в помещении Храма в специальной раке».

А вот еще одна цитата: «Какова же была радость, когда специалисты дали положительный ответ. Мощи вернули на прежнее место, а Русская православная церковь обрела еще одну святыню».

Введенский Паданский женский монастырь - Корнилиева пустынь.

Что же происходит реально на месте монастыря, где во всю должны идти восстановительные работы?

На противоположной от монастыря стороне реки нас встретила весьма оригинальная избушка рыбаков.

Внутри есть все необходимое для относительно комфортной жизни, а сверху крест — телевизионная антенна.

Рыбацких лодок у берега было множество, но все под замками. Однако, Павлин успокоил нас, что сейчас сим-сим откроется. Он потыкал в несколько замков своими ключами от квартиры, по колдовал чего-то и случилось чудо — замок отомкнулся! Когда мы вернулись обратно, то лодку аккуратно поставили на место и Павлин, опять с помощью ключей от квартиры, замок закрыл. Хозяин, наверняка, даже не узнает о внеплановом путешествии своей лодки.

Форсирование реки, вместо отсутствующих весел пришлось воспользоваться лопатой.

Выбравшись на берег, мы  пошли, по заброшенному тракту пока не уперлись опять в реку, развернулись и пошли обратно. Чуть не дойдя до нашей переправы, увидели крыши построек и свернули к ним.

Начал накрапывать дождик. По среди леса стоял огромный бревенчатый недостроенный храм и небольшая бревенчатая же избушка рядом. Для начала мы обошли все вокруг: обнаружили остатки старого кладбища и заросший родник.

Недостроенный храм.

Родник.

Старинное надгробие.

Перекрестие могильного креста, литье, середина прострелена.

В храм вели 2 двери: одна на уровне первого этажа – закрытая, другая на уровне второго этажа – не ясно открытая или закрытая, но без всяких лестниц-ступеней-веревок, в общем, так просто не заберешься. Мы решили пока наверх не лезть, тем более, создавалось впечатление, что место это не покинуто, а получить по мозгам от смотрителя как-то не хотелось.

Вернулись к избушке в полной уверенности, что она закрыта, оказалось, что дверной замок с корнем выдран. Мы вошли и, опять, нам показалось, что хозяин должен быть где-то рядом: за угол порога заткнута  пара самодельных удочек, при входе стоит керосиновая лампа, лежат спички, обувь, на вешалке какая-то одежда. Все довольно чисто и даже уютно, несмотря на земляной пол, низкие потолки и очень узкие дверные проемы (видимо именно так и выглядели все избы лет 200 назад). Хозяином избушки продумана была каждая мелочь: печь, кровать с матрасом, стол со стулом, газовая плита с баллоном, посуда, везде расставлены свечи (никакого электричества нет и в помине), сейф … открытый … и ключ внутри…

Только с первого взгляда в избушке было все хорошо. При более детальном рассмотрении стало ясно, что избушку методично обыскивали, забирая все ценное, в том числе церковную утварь, предназначавшуюся, очевидно, для нового храма. Нетронутыми  остались только современные иконы в пластиковых окладах, самодельные деревянные крестики, которые хозяин избушки мастерил, скорее всего, на продажу, поломанные восковые свечи и огромный подсвечник (не знаю точного названия), оказавшийся слишком тяжелым, что бы с ним возиться. Ну и все тот же сейф: если в такой глуши, в такой избушке установлен сейф, значит,  точно было, что в нем хранить. Напрашивался логичный вывод: в избушке жил смотритель нового храма, который куда-то ушел ненадолго и почему-то не вернулся, после чего его жилище было разорено, при чем, случилось все это совсем недавно.

Избушка смотрителя.

Внутри избушки смотрителя.

Самодельные деревянные крестики, которые хозяин избушки мастерил, скорее всего, на продажу.

Эта фотка мне очень нравится, она как нельзя лучше передает атмосферу в избушке.

Огромный церковный подсвечник, оказавшийся, видимо, слишком тяжелым, что бы его унести.

Конечно, после этого нам стало очень интересно попасть в недостроенный храм и узнать, что же творится там. Дождь усилился. Выламывать замок на двери первого этажа мы, разумеется, не решились. Назначали самого ловкого и отрядили его лезть по углу к двери второго этажа. Он достиг цели неожиданно легко, толкнул дверь… и она оказалась не заперта. Более того, внутри лежала деревянная лестница, которую он нам спустил. И вот мы внутри храма. Мне сложно описать, как все выглядело внутри, лучше смотрите фотки. Существенным является только то, что в середине церкви настил поверх перекрытий отсутствовал, и мы могли свободно перемещаться и по первому, и по второму этажам.

Внутри недостроенного храма. Часть, где нет перекрытий.

Прямо при входе среди песка и мусора лежали новые резные деревяшки (ну не знаю я как их назвать, типа частей наличника оконного, а может рама для иконы, или какие-то части будущего иконостаса). Там же порванная и истлевшая обложка от библии 19 века, какое-то церковное тряпье новое или не совсем новое, но точно грязное и мятое, большой деревянный ящик с открытой крышкой и бумажными свертками внутри, опилки, тряпки, ведро и т.д.

На первом этаже прекрасно виден фундамент старого храма. Новый храм был сильно больше и поставили его практически вокруг старого.

Фундамент старого храма.

Ничего нас особо не заинтересовало, и мы собрались уходить, но на улице обнаружился ливень. Решено было переждать. Прошло минут 20, кто-то по десятому разу осматривал фундамент старого храма, кто-то рылся в церковном тряпье, кто-то уже начинал дремать.

Тишину прорезал голос Сашки: «Кто-нибудь смотрел, что в свертках в ящике?» Я не знаю почему, но ни кто из нас до сих пор не заинтересовался этими свертками! На самом деле это что-то невообразимое! Мы заглянули в каждую щель здесь, мы несколько раз покопались даже в мусоре в надежде найти что-то интересное, но НИ КТО не развернул аккуратные желтоватые свертки, лежащие в открытом деревянном ящике! Мы ни то что бы их не заметили — это было просто невозможно, мы не захотели лезть внутрь. Я до сих пор помню, как заглянула в ящик, переложила несколько свертков от одной стенки к другой в надежде, что под ними что-то есть и пошла дальше.

Последовал логичный вопрос: — А что там? — Идите, посмотрите сами. Я не хочу идти, ломает. Я и так понимаю, что ничего хорошего. Наш друг подходит к Сашке и несет самый большой из свертков поближе к открытой двери – к свету. — Ну и чего там? — Череп! — Да ладно врать-то! Я встаю и иду смотреть сама. Дождь почти кончился, вокруг храма шумит лес, я держу в руках желтоватый сверток, а от туда на меня гладит черепушка: «Здравствуй, бедный Йорик, блин!»

Самый умный из нас предположил, что это женский череп и лет ему около четырехсот. Я пошла к загадочному ящику, нет, не ящику, а ГРОБУ и заглянула еще в пару свертков: в одном оказались ребра россыпью, во втором какие-то мелкие кости, продолжать не стала. Все  свертки, а точнее даже объемные конверты были аккуратно сложены стопкой, закрыты и пронумерованы.

Ну что, уважаемый читатель, картинка в Вашей голове начинает складываться? Логично ведь, что  после опознания останки преподобного Корнилия поместили в «специальный ковчег» т.е. этот самый ящик и  они «покоятся в помещении Храма в специальной раке» – в помещении храма – да, а до раки видимо дело не дошло т.к. строительство храма почему-то забросили.

«Русская православная церковь обрела еще одну святыню», которая лежит теперь в открытом гробу, расфасованная по пакетам в заброшенном храме с текущей крышей! Так стоило ли вообще тревожить останки, отправлять их на сложнейшую экспертизу, докладывать  всем вокруг о проделанной работе, что бы потом  вот так бросить СВЯТОГО?! Какое-то богохульство получается!

Конечно, есть небольшой шанс, что это останки не основателя монастыря, а кого-то другого, но куда же тогда дели останки преподобного Корнилия? Сомнительно, что зарыли обратно в фундамент старого храма, а вокруг новой церкви никаких явных новых захоронений нет.

Все очевидно, когда Вы сидите перед экраном и читаете выкладки, а нам там, было, мягко говоря, не по себе! Мы даже не догадывались, что «Йорик» может оказаться святым, ведь весь материал, представленный здесь, мы собрали уже вернувшись домой. А тогда мы судорожно решали как лучше поступить с останками: похоронить в приметном месте, записав координаты, что бы потом «если что» сказать где искать, взять с собой и показать экспертам, отвезти «куда надо» — нихай разбираются или оставить все как есть. Лично я еще мучилась вопросом надо ли это все дело фоткать.

В итоге мы аккуратно сложили останки обратно в гроб и закрыли крышку со словами «Спи!», накрыли сверху какой-то церковной попоной, что бы не слишком бросалось в глаза. Ничего снимать я не стала, так что Вашему вниманию только фото, на которых гроб случайно попал в кадр вначале нашего пребывания в храме.

Открытый «ящик»

Открытый «ящик».

Наше путешествие продолжилось без особых приключений. Когда мы вернулись домой, и всплыла вся эта информация, я сразу же обратилась в Питерскую епархию с письмом, где все подробно описала и поинтересовалась в курсе ли они, что происходит.

Ответили мне некоторое время спустя дословно так: «Здравствуйте, Елена! Благодарю за письмо. Завтра передам его секретарю епархии. С уважением, иерей Игорь Катаев Служба коммуникации Санкт-Петербургской епархии»»

Ответа, чем же закончилось дело, я ждала несколько месяцев, потом напомнила о себе – результат нулевой. Потом пошла шерстить свои контакты: тут нашлись и просто сильно верующие, и послушница одного из монастырей — они говорили, что низяяяя было вообще все это трогать, переносить и уж тем более закапывать. И координатор-составитель каталога сайта temples.ru Елена Филиппова, с которой я на тот момент сотрудничала, обещавшая поднять неофициальные связи в Питерской епархии и проследить «что бы дело не замяли». И просто неравнодушные люди с джиперских сообществ, готовые ехать на место, что бы увидеть все своими глазами… и не понятно что дальше с этим делать.

Короче народ  подобрался безотказный, но бестолковый, только что ментов я не додумалась подключить — все же труп лежит без присмотра, хоть и древний.

Тишина затянулась на год, всем были разосланы письма с просьбой прояснить ситуацию. После очередной несознанки, я героически написала письмо патриарху Кириллу (на тот адрес, что на официальном сайте), а следом в 3 или 4 периодических издания, связанных с русской православной церковью (надо было писать в «Аргументы и Факты» и звонить в НТВ — они бы отхватили сенсацию) – никаких ответов втечении еще одного года.

Итак, на дворе уже 2011 год, съездить и проверить произошли ли какие-то изменения в  Корнильево-Паданской пустыни у меня возможности нет. Если до того момента в интернете я всю эту информацию публиковать побаивалась — переживала, что прочтут какие-нибудь уроды и поедут громить и глумиться над останками, да и Питерскую епархию не хотелось выставлять в дурном свете, вдруг они и в правду были не в курсе,  что там творится, то теперь угрызения совести закончились — я выложила статью в открытый доступ.

Опять отклики от парочки любознательных ребят, а на выхлопе — хрен. И так до поздней осени 2013 года.

Только поздней осенью 2013 года этой историей заинтересовался некий неравнодушный православный человек из Санкт-Петербурга. Он занимался сбором данных о Святых Российских живших Ленинградской области. После поездки в Александро-Свирский монастырь начал интересоваться и собирать материал про Преподобного Александра Свирского и его учеников. Покопавшись в инете он вышел на мою публикацию и изъявил желание решить вопрос о ненадлежащем хранении мощей святого в Санкт-Петербургской Епархии на прямую через Митрополита, а так же найти средства для надлежащего захоронения преподобного, включая достойное надгробие и всё, что с этим связано.

Далее следовал наш длительный диалог с уточнением где-что и как, я пытаюсь найти людей, готовых отвезти его на место (самой мне далеко и неудобно в это время года) — часть маршрута проходит по бездорожью, по этому для этого ищется полноприводный автомобиль. На небезызвестном УАЗовском форуме человек находится — я просто на свой страх, быть принятой за полоумную описываю ему ситуацию и что необходимо сделать. Но потом возникает затык со стороны РПЦ: необходима куча всевозможных разрешений, благословений и пока все это тянется выпадает снег, река подмерзает (ее надо форсировать или пешком, или на лодке), добор становится сомнительным. А ведь погода в этот год была очень благосклонна: мороза и снега не было до первых чисел января! Все переносится на раннюю весну.

Вот если бы мне было прям ОЧЕНЬ нужно проверить на месте ли останки, я бы пешком сбегала, от населенки — там расстояние не огромное, но ни кто не озаботился.

Так настала ранняя весна, потом поздняя… а следом лето. Я ни в какой координации к тому моменту уже не участвовала, только иногда интересовалась случилась поездка или нет.

В самом начале июля 2014 я должна была оказаться в составе экспедиции на Кольском полуострове. На обратном пути, заложив небольшой крюк, мы могли оказаться в  Корнилиевой пустыни. О своем желании посетить это место, со ссылкой на статью 2011-го года я сообщила остальным участникам на нашем открытом форуме. Идея была поддержана.

В итоге сил на этот крюк не хватило. Зато, когда я вернулась домой, на почте меня уже ждало письмо, что за неделю до нашего несостоявшегося визита тот самый православный человек посетил пустынь (почему не раньше или позже, а на опережение моего визита озвученного на форуме? совпадение?), останки были найдены и перевезены в Санкт-Петербургскую митрополию для сверки и определения принадлежности.

Спустя еще несколько недель от него мне стало известно, что с вероятностью в 90% мощи действительно принадлежат преподобному Корнилию Паданскому.

Но это еще не конец истории!

После передачи мощей представителям Тихвинской епархии (помощнику архиепископа Мстислава Дячины), с ним перестали выходить на контакт. Дело в том, что люди, которым были переданы мощи преподобного Корнилия Паданского выставили всё в епархии так, будто они их сами нашли, привезли в город и вернули церкви! Про православного человека из Санкт-Петербурга, людей, которые вместе с ним осуществляли доставку, и нас, сделавших находку, высокие чины РПЦ сразу забыли. Помощник архиепископа доложил самому архиепископу Мстиславу Дячине, он в свою очередь написал отчёт на имя патриарха о найденных останках преподобного и отвез его. Патриархия как ей и полагается в таких случаях (находки мощей) отметила данное лицо за заслуги перед церковью одним миллионом рублей и новым джипом Subaru.

Была попытка поднять вопрос о том, что хорошо бы тех, кто перевозил мощи и нас заодно отметить хотя бы грамотами за возвращение святыни. Но не тут то было, ответ был простой — «от Господа будет награда». Ну т.е. все свободны, даже без «спасибо».

На данный момент мощи преподобного Корнилия находятся в Александро-Свирском монастыре. На форуме «Христинство в искусстве» в начале августа Тихвинская Епархия начала розыск иконографического образа Преподобного Корнилия Паданского.

Что касается Корниловой Пустыни, в августе туда приезжала комиссия из Троице-Сергиевой Лавры во главе с неким отцом Сергием. Проводился анализ работ и фотосъёмка положения вещей на местности. Скорее всего, обитель будет восстанавливаться под контролем патриархии. Возможно, на восстановлении понадобится 5-7 лет.

В этой истории по прежнему вопросов больше, чем ответов. Как мощи оказались в недостроенном храме в столь бедственном положении? Не был ли убит человек, занимающийся восстановлением обители? Когда мы там оказались в 2009 году, то косвенные признаки указывали на резкое и неожиданное исчезновения обитателя избушки и грабеж. И кто вообще был этот человек? Православный человек из Санкт-Петербурга, с которым я общалась, толком на эти вопросы мне ответить не смог, узнав только что в 1996 году мощи нашел священник Долматов и приступил к возрождению обители, но через какое то время его разжаловали — лишили сана (очень серьезный шаг!) по непонятным причинам. Его дальнейшая судьба неизвестна, так же, как неизвестен его приемник (был ли он?) и что случилось с ним. Почему ни кто не озаботился возвращением мощей Святого, ни со стороны РПЦ: не могли не знать где они, почему не реагировали на мои письма (бежали бы роняя тапки в тихую решать проблему, вдруг я бы скандал раздула!)? Ни со стороны местных рыбаков: ни разу за 5 лет не были на месте обители? то, что до этого большой храм строится тоже не замечали?

Ну и как минимум где наша грамота, а как максимум — где миллион+машина и на сколько возможен был бы такой презент не от РПЦ — служителю РПЦ, а от РПЦ — простым смертным, вроде нас? Мне даже не столько лимона жалко (хотя что это я — жалко!), сколько за правду обидно!

Прп. Корнилий Паданский - третий справа, во третьем ряду снизу.

Найденный нами Преподобный Корнилий Паданский — третий справа, в третьем ряду снизу.

комментариев 14

  • Да…Занимательная история…

  • История более чем занимательная. Лен, можно я напишу рассказ про вашу поездку? авторские права уступишь? :) просто если по другому немного продолжить, выйдет отличный сценарий для фильма типа «Хижина в лесу».
    Я понимаю насколько вы отважные путешественники, но в это раз мне кажется вы вели себя слишком смело и так и напрашивались на неприятности…Хорошо их не было (я про избушку, не заброшенную, в которой следы пребывания недавнего прервались и проч. тайны,)
    Касаемо вознаграждения — скажу так, обидно конечно, но во первых история темновата, учитывая количество игнора к проблеме. А во вторых, с людей мирских спрашивается по одному, со священнослужителей — втройне. То есть если там правда с призом нахимичили, то можно потом всю жизнь не отмолить это. Так Что Бог им судья…

    • Авторские права не уступлю, но переработать можешь как хочешь по своему усмотрению)))
      Я бы не сказала, что мы были не осмотрительны, многое происходило по наитию, мы обычно не суемся ни в какие избушки. А вообще никогда заранее не угадаешь что найдешь на очередной заброшке.

      • Быть может, но мне казалось, что вы себя вели как герои типичного американского кино — всегда в голове вопрос, почему герой увидел что то, но полез :)

        • А вот как надо было поступить на твой взгляд? Мы искали заброшенную церковь, нашли, полезли смотреть — все как всегда. Вокруг никого, избушка эта непонятного с виду назначения, открытая — ну и в нее заглянули. Потом дождь заставил нас задержаться. Если бы там был кто-то, желающий нам причинить вред, то врятли нам что-то помогло бы уже с момента переправы.

          • да хрен (13) его знает как :) увидев избушку бежать. Нет, не так: БЕЖАТЬ!!! :) На самом деле, про огнестрел не думали? или травмат хотя бы? Дело то благое вышло, но возможны варианты…

            • Ну вот смотри, мы с тобой весной когда ездили на Калужский тракт, церковь в Башмаково посещали, помнишь? Стоит церковь заброшенная, неподалеку единственный сохранившийся дом, вроде пустой, но к нему тропинка натоптана, вокруг никого. Чего же ты не побежал роняя тапки?)))
              Оружие — это конечно да, но мы не приучены что ли. И в этой ситуации даже если бы оно было, наверняка осталось бы в машине на противоположном берегу. Ну что, каждый раз отходя от машины больше, чем на 10 шагов берданку с собой брать? И по лесу с ней в обнимку ходить?

              • Freerider:

                Так в Башмаково никого, и в дом мы не лазили. Да и место там все таки не такое глухое, как в твоем рассказе. Насчет бердянки — если ружо, то на плечо, но палевно, сразу предмет для неприятного разговора. Если пистолет — на пояс и пошел. Не видела как у меня куртка топорщится на выездах слева сзади? ;)

                • Так и там никого, а в дом какого хрена мы полезли не очень понятно, наверное как раз потому, что место глухое))) Но вцелом ситуация была схожа. Ружо кроме всего прочего громоздкое и тяжелое. Реально никогда про оружие не задумывались, а с учетом возможности применения с пьяну не против врагов, а против своих вообще стремная штука, на куртку твою тоже внимания не обращали соответственно.

    • hazg hazg:

      ммм. ты просто не видел как Дима на моте обратно на другой берег переправлялся ))

  • Татьяна:

    Где говорят деньги, там молчит совесть….

    Елена,прочитала очередную Вашу статью с большим удовольствием и на одном дыхании. Спасибо Вам большое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика