0

Три Подольские усадьбы

Опубликовано: Лена 10.10.2017 в Без рубрики, Короткие выезды, Поездки с детьми |

Если жителям Москвы или Подмосковья хочется прогуляться по красивым историческим местам, но при этом лень далеко ехать или рубиться по буеракам, то Подольские усадьбы (все вместе или каждая в отдельности) — прекрасный выбор!

Сегодня расскажу сразу о трех усадьбах под Подольском, которые мы посетили в один день.

Самая известная и посещаемая усадьба в Подольске — Дубровицы, но сегодня речь пойдет не о ней т.к. об усадьбе Дубровицы и уникальной Знаменской церкви, расположенной в ней, у меня есть отдельная статья.

Потому, начну с другой усадьбы — Щапово (Александрово-Щапово).
Александрово — одно из древнейших населённых пунктов Подольского района, известный со времен царствования Ивана Грозного.

С историей усадьбы связаны такие фамилии как Морозовы, Голицыны, Грушецкие, Арсеньевы, Щаповы.

Наиболее яркими владельцами были Борис Иванович Морозов, который стал опекуном, а фактически управлял государством первые три года царствования маленького Алексея Михайловича.

Глеб Иванович Морозов — муж знаменитой раскольницы боярыни Феодосии Прокофьевны, увековеченной на картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол — известный писатель, ученый, дипломат и отец четырёх дочерей и троих сыновей — будущих декабристов Матвея, Сергея и Ипполита.

Наибольшего расцвета усадьба достигла при Василии Владимировиче Грушецком.

В 1779 году вместо деревянной, он строит каменную церковь Успения Богородицы. В разное время она использовалась как церковь, склад удобрений, общежитие для сотрудников совхоза, тракторная мастерская, концертный зал органной музыки, снова как церковь.

С тех же времен сохранилось несколько деревьев — дубы и клен.

Именно с Грушецким связана современная планировка дошедшая до наших дней: липовый парк с тремя прудами каскадом и ручьем, место усадебного дома построенного в стороне от церкви за обмелевшей речкой, каменный мостик.

Новый период жизни усадьбы связан с деятельностью московского предпринимателя, совладельца фабрики и торгового дома «Братья Петр и Илья Щаповы» потомственного почётного гражданина И. В. Щапова.

Располагая значительными средствами, Илья Васильевич отошел от дел и поселился в своём новом имении — Александрово.

Для себя и жены он построил новый усадебный дом, (вт. половина XVIII — конец XIX в.), предположительно, по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Интересно, что с центральной аллеи усадьбы он смотрится совершенно невзрачным.

Зато с другой стороны (той самой, где сохранились вековые деревья) — весьма интересен. Первый этаж — каменный, более древний. Второй — деревянный, в том русском стиле, который был тогда распространен: без колонн, но с деревянной башенкой, увенчанной шатром.

До наших дней дошли и другие постройки тех времен.

Дом управляющего, нач. 20 в.

Каретный сарай и конюшня кон. 19 в.

Дом персонала, 19-нач. 20 вв.

Щапов оказался не только хорошим хозяином, но благотворителем и меценатом. Он отреставрировал церковь, пристроил к ней деревянный флигель и устроил в нем богадельню для бездомных старушек. Часть денег, заработанных на производстве тканей, Иван Васильевич начал вкладывать в образование крестьянских детей: сначала открылась начальная двухлетняя церковно-приходская школа для мальчиков, а потом кружевная школа для девочек (девочек учили не только ремеслу, но и чтению, письму, арифметике).

В 1895 году Щапов основал в усадьбе еще и сельскохозяйственную школу. Открылась она уже после смерти благотворителя в 1903 году. Курс обучения в ней длился четыре года: ребята и стажировались в ремесленных мастерских, получали знания в области почвоведения и зоотехники.

Благодаря тому, что школа разместилась на усадебной земле, в 1918 году Щапово не тронули — просто разогнали учеников и школа была преобразована в сельскохозяйственное училище, а в 1921 г. — в техникум.

На территории деревни Александрово и учхоза Щапово с июня по декабрь 1941 находились боевые позиции 1-го зенитно-прожекторного полка Московской зоны обороны ПВО. С декабря 1941 по июнь 1945 дислоцировались прожекторный пункт и позиции зенитно-пулемётного полка Московского фронта ПВО.

В память об этом недавно был открыт странного вида мемориал с табличкой с противоположной стороны от дорожек.

Неподалеку памятник землякам, павшим в годы ВОВ.

До наших дней дошли практически все усадебные постройки и парк, созданные при Щапове. В благодарность от местных жителей за его меценатство, территория имения последнего владельца, усадьба и поселок, выросший из неё, получили название «Щапово» (деревня Александрово названия не изменила).
Сейчас в здании сельскохозяйственной школы действует музей истории Щапово, библиотека и почта. При действующей церкви возрождают промысел кружевоплетения.

Неподалеку расположена еще одна усадьба — Поливаново.

В начале XVII века окрестные земли принадлежали дворянскому роду Поливановых, чьё имя сохранилось в названии села. В 1635 году она была продана Салтыкову. Удивительное дело, но это была единственная продажа в жизни усадьбы, с тех пор она переходила из рук в руки только между родственниками.

Так по наследству она перешла к Екатерине Нарышкиной, обвенчавшийся в 1747 году с графом Кириллом Разумовским.

Разумовские были видными вельможами и государственными деятелями в эпоху императрицы Елизаветы Петровны. Именно в этот период началось переустройство усадьбы Поливаново.

Положение владельца заставляет предполагать, что проект усадьбы должен был быть составлен видным архитектором того времени. И хотя в фондах архитектурного музея им. А.В. Щусева хранится чертеж 18 века без подписи архитектора-автора проекта, есть все основания думать, что им был В.И. Баженов.

Ветхую Благовещенскую церковь, построенную ранее, разобрали, а материал использовали для постройки новой каменной церкви в другом месте. Центрический усадебный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в стиле классицизма был построен в 1777—1779 гг.

Новый двухэтажный господский дом построили в 1784 году. Он выделяется среди аналогичных памятников усадебного классицизма четырьмя круглыми башнями с куполами на каждом из углов здания. Внутри передних башен устроены лестницы. Парадный вход оформлен шестиколонным белокаменным портиком ионического ордера, вход со стороны парка — лоджией на спаренных колоннах. Между этажами проведён рустованный карниз; нижний этаж с фасада выделен четырьмя полосами руста.

Но только посетители этого всего не увидят потому, что после национализации усадьбы ее заняли сначала образовательные учреждения, потом костно-туберкулёзная больница, а следом филиал Московской психоневрологической больницы №1 им. Н.А. Алексеева. Психбольница здесь и сейчас, подъезд перегорожен шлагбаумом, а при нем сидят очень уставшие от туристов, желающих прорваться на территорию, охранники.

Поначалу, мы вежливо спросили, как попасть в усадьбу. На что получили категорическое заявление: «Никакой усадьбы тут нет и никогда не было! К нам все время приезжают и спрашивают, надоели! Всякие Поливаново есть с другой стороны Подольска, есть в 140 км отсюда, еще где-то, может путаете и вам надо туда?! »

Тут мы уже сами начали сомневаться — может правда перепутали?! Полезли смотреть карту и рыть информацию в инете — все точно, усадьба здесь. Но охранники были непреклонны: есть только психи — те, которые внутри и другие психи — те, которые снаружи, приезжают смотреть на несуществующую усадьбу т.е. такие, как мы.

Пока выясняли все это, я обнаружила вдоль забора Сквер Памяти.

Заканчивается аллея мемориалом ВОВ.

А рядом камень в память о Тарутинском маневре и боях с французами, проходившими в с. Поливаново в 1812 году.

Тут же, на месте захоронения павших во время нашествия наполеоновской армии, растут старые лиственницы.

А за забором через густую листву можно разглядеть тот самый главный дом с башенками усадьбы Поливаново, которого, по мнению охранников, не существует.

Так, что все нормально у нас с головой и у яндекса с картами, просто у охраны есть указание отвадить отсюда туристов. При условии, что на территорию легально не попасть, делать здесь действительно нечего.

Завершаем прогулку по Подольским усадьбам знакомством с «Русским парнасом» — усадьбой Остафьево.

Вход на территорию платный — что бы просто погулять — 40 рублей со взрослого, дети — бесплатно. Кроме проверки билетов, при входе установлены рамки, которые реально работают, и около них дежурят охранники. В случае непонятного писка просят рассказать, что лежит в карманах и дамских сумках. Обратите внимание, вход с ножами на территорию запрещен даже если они совсем маленькие и все такое.

Территория усадьбы огромна — 21 гектар, понятно, что обойти ее всю за вечер не реально. Но если посмотреть на схему, то становится понятно, что все самое интересное расположено недалеко друг от друга.

Место, где сейчас находится усадьба впервые упоминается в 1340 году, в то время данные земли принадлежали Прокопию Ляпунову, который и основал усадьбу. Далее ее судьба была связана с такими людьми, как князь Николай Львов, граф Петр Апраксин, князь Яков Алексеевич Голицын.

В 1751 году имение выкупил и начал строительство купец Козьма Матвеевич Матвеев.

При нем в 1781 году была возведена церковь Троицы Живоначальной.

А созданный им ансамбль определил главные черты пространственной структуры композиции будущей усадьбы дошедшие до наших дней.

Липовая аллея — старейший элемент усадебного ансамбля. Аллею также называют «Русским Парнасом», по преданию, так ее прозвал Александр Пушкин.

Пруд-копань, «дающий каскаду в грот», появился в середине XVIII в.
Еще один из самых старых элементов усадебного парка. Соединялся с большим прудом протокой, образующей на выходе каскад.

Однако, постройки Матвеева вскоре были снесены новым владельцем — Андреем Иванович Вяземским.

После выхода в отставку в 1800 году князь приступил к работам по возведению двухэтажного дома с бельведером, двумя флигелями и соединяющими их колоннадами в стиле зрелого классицизма предположительно по проекту зодчего Ивана Старова. По другой версии в создании проекта принимал участие сам владелец усадьбы в тесном сотрудничестве с архитекторами московской архитектурной школы, основанной В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым. Нижний этаж занимали парадные комнаты, верхний – жилые помещения.

При Андрее Ивановиче в усадьбе гостили Иван Дмитриев, Василий Жуковский, Василий Пушкин. Двенадцать лет — с 1804 по 1815 год — в Остафьеве жил и работал Николай Михайлович Карамзин, женатый на старшей дочери Вяземского.

Для него был построен отдельный флигель, где были написаны первые восемь томов «Истории государства Российского».

В 1911 году на месте флигеля установлен памятный знак.

Восьми бронзовых книг (7 книг и 1 свиток, символизирующий начатую 8-ю книгу).

А перед домом растут два Карамзинских дуба (один из дубов), посаженные в 1860-е гг. княжной Александрой Павловной Вяземской из желудей, привезенных дочерью Н.М. Карамзина — Елизаветой Николаевной.

Второй дуб.

По символике XIX в. дубы, растущие у входа в дом, означали гостеприимство.

2 октября 1803 года усадьба вошла в историю русской аэронавтики: на её территории приземлились Прасковья Юрьевна Гагарина — первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре, и Андре Жак Гарнерен — известный воздухоплаватель и первый в мире парашютист. Остатки шара долгое время хранились в Остафьво.
После смерти Андрея Вяземского в апреле 1807 года владельцем имения стал его сын — Петр Вяземский. При нём Остафьево стало литературным центром Москвы, одним из символов культурной жизни России, где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. Петр Вяземский посвятил родной усадьбе множество стихотворений, среди которых «Деревня» (1817), «Родительский дом» (1830), «Сельская церковь» (1856), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом…» (1863). Здесь проходили собрания литературного общества «Арзамас», членами которого были Александр Пушкин (друг Петра Вяземского), Константин Батюшков, Денис Давыдов и многие другие литераторы и общественные деятели. Неоднократно посещал усадьбу Александр Грибоедов: играл на сцене домашнего театра Вяземских, читал «Горе от ума». В 1849 году Остафьево посетил Николай Гоголь.

План английского сада усадьбы Остафьево по заказу князя П.А. Вяземского создал «практист садов и архитектор» Фома Мельников в 1821-1822 гг.

Один из элементов усадебного парка — Марсово поле. Марсовым полем в Древнем Риме называли место, где устраивались военные смотры в честь бога войны Марса, а затем проходили военные собрания. Позднее в других городах стали устраивать, названные в честь Марса большие площади для гимнастических упражнений, собраний, военных парадов. К подобным усадебным «полям» и площадям относится и Марсово поле в Остафьево. Это открытая поляна овального очертания, призванная символизировать военную мощь русской армии (создана к 10-летию Отечественной войны 1812 года, участником которой был П.А. Вяземский). В старинном описании значится, что на нем «делается карусель, а посередине Марсова или Геркулесова статуя». Но сейчас это просто поляна с дорожками вокруг.

Еще одна затея с отсылкой к Древнему Риму — роща кенконс. Кенконс (от франц. quinconce — сдвинутый, пошатнувшийся) — способ посадки деревьев в шахматном порядке сдвинутыми рядами, где каждая вторая линия посадки смещается на половину шага посадки по отношению к линии, которая предшествует или следует за ней. Кроны деревьев стригутся по одной линии. Эта роща состоит из 121-ой мелколистной липы в возрасте 12-14 лет. Она была воссоздана в 2004 году согласно плану усадьбы 1805 года.

Снова забава, выполненная Фомой Мельниковым — беседка «Храм Аполлона». Аполлон — бог всех искусств и покровитель творческих людей, который одним своим появлением создает творческую атмосферу.

Она стоит на берегу Большого пруда и, видимо, для пущей творческой атмосферы составляет единую композицию с горбатым мостиком.

Большой Остафьевский пруд. Виден ручной шлюз для регулировки высоты воды.

Лиственница европейская, посаженная в 1850-е гг. Петром Андреевичем Вяземским.

В 1865-м усадьба перешла сыну Петра Вяземского — Павлу, который также был литератором.

Князь коллекционировал собрания живописи, графики, прикладного искусства. Он обставил в средневековом вкусе Готический зал усадьбы, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит московскому Пушкинскому музею.

Вяз гладкий. Высажен в парке в 1860-е годы при Павле Петровиче Вяземском. Относится к числу деревьев-долгожителей. Является символом достоинства и благородства. В старославянских летописях вяз — дерево мира.

Ряд дубов обыкновенных (черешчатых) высажен княгиней М.А. Вяземской во второй половине 19 в.

В 1898 усадьба была продана графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву. Он стремился сохранить для потомков дворянскую культуру и к столетию со дня рождения Пушкина превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. А с 1913 по 1914 гг. установил в парке целую плеяду памятников:

Павлу Петровичу Вяземскому.

Василию Андреевичу Жуковскому.

Петру Андреевичу Вяземскому.

И смешного размера —
Александру Сергеевичу Пушкину.

Музей просуществовал до 1930 года, во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь, с 1947 года был организован дом отдыха Совета министров СССР (работали писатели Илья Ильф, Евгений Петров, Самуил Маршак). Только в 1988 году усадьба Вяземских—Шереметевых вновь приобрела статус музея.

С 2000-х началась реставрация усадьбы, были восстановлены флигели, смотровая терраса, интерьеры усадьбы XIX века, какими они были при Вяземских. К 250-летию Карамзина в музее открылась постоянная экспозиция «Карамзин. Жизнь и труды», которая занимает 11 залов. Усадьба является площадкой для музыкальных и литературных мероприятий.

А вообще Остафьево — это очень красивое и душевное место. Здесь приятно бродить по парку, памятники придают прогулке разнообразие и даже некоторая пафосность главного усадебного дома совсем не раздражает.

Я могу с уверенностью сказать, что среди Подмосковных усадеб Остафьево, лично для меня, заняло лидирующее место. Всем рекомендую!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на xpeh13.ru
Яндекс.Метрика