5

Прионежье (часть вторая): Введенский Паданский женский монастырь — Корнилиева пустынь.

Опубликовано: Лена 18.05.2011 в Аномалии, Без рубрики, Путешествия |

В рамках путешествия по Прионежью посетили мы место  Введенского Паданского женского монастыря (Корнилиева пустынь), /Ленинградская обл., Подпорожский район/ и сделали там простаки сенсационную находку! Но обо всем по порядку.

Чуть-чуть истории и скоро Вы поймете зачем я столь подробно останавливаюсь на этом вопросе. Основатель Корнилиевой пустыни — преподобный Корнилий, по преданию, являлся учеником преподобного Александра Свирского.

Свой монастырь он основал в середине XVI века, недалеко от Винниц (Подпорожский район) на левом берегу реки Паданы. Здесь, в «черном лесу меж мхом и болотом» жил преподобный Корнилий более тридцати лет. Основанный на месте его обители монастырь первоначально был посвящен Николаю Чудотворцу. Была поставлена деревянная церковь, теплая с трапезной. В конце XVI века, когда поставили в монастыре второй храм во имя преподобного Александра Свирского монастырь стали называть Корнилиевой Паданской пустынью.

С июня 1900 года община была преобразована в монастырь, который закрылся в начале 1920-х годов.

В 1993 году создана Свято-Введенская Корнилиево-Паданская женская община.

В 1995 году во время реставрационных работ в Введенском храме Корнильево-Паданской пустыни в основании алтаря под большим плоским камнем были обнаружены человеческие останки. Представители епархии решили обратиться к судебным медикам с просьбой выяснить, не принадлежат ли эти мощи основателю монастыря преподобному Корнилию Паданскому.

Было проведено исследование, и медики экспертным путем установили личности двух из трех захороненных в Корнилиевой пустыни людей, одним из которых действительно оказался основатель монастыря. После опознания, согласно документам, останки были «помещены в специальный ковчег и покоятся в помещении Храма в специальной раке».

Некоторые сайты с радостью отрапортовали: «Какова же была радость, когда специалисты дали положительный ответ. Мощи вернули на прежнее место, а Русская православная церковь обрела еще одну святыню».

Что же происходит реально на месте монастыря, где во всю должны идти восстановительные работы?

На противоположной от монастыря стороне реки нас встретила весьма оригинальная избушка рыбаков. Внутри есть все необходимое для относительно комфортной жизни, а сверху крест — телевизионная антенна.

Дальше дороги нет, надо форсировать реку.

На берегу обнаружилось множество рыбацких лодок, но все под замками. Однако, Павлин успокоил нас, что сейчас сим-сим откроется. Он потыкал в несколько замков своими ключами от квартиры, по-колдовал чего-то и случилось чудо — замок отомкнулся!

Когда мы вернулись обратно, то лодку аккуратно поставили на место и Павлин, опять с помощью ключей от квартиры, замок закрыл. Хозяин, наверняка, даже не узнает о внеплановом путешествии своей лодки.

Правда весел не было, пришлось воспользоваться лопатой.

Выбравшись на берег, мы пошли, по заброшенному тракту пока не уперлись опять в реку, развернулись и отправились обратно. Чуть не дойдя до нашей переправы, увидели крыши построек и свернули к ним.

Начал накрапывать дождик.

По среди леса стоял огромный бревенчатый недостроенный храм и небольшая бревенчатая же избушка рядом. Для начала мы обошли все вокруг: обнаружили остатки старого кладбища и заросший родник.

Недостроенный храм.

Родник.

Старинное надгробие.

Перекрестие могильного креста, литье, середина прострелена.

В храм вели 2 двери: одна на уровне первого этажа – закрытая, другая на уровне второго этажа – не ясно открытая или закрытая, но без всяких лестниц-ступеней-веревок, в общем, так просто не заберешься. Мы решили пока наверх не лезть, тем более, создавалось впечатление, что место это не покинуто, а получить по мозгам от смотрителя как-то не хотелось.

Вернулись к избушке в полной уверенности, что она закрыта, но оказалось, что дверной замок с корнем выдран.

Мы вошли и, опять, нам показалось, что хозяин должен быть где-то рядом: за угол порога заткнута пара самодельных удочек, при входе стоит керосиновая лампа, лежат спички, обувь, на вешалке какая-то одежда. Все довольно чисто и даже уютно, несмотря на земляной пол, низкие потолки и очень узкие дверные проемы (видимо, именно так и выглядели все избы лет 200 назад).

Хозяином избушки продумана была каждая мелочь: печь, кровать с матрасом, стол со стулом, газовая плита с баллоном, посуда, сейф … открытый … и ключ внутри…

Внутри избушки смотрителя.

Везде расставлены свечи (никакого электричества нет и в помине), без них темень хоть глаз выколи.

Только с первого взгляда в избушке было все хорошо. При более детальном рассмотрении стало ясно, что избушку методично обыскивали, забирая все ценное, в том числе церковную утварь, предназначавшуюся, очевидно, для нового храма.

Нетронутыми остались только современные иконы в пластиковых окладах, самодельные деревянные крестики, которые хозяин избушки мастерил, скорее всего, на продажу и поломанные восковые свечи.

Еще огромный подсвечник, наверное, он оказался слишком тяжелым, чтобы с ним возиться.

Ну и сейф! Если в такой глуши, в такой избушке установлен сейф, значит, точно было, что в нем хранить!

Напрашивался логичный вывод: в избушке жил смотритель нового храма, который куда-то ушел ненадолго и почему-то не вернулся, после чего его жилище было разорено, при чем, случилось все это совсем недавно.

Конечно, после этого нам стало очень интересно попасть в недостроенный храм и узнать, что же творится там.

Дождь усилился.

Выламывать замок на двери первого этажа мы, разумеется, не решились. Назначали самого ловкого и отрядили его лезть по углу к двери второго этажа. Он достиг цели неожиданно легко, толкнул дверь… и она оказалась не заперта. Более того, внутри лежала деревянная лестница, которую он нам спустил.

Мы внутри храма. Мне сложно описать, как все выглядело, лучше смотрите фотки. Существенным является только то, что в середине церкви настил поверх перекрытий отсутствовал, и мы могли свободно перемещаться и по первому, и по второму этажам.

Внутри недостроенного храма. Часть, где нет перекрытий.

Прямо при входе среди песка и мусора лежали новые резные деревяшки (ну не знаю я как их назвать, типа частей наличника оконного, а может рама для иконы, или какие-то части будущего иконостаса). Там же порванная и истлевшая обложка от библии 19 века, какое-то церковное тряпье новое или не совсем новое, но точно грязное и мятое, большой деревянный ящик с открытой крышкой и бумажными свертками внутри, опилки, тряпки, ведро и т.д.

На первом этаже прекрасно виден фундамент старого храма. Новый храм был сильно больше и поставили его практически вокруг старого.

Ничего нас особо не заинтересовало, и мы собрались уходить, но на улице обнаружился ливень. Решено было переждать.

Прошло минут 20, кто-то по десятому разу осматривал фундамент старого храма, кто-то рылся в церковном тряпье, кто-то уже начинал дремать.

Тишину прорезал голос Сашки: «Кто-нибудь смотрел, что в свертках в ящике?»

Я не знаю почему, но никто из нас до сих пор не заинтересовался этими свертками! На самом деле это что-то невообразимое! Мы заглянули в каждую щель, мы несколько раз покопались даже в мусоре в надежде найти что-то интересное, но НИКТО не развернул аккуратные желтоватые свертки, лежащие в открытом деревянном ящике! Мы ни то что бы их не заметили — это было просто невозможно, мы не захотели лезть внутрь. Я до сих пор помню, как заглянула в ящик, переложила несколько свертков от одной стенки к другой в надежде, что под ними что-то есть и пошла дальше.

Последовал логичный вопрос: — А что там?

— Идите, посмотрите сами.

Я не хочу идти, ломает. Я и так понимаю, что ничего хорошего. Наш друг подходит к Сашке и несет самый большой из свертков поближе к открытой двери – к свету.

— Ну и чего там?

— Череп!

— Да ладно врать-то!

Я встаю и иду смотреть сама.

Дождь почти кончился, вокруг храма шумит лес, я держу в руках желтоватый сверток, а оттуда на меня гладит черепушка: «Здравствуй, бедный Йорик, блин!»

Так сбылось первое мамино предостережение.

Самый умный из нас предположил, что это женский череп и лет ему около четырехсот.

Я пошла к загадочному ящику, нет, не ящику, а ГРОБУ и заглянула еще в пару свертков: в одном оказались ребра россыпью, во втором какие-то мелкие кости, продолжать не стала. Все свертки, а точнее даже объемные конверты были аккуратно сложены стопкой, закрыты и пронумерованы.

Ну что, уважаемый читатель, картинка в Вашей голове начинает складываться?

Логично ведь, что после опознания останки преподобного Корнилия поместили в «специальный ковчег» т.е. этот самый ящик и они «покоятся в помещении Храма в специальной раке» – в помещении храма – да, а до раки видимо дело не дошло т.к. строительство храма почему-то забросили.  «Русская православная церковь обрела еще одну святыню», которая лежит теперь в открытом гробу, расфасованная по пакетам в заброшенном храме с текущей крышей! Так стоило ли вообще тревожить останки, отправлять их на сложнейшую экспертизу, докладывать всем вокруг о проделанной работе, чтобы потом вот так бросить СВЯТОГО?! Какое-то богохульство получается!

Конечно, есть небольшой шанс, что это останки не основателя монастыря, а кого-то другого, но куда же тогда дели останки преподобного Корнилия? Сомнительно, что зарыли обратно в фундамент старого храма, а вокруг новой церкви никаких явных новых захоронений нет.

Все очевидно, когда Вы сидите перед экраном и читаете выкладки, а нам там, было, мягко говоря, не по себе! Мы даже не догадывались, что «Йорик» может оказаться святым, ведь весь материал, представленный здесь, мы собрали уже вернувшись домой.

А тогда мы судорожно решали, как лучше поступить с останками: похоронить в приметном месте, записав координаты, чтобы потом «если что» сказать где искать, взять с собой и показать экспертам, отвезти «куда надо» — нихай разбираются или оставить все как есть. Лично я еще мучилась вопросом надо ли это все дело фоткать.  В итоге мы аккуратно сложили останки обратно в гроб и закрыли крышку со словами «Спи!», накрыли сверху какой-то церковной попоной, что бы не слишком бросалось в глаза. Ничего снимать я не стала, так что Вашему вниманию только фото, на которых гроб случайно попал в кадр вначале нашего пребывания в храме.

Открытый «ящик»

Когда мы вернулись домой, и всплыла информация про святого, я сразу же обратилась в Питерскую епархию с письмом, где все подробно описала и поинтересовалась в курсе ли они, что происходит.

Ответили мне некоторое время спустя дословно так:

«Здравствуйте, Елена! Благодарю за письмо. Завтра передам его секретарю епархии.

С уважением, иерей Игорь Катаев. Служба коммуникации Санкт-Петербургской епархии».

Ответа, я ждала несколько месяцев, потом напомнила о себе – результат нулевой. Потом пошла шерстить свои контакты: тут нашлись и просто сильно верующие, и послушница одного из монастырей — они говорили, что низяяяя было вообще все это трогать, переносить и уж тем более закапывать. Через третьи руки были подняты неофициальные связи в Питерской епархии с целью проследить «что бы дело не замяли».

Короче масса бестолковой движухи, только что ментов я не додумалась подключить — все же труп лежит без присмотра, хоть и древний.

Тишина затянулась на год, всем были разосланы письма с просьбой прояснить ситуацию. После очередной несознанки, я написала письмо патриарху Кириллу (на тот адрес, что на официальном сайте), а следом в 3 или 4 периодических издания, связанных с русской православной церковью (надо было писать в «Аргументы и Факты» и звонить в НТВ — они бы отхватили сенсацию) – никаких ответов втечении еще одного года.

Итак, на дворе шел уже 2011 год, съездить и проверить произошли ли какие-то изменения в Корнильево-Паданской пустыни у меня возможности не было. Если до того момента в интернете я всю эту информацию публиковать побаивалась — переживала, что прочтут какие-нибудь уроды и поедут громить и глумиться над останками, да и Питерскую епархию не хотелось выставлять в дурном свете, вдруг они и в правду были не в курсе, что там творится, то теперь угрызения совести закончились – я впервые выложила статью в открытый доступ на своем сайте.

Но толку до поздней осени 2013 года все равно не было. Именно тогда этой историей заинтересовался некий неравнодушный православный человек из Санкт-Петербурга. Он занимался сбором данных о Святых Российских живших в Ленинградской области. После поездки в Александро-Свирский монастырь начал интересоваться и собирать материал про Преподобного Александра Свирского и его учеников. Покопавшись в инете он вышел на мою публикацию и изъявил желание решить вопрос о ненадлежащем хранении мощей святого в Санкт-Петербургской Епархии на прямую через Митрополита, а так же найти средства для надлежащего захоронения преподобного, включая достойное надгробие и всё, что с этим связано.

Далее следовал наш длительный диалог с уточнением где-что и как, я нашла людей с внедорожником (часть маршрута проходит по бездорожью), готовых отвезти его на место (самой мне далеко и неудобно в это время года), но потом возникает затык со стороны РПЦ: необходима куча всевозможных разрешений, благословений и пока все это тянется выпадает снег, река подмерзает (ее надо форсировать или пешком, или на лодке), добор становится сомнительным. А ведь погода в этот год была очень благосклонна: мороза и снега не было до первых чисел января! Все переносится на раннюю весну.

Настала ранняя весна, потом поздняя… а следом лето. Я ни в какой координации к тому моменту уже не участвовала, только иногда интересовалась случилась поездка или нет.

В самом начале июля 2014 я должна была оказаться в составе экспедиции на Кольском полуострове. На обратном пути, заложив небольшой крюк, мы могли заехать в  Корнилиеву пустынь, но в итоге сил на это не хватило. Зато, когда я вернулась домой, на почте меня уже ждало письмо, что за неделю до нашего несостоявшегося визита тот самый православный человек посетил пустынь (почему не раньше или позже, а на опережение моего визита озвученного на открытом форуме? совпадение?), останки были найдены и перевезены в Санкт-Петербургскую митрополию для сверки и определения принадлежности.

Спустя еще несколько недель от него мне стало известно, что с вероятностью в 90% мощи действительно принадлежат преподобному Корнилию Паданскому.

Но это еще не конец истории!

После передачи мощей представителям Тихвинской епархии (помощнику архиепископа Мстислава Дячины), с ним перестали выходить на контакт. Дело в том, что люди, которым были переданы мощи преподобного Корнилия Паданского выставили всё в епархии так, будто они их сами нашли, привезли в город и вернули церкви! Про православного человека из Санкт-Петербурга, людей, которые вместе с ним осуществляли доставку, и нас, сделавших находку, высокие чины РПЦ сразу забыли. Помощник архиепископа доложил самому архиепископу Мстиславу Дячине, он в свою очередь написал отчёт на имя патриарха о найденных останках преподобного и отвез его. Патриархия как ей и полагается в таких случаях (находки мощей) отметила данное лицо за заслуги перед церковью одним миллионом рублей и новым джипом Subaru.

Была попытка поднять вопрос о том, что хорошо бы тех, кто перевозил мощи и нас заодно отметить хотя бы грамотами за возвращение святыни. Но не тут-то было, ответ был простой — «от Господа будет награда». Ну т.е. все свободны, даже без «спасибо».

На данный момент мощи преподобного Корнилия находятся в Александро-Свирском монастыре. На форуме «Христинство в искусстве» в начале августа 2014-го года Тихвинская Епархия начала розыск иконографического образа Преподобного Корнилия Паданского. Сами догадайтесь зачем.

Что касается Корниловой Пустыни, в августе туда приезжала комиссия из Троице-Сергиевой Лавры во главе с неким отцом Сергием. Проводился анализ работ и фотосъёмка положения вещей на местности. Скорее всего, обитель будет восстанавливаться под контролем патриархии. Возможно, на восстановлении понадобится 5-7 лет.

В этой истории по-прежнему вопросов больше, чем ответов. Как мощи оказались в недостроенном храме в столь бедственном положении? Не был ли убит человек, занимающийся восстановлением обители? Когда мы там оказались в 2009 году, то косвенные признаки указывали на резкое и неожиданное исчезновения обитателя избушки и грабеж. И кто вообще был этот человек? Православный человек из Санкт-Петербурга, с которым я общалась, толком на эти вопросы мне ответить не смог, узнав только, что в 1996 году мощи нашел священник Долматов и приступил к возрождению обители, но через какое-то время его разжаловали — лишили сана (очень серьезный шаг!) по непонятным причинам. Его дальнейшая судьба неизвестна, так же, как неизвестен его приемник (был ли он?) и что случилось с ним. Почему никто не озаботился возвращением мощей Святого, ни со стороны РПЦ: не могли не знать где они, почему не реагировали на мои письма (бежали бы роняя тапки в тихую решать проблему, вдруг я бы скандал раздула!)? Ни со стороны местных рыбаков: ни разу за 5 лет не были на месте обители? то, что до этого большой храм строится тоже не замечали?

Ну и как минимум где наша грамота, а как максимум — где миллион+машина и на сколько возможен был бы такой презент не от РПЦ — служителю РПЦ, а от РПЦ — простым смертным, вроде нас? Мне даже не столько лимона жалко (хотя что это я — жалко!), сколько за правду обидно!

Но мы сильно отвлеклись, в следующей части возвращаемся к нашему путешествию.

 

Начало:

Часть 1: г. Тихвин, Ладожское озеро, с. Мегрега, д. Гонгиничи, с. Винницы.

Продолжение:

Часть 3: Юксовский погост, д. Перхинская, Онежское озеро, мыс Лобанова, Петропавловский погост, г. Вытегра.

Часть 4: Мариинская система, Мудомозеро, д. Великий двор, Бадожский погост, заброшенные деревни, Клементьевское озеро.

Часть 5: Ферапонтов монастырь, Кубенское озеро, г. Вологда, г. Ярославль.

Метки:

комментариев 5

  • Альмерочка:

    У меня при прочтении тоже не возник вопрос «А что в свертках?» хотя обычно мой длинный нос везде всем интересуется.
    Лен, а съездить туда еще раз не хотите? Посмотреть, изменилось ли что-то и в какую сторону? Так интересно…

    • Сначала такие мысли были, но уж больно далеко. Если будем в тех краях, то обязательно заглянем, а специально ехать ломает.

  • hazg:

    А напомнить приятные моменты «экспроприации» лодки с ее последующим возвращением под замок?

  • Игорь:

    Елена,добрый день! Меня крайне заинтересовала написанная Вами история,прошу Вас со мной связаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика