3

Прионежье (часть четвертая): Мариинская система, Мудомозеро, д. Великий двор, Бадожский погост, заброшенные деревни, Клементовское озеро.

Опубликовано: Лена 20.05.2011 в Без рубрики, Путешествия |

Выехав из Вытегры, мы пересекли Мариинскую водную систему, которая соединяет бассейн Волги с Балтийским морем.

Она состоит не только из природных, но и из искусственных водных путей. Когда-то для постройки Мариинской системы взяли деньги из фонда воспитательных домов т.е. те, что были собраны на содержание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот (фактически отобрали у них еду, одежду, крышу и образование). Кстати, сделали это не «злые» коммунисты, как многие могли бы подумать, а император Всероссийский Павел I.

Строительство было начато в 1799 году, а в 1810 году открылось судоходство по Мариинской водной системе.

Мариинская система.

Сейчас в округе масса шлюзов и переправ, через одну из них мы проезжали аж 4 раза. Трасса перекрывается шлагбаумом и прямо под носом у автомобилистов разводится мост. Через очень узкий проем проходит в шлюз корабль, а то и несколько, мост сходится обратно и движение возобновляется, шлюз наполняется водой, корабль идет дальше. Наблюдать очень интересно, но долго.

Особенно впечатлил заход в шлюз многопалубного лайнера с туристами на борту: и туристы, и мы с замиранием сердца следили, как эта махина протискивается между ограждениями, просто высший пилотаж — не более метра с каждой стороны оставалось!

Корабли ждут своей очереди.

Баржа идет к шлюзу.

В Вологодской области дикое количество озер, ко многим из них нет ни то что нормального подъезда, но и подхода т. к. берега заболочены.

Но нам повезло – на берегу Мудомозера мы нашли прекрасное место, где остановились, чтобы выдохнуть и порыбачить.

Вообще мы ни разу не рыбаки, но перед отъездом из Москвы на всякий случай позаимствовали у друга одноместную спасательную шлюпку и резинку. И вот настал их час! Плавсредство было надуто, а Сашка вызвался добровольцем закинуть резинку на середину озера. По наитию он оставил документы, деньги и телефон на берегу.

Все шло хорошо, но на обратном пути, метрах в 10 от берега послышался хлопок, мы с друзьями успели посовещаться что это было, после чего последовал еще один хлопок и Сашка вместе со шлюпкой, и прикуренной сигаретой ушел на дно.

Выплыл, а точнее вышел он очень быстро, волоча за собой то, что осталось от шлюпки и пытаясь затянуться мокрой сигаретой. У нас случилась истерика :)))

Собственно оказалось, что шлюпка сгнила за зиму. Первый хлопок — лопнуло по всей длине дно, но Сашка продолжил движение опираясь на борта, второй — лопнул баллон, после чего все это дело затонуло окончательно. Хотя было довольно прохладно и погода не располагала к купанию Сашка не простыл, а только поднял всем настроение. Потом мы уж подумали, что хорошо, что это случилось именно так, а не на глубоком месте какой-нибудь быстрой реки при переправе всего самого ценного типа документов.

Как я уже говорила, с погодой нам не везло, снова пошел дождь. При чем пока он шел было просто мокро, когда он кончился, то все равно было мокро, но до кучи на нас напали комары. Оговорюсь сразу, в Подмосковье — это не комары, это чудесные создания, которые иногда пролетают мимо и еще реже кусают. Там были КОМАРЫ, большие и толстые, МНОГО, они пищали так, что временами закладывало уши и крыша начинала ехать.

А утром снова в путь.

По дороге пересекли реку Андому, очень меня впечатлил старый мост. Сейчас параллельно ему проходит другой тоже не сильно новый, но машины ездят смело.

Въехали в деревню Великий Двор.

В центре возвышается очередная деревянная церковь.

Внутри храма, купол.

Дальше жилых деревень по карте не было, в лес уходила целая паутина лесовозных дорог. Решили пробраться по ним и посмотреть, что осталось от нежилых деревень. Оказалось ничего — просто поля.

Валка леса тут идет полным ходом, куда вывозят наши природные богатства?

Композиция местных умельцев в лесу: пень, жернова старой мельницы, ну, и наш товарищ Паша.

Начиналась гроза, мы поспешили выехать на нормальную дорогу т.к. выковыриваться из раскисших лесовозных колей следующие пару дней не входило в наши планы.

На одной из проселочных дорог мы вдалеке увидели «велосипедиста», он неспешно «ехал» нам навстречу. Когда до него оставалось метров 100 стало понятно, что «велосипедист» вообще-то бурый, на 4-х лапах и без колес. Некрупный медведь бежал по кромке дороги, мы начали притормаживать, но колодки предательски скрипнули. Звук зверю не понравился и он спешно скрылся в лесу. Я не успела его сфоткать(((. Так сбылось второе мамино предсказание.

Мы вновь оказались в Вытегре, необходимо было затариться продуктами и заправиться.

С магазинами все было просто, а вот с бензином…

Пока не начинаешь ездить по российской глубинке, не понимаешь, что бензин — это реальная проблема. Если съехать с крупных трасс, заправку можно найти только в крупных населенных пунктах и то не во всех (о качестве вообще помолчим). УАЗка по тому, что здесь называют дорогами потреблял дикое количество горючки и сейчас ее оставалось километров на 15.

Шла гроза и обе заправки (да-да их 2 на весь райцентр и находятся они по соседству) в Вытегре были обесточены. Мы простояли минут 40, но стихия не унималась. Тогда решили докатиться до ближайшего леса, переночевать там, а уж утром залить баки по полной. Но и тут нас ждал облом – местные жители превратили окрестные леса в городскую свалку. Нам ничего не оставалось, кроме как вернуться в город и о чудо, несмотря на дождь и продолжающиеся громовые раскаты заправка начала работать. А значит, едем дальше.

Село Девятины. Успенская церковь, построенная в 1770 году.

А это очередная переправа в деревне Волоков мост. Вообще она уже была разведена и вроде как не работала.

Но специально для нас мост на 10 минут свели, и мы проскочили. Заметьте, совершенно бесплатно.

Недалеко от переправы посмотрели церковь в деревне (Верхний?) Рубеж:

Ночевали мы в какой-то подболоченной канаве между брошенными деревнями. Здесь обнаружилась целая цепочка брошенных деревень, причем первые (которые поближе к большой дороге) жилые, в следующих жилые по 2-3 дома, потом пошли деревни покинутые совсем недавно, туда еще идут провода, в окнах есть стекла, в дровяниках — дрова, в сараях — сено, какие-то вещи в комнатах. Дальше, брошенные давно дома — пустые, часто с обвалившейся крышей, ну и наконец, поля, с кое-где угадывающимися старыми фундаментами. А раньше тут кипела жизнь!

Вот, например, фото начала 20-го века. Это Бадожский погост, что на берегу реки Ваткома.

А это современное фото Бадожского погоста.

Одна из оставленных деревень — д. Анциферовская.

На этом месте была когда-то деревня Берег.

Деревня Берег стояла на реке Индоманка — очень красивое место.

Мост через Индоманку.

За лесом большое озеро, над ним повисло пушистое облако. Почему-то оно показалось мне похожим на крокодила с пушистым хвостом:)))

Убогая грунтовка тянулась все дальше. А Вы знаете, что это за дорога? О, это федеральная трасса Р1 «Архангельск — Каргополь — Вытегра — Прокшино» — трасса, которая проходит по территории Архангельской и Вологодской областей, а также республике Карелия, протяженностью аж 517 километров!

Как-то так она выглядит, соберетесь путешествовать в тех краях – рассчитывайте свои силы. А если еще дальше проехать там провалившийся мост перед Каргополем.

Как издевка — щит с обозначенными заправками и прочими благами цивилизации, которых нет и в помине.

Правда и трафика тут почти нет, за все время нам встретился только Камаз-тягач, который тащил за собой другой Камаз, к ним вплотную жалась фура в надежде, что «если что» ее вытащат.

Дорога хреновая, зато места невероятно тихие, спокойные и красивые. В связи с улучшением погоды мы устроили на берегу Клементовского озера полудневку: ловили рыбу, неспеша пили водку и наконец-то вымылись.

Наш пыльный УАЗка, он вел себя безупречно!

Через 2 дня после выезда в его багажнике появилось подозрительно много места, зато в салоне воцарился полный хаос. Сегодня была предпринята попытка хоть немного разобраться.

Ночь на Клементовском озере.

На утро мы пошли на место, где был когда-то монастырь, а потом часовня, место нашли, но оно оказалось просто заросшим полем с диким количеством комаров.

Переправа к месту монастыря по разрушенному мосту.

Наша поездка продолжалась.

 

Начало:

Часть 1: г. Тихвин, Ладожское озеро, с. Мегрега, д. Гонгиничи, с. Винницы.

Часть 2: Введенский Паданский женский монастырь — Корнилиева пустынь.

Часть 3: Юксовский погост, д. Перхинская, Онежское озеро, мыс Лобанова, Петропавловский погост, г. Вытегра.

Продолжение:

Часть 5: Ферапонтов монастырь, Кубенское озеро, г. Вологда, г. Ярославль.

Метки:

комментария 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика