Наверное, у каждого человека made in USSR была в детстве мечта смастерить плот и отправиться на нам в далекие дали. Мечты сбываются! Мы попробовали и все получилось!
Проектов как именно построить плот, какого размера и из чего было множество. После долгих обсуждений решено было, что основанием плота будут автомобильные камеры большого радиуса, количество их зависело от размера.
На деле оказалось, что купить недорогие камеры — непростое дело, самым выгодным и быстрым вариантом были гораздо меньшие, чем предполагались, камеры R16. Камеры оказались китайскими и продавец нас честно предупредил, что нормально они не клеятся. Но мы решили рискнуть.
Учитывая, что на плоту собиралось плыть 8 человек (на деле оказалось 6)+вещи+продукты+вес деревянного настила, грузоподъемность баллонов должна была быть не меньше 800 кг, но мы взяли с запасом — 43 камеры, что соответствовало грузоподъемности от 1200 кг.
Камеры предполагалось накрывать деревянным щитом, собранным из досок, размер 4х6 метров. Но и тут в дело вмешались обстоятельства: на лесопилке, нам удалось купить доски длинной только 4 метра. Так решено было сделать плот квадратным 4х4 метра.

Остановимся на основных моментах подробнее.
Плот собирался непосредственно на берегу реки.






Далее сверху «бутербродом» был положен второй слой камер, камеры скреплены между собой обычной бельевой веревкой.
Было использовано 40 камер, 3 взяли в качестве запасок.



Все деревянные конструкции скрепляли между собой винтовыми гвоздями.

На данном фото он готов к отплытию, осталось только жестко закрепить веревками вдоль оного из бортов резиновую лодку.
Зачем нужна была лодка — вопрос интересный, правильным ответом будет: нам так было спокойнее. На деле она оказалась очень полезной: в нее свалили весь шмурдяк, который нужен только для ночевки, одежду и палатки, вечером с нее рыбачили, когда нам нужно было оказаться в деревне, но нормально пристать на плоту к берегу не получалось, на лодке отправлялись гонцы.
Все вещи, спальники, аптечка и прочее мокнущее было запаковано в специально сшитые гермомешки. Крупы, соль, сахар и т.д. пересыпаны в пластиковые бутылки. Документы, телефоны, фотоаппарат и прочая техника хранились в отдельном гермомешке, который «если что» предполагалось спасть в первую очередь.
В центре плота были кучкой сложены вещи первой необходимости и часть продуктов в большой сумке. Смотрелось совершенно не эстетично, но в целом оказалось удобно.
На доски стелились пенки т.е. ночью мы на них спали в палатках, днем они переезжали на плот.

На ночь мы приставали к берегу и разбивали лагерь там, но чаю утром на весь день не напьешься и в туалет не находишься.



Во время плавания у многих вещей появились свои штатные места. Так топор был утоплен в первый же вечер, а раздобытый новый привязали и оставили жить около дров. Котелок с мисками и ложками вешался на гвоздь возле мангала, жидкость для мытья посуды вместе с губкой вставлялась в кармашек из скотча около продуктов.




Осталось сказать об управляемости.
Вообще на плот влияет все: ветер, течение, сколько человек столпилось на одном борту, каким боком плот повернут и т.д. и т.п.
Поначалу средств управления было 2: весло и кий.

Кий — длинная жердь (у нас были около 2-х метров), которой можно на мелководье отталкиваться от дна. Сначала их было у нас 4, потом один утопили, еще один использовали для паруса. К сожалению, ни одной фотки работы кием не сохранилось — в эти моменты все были заняты.
На третий день путешествия подул попутный ветер и нам открылся еще один способ управления плотом — парус.

Благодаря парусу плот приобрел дополнительную букву в названии «Гена-М» (что значит Гена — модифицированный) и развивал скорость чуть более 6 км/ч при скорости течения реки в 2,3 км/ч, правда случалось это нечасто. В основном мы двигались со скоростью 3-4 км/час.
Река Мезень по который мы плыли, изобилует песчаными отмелями. По началу, мы думали, что будем то и дело на них налетать и стаскивать плот, разрывая камеры. В итоге на мель мы садились буквально пару раз.

Гена — М прослужил нам верой и правдой 6 дней и 130 километров, за этот срок обломались края у 2-х досок, немного расшаталась конструкция тент-парус и кончилось по разным причинам около 10 камер (точнее не считали). Все это никак не влияло на плавучесть.
Как можно было бы улучшить конструкцию:
- Обсуждалась возможность пустить армированную пленку под баллонами, чтобы защитить баллоны от коряг и истирания о мели, на деле это оказалось не нужно, а вот пустить туже пленку между деревянным настилом и баллонами не помешало бы. Это уберегло бы баллоны от трения о доски, спасло бы от утопления ряд мелких предметов, защитило баллоны от острых предметов и искр от мангала.
- Наше предположение, что на середине широкой реки не будет комаров, слепней и мошки оказалось неверным. Стоило приблизиться к берегу, насекомые с радостью атаковали нас, и дальше мы плыли на плоту все вместе. Эту проблему частично можно было бы решить, разместив в центре плота большую антимоскитную палатку. На сколько такая палатка создавала бы парусность — вопрос открытый.
Мы сделали своими руками плот, сплавились на нем и извлекли каждый для себя уроки. Это было интересно и необычно, а как именно читайте в отчете:
7 ответов к “Как построить плот: личный опыт”
Прикольно. А что вы на нем столько дней делали? наверное же совсем тоска?
Вообще по плану было сплавляться таким образом 2-3 недели, но нас остановила 2 факта: дикое количество кровососущих насекомых и отсутствие рыбы. А так мы рыбачили, готовили еду, болтали, довольно много сил требовало управление плотом т.к. река была широкая и нас мотыляло от берега к берегу + опплывание мелей, купались, тупили и все это в постоянном напряге из-за того, что нас жрали. Как-то нескучно нам было и не скажу, что мы кверху пузом лежали всю дорогу.
Здравствуйте, Лена! ОЧЕНЬ интересно! Это напомнило мне мою экспедиционную юность — работу на парусно-моторно-вёсельно-буксирной шлюпке «Малыш», ходившей по Каме со скоростью 12 км в час. Приключений было много. Отличается способ перемещения ( у нас — шлюпка, у вас — плот), водоём ( река у вас, водохранилище — у нас), но атмосфера — такая же. Т.Д.
я тоже плот\катамаран\ хочу сделать из автокамер от Урал, разборный. Как думаете 6 камер достаточно будет. размер плота 6х3метра. камеры закреплю профильной трубой 50х25 и настил из фанеры 8мм. в планах 6 человек пробная поездка от Самары к Тольятти с мотором 15лошадок, а потом по течению обратно, кто по волге ходил посоветуйте — волны как боротся . гимс , стоянка на ночь, освещение плота , что где на плоту разместить,
Автокамеры в 1 слой планируете? Если всего 6 камер, то мало — 1 дырявится, особенно если угловая — плот начинает заваливаться.
Против течения такая махина если со встречным ветром — сомнительно, что поплывет с таким мотором. С волнами никак бороться не получится, готовиться к тому, что все, что не упаковано будет мокрым: вещи и спальники паковать в гермомешки, крупы пересыпать в бутылки и т.д. Стоянки на ночь — где понравилось, там и пристал к берегу, освещение (а зачем? в темноте собираетесь идти?) — фонарь на мачте от солнечной батареи или на обычных батарейках, которых брать с запасом. Где что разместить — на картинке выше отмечено как оно было у нас.
автокамеры внешний диаметр 1500мм высота 500мм, плот уменьшил до 4500х3000. Встал вопрос как ой длинны весла делать, для безопасности впихнуть в середину плота решил 3метровую пенопластовую гондоллу 3000х500х500. Плот на лето 2021 будет из трех секций, все плавучии секции 3000х1500-одинаковые, вес каждой расчитываю примерно 50кг. Дополнительно сварить каркас по секциям и можно плот наращивать в длинну. позже попробую фотки прикрепить, может кому пригодится…
добрый день. планирую этим летом от тольятти до переволок. плот будет на 8 камерах 3х5 метров 3 человека. есть опыт жигулевской кругосветки на надувной байдарке. планирую ставить парус и электромотор. Если интересно пишите more198992@mail.ru