Родные места: Тульская область, Чекалин.
Наша очередная поездка по Тульской области объединяла сразу несколько целей: посещение самого маленького города России — Чекалина, осмотр заброшенных церквей, обфоткивание братских могил ВОВ для НЕЗАБУДЕМ.НЕТ, заезд в деревни, где когда-то жила родня нашего товарища Жени, ну и, разумеется, все это происходило на фоне великолепных осенних пейзажей и отличного настроения.
Выехали мы в пятницу вечером в неполном составе, лагерь ставили в районе села Перемышль уже в темноте. Остальные пребывали к нам по мере возможности.
В итоге вечер, как обычно, затянулся до раннего утра.
Но утром особо рассиживаться времени не было, хотя по фоткам и не скажешь:)

Завтракаем в том числе тортиком Тирамису, я его испекла по случаю недавно прошедшего Диминого дня рождения.

Костровая установка «Джигурда», ее исполнил Темыч. Штука оказалась довольно удобная, хотя и нуждающаяся в некоторых доработках.
Выдвигаемся в путь. Первое место, куда заезжаем — монастырь в селе Доброе.
Но некоторых очередные переделки наших машин интересуют больше, чем монастырь:)
Заходим на территорию.
На встречу нам в сопровождении коз выходит колоритный мужчина. Он прогуливался по монастырю вместе с нами, рассказывая об обители и о текущем положении дел здесь.
Покрова Пресвятой Богородицы Добрый мужской монастырь — один из старейших в Калужской губернии, он был основан в 1477 году князем Одоевским. В 1563 году монастырь посетил Иван Грозный.
В 1613 г. на монастырь напали черкассы, которые сожгли главное здание. В нем погибло много ценностей, в том числе и летопись монастыря.
Лишь через 20 лет после этих разбойничьих нападений был построен каменный монастырь. Здесь находилась чудотворная икона Покрова Богородицы, ежегодно ее носили в город Лихвин (ныне Чекалин) для молебнов. При монастыре работала школа.
После 1764 постепенно пришел в упадок. Сооружения были значительно повреждены ураганом и пожаром в 1810-х. Закрыт в 1918 году.
В советское время территория использовалась местным совхозом под автомастерские, в Покровском соборе хранили удобрения, Вознесенская церковь (1817) была разрушена.
Сейчас территория монастыря расчищена, по выходным и праздникам проводятся службы, идет восстановление Покровского храма, выстроена деревянная церковь.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, 1667. Небольшой четверик в стиле московского зодчества прежде завершался поясами кокошников и пятью главами на тонких трибунах, но до нынешних времен сохранился только один из них — центральный.

Откуда ни возьмись появился батюшка и предложил зайти в деревянную пристройку, но посетили ее только дети.

Возле стен храма лежит несколько старинных надгробий. Нам сказали, что раньше бОльшую часть территории монастыря занимало кладбище, от него не осталось даже холмиков. Фактически мы теперь по нему ходим.
Кроме основного храм, сохранились фрагменты стен, в том числе со стороны р. Оки и 2 подвала под ними. Я читала, что задолго до начала ХХ века монахами был проделан подземный ход из монастыря в город Лихвин (получается он должен был быть более 10 км), часть которого проходила под руслом реки Оки. По другой версии, подземный ход вел от подвалов до реки.
Но обитатель монастыря, сказал, что он ни разу о таком не слышал, никаких ходов на данный момент не обнаружено.

Новая церковь (часовня?) на территории монастыря. Подробностей о ней мы спросить не догадались, а на просторах инета информации я не нашла.
Прогулка по монастырю завершилась, солнце припекало, а совсем недалеко, в том же селе Добром, нас ждала заброшенная церковь.
В селе довольно много домов и пристроек к ним из красного кирпича, а так же большая кирпичная старая школа, сначала напрашивался логичный вывод, что построены они из разобранных стен и храма монастыря, но при детальном рассмотрении, оказалось, что это не так.
Деревянная церковь была основана в Покровском Добром монастыре не позднее 1564 года. В 1667 перенесена в село и стала приходской. Дошедшее до нас кирпичное одноглавое здание во имя Зачатия праведной Анны было выстроено в 1776 на средства прихожан. В 1830 году построена новая трёхъярусная колокольня (не сохранилась).
Была закрыта в 30-х годах ХХ века, по воспоминаниям местных жителей в 1935 году с колокольни был сброшен колокол. Здание использовалось под клуб, а затем под зернохранилище, сейчас заброшено.

Интересно, что на памятной табличке на стене храма значится неверный год постройки — 1898, вместо 1776. Местная жительница, которая подошла с нами пообщаться, подтвердила, что храм более ранний, а в обозначенном году был пристроен один из пределов.
Сохранились остатки росписи, внутренние перегородки перестроены (получилось несколько изолированных помещений с отдельными входами), своды местами обрушились.
Выясняем, что количеством бензина мы не блещем, а ближайшая заправка вроде как в Чекалине. «Переворачиваем» маршрут, по этому поводу и продолжаем движение.
Заезжаем к станции Черепеть.

Около станции Черепеть братская могила более 100 воинов истребительного отряда, сформированного из рабочих-железнодорожников г. Тулы, павших в неравном бою 20 октября 1941 года.
Переезжаем Оку. Говорят, единственный мост, связывающий город и область, заливает весной при разливе на полтора метра и тогда приходится ездить через Перемышль. Правда иногда спасатели в паводок организуют переправу: плавающий БТР перевозит жителей на другой берег.
И вот мы в самом маленьком городе России — Чекалине!
Подробнее об этом городе я уже рассказывала здесь и здесь. Если коротко, то он известен с 1565 под названием Ли́хвин, а в 1944 году переименован в Чекалин в честь казнённого здесь 6 ноября 1941 16-летнего партизана, Героя Советского Союза Александра Чекалина.
Для того чтобы стать городом, населённому пункту России необходимо иметь население не менее тысячи человек. Единственный же город с населением менее тысячи – Чекалин. Как так получилось, мне вразумительного ответа найти не удалось. Местные жители шутят, что в советское время где-то «наверху» подготовили список городов, подлежащих разжалованию в поселки городского типа, но затерялся в канцелярских дебрях лист с литерами «Ч», «Ш» и «Щ», так и остался Чекалин городом.
Сегодня здесь нас интересовало наличие заправки. По Яндекс-картам она была, но наш экипаж терзали смутные сомнения — по прошлым визитам, мы заправок тут не помнили.
Оказалось, что заправка действительно была в Чекалине… когда-то, даже площадка с соответствующими железяками имелась, а сейчас увы — нас ждал Белев.

С ужасом мы предвкушали дорогу Чекалин-Белев, раньше она была примерно такого качества, а на подъезде к городу становилась просто отвратительной. Не зря состояние дорог в Белеве было признано одним из самых худших в России.

Но тут нас ожидал приятный сюрприз — многие участки дороги покрывал новенький асфальт, повсеместно шел ремонт.
По дороге заезжаем в Жеремино посмотреть заброшенную церковь.
У селения Жеремино было несколько владельцев, среди них Темирязевы, Полозова, Полонский, Сурины. Изначально, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, как и семь господских домов, находящихся в селе были деревянные.
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицыбыла выстроена после 1893 в псевдорусском стиле (по другой классификации — в стиле эклектика). Закрыта в середине 20 века, сейчас пустует. Внутри сохранились фрагменты росписи.
Вообще, церковь довольно интересная!
Едем дальше, нас просили найти братскую могилу в деревне Береговая. По документам она там точно есть, но где именно не понятно.
На подъезде к деревне у Кии замечается вибрация колес, пока пытаются понять в чем дело, мы одной машиной заезжаем в деревню: катаемся взад-вперед по улице — никаких могил не видно. Замечаем бабулю, я решила у нее выяснить, где искать, но она ничего вразумительного сказать не смогла, тогда спросила у ее родственников, те послали нас обратно к шоссе, где стояли наши. Оказалось, что братская могила в небольшой роще в поле на противоположной стороне от деревни.

Здесь покоится около 300 советских воинов, в том числе Шамшикова Лиза (1917-1941). Окончив ускоренные курсы медицинских сестёр, она попросилась на фронт и вскоре стала военфельдшером и командиром санитарного взвода. В бою за взятие города Михайлова Елизавета лично оказала помощь семидесяти шести раненым. В бою 27.12.41 г. на 28.12.41 г. за деревню Беседино будучи раненой она оставалась на поле боя с другими ранеными и оказывала им помощь, пока не была взята в плен. Фашисты расстреляли и ее, и других раненых бойцов, а после сожгли тела. По другой версии, Лиза укрыла в избе в Беседино свыше 70 тяжелораненых бойцов, а сама заняла оборону, используя пулемёт. Не бросила раненых она даже тогда, когда фашисты обложили дом сеном, облили керосином и подожгли. За этот подвиг Елизавета была представлена командованием к званию Героя Советского Союза (посмертно), но военный совет ограничился орденом Красного Знамени.
И вот мы оказываемся в Белеве — ровеснике Москвы, он тоже впервые упоминается в летописи в 1147 году. Здесь заменили асфальт, теперь город стал производить совсем другое, положительное, впечатление в отличие от предыдущего нашего визита. Дорожное покрытие реально имеет значение! Мы уже замечали это на примере Вытегры и Чекалина, теперь Белев — еще одно тому доказательство.
В Белеве, безусловно, есть на что посмотреть, но т.к. он в наши планы на эту поездку не входил, проскакиваем город транзитом. Учитывая нынешний хай-вей, мы сюда с удовольствием вернемся.
Переезжаем снова Оку и движемся в обратном направлении по противоположному берегу.
Заезжаем в Свято-Введенскую Макарьевскую Жабынскую пустынь.
Введенской она называется по главному храму обители, Макарьевской-по её основателю, жабынской — по речке, на которой находится.
Пустынь была основана в 1585 году.
В 1615 году, преследуемые войсками Пожарского полчища, под предводительством пана Лисовского, избили братию Жабынской пустыни, а монастырь разорили до основания.
Святынями монастыря являлись мощи преподобного Макария и Чудотворная икона Божией Матери Знамения перенесенная в 1711г. из с. Озёрска, Калужской губернии в Жабынскую пустынь. Есть еще ныне действующий святой источник, возникший по молитвам преподобного Макария, в котором верующие исцеляются до сих пор.
Обитель просуществовала до 1921-1922 гг. Далее часть монастырских построек была разобрана, Макариевский Собор переоборудован в школу-интернат, а из Знаменской церкви устроена столовая.
В 1991 начались восстановительные работы. Сейчас в монастыре находятся: древняя Владимирская икона и чудотворный образ Знамения Божией Матери.
На самом деле, с противоположной стороны Оки мы наблюдали Жабыньскую пустынь несколько раз и она казалась довольно интересной.

Введенская Макарьевская Жабынская пустынь, вид с противоположной стороны р. Оки.
На деле вышло, что современная дорога перерезает монастырь пополам, ограда не сохранилась, храмы не производят впечатление единого ансамбля. В общем смотрите сами.
С одной стороны оказались Введенский собор, Знаменская церковь и звонница.

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Кирпичный соборный храм монастыря, выстроен в 1708 попечением игумена Тихона. Сильно пострадал в 1941-1942 гг. — уцелели только стены без сводов. Сейчас восстановлен.

Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение. Сооружена в 1823-1825 попечением строителя Венедикта. Закрыта не позже 1930-х, служила столовой. В 1990-х отремонтирована, используется как храм для братии.
С другой стороны: церковь Макария Жабынского и святой источник с часовней, куда почему-то стремятся не калеки, а молодожены.

Церковь Макария Жабынского, построена в 1889-1895 за границами монастырской ограды, у источника, как приходская. Закрыта не позже 1930-х, использовалась под жильё. В 1990-х отремонтирована.
С некоторым разочарованием покидаем Жабынь и продолжаем путь.
Издалека замечаем церковь Иоанна Дамаскина в Многополье. Село это раньше называлось Карманье, теперь месту дано более подходящее название — полей вокруг немало, жаль, что теперь они не возделываются.
О церкви информации совсем немного: всего-то что построена она в стиле барокко между 1700 и 1800 гг. (разброс — век!) Но наш мудрый Дима на основе стилистических данных предположил, что период постройки моно сузить до 1750-1790 гг.
С погодой творилось что-то невероятное, полевые дороги соответственно были проезжабельны со свистом. Саша предпринял героическую попытку испачкать колеса и повел всех к броду, делая петлю относительно основного маршрута.
УАЗки и Гелик проскочили брод не глядя на заднем приводе, Кия вылезла сама но с десятой попытки, а вот X-TRAIL пришлось тащить. После того как недоджип не взобрался на горку сразу, он плюхнулся обратно в ручей и больше от туда не сдвинулся. Надобно отметить, что это была первая грязь, как для водителя, так и для машины, ну и несколько раз ребятам было предложено не нырять, а дождаться нас на берегу — нет, решили штурмовать, все развлеклись
Извлекли машинку без потерь и двинулись дальше.
Впереди оказался еще один маленький бродик, который ни кто толком не заметил. Народ воспрял духом — может все-таки удастся помесить грязь? Ни фига! Снова поля и пыль.
По картам получалось, что между населенными пунктами здесь есть несколько грунтовок, некоторые из которых шли через лес, а значит оставалась надежда на хоть какой-то офф-роуд. Но лесные дороги были в завалах и из всех возможных вариантов каждый раз оставался только самый лайтовый. Увы!

В одной из деревень попадаем на дорогу, где по обочинам куча всяких фигурок, клумб и вот такой указатель.
Заезжаем в село Николо-Гастунь, знаменито оно тем, что в конце XIV века здесь была обретена чудотворная икона Святителя Николая, византийского письма. В честь нее в селе был поставлен вначале деревянный, а затем каменный (сохранившийся до нашего времени) храм (вторая половина XVII века).
Слава о чудодейственной иконе из Гастуни (Гостуни) дошла до Москвы, и была так велика, что Василий III повелел заложить в Кремле собор, названный по иконе Гастунским (не сохранился). В этот собор икона была торжественно перенесена в 1506 году, а село Гастунь с тех пор стало называться Николо-Гастунь.
Перед нами же предстал остов церкви Николая Чудотворца.
Мы были несколько удивлены состоянием большого и с виду крепкого Никольского храма, что же случилось?
Оказывается несколько лет назад местные фермеры решили сделать хорошее дело — отреставрировать церковь. Начинание, безусловно, благое, да только делать они этого не умели, а проконсультироваться или нанять знающих людей забыли. В итоге храм рухнул!
Так и доживает он теперь свой век «без шансов, без вариантов…» Даже если найдутся другие, более аккуратные фермеры, им придется фактически выстраивать храм заново, а не реставрировать этот.
Начало смеркаться, а еще надо было успеть заехать в 2 деревни, по этому действующий храм Богоявления Господня в Мишнево проскакиваем без остановок.

Церковь Богоявления Господня в Мишнево, выстроена в 1822 на средства прихожан. Закрыта после 1917. В 1940 открыта вновь и действует поныне.
Приезжаем в деревню Кулешово, где когда-то жил Женин дедушка. Пока Женя осматривает окрестности, я фоткаю памятник односельчанам, погибшим во время ВОВ.
Замечаем указатель на святой источник и решаем донабрать воды — не тут то было, святой источник протух!
В потемках останавливаемся у деревни Белое — еще одной деревни, связанной с Жениной родней. Рядом на берегу Оки есть интересное место — городище «Белое» — памятник археологии (XII—XIII вв., 3-я четв.1 тыс.), но сегодня на него сил уже не осталось.
Замыкаем круг, двигаемся через Чекалин на знакомое нам по предыдущим поездкам место стоянки, на высокий берег Оки. Ставимся, даже тент натягиваем т.к. нас решил попугать дождь, но как только все сделано, погода налаживается.
Сегодня по плану был вкусный и обильный ужин, шашлыкинг и много разговоров с хорошими людьми
Особый респект за ужин хочется выразить Тане — шашлык получился невероятно вкусным и Максу, который мало того, что поперся бог знает куда, умудряясь героически скакать с нами в одном темпе не жалея свой X-TRAIL, так еще и весь вечер жарил шашлык!
Спать мы разошлись по нашим меркам невероятно рано и встали на следющий день соответственно
На самом деле всю эпическую красоту места ребята смогли оценить только утром, ведь ставились мы вчера, как водится, в темноте.
Кстати, именно здесь находится так называемый Лихвинский (Чекалинский) разрез — выходы на поверхность доледниковых моренных отложений девонского периода. Таких мест в России всего два!

Утро проходило под лозунгом «Налей чай, не сломав Джигурду». Получилось только у Димы и то потому, что он был предупрежден.
Когда утренняя тупка была завершена, народ начал каждый в своем темпе расползаться по домам.
Мы, нашим экипажем, успели посмотреть еще одну заброшенную церковь — Николая Чудотворца в Титово.
Она была построена в 1776 году в стиле барокко коллежским асессором Михаилом Андреевичем Милютиным. Рядом находилась земская школа и господский деревянный дом с двумя садами.
С 1782 года в селе располагалась шелковая фабрика с 70-тью станками. Ткали парчу, грезеты, золотые и серебряные бархаты. Рядом была устроена красильная мельница.
До нашего времени дошли только руины церкви.
А еще, несмотря на сушь, нам удалось набрать подберезовиков и подосиновиков, так, что домой мы вернулись с добычей
Всем спасибо за компанию!
комментария 23
На общем фото «Чекалин», у нас у всех вид победителей)))), как будто мы как минимум месяц к этому городу добирались))))
Да-да, поэпичнее, чем на маяке))))
Фотки первого утра о многом говорят ))))
Дааа… Хорошо в первую ночь засиделись.
Это просто ты с нами первый раз досидел до победы
Засиживаемся мы так регулярно
А, так вот где отложения эти были, под нами получается, надо было отколупнуть что ли..
Ну мы же никак не начнем возить с собой альпинистскую снарягу.
Теперь я перегруза не боюсь, будем возить.
Рассказ о незабываемых выходных, как всегда интересен.
«…требую продолжения банкета!» (с)
Кстати, Женя, не смотрел случайно, те хомуты что я на задние пружины тебе пристегнул, целы?
Целы, но отбой нещадный.
Благодарю за столь интересный экскурс. Вы вообще молодцы!!! По хорошему завидую! В моем окружении увы нет таких легких людей на подъем, посему мы ездим с супругой одним экипажем. Вот в те выходные съездили в Плёс, чем остались крайне довольны. Побывали так сказать над вечным покоем! ))
Привет! мне почему то больше всего понравилась церковь в поле, Рождества Пресвятой Богородицы. А хозяин х-трейла и правду молодец! мог все днище оторвать
Хозяин Х-Трейла подготовился, защиту везде поставил!))))
Очень интересные выходные вы проводите, ребята! Очень похожи на наши поездки
А чем зимой занимаетесь, если не секрет?
До рождения детей ходили в зимние походы, с прошлого года стали участвовать в однодневных выездах, а в этом году всей дружной толпой закупаем зимнее оборудование, что бы путешествовать с ночевками. Хотим попробовать сделать так, что бы сезон у нас был круглый год.
Лена, а что подразумевается под зимним оборудованием? Эта тема меня крайне интересует! ))
Зимняя одежда, средства обогрева, спальники, палатки. Если интересует что-то конкретное, вы можете создать тему с вопросом на форуме.
Палатка с печкой, зимние спальники, специализированная зимняя одежда и обувь. А, ну и главное, жгучее желание коллектива ездить в зимние походы)))
Вот печка для палатки сильно интересует!
Печка в палатке возможна только если сама палатка предназначена для использования печки. Наберите «палатка Зима» и изучите ассортимент.
Лена благодарю!!!
Спасибо за видео с такой чудесной и веселой музыкой!
Порадывало….