1

Предания и были старообрядцев.

Предания и были старообрядцев

После церковной реформы патриарха Никона, расколовшей Русскую Церковь, в глухие малонаселенные гуслицкие леса (нынешняя территория Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области) бежало много ревнителей старой веры. Свою известность и неповторимую самобытность Гуслицы получили именно благодаря старообрядцам.

Укрывшись в прежде глухой и неплодородной местности, они со временем сделали из нее один из крупнейших духовных центров старообрядчества, а также способствовали её экономическому развитию.

Те, кто прокатились с нами 04.04.15 по живописным лесным дорогам, увидели места скитов старообрядцев, чудом сохранившиеся в Подмосковье деревянные церкви, Челоховский валун — артефакт мерянской эпохи, испытали на себе неповторимую ауру старообрядческих мест.

Сегодня из окрестностей Воскресенска с нами стартовали УАЗ-Патриот Рауфа с супругой, УАЗ-Патриот Андрея с семьей, Ниссан Экстрейл за рулем которого был Юрий, два Ниссан Патфайндера — Максима и Владимира с семьями, УАЗ-Патриот Дмитрия со штурманом и иноджипп с Николаем в качестве водителя и уважаемого главы УАЗбуки Сергея — Seganа в качестве пассажира.

Московская область, Воскресенский район. Весна 2015.

Небольшой брифинг в начале путешествия.

Московская область, Воскресенский район. Весна 2015.

Московская область, Воскресенский район. Весна 2015.

И вот мы в пути.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Сделаем небольшое лирическое отступление о том, кто же такие старообрядцы. Старообрядцы — это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Короче, власть держащие задумали привести церковь к определенным канонам, часть народа не согласилась и объявила «новую веру» чуть ли не дьявольской. За что была подвергнута преследованиям, гонениям и была вынуждена скрываться.

Одним из мест для таких скрываний стал Гуслицкий край на востоке Подмосковья. Свое название местность получила от древней волости Гуслица, существовавшей со времен Ивана Калиты. Прежде эти земли, глухие, с труднопроходимыми лесами и болотами, находились в дальнем юго-восточном углу Богородского уезда. Рядом был стык границ трех губерний: Московской, Рязанской и Владимирской.

Место было идеальным для укрывавшихся здесь разбойников. Тут были развиты разбой, конокрадство, так называемая збирка (сбор на погорелое), но особенно процветало фальшивомонетчество.

Возникают следующие вопросы: каким же образом старообрядцы, которые всегда считались в России эталоном порядочности, трезвости и других добродетелей, смогли освоить криминальные промыслы, как это случилось в Гуслицах? Как старообрядцы-гусляки в глазах жителей других регионов, в первую очередь соседних, превратились в людей «без совести и чести»?

Ответ здесь прежде всего следует искать в политике государства по отношению к староверчеству. Оказавшись по ту сторону закона местные старообрядцы в таком удобном для криминала крае вблизи Москвы, не смогли не найти общий язык с теми, кто так же, как и они считался преступником. Следует также учесть и неблагоприятные климатические условий Гуслиц: болота, леса, песчаные неплодородные почвы. Вот и приходилось гуслякам выкручиваться. Получалось это у ним неплохо — гуслицкие деревни поражали своей зажиточностью, опрятностью и большими размерами. В крае было много фабрикантов, которые разбогатев, помогали выйти в люди и остальным. Поскольку среди гусляков было немало талантливых литейщиков, иконописцев, часто случалось, что деньги: монеты и купюры — делали те же люди, которые писали иконы и лили образки. При  чем всплески активности фальшивомонетчиков приходились на периоды кризисов, когда ткацкая промышленность в крае, кормившая население гуслицних деревень, останавливалась и надо было как-то выживать.

Короче вроде как честные и порядочные ребята, которых вынудили забраться в глушь, выживать в силу обстоятельств преступными путями и при этом скрываться.

Старообрядцы есть и сейчас, их не так мало, как кажется — более миллиона человек.  Как и прежде они не выпячивают свою веру, оставаясь ей верны, знают и почитают места, где когда-то жили их предки. Не стоит удивляться тому, что и сейчас многие старообрядческие места скрыты от людей лесами, а к месту поклонения ведет даже не грунтовая дорога, а тропинка.

Наше первое место посещения оказалось именно таким: миновав шоссе и грунтовку по краю дачных участков, мы оказались неподалеку от Обители Мира.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Дальше путь нам преграждал ручей, который пришлось форсировать пешком.

Московская область, Егорьевский район. Обитель Мира. Весна 2015.

Московская область, Егорьевский район. Обитель Мира. Весна 2015.

28-го сентября 2003 года в день памяти Святого Мученика Никиты, при большом стечении народа, была освящена часовня во имя Св. Никиты. Часовня относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви (поповской). Она стала первой и единственной старообрядческой часовней, освященной за последние 85 лет.

Московская область, Егорьевский район. Обитель Мира. Весна 2015.

Часовня в Обители Мира.

Внутри часовни. Обратите внимание, отсутствует алтарная часть.

Внутри часовни. Обратите внимание, отсутствует алтарная часть.

Место для часовни было выбрано не случайно: в ныне глухом лесу когда-то был погост, состоящий из церкви с домами причита, кладбища и нескольких административных учреждений. Место было весьма почитаемо.

Погост перестал существовать к началу 18 века, но осталось немало камней фундамента деревянного храма. В середине 19 века егорьевские власти выкупили почти все камни на строительство дорог в городе, однако, старообрядцы утаили один из камней Челоховский (по названию ближайшей деревни — Челохово).  Он стал местом поклонения многих поколений подмосковных староверов.

Челоховский валун.

Челоховский валун.

Рядом икона Святого Мученика Никиты.

Рядом икона Святого Мученика Никиты.

Дальше нас ждал довольно длительный перегон по древнейшей дороге в село Егорий Высокий (нынешний Егорьевск) через волость Холмскую, в глухом еловом лесу здесь раньше были деревни , с запада от дороги на р. Березовки располагался Фроловский погост, с запада на той же реке — Козьмодемьянский погост с 2-мя церквями. Сейчас от них не осталось и следа, да и дорога проезжабельна не для всякого автомобиля.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Кто бы мог подумать, что пару недель назад здесь почти не оставалось снега, кстати, на полях его и теперь практически нет. Зато тут просто новогодняя сказка в начале апреля, даже тропить немного пришлось.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Накануне несколько дней подряд дул ураганный ветер и только Дмитрий высказался — дескать странно, что нет ни одного завала — пожалуйста.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

И вновь мы вдали от населенных пунктов в дремучем лесу — это еще одно священное для старообрядцев место — урочище и родник Сапина.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Дмитрий рассказывает историю этих мест.

Некогда здесь располагалась загадочная Сапинская часовня, по преданию построенная у ключа на месте явления иконы Божьей Матери. И хотя ни в одном из церковных канонов «Сапинскую Божью Матерь» найти нельзя, в местной сельской округе это предание передается из поколения в поколение. Еще живы люди, помнящие как саму часовню, так и рубленные монашеские скиты неподалеку в лесу. Для паломников на Сапине был вырыт пруд со святой водой. Место было на столько популярным, что рассматривалось для строительства большого монастыря (который в конце 19-го столетия был построен в 5 км к юго-востоку в с. Колычево).

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

В 2009 году начались работы по облагораживанию данного места. Рядом с прудом был установлен часовенный знак с иконой Св. Иоанна Предтечи, покровителя монашествующих.

Пруд ликвидировали, заменив бетонными колодцами, теперь вода бежит от туда - спорное решение.

Пруд ликвидировали, заменив бетонными колодцами, теперь вода бежит от туда — спорное решение.

Еще один перегон и останавливаемся на большой поляне неподалеку от села Гридино-Шувое.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Дальше снова нужно идти пешком.

Через несколько сот метров мы оказались возле источника и часовни Иконы Божией Матери Казанской.

Источник, состоящий из трёх небольших ключей находится на левом берегу реки Шувойки в 20 метрах от её русла. Предание связывает его появление со временами польского нашествия 17 века. Исторически достоверно, что часть поляков и примкнувших к ним последователей Лжедмитрия действительно ушли и встали лагерем у Егория Высокого, где и были разбиты князем Пожарским. Согласно преданию, здесь, на берегу Шувойки русские ратники вступили в сражение с одним из польских отрядов. Обе стороны понесли жестокие потери, и на месте пролитой крови явилась икона Казанской Божией Матери и ударили три ключа. Впоследствии на этом месте была устроена небольшая часовня, а напротив, на высоком берегу реки в 1673 году выстроен деревянный храм (отстраивался вновь после пожара в 1864 году и был практически полностью разобран на строительный материал в советские годы).

На протяжении более трёх сотен лет место оставалось популярным среди богомольцев и паломников.

Московская область, Егорьевский район, с. Гридино-Шувое. Весна 2015.

Московская область, Егорьевский район, с. Гридино-Шувое. Весна 2015.

Купель была построена в 2003 году.

Самые смелые — Николай и Сергей несмотря на ветреную погоду решились искупаться.

А когда мы вернулись к машинам, нас уже ждал обеденный перекус и горячий чай.

Московская область, Егорьевский район, с. Гридино-Шувое. Весна 2015.

Село Шувое неподалеку от которого мы сейчас находились, всегда располагалось в стороне от важных торговых путей, но это не помешало ему быть многие годы важным центром старообрядческой культуры, в особенности книгописания.

Здесь располагался Троицкий Шувойский старообрядческий монастырь, основанный иноками-старообрядцами, бежавшими из Москвы. С собой они привезли «передвижную церковь», а на месте выстроили молитвенный дом. Под передвижной церковью, скорее всего, понимался церковный иконостас и богослужебные предметы. В монастыре не было своего постоянно проживающего священника, но странствующие старообрядческие священники периодически посещали монастырь и служили литургии. Время их посещения хранилось в строгом секрете, так как именно они были главным объектом преследования властей. Церковные книги, когда не использовались, хранились в специальном тайном укрытии в глубине леса. Наибольшее количество монахов (до 50) проживало в монастыре на рубеже 17 и 18 веков. Затем их количество уменьшилось, и Троицкий Шувойский монастырь своими размерами стал больше напоминать скит.

В 1840-х годах Троицкий старообрядческий монастырь в Шувое привлёк внимание царской полиции. Одно из полицейских дел, сохранившихся в архивах, было возбуждено по инициативе самого генерал-губернатора столицы и называлось «О расследовании по поводу раскольнических келий в деревне Шувое на земле принадлежащей крестьянину Лаврентию Егорову». Для следствия по этому делу из Москвы в Шувое приезжал специальный полицейский чин, который обнаружил в лесу бревенчатую избушку и летнюю постройку, напоминающую сарай. И в избушке и в постройке находились многочисленные церковные книги и богослужебные предметы. В лесу были пойманы два отшельника, которые оказались крестьянами Сидором Григорьевым и Иваном Денисовым. Вместе с собственником земли Лаврентием Егоровым они были арестованы. В ходе полицейской операции все лесные постройки были разрушены, а книги, иконы и богослужебные предметы — конфискованы.

Вскоре полиция опять обращает внимание на Шувое. Местный полицейский надзиратель пишет в Москву о том, что в шувойском лесу появились раскольники, называющие себя монахами, и что эти монахи даже устроили кладбище. Прибывшая на место в мае 1847 году полиция обнаружила в лесу, между деревнями Шувое и Равенская, целое поселение, состоящее из рубленых келий, пригодных для круглогодичного проживания. Там же было обнаружено огороженное кладбище с 26 ухоженными могилами. В одной из них, согласно надписи, покоился сам умерший в 1852 году бывший хозяин данного лесного участка Лаврентий Егоров.

В кельях полиция застала пятерых человек, которые назвали себя монахами. Все арестованные показали, что пришли в Шувое спасаться, причём большинство прибыли из дальних мест. Задержанные полицией монахи к моменту ареста прожили в шувойском лесу от 6 до 10 лет. Полиция вновь конфисковала все книги и прочее имущество и во второй раз снесла постройки.

Последней из шувойских монашествующих принято считать схимонахиню Назарету, которая скончалась в 1948 году. Её прах покоится на шувойском кладбище.

Мы подъехали к тому самому месту, где когда-то были кельи и захоронение православных иноков-староверов. Куски белокаменных надгробий и сейчас лежат возле одного из деревьев.

На памятном кресте, установленном на месте Шувойских келий, сделана надпись: «На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в 17-20 в.». Памятный крест на месте бывших келий был установлен силами Шувойской старообрядческой общины

На памятном кресте, сделана надпись: «На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в 17-20 в.». Крест был установлен силами Шувойской старообрядческой общины.

С Шувойским монастырём связаны местные легенды и предания. Одна из них гласит, что монахи поселились между деревнями Шувое и Равенской не случайно. В Равенской проживало много колдунов, которые своей чёрной магией доставляли шувойцам немало проблем. Монахов же пригласили, чтобы те своими молитвами разрушали злые чары, отчитывали одержимых, лечили больных.

Здесь наша колонна разделилась: высокие машины поехали по основной дороге, больше всего напоминающей дорогу на полуострове Рыбачий — частые довольно глубокие лужи, а Юрий на Ниссане Экстрейле в сопровождении Гелика отправился в объезд.

Московская область, Егорьевский район. Весна 2015.

Если Шувое было культурным центром Гуслиц, то теперь мы приехали в важнейший экономический центр — Рудню. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались фабриканты со всех Гуслиц, а также приезжали купцы из Москвы и других городов. Центральные части села были застроены постоялыми дворами, трактирами, лавками. Были здесь и дома иногородних купцов, которые вели постоянную торговлю с Гуслицким краем. По свидетельствам второй половины XIX века Рудня больше напоминало внешним обликом уездный город, нежели село. Ныне же мало что говорит о прежнем размахе, хотя одна особенность все-таки есть. До нашего времени с XVIII века сохранился храмовый комплекс, так называемый «тройник» — две деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня. Больше таких на территории Московской области не увидишь ни где.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Рудня-Никитское. Весна 2015.

Рудне-Никитское. Храмовый комплекс: церкви Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Христова.

Летняя однопрестольная церковь Рождества Богородицы построена на месте предшествующего одноимённого храма в начале XVIII в. Освящена в 1713 году.

Колокольня.

Трехъярусная шатровая колокольня была построена одновременно с храмом.

Церковь Рождества Присвятой Богородицы.

Зимняя однопрестольная церковь Рождества Христова построена на месте предшествующего Никольского храма в 1781 году.

освящённый колодец перед главным входом в ограду.

Освящённый колодец перед главным входом на территорию комплекса.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Рудня-Никитское. Весна 2015.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Рудня-Никитское. Весна 2015.

Дальше мы двинулись к финальной точке нашего путешествия, но оказалось, что полевые дороги здесь более коварны, чем лесные — перед нами предстала большая черная от торфа лужа, которую необходимо было форсировать.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н. Весна 2015.

Зрители в предвкушении.

Без особых проблем на противоположной стороне оказались Гелик, иноджип Николая и наш Хантер.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н. Весна 2015.

У Патриотов тоже проблем не возникло.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н. Весна 2015.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н. Весна 2015.

А вот Экстрейл присел довольно плотно — тросом вытащить не удалось, пришлось разматывать нашу лебедку.

Падфайнер Максима тоже присел.

Патфайндер Максима тоже присел.

Московская обл., Орехово-Зуевский р-н. Весна 2015.

А вот такой же Патфайндер с более злой резиной прошел довольно уверенно. Владимир не жалел газу!

В остальном дорога прошла без существенных приключений, и вот мы и на месте, где когда-то был мужской старообрядческий монастырь. Это одно из удивительных и внешне совершенно необычных мест, связанных с историей старообрядчества.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

Некогда рядом с селом Беливо располагался самый крупный из гуслицких монастырей — обитель старца Леонтия. Для иноков-старообрядцев здесь было самое спокойное место. Способствовала этому и дикая природа с обилием непроходимых болот, и то, что это было пограничье с Владимирской губернией. Монастырь всячески поддерживало старообрядческое население, живущее вокруг.
Существовавшие в монастыре стройное пение и выразительное чтение, строгое исполнение церковного устава, суровая жизнь братии — все это привлекало толпы богомольцев из окрестных селений и снискало монастырю заслуженное уважение и любовь гусляков. Год от года монастырь рос с невероятной быстротой. В период расцвета число братии достигло 240 человек. Были выстроены монастырская гостиница, здание библиотеки и многое другое. При монастырской гостинице в праздничные дни велись духовно-нравственные беседы, послушать которые собирались многочисленные паломники — приверженцы старой веры. Одна из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром — монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет.
Однако «золотой век» обители среди болот и лесов продолжался недолго. По повелению императора Николая I в Беливо была направлена жандармская экспедиция. Монастырь разрушили, братия разбежалась по лесам, некоторых власти арестовали и заключили в тюрьму. Отец Леонтий (очевидно, последний игумен этого монастыря) остался жить в лесу, а когда умер, то его похоронили на месте бывшего скита. Святое место не было забыто. У могилы отца Леонтия служили пасхальные службы, ставили свечи, сюда приезжали издалека, привозили больных, водили их с молитвами вокруг могилы, и они получали исцеление.

Около могилы есть источник со святой водой, считается, что монастырь стоял именно на нем. Во времена СССР место это было малопосещаемым, родник практически зарос.

Ныне в беливском лесу на деревьях вывешены иконы и таблички с духовными или историческими текстами. Леонтьевский скит облагородили, сделали, можно сказать, показательным для людей далеких от старообрадческой веры.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

Вход в Леонтьевский скит.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

Могила отца Леонтия.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

По лесу развешено более сотни икон.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

Монастырский колодец, сейчас сухой.

На переднем плане родник, на котором был построен монастырь.

На переднем плане справа родник, на котором был построен монастырь. А на заднем — видны носильные вещи, которые приносят сюда паломники. По древнему обычаю здесь, в лесной чаще, вместе с ними должны истлеть человеческие горести и болезни.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Леонтевский скит. Весна 2015.

Все-таки удивительное место!

Однако, день клонился к закату, пора было ужинать. Отъехав чуть в сторону, мы развели костер.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Весна 2015.

Каждый раз, готовя обед и ужин мы стараемся их подогнать под тему выезда. Старообрядцы если много овощей, но при этом не ели картошку. Не пили чай, используюя в качестве альтернативы простой кипяток. Ну и, конечно, соблюдали все посты. Сейчас было как раз время поста, по этому основным блюдом стало овощное рагу.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Весна 2015.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Весна 2015.

Но т.к. мы все-таки не старообрядцы в качестве дополнения были предложены сосиски.  Ну и от чая тоже ни кто не отказался.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Весна 2015.

Сергей возле мангала. Кстати, мангалы больше выпускать не будут, спешите купить! Качество и внешний вид без преувеличения обалденные!

Московская область, Орехово-Зуевский район. Весна 2015.

Пироги, шампанское и медовуха — угощение от Натальи, отмечающей сегодня юбилей. Всем бы так справлять дни рождения! Наталью еще раз с праздником!

Сложно было у старообрядцев с конкурсами и забавами — угрюмые ребята. Пока готовилось рагу, пришлось довольствоваться традиционными ярмарочными развлечениями: кидали валенок — кто соберет пару и шишки в корзинку — кто больше раз попадет.

Московская область, Орехово-Зуевский район. Весна 2015.

Максим метает валенок.

Победителями стали Николай и Максим, за что получили кружки УАЗбука.

После посиделок у костра все довольными разъехались по домам.

Участникам спасибо за компанию, а читателям за внимание!

Большая часть материала для этого выезда была взята из работ С. С.Михайлова.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика