1

Старица +

Опубликовано: Лена 28.11.2011 в Аномалии, Без рубрики, Поездки |

Накануне выходных бабушка наконец-то подтвердила, что забирает ребенку на выходные и после 8-ми вечера я могу ее привезти. Почему-то именно в этот день в обед мне очень хотелось пива, в голове так и крутилась мысль — выпить и никуда не ехать. Потом проснулась Ксюха, уселась на свои свежеподаренные качели и требовала ее качать, на предложение поехать к бабушке реагировала воплями протеста (для нее вобще не характерно отказываться от покатушек на машине). Пришел с работы муж и предложил оставить у нас ребенка до утра, а с утра по раньше спровадить ее к бабушке. Тут уж возмутилась я, не зря же пива не пила в обед! Короче дочь погрузили в машину, вместе со всем ее барахлом, доставили бабушке и оставили под пронзительные вопли. Далее дома до 2-х часов ночи решался вопрос как, куда и зачем мы едем. Вопрос решился, когда я уже отвалилась спать. В 6 утра зазвонил будильник и я осознала, что встать не в состоянии. Правда оказалось, что будильник Сашка заводил себе, ибо решил перед походом «чуть-чуть» поработать. Подъем в 9.20 для меня все равно был чем-то мало реальным, но я сделала это! Уже к 10 утра я колесила по Москве в пытаясь собрать всех желающих к нам присоединиться в…. в поездке — сама — пока — не — поняла — куда. И мы поехали… Ну с целями вопросов не было: кататься, смотреть, искать, отдыхать, а вот со всем остальным… кто-то думал, что ночевать будем у меня в деревне (но я не взяла ключи от дома), кто-то был уверен, что в пещере (но никто, кроме меня, не взял сменную одежду и фонарей на четверых оказалось 2), кто-то был уверен, что мы сегодня же вернемся в Москву… Ноябрь в этом году в столице нашей Родины выдался теплый и бесснежный, зима вроде как отменялась, на улице светило солнце, и наш славный УАЗик мчался в Тверскую область. Свернули мы с Ленинградского шоссе…. и тут я поняла, что осень не кончилась только в Москве: дорога — голый лед, в лесу снега по колено, холодно — жуть! Но мы едем, проезжаем деревню за деревней, попадаем на убитую грунтовку и тут окончательно убеждаемся, что сезон-то закончился! Кругом снег и лед! Зато лес обалденно красивый и в воздухе пахнет Новым годом.

И ехали мы долго и счастливо по заснеженным невнятным дорогам, путались в картах, направлениях, пока не попали в одно чуднОе место. Вот даже дорога к нему не характерная, обычно дорога, даже старая — насыпь, а тут как будто прорыта, кем не понятно. Ничто не предвещало удивительного. Искали мы место, где очень давно находился монастырь, потом было село, но к началу 20-го века все сгинуло. Недалеко есть ныне жилая деревня, но нас она мало волновала. Приехали мы уже в сумерках, стали думать, где что было, облазили небольшую рощу и окреснтный саженый лес, нашли массу окопов ВОВ. Вроде как определились с местом, если приглядеться, то повсюду «эхо войны». Стемнело, собрались уходить и тут… окопы-окопами, но рельеф у леса уж больно странный — холмистый. Огляделись… Среди саженного молодого леса в одном месте старые деревья, ну лет по 200, а то и больше, огромные, корявые, ветви спутанные, больше во всем лесу таких нет (привет группе «Неман», которая по таким признакам аномальные зоны ищет), а растут деревья из небольших холмиков. Ну что это может быть? Курганы! Стало быть древнеславянское капище? Не на пустом месте, видать, монстырь когда-то ставили, кругом все повырубали, а здесь ничего не тронули, почитали может, а может, наоборот, проклятым считали.

Древние курганы в лесу.

Старые "спутанные" деревья в лесу над курганами.

Ну что делать с находкой? Не копать же могилы предков! Стали просто ходить и глазеть, искать систему в размещении холмов этих. Чего-то стремно мне стало. С другой стороны, до этого не стремно было, а тут приперло — значит нервы. Ходим — бродим и видим холм-могилу разрытую, глубоко копать пришлось, давно это было. Идем дальше, Сашка нас подзывает посветить — темень уже кругом, а там очередной холм и раскоп совсем свежий — в самую середину холма уходит, как колодец, метра на полтора. Видимо метсные жители смекнули что к чему, да полезли в поисках наживы, но копать-то уж больно глубоко надо — бросили это дело. Тут уж стало не страшно, а противно. Собрались к машине идти, но вот незадача: от дороги отошли не больше чем на 100 метров, особо не плутали, НО каждый из нас показал, что дорога в другой стороне! Слыхала я, что бывает лес «водит» — ходят путники по кругу и выйти на дорогу не могут, но со мной такое было впервые. Мы все трезвые, у всех опыт немалый, лес самый обычный (окромя того места) и резко за час перемещения забыли откуда пришли! Посоветовались, пошли, вскоре вышли на дорогу сильно ниже места, где машину оставили. Такое вот неожиданное приключение. Как отъехали, пошел снег, дорога скользкая-зараза, так и не везло нам весь оставшийся путь, не захочешь — в чертовщину поверишь. Поехали мы в село Ивнищи, где когда-то был  Иванишский мужской монастырь, основанный в конце 15-го века. Сейчас от монастыря остался только соборный храм — церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведенная в 1534-1542 годах; на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1534-1542. За качество фоток извиняйте - ночь, снегопад.

В XVIII веке Иванишский монастырь был упразднен. Храм перестраивается. В конце 30-х годов прошлого столетия, церковь, в числе многих, закрыли, а имущество конфисковали. Более шестидесяти лет древний Успенский храм простоял разоренным, постепенно все более и более ветшая. В 2003 году после длительного перерыва, храм вновь был открыт для верующих. Состоялась первая служба в церкви, началось ее восстановление.

Колокольня Успенской церкви.

Старинные могильные плиты, сваленные в кучу у церкви.

Рядом с церковью есть уникальное по внешнему облику и биометрическим показателям старовозрастное дерево, что определяет его природоохранную ценность — знаменитая Иванищенская сосна. Уникальный памятник природы, которому триста лет.

Иванищенская сосна.

Вот такое кольцо в дерево вросло, а т. к. издалека эта сосна до боли напоминает дуб и места кругом "Пушкинские", начинаешь оглядываться в поисках кота, который "ходит по цепи кругом".

Снег усиливался с каждой минутой, а нам еще предстояло добраться до города Старицы. Не знаю, оценили ли мои пассажиры всю тяжесть нашего пути, но в такой гололед и снегопад одновременно я не попадала больше никогда. На крейсерской скорости 30 км в час УАЗка буквально вцеплялся всеми четырьмя лапами в то, что называлось когда-то дорогой, встречные машины тупо прижимались к обочине в испуге, что мы не сможем разминуться. После въезда в город жизнь улучшилась: гололед сменился снежной кашей и вокруг было светло от фонарей. Мы неоднократно бывали в Старице по дороге в небезызвестные пещеры, находящиеся недалеко от города, но сам город осмотреть нам не удавалось. Краткий экскурс в историю: Старица — маленький городок на Волге был свидетелем больших событий в истории русского государства. Здесь были государственные деятели Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, Иван Грозный, Екатерина II, Александр I. На Старицкой земле работали русские писатели Александр Пушкин, Иван Лажечников, Александр Островский, Федор Глинка. Здесь писал свои картины Исаак Левитан, творил зодчий Матвей Чернятин, строил первую на частные деньги больницу генерал-майор Алексей Тутолмин, издатель, краевед и патриот Иван Крылов. Хотя первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице относится к 1297 году, когда «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову на Старице», духовной же основой для появления именно здесь древнего городища явился Успенский монастырь, организованный на этом месте ранее иноками Киево-Печерского монастыря в 1110 году. Краткая хронология: 1110 — иноки Трифон и Никандр приходят жить на урочище Старый бор. В XVI веке на этом месте заложен Успенский монастырь. 1297 — первое упоминание о Старице в Тверской летописи.  1375 — Дмитрий Донской наносит поражение войску тверского князя Михаила Александровича, овладевает Старицкой крепостью, грабит и сжигает город. 1485 — начиная с этого года Старица постоянно входит в состав Московского государства. 1504 — Иван III по духовной грамоте отписывает Старицу своему младшему сыну Андрею. 1530 — завершено строительство Успенского собора. 1537 — противостояние известного военачальника, участника походов на Псков и Смоленск Андрея Старицкого и правительницы Российского государства Елены Глинской достигло предела. Андрей с войском идет к Новгороду искать там поддержки, вдогонку ему высылают правительственное войско во главе с воеводой Телепневым-Оболенским. Войска в бой не вступили. В ходе переговоров Елена Глинская заманивает Андрея Старицкого в Москву, обещая ему прощение, и заключает в темницу вместе с женой и сыном. Андрей Старицкий умирает в темнице от голода. 1540 — пришедшие к власти князья Шуйские освобождают из темницы сына Андрея Старицкого — Владимира и возвращают ему старицкий удел. 1552 — во время похода на Казанское ханство Владимир Старицкий возглавляет русские войска. Иван Грозный признает его заслуги: в речи перед освященным собором он объясняет победу «также попечением и мужеством и храбростию брата нашего князя Владимира Андреевича». 1566 — чтобы ослабить Владимира Старицкого, Иван Грозный «выменивает» у него Старицу, Алексин и Верею на Дмитров, Боровск и Стародуб Ряполовский. 1569 — Иван Грозный, видя в известном и удачливом военачальнике Владимире Старицком сильного соперника, вызывает его с женой и двумя сыновьями к себе в Москву и заставляет всю семью выпить яд. 1581 — в Старице Иван Грозный ведет переговоры с иезуитом Антоние Поссевино, доверенным лицом Папы Григория III, выступавшим от имени польского короля Стефана Батория. Опасаясь продвижения поляков к Москве, на переговоры Иван Грозный прибывает с войском в 300 тысяч человек. 1589 — уроженец Старицы Иов становится первым Патриархом Московским и всея Руси. 1608 — отряды Лжедмитрия II осаждают Москву. Старица в числе других русских городов отказывается присягнуть самозванцу, ее берут штурмом: «И поднялся тут страшный грохот, аки грому подобный, и вздыбилась к небесам вода, и поплыли по Волге во множестве тела супостатов». После этого крепость стала приходить в упадок. 1637 — большой пожар уничтожает многие деревянные постройки. 1658 — патриарх Никон запрещает постройку шатровых храмов. Успенский собор обезглавлен, через полтора века разобран за ветхостью. 1780 — Екатерина II утверждает герб города Старицы. 1819 — освящен Троицкий собор Успенского монастыря. 1890 — основана Старицкая метеорологическая станция. 1893 — первые раскопки на старом городище. 1919 — Е. Клодт, внук знаменитого скульптора, получает задание создать в Старице музей. В XVIII—XIX веках крупная пристань на водном пути в Санкт-Петербург. В Старице велась добыча известняка. В годы 1-й мировой войны в Старице расквартирован 5-й запасный саперный полк, солдаты которого сыграли большую роль в революционных событиях 1917 года. В 1924 Старицкий уезд был упразднен. В 1935 году Старица и район переданы в состав Калининской области. К 1940 в Старице действовали льнозавод, сапоговаляльная фабрика, кирпичный и 2 известковых завода. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 Старица была оккупирована немецко-фашистскими войсками с 12 октября 1941 по 1 января 1942. Фашистские войска создали в районе Старицы мощный укрепленный узел, город удалось отбить только окружив с 3-х сторон. В результате оккупации и боевых действий Старица была сильно разрушена. В первые послевоенные годы город полностью восстановлен.Сугробы росли просто на глазах, машины передвигались с минимальной скоростью, мороз крепчал. Проблема с ночлегом становилась все острее, проводит ночь в палатке уже не хотелось, лезть в пещеры тоже. Взялись искать гостиницу. На весь город гостиница оказалась одна, заплатив смешные деньги за пятиместный номер, закинули вещи и пошли гулять. Пофигу что погода плохая, не в гостинице же сидеть мы сюда ехали! Забегая вперед, скажу, что если ночью нашу прогулку сопровождал дикий снег, то утром мы прогуливались под ливнем, так что фотки, к сожалению, качеством не блещут.

Одна из центральных улиц Старицы, на горизонте виден храм Илии Пророка, 1782-1804.

Клуб на центральной площади Старицы.

Дом на центральной площади.

Мост через Волгу в Старице.

Волга в г. Старица. Фото сделано известным фотографом-изобретателем-путешественником Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944) в 1910 году.

Река Волга в городе.

На высоком берегу Волги недалеко от кремля братская могила ВОВ.

Старицкий кремль — исторический центр древней Старицы, расположен к северо-западу от современного города, до наших дней не сохранился. С конца 17 века с утратой военного значения, территория Старицкого кремля постепенно пустела, последние остатки строений разобраны местными жителями в конце 19 — начала 20 вв. Современное городище свободно от застройки.

Место, где находился Старицкий кремль, хорошо заметен сохранившийся оборонительный вал.

Рядом с местом кремля находится собор Бориса и Глеба, построенный в первой четверти XIX века, предположительно с участием К. Росси.

Отдельно стоящая колокольня собора Бориса и Глеба.

Панорама собора Бориса и Глеба.

Сейчас территория Старицкого кремля уныла и запущена.

На том же берегу, на склоне расположена весьма интересная заброшенная Пятницкая церковь — памятник XVIII века. В определенных кругах ее считают Местом Силы.

Обратимся сначала к гербу города Старицы.

Герб города Старица.

На гербе Старицы утвержденном 10 октября 1780 года изображена «идущая с костылем старуха в серебряном поле».

Изображение старой женщины на гербе города иногда связывают с легендой, согласно которой после набега ордынцев в живых в городе осталась лишь одна старушка, спрятавшаяся в пещере.

Другое предположение — старица, спрятавшаяся в пещере — жена Андрея Старицкого, выжившая с маленьким сыном в тюрьме и ставшая монахиней (старицей).

«Через Волгу от Успенского монастыря под горой стоит церковь Параскевы Пятницы. Другое название – Рождества Богородицы. Тут вековая путаница. В писцовой книге 1624 года на этом месте упоминается деревянная Пятницкая церковь. В 1728 году Тверской архиепископ указывает строить здесь новую каменную церковь Рождества Богородицы. В 1750 году она освещается как Пятницкая. В начале 19-го века церковь решают расширить, и в переписке по этому поводу поп называет свой храм Пятницким, а в документах Тверской консистории он проходит как Рождественский.

К 1825 году местный архитектор Матвей Чернятин пристраивает к барочной Пятницкой церкви две ротонды и ограду в стиле классицизма. Получается нечто странное: то ли одна церковь, то ли сразу три, но с двумя названиями.

Глядя на эту разностильную, но удивительно органичную церковь, архитектор, возможно, видит ее как портал, ведущий в толщу горы. Кто так задумал? Исполнил Чернятин, но – кто вложил в него эту мысль? Ну, конечно, дух места силы, действующий на человека через его подсознание. Что за дух? Разберемся. Пятница – это христиански обусловленное имя древней богини Мокоши, обитательницы сырых берегов и источников, покровительнице женских забот. Эта реликтовая Яга обитает на границе между жизнью и смертью, коротает вечность в поворачивающейся избушке на курьих ножках. Через дверь этого удивительного сооружения ты переходишь с этого света на тот и – обратно. Старицкая Пятницкая церковь как раз и представляет собой такую избушку, пограничный переход на тот свет, портал в преисподнюю. Конечно, этот портал оформлен в просвещенческом стиле барокко и классицизма. Но архитектор нашел гениальный ход для выражения идеи поворота на курьих ногах: алтарной частью Пятницкая церковь обращена к Волге, повернута к входящим как бы задом, но по бокам ее – два входа в ротонды. Эти ротонды естественным образом поворачивают церковь к горе задом, а к входящим передом.

Старицкий Бабий дух всегда обитал у Пятницкой церкви, всегда в этом месте силы было капище Бабы, вначале пещера, выкопанная в горе, а теперь вот портал архитектора Чернятина.

И все-таки (вернемся к легенде) Старица не только выжила в своей пещере, но и стала прародительницей новых поколений. Этот принцип древней мифологии Бабы (матери всех людей) относится в данном случае к жителям Старицы и означает, что их богиня, вопреки всем гонениям, жива. И влечет к себе новые поколения почитателей. А почитать ее можно под разными именами, в том числе и под именем Старица».

Ну и еще немаловажный факт: неподалеку от «Пятницкого святилища Бабы» когда-то был Вознесенский женский монастырь. В нем чтили могилу некоей старицы Пелагеи, которая считается матерью одного из самых известных старичан – Иова — первого патриарха Всея Руси, избранного в 1589 году.

Сейчас Пятницкая церковь заброшена, хотя здание очень «бодрое» и заметны следы не слишком умелой реставрации.

Пятницкая церковь. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.

Пятницкая церковь. 2008 год.

 

Я не берусь судить о том, является ли этот храм пристанищем Бабы-Яги, порталом или еще чем-то сверхъестественным,  но некая необычная и запоминающаяся атмосфера имеет место быть. Ни обратить внимание на оригинальный внешний вид здания просто невозможно, а если зайти внутрь какое там эхо и странная чистота для заброшенного здания!

Мы попали внутрь церкви ночью. (Не подумайте чего плохого – вход туда был свободный, просто так совпало. Вокруг на улицах, кстати, не было ни души – все прятались от снегопада). Мы заходили в залы и подолгу там стояли, потом обнаружили «гулкость» здания, почему-то захотелось петь, но в голову не приходило что именно. Потом, мы по очереди шептали слова в одном углу, а остальные слушали в противоположном, было слышно каждое слово!  Потом, мы просто лазили по церкви и любовались через глазницы окон снегопадом, видами Старицы, церковью. Есть, есть в этом месте что-то волшебное!

Внутри Пятницкой церкви.

Александро-Невская часовня на бывшей Торговой площади рядом с Пятницкой церковью.

Как я уже говорила выше, напротив Пятницкой церкви, на противоположном берегу Волги находится Успенский монастырь.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии.

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «…в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где располагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше — в глухом лесу, где два инока поставили для себя келию. Постепенно число братии умножалось, место вокруг иноков обживали и другие монахи. Так образовался монастырь, а вокруг монастыря — селение. Также при Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь.

Память о первых иноках была увековечена в построенном при иноке Феодорите храме «в честь Успения Божией Матери, да похвалы Пресвятые Богородицы». Храм был построен за один год в 1165 г. 

Наиболее ярко строительная активность в создании ансамбля Успенского монастыря реализовалась во времена правления князя Андрея Ивановича Старицкого. Он перенес монастырь на новое место — ближе к Волге, выстроил каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 г. войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

В 1681 г. страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 г. была сооружена каменная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались поврежденные здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е гг., в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В 1750 г. было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е гг. обновлен Успенский собор. Тогда же трапезная была перестроена в теплый храм, были перестроен братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

В 1819 г. в обители был построен еще один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращен в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления было переведено монастырское духовное училище.

В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

После октября 1917 г. монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в истории монастыря. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Когда советскими войсками город был освобожден почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято еще до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

18 апреля 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

В 2009 году начался заключительный этап восстановления и реконструкции монастыря.

Панорама Успенского монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.

Панорама Успенского монастыря. Вид со стороны юго-восточной угловой башни. 2008 год.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском монастыре.

Усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Стершнева в Успенском монастыре.

Южные Святые ворота с колокольней Успенского монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского, сделанное в 1910 году.

Южные Святые ворота с колокольней Успенского монастыря, 2008 год.

Старые надгробия на территории монастыря.

Настоятельский корпус Успенского монастыря.

Вид на место старицкого кремля из Успенского монастыря.

Колокольня с часовней Патриарха Иова в нижнем ярусе.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Успенском монастыре, 1569-1584.

Церковь Иоанна Богослова в Успенском монастыре, 1694.

И еще несколько фоток города.

Колокольня Преображенской (Никольской) церкви. Сейчас часть помещений церкви жилые, другая часть разгорожена на комнаты кирпичной кладкой и выкрашена в "совковом стиле": пол стены побелкой, пол стены зелено-голубой масляной краской. Такая "отделка" храма вызывает очень спорные эмоции.

Ночные улицы города.

И особое внимание хочется уделить единственной в городе гостинице «Волга», расположенной на центральной площади, а особенно ее внутреннему убранству. Напомню, мы сняли пятиместный номер, который обошелся примерно в 280 рублей с человека.

Здание гостиницы "Волга".

Холл третьего этажа.

Наш номер.

В номере санузел, горячая вода появлялась загадочным образом примерно на пол часа в общей сложности.

Сходили на лестницу по курить и обнаружили, как сушится постельное белье для посетителей. Решили спать в своих спальниках.

Ну и апофеоз! За одной из кроватей мы обнаружили "дырку" для унитаза, видимо когда-то наш номер был разделен на два отдельных, хорошо хоть эту "дырку" заткнули и не воняло.

Вобще фотки не передают всего колорита и особенно запаха пыли и старой мебели. В оправдание данного заведения могу сказать торлько, что на втором этаже мы видели номера люкс с пластиковыми окнами и нормальным ремонтом, правда и цены на них московские.

Благодаря этому заведению после ночных прогулок по городу нам удалось просушить вещи на батареях и поужинать «горячим», взяв в той же гостинице чайник на прокат за 20 рублей, замерзнуть к утру и почистить зубы под холодной водой.

Славный город Старица не порадовал нас ни гостеприимной гостиницей, ни вкусной едой (во всех кафешках мы лицезрели либо толпу пьяной быковатой молодежи, либо немеряные цены), ни погодой (приехав и прошатавшись пол ночи под жутким снегопадом, утром мы обнаружили огромные лужи, дождь стеной и ураганный ветер). Но это не помешало нам посмотреть все, что запланировали.

Городок Старица — типично провинциальный и, как мне показалось, медленно загибающийся.

Итак, погода нас не радовала и мы двинулись в Москву.

Вот такую оригинальную церковь Николая Чудотворца встретили недалеко от д. Гурьево на дороге Старица -Лотошино. Она была построена в 1877 г. на средства помещика С. Д. Каврайского, вместо деревянной церкви. Роспись в храме выполнил старицкий иконописец Н. В. Юрлов. Закрыта в 1939 году.

Сейчас находится в дали от жилых домов, реставрационные работы не ведутся, хотя по праздникам проводятся службы.

Церковь Николая Чудотворца,1877.

Проезжали мимо и не могли не посетить село Ярополец.

Само название — старинное, народное предание производит его от «Ярого поля», в древности отведённого для содержания псарни московских царей. Сохранилось известие, что некогда здесь любил охотиться Алексей Михайлович.

В селе Ярополец, расположенном к северо — западу от Волоколамска, сразу два выдающихся архитектурных комплекса: усадьба Ярополец Гончаровых и усадьба Ярополец Чернышевых.

Усадьба Ярополец Гончаровых находится в южной части села.
Усадебный ансамбль сложился в основном при Загряжских, в середине XVIII века. Сначала на берегу Ламы был построен деревянный помещичий дом с каменными службами, и каменная церковь Иоанна Предтечи (1751-1755-е гг.). Создателем же гончаровского ансамбля считают известного архитектора второй половины XVIII в. И.В. Еготова.
Усадьба имеет мемориальное значение. Ярополец дважды, в 1833 и 1834 гг., посещал А.С. Пушкин. Он приезжал сюда к матери своей жены — Н.И. Гончаровой. Вообще гончаровская усадьба, уже в пушкинское время клонилась к упадку (мать Натальи Николаевны, по свидетельству поэта, «жила в разрушенном дворце»).
До 1941 г. в усадебном доме существовала «Пушкинская комната».
Поместье сильно пострадало во время Великой Отечественной Войны. В пожаре погибла комната поэта и внутреннее убранство дома, так же был нанесён значительный ущерб хозяйственным постройкам и парку. С 1960-е гг. до сегодняшнего дня в имении проводились реставрационные работы, расположен дом отдыха.

Панорама усадьбы Ярополец Гончаровых.

Помещичий дом.

Памятник А.С. Пушкину.

Церковь Иоанна Предтечи, 1751-1755.

Заброшенный барский парк и не восстановленная ограда усадьбы.

Усадьба Ярополец Чернышевых, в полукилометре от усадьбы Гончаровых, сложилась как дворцово — парковый ансамбль в первой половине 1760 — х гг. Один из «молодых друзей» Екатерины, герой Семилетней войны с Пруссией, З. Г. Чернышев в 1762 году неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в «фавор» попали братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Захар Григорьевич — самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в усадебном ансамбле Яропольца.

В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошли уже существующие церковь с колокольней. Внутреннее убранство дома соответствовало его пышной архитектуре.
На берегу Ламы был разбит великолепный парк, с оранжереями (также украшенными барельефами, привезёнными из Крымской Кафы), «храмом» в честь Екатерины II, с театром, и мечетью с двумя минаретами, сооружённой по поводу победоносного мира с Турцией в 1774 г. Весь комплекс усадьбы был обнесён каменной оградой.

Нынешнее состояние усадьбы плачевно, из внутреннего убранства не сохранилось ничего, радует, что недавно начались реставрационные работы. Правда из-за этих самых работ на территорию ансамбля мы не попали, осмотрели только церковь и колокольню.

Панорама усадьбы Ярополец Чернышевых.

Приусадебная церковь Казанской Богоматери.

Внутри церкви.

Колокольня приусадебной церкови Казанской Богоматери.

Ну а потом мы в снегопад и гололед долго и счастливо добирались до Москвы, выгружали друзей, загружали Ксюху и ехали домой. Так прошли еще одни выходные ноября, к ночи воскресения я просто падала от усталости и переизбытка впечатлений. Вот что значит ездить без ребенка — горы можно свернуть))).

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика