Рубрики
Без рубрики Короткие выезды Поездки с детьми

Капитан легендарного «Варяга».

Неожиданно для самих себя в одной из поездок по Тульской области мы наткнулись на музей и могилу Все́волода Фёдоровича Ру́днева — капитана легендарного крейсера «Варяг». 

«Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!»

Могила капитана»Варяга» именно в Тульской области показалась нам весьма странной. Скромных знаний по истории (к нашему стыду) хватило лишь на то, что бы вспомнить, что «Варяг» принял неравный бой на Дальнем Востоке во время Русско-Японской войны и был потоплен. По логике получалось, что команда и капитан должны были погибнуть.

Оказалось, что логика тут не при чем, надо просто учить историю своей страны. Для таких же бездарей как мы, мой краткий экскурс.

Все́волод Фёдорович Ру́днев (19 (31) августа 1855 — 7 (20) июля 1913) — герой русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг».

Все́волод Фёдорович Ру́днев (19 (31) августа 1855 - 7 (20) июля 1913).

Предок Всеволода Фёдоровича, матрос Семён Руднев участвовал в бою под Азовом и получил офицерский чин по указу Петра Первого за храбрость.

Род Рудневых, дворян Тульской губернии, с 1616 года владел имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области).

Отец — Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828—1829 годов. Участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя.

Все́волод Руднев родился в городе-крепости Динамюнде (ныне микрорайон Риги Даугавгрива). В то время его отец, капитан 2-го ранга был командиром Рижской брандвахты.

В 1857 году Фёдор Николаевич вышел в отставку, имея чин капитана 1-го ранга. Остаток жизни прожил с семьёй в своём имении. Умер в 1864 году. После смерти отца семья вместе с матерью, Александрой Петровной, переехала в город Любань Петербургской губернии.

В Любани Всеволод Руднев закончил гимназию.

В 1872 году он поступил в Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ — Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца.

На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873—1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю. В октябре 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.

Весной 1876 года сдал выпускные экзамены на отлично и получил воинское звание «гардемарин».

Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года он находился в заграничном учебном плавании — это был первый дальний поход Всеволода Руднева.

В августе 1877 года  он получил чин мичмана и был направлен на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров.

С 16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка». Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу — «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880—1883 годах».

6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере, а в январе 1882 года ему присвоили звание лейтенанта.

После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю.

В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне.

C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», где участвовал в манёврах Тихоокеанского флота и стал старшим офицером корабля.

4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт, где был командиром миноносца «Котлин», затем портового парохода «Работник», потом старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции.

С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании.

Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».

В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. Следует отметить, что канонерская лодка — сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.

В августе 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».

В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким — их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

В то время, Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основной силой Русского флота на Дальнем Востоке. В 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации, сразу после этого Руднев становится там старшим помощником командира порта. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

В декабре 1902 года Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.

Крейсер «Варяг».

Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» был направлен с дипломатической миссией в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

Начало русско-японской войны.  Бой у Чемульпо – подвиг «Варяга».

Ночью 25 января (7 февраля) японский крейсер «Чиода» без огней вышел с рейда и встретился с подходившей японской эскадрой.

26 января(8 февраля), в 4 часа дня, канонерская лодка «Кореец» снялась с якоря и вышла в открытое море. При выходе с рейда Чемульпо лодка «Кореец» встретила японскую эскадру: 6 крейсеров, 8 миноносцев 1 класса и 3 войсковых транспорта.

При выходе из гавани японский крейсер «Асама» блокировала путь канонерке, а миноносцы выпустили по ней три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. С «Корейца» в ответ было сделано два выстрела из скорострельной револьверной пушки, именно их японцы назовут первыми выстрелами русско-японской войны, при этом умолчав о торпедах.

Корейцу пришлось вернуться на рейд Чемульпо. Согласно международным законам, японцы не могли атаковать русские суда, находившиеся в нейтральном порту, с другой стороны, по тем же законам, русские суда не могли атаковать японские транспорты, когда они вошли в порт.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.

В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».

В 11 часов 20 минут «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей для следования в море. Но Японская эскадра перекрыли оба выхода в море.

Японский адмирал предложил сдаться, русские корабли сигнал проигнорировали.

В 11 часов 45 минут крейсер «Асама» с расстояния в 7 км первым выстрелил из 8-дюймового орудия, после чего вся японская эскадра открыла огонь. «Кореец» и «Варяг» ответили огнём.

На «Варяге» в первые минуты боя возникло несколько пожаров, были подбиты и уничтожены многие дальномерные станции и орудия, понес потери личный состав, недолетавшие снаряды разрывались при ударе об воду и осыпали корабль осколками, а также разрушали надстройки и шлюпки.

"Варяг"и "Кареец" под боем. 27 января (9 февраля) 1904 года.

В 12 часов 5 минут при прохождении траверза острова Iodolmi на «Варяге» была перебита труба, в которой проходили рулевые приводы. Одновременно с этим, осколками другого снаряда, разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, тяжело ранен в спину стоявший на штурвале рулевой. Крейсер стал плохо слушаться руля.

Командир «Корейца», опасаясь образовать вместе с «Варягом» единую цель для японских крейсеров, положил право руля на борт и дал малый ход. При этом лодка описала дугу в 270° и вновь стала в кильватер крейсеру, снова развив полный ход, открыв огонь.

В 12 часов 15 минут желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары, «Варяг» начал поворачивать вправо машинами. Из-за этого крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова, расстояние до неприятеля уменьшилось, огонь усилился и попадания увеличились.

Далее «Варяг» получил несколько серьезных повреждений и пробоину, возник пожар в лазарете и крейсер начал крениться на левый борт. Были предприняты меры по откачке воды и тушению пожара.

Следом за русскими кораблями пошла японская эскадра, оставляя Йодолми к северу и на параллели этого последнего острова остановилась.

«Варяг» под японским огнём в бухте Чемульпо. 27 января (9 февраля) 1904 года.

В 12 часов 40 минут при подходе крейсера к якорному месту огонь японцев стал опасен для иностранных судов, стоявших на рейде, и был прекращен, преследовавшие «Варяг» два крейсера вернулись к эскадре, оставшейся за островом Йодолми. Огонь с «Корейца» был прекращён одновременно с японской эскадрой.

В 12 часов 45 минут снаряды перестали долетать до японских крейсеров, «Варяг» прекратил огонь.

Около 13 часов «Кореец» встал на якорь, оставаясь в полной боевой готовности.

В 13 часов 15 минут, подойдя к своему бывшему якорному месту, «Варяг» отдал левый якорь, начались работы по исправлению повреждений, оставшаяся часть команды разведена по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля на рейде. Иностранные суда, несмотря на свою готовность к уходу, немедленно прислали шлюпки с санитарами и врачами.

Таким образом, бой «Варяга» и «Корейца» с японскими кораблями занял всего полтора часа.

При осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались ещё следующие:

  • Все 47-миллиметровые орудия непригодны для стрельбы.
  • Ещё 5 орудий 6-дюймового калибра получили различные серьёзные повреждения.
  • Семь 75-миллиметровых орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
  • Разрушено верхнее колено 3-ей дымовой трубы.
  • Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
  • Верхняя палуба пробита во многих местах.
  • Найдено ещё четыре подводные пробоины, а также много других повреждений.
Варяг после сражения.

В 13 часов 35 минут капитан «Варяга» на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot», где заявил что намерен уничтожить «Варяг» за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.

В 13 часов 50 минут он вернулся на крейсер, где сообщил офицерам о своём решении, причём последние его одобрили. В то же время к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. Начали сажать на шлюпки раненых, а затем и остальную команду и офицеров.

В 15 часов 30 минут вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапаны и кингстоны и тоже оставили «Варяг».

Решение именно о затоплении крейсера было принято вследствие просьбы иностранных командиров не взрывать судна, чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и из-за того, что крейсер погружался всё больше и больше.

В 15 часов 35 минут команда «Корейца» отчалила от борта на спущенных шлюпках на французский крейсер. На лодке остались для взрыва добровольцы.

В 15 часов 50 минут командир Руднев со старшим боцманом, удостоверившись ещё раз, что все люди покинули «Варяг» и отчалили от него на французском катере.

В 16 часов лодка «Кореец» взорвалась двумя последовательными взрывами. Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.

Взрыв "Корейца".

В 18 часов 10 минут крейсер «Варяг» погрузился в воду, совсем положившись на левый борт.

Итог боя у Чемульпо:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо» (1904).

Но слава Руднева длилась недолго. В ноябре 1905 года он отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

с. Савино. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1770.
Могила Всеволода Фёдоровича Руднева возле церкви.

Рудневы воспитали троих сыновей — Николая, Георгия и Пантелеймона.

В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

В 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино, который был открыт в 2000 году.

Музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

К сожалению, за последние годы музей утерял свою значимость из-за плохого финансирования и удаленности от крупных населенных пунктов. С первого дня в музее не обновлялись экспозиции и выставки, сейчас туда можно попасть только по предварительной договоренности.

«Мы перед врагом не спустили
Славный Андреевский флаг,
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг»!»

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

25 ответов к “Капитан легендарного «Варяга».”

Не все так однозначно с героической гибелью кораблей. Признавая поступок Руднева, не то что разумным, но именно геройским, мы соглашаемся с официальной государственной версией. Над Рудневым между тем был суд, многие склонялись к тому, чтобы признать его виновным в гибели кораблей, которые могли быть интернированы

Руднев не впустую корабли потопил, японцы тоже понесли потери.

Лена,»впустую» пишется слитно, это наречие, отвечает на вопрос как, каким образом — ЕГЭ Вам не светит… У японцев потерь не было… Почитайте монографию Полутова или книги Катаева (не того, что «Белеет парус одинокий..», а другого, Виктора Ивановича — у него 6 книг по этой теме.
Хотя, впрочем, девушке это будет трудно, так хоть не пишите о том, чего не знаете

За исправление ошибки спасибо, только ЕГЭ тут не при чем, я свое образование получила еще тогда, кода, когда его в проекте не было. А вот Т9 — такой Т9. Указывать на орфографические шибки в интернете — дурной тон, сексизм — прошлый век.
А комментарии к моей статье токовые, интересно.

ДА Димон сдавать свои корабли это-ли не позор а Руднев и экипаж ВАРЯГА вот истинные герои и их в РОССИИ много

Я мать 6-х детей, 4-ро из них сыновья. Не надо думать, что матери всё равно какой, лишь бы живой. Ни в одной стране мира не было и нет столько героев, как у Матери-России. Такая слава на земле, это отражение славы небесной. А те, кто склонялись к признанию вины Руднева, стали предателями царя и отечества, к сожалению их действительно было много. Вы очень бедный человек, Дима.

Дмитрий, суда над Рудневым не было, его как и других офицеров «Варяга» (и нетолько фофицеров, а механиков и , впервые в истории — врачей (они тогда офицерами не были)наградили очень почетным в офицерской среде орденом — орденом Св.Георгия (не путайте с Георгиевским крестом — это разные награды. Кавалеров ордена за всю его 200-летнюю историю было около 11 тысяч (как Героев Советского Союза за 50 с небольшим лет), а Георгиевскими крестами в общей сложности было награждено полтора миллиона человек). Рудднев вошел в свиту императора (бал назначен флигель-адьютантом) — какой уж тут суд…

Сколько стоит жизнь одного солдата. Привези один раз матери гробовые, узнаешь.

о чём мы можем спорить — капитан первого ранга Руднев и крейсер Варяг- это символы морской славы и гордости Росии.А то,что война с Японией закончилась плачевно для России — не вина Руднева и его корабля.

Прекрасные комментарии,прям на редкость — настоящий патриот конечно обязан заявить об этом публично. По поводу кораблей — «интернировать» не значит отдать врагу, а значит оставить на территории нейтральной страны до окончания боевых действий. Серьезных потерь японцам 2 корабля нанести не могли, зато после войны еще могли пригодиться. На деле поврежденный «Варяг» (командир НЕ отдал приказ его подорвать) был вскоре поднят японцами и включен в состав японского флота, а во время первой мировой войны ВЫКУПЛЕН для пополнения российского флота.
Впрочем по вашей логике — что значат деньги и жертвы перед лицом «славы земной»….

Если Японский император наградил, а они просто так врятли кому за мужество дают награды…..

Дался вам этот орден — после войны, когда мы с Японией стали союзниками, такие ордена получили несколько адмиралов, включая морского министра адмирала Григоровича (хотите — проверьте в Вики). Только Руднев никогда орден этот не носил, его и принесли ему японцы на квартиру (а положено было через МИД), да и на ношение иностранной награды надо было спросить разрешения у императора (не японского, разумеется).

Когда в 2000-х в РФ начался троллинг Руднева, я сильно возмущался, видя игнорирование обвинителями (добавлю, клеветниками) банальнейших обстоятельств, знакомых тем, кто смотрел если не первоисточники, то хоть подробные исторические (не газетные!) работы. Сейчас возмущение сменилось любопытством, поскольку о герое и отличном кораблеводителе, с безупречным глазомером (см. И.М.Кокцинский, 3.5), — в этом его качестве, — как обнаружилось, известно до безобразия мало.

зайдите на сайт tsushima.su — там много чего интересного по теме. А от себя — капитану, кроме глазомера, прежде всего, нужна голова

Дети, не верьте всякой лабуде и учебникам истории, написанным по заказу. Если хотите узнать истинную ИСТОРИЮ — обратитесь к первоисточникам (кое-какие архивные документы есть в сети) а если нет времени — не читайте Кокцинского (он же свихнувшийся Тим), а читайте того же Полутова (там есть переводы японских дркументов) и из современных _ Катаева В.И. (он очень много материала собрал и патриотично пишет) Так даже по последнему — «Варяг» никого не потопил, пострелял «в белый свет как в копейку» и самозатопился. Роль Руднева весьма неоднозначная — подготовкой экипажа он не занимался — иначе хоть пару попаданий из 1000 выстрелов за 25 (так по рапорту) минут все же сделали бы. Заслуга его в том, что никто в плен не попал, просто дали японцам подписку о неучастии в войне и их отпустили.

— Вы предлагаете о Варяге и его подвиге судить по японским источникам?
Самым правдивым?
А чего бы нам историю Великой Отечественной войны не рассматривать по немецким?

«А чего бы нам историю Великой Отечественной войны не рассматривать по немецким?»
А почему мы не должны для исследования истории Великой Отечественной войны привлекать немецкие источники? Даже во времена СССР их переводили и в наших книгах на них ссылались.

Да и вдогонку пару выстрелов: есть более заслуживающие внимания подвиги той войны — не поленитесь, найдите историю крейсера «Рюрик», затонувшего в открытом море (а не на мелководье в нейтральной бухте) после пятичасового боя с отрядом крейсеров (только Пикуля не читайте. а от опять сказочек наберетесь) или крейсера «Дмитрий Донской» — недавно его нашли корейцы на глубине 90 метров (только никакого золота там нет — это развод инвесторов на деньги) — тоже достойно дрался и бал затоплен экипажем на глубине. Почитайте как дрались в Цусимском бою броненосец «Князь Суворов», отстреливавшийся до последнего из единственного трехдюймового оставшегося в действии орудия, когда корабль уже превратился в плавучий костер. А то тому как должен вести себя капитан в бою — почитайте историю капитана первого ранга Миклухи (брата лучшего друга папуасов Маклая) командира устаревшего броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» или того же капитана Бэра (капитана «Варяга» до Руднева) — в бою он не покинул мостик уходившего в воду броненосца «Ослябя». В общем реальных примеров высокого героизма и доблести в ту войну хоть отбавляй (кроме мифов о «Варяге» и «Стерегущем») — изучайте реальную историю по документам той эпохи и если что случится, помните: «..прежде чем умереть за Родину — сначала позвольте врагу это сделать за свою»

— Хорошо, конечно быть диванным адмиралом и учить людей жизни.
Однако Вам, прежде чем писать подобные комментарии следовало бы внимательнее изучить исторические документы и прочие источники.
Крейсер «Такачихо» вероятнее всего затонул после боя у Чемульпо. Но японцы его быстро подняли и это засекретили.
Это подтверждалось многочисленными свидетелями и данными разведки.
Они есть в ЦГА ВМФ и поныне.
И ход, и результаты этого боя в России давно изучают морские офицеров на занятиях по тактике.
Бой у Чемульпо в наших военно-морских ВУЗах и академиях рассматривается весьма подробно.
Было предложение, взорвав тихоходный «Кореец» сняв с него команду, уйти одному «Варягу» пользуясь преимуществом хода (24 узла по проекту).
Различные «историки» вменяют в вину Рудневу, что он этим не воспользовался, произнеся после военного совета знаменитую фразу: «Либо мы вместе уйдем, либо оба погибнем!»
Но эти самые «историки» и «стратеги» не учитывают нескольких вещей:
Шансов на прорыв у Варяга даже при такой тактике было очень мало. Построенный как скоростной (до 24 узлов) вследствие производственных дефектов к моменту боя имел 18 — 20 узлов хода не более.
Это никак не позволяло ему уйти от Уриу не приняв боя. Прорвавшегося японцы его могли настигнуть уже в открытом море и, окружив, потопить с куда более тяжкими последствиями.
Что касаемо «Корейца» — на нём имелось 2 мощнейших восьмидюймовых пушки А. Ф. Бринка 8″/35
Подобных не было и на самом «Варяге».
Хотя в проекте они предусматривались (2 единицы), но установлены не были.
Шестидюймовые же орудия «Варяга» (12 пушек «Канэ» 152-мм/45 калибров) стреляли 41,4—49,76 кг снарядами весьма скромного фугасного действия снаряжёнными лишь 2,86 кг пироксилина.
На этом фоне 203,2 мм. орудия Бринка установленные на «Корейце» выглядят куда внушительнее.
Они стреляли отечественными снарядами весом от 90 до 130 кг.
Легкие содержали 3,86 — 4,14 кг черного пороха, а тяжелые — примерно 6,5 кг.
Но были и импортные.
В том числе и японского (!) происхождения и французские начинённые мелинитом (примерно 12 — 16 кг.).
Один такой удачно попавший снаряд мог отправить на дно даже сам крейсер «Асама».
И не использовать это оружие в бою было по меньшей мере опрометчиво.
Сейчас это уже это почти невозможно установить, но многими офицерами тогда высказывалось мнение, что это именно «Кореец» умело стреляя и маневрируя, повредил своими тяжёлыми орудиями «Токачихо», а также крейсеры «Нанива» и флагмана «Асаму» так что те встали на ремонт.
Разгадка может находиться в недрах архивов японского морского штаба, чьи документы были тщательно засекречены и остаются тайной до сих пор.
Однако японцы уж точно знали (и смею предполагать знают) – «Чьи именно снаряды нанесли крейсерам такой урон»?
Сведения же о миноносцах противоречивы не только когда речь идёт о бое в Чемульпо но и о всей истории той войны.
Например, известно (это происходило на глазах сотен свидетелей из русских моряков) что в Цусимском бою во время ночных минных атак японцы потеряли не менее пяти миноносцев потопленными. Но они этого до сих пор не признают.
Похожая картина была и при осаде Порт-Артура и во время сражения в Жёлтом море (где два миноносца крейсер «Аскольд» вообще потопил таранным ударом, этому были сотни свидетелей).
Японцы ничего этого не признали.
Количество их миноносцев – погибших в той войне, участвовавших в боях и вообще имевшихся на вооружении остаётся предметом споров. Да что там! Они тогда не признали даже потерю броненосцев «Хатсусе» и «Ясима» (русские думали, что утопили не «Хатсусе» а «Микасу» до самого момента «чудесного» появления последнего в бою при Цусиме).
Японцы вообще привыкли всегда помалкивать о своих потерях.
Даже потопленный американцами в 1945-м огромный авианосец «Синано» оставался «призраком». Командир атаковавшей его подводной лодки «Арчерфиш» —Джозеф Энрайт долго пытался доказать командованию что это был именно авианосец, а не линкор.
Японцы же упорно молчали.
Потому то и история с «Варягом», «Корейцем» и крейсером «Такачихо» остаётся загадкой по сей день. Возможно, быстрый и удачный подъём «Такачихо» и сподвигнул японцев на подъём самого «Варяга».
Ясное дело, что у Японцев не оказалось в этом неравном бою безвозвратных потерь крейсеров, даже если «Токачихо» и побывал на дне хотя бы частично. Но они чётко поняли – эта война не будет для них лёгкой прогулкой. А героизм русских моряков (как и профессионализм капитанов В. Ф. Руднева и Г.П. Беляева) никак не подвергался сомнению в их глазах (кроме бахвальства самого адмирала Уриу утверждавшего что русские, мол, вели «беспорядочную стрельбу»).
Однако сам император не разделял, похоже, подобного мнения. Орден восходящего Солнца Рудневу (врагу!) за просто так не дают.
В любом случае русские командиры проявили в этом бою не только храбрость, а и профессионализм понеся минимальные потери при таких неравных условиях и нанеся урон врагу.
Решение же о прорыве принималось не лично Рудневым, а коллегиально на военном совете, и было верным. Руднев и Беляев согласовали, что в случае прорыва и малейшей возможности, пользуясь преимуществом хода оторваться «Варяг», уйдёт в Порт — Артур один.
И не из-за трусости, а из-за необходимости спасения ценного крейсера для эскадры.
А «Кореец» — уж как судьба распорядится.
Вменяемое же в вину Рудневу бездействие в момент высадки десанта японцами неправомерно. Война ещё не была объявлена на тот момент, и он не мог вступить в бой первым.
Покинуть же «Варягу» Чемульпо заранее, проявив инициативу, тоже было нельзя, так как военные привыкли исполнять приказы.
Попытка же прорыва «Корейца» в одиночку закончилась, как мы знаем неудачей.
Единственное в чём винил себя В. Руднев (другие тоже винили, но несправедливо) что не предпринял попытки, проявив инициативу прорваться вместе с «Корейцем» в первый раз а остался на боевом посту связанный приказом.
Минная атака на Кореец могла тогда привести к скоротечной схватке кораблей с неприятелем и прорыву в Порт – Артур (шансы были, позволяла погода). Но «Варяг» мог тогда, и погибнуть в этой схватке (от тех же предательски вероломных мин), а достоверно знать о начале войны капитаны Руднев и Беляев не могли. В такой обстановке трудно принимать подобные смелые решения.
Слава «Варяга» не померкнет никогда. А бой у Чемульпо остаётся примером не только храбрости, но и профессионализма опытных закалённых капитанов. К сожалению, в той войне в последующих её основных сражениях многое пойдёт по другому.
Бездарные поражения адмиралов Рожественского, Витгефта да и сам С.О. Макаров, потерявший бдительность, поступивший по дилетантски и погибший глупо и непрофессионально вместе с броненосцем «Петропавловск» свели на нет все беспримерные подвиги русских моряков в той войне. В том числе и подвиг самого «Варяга».

«Крейсер «Такачихо» вероятнее всего затонул после боя у Чемульпо. Но японцы его быстро подняли и это засекретили».
Какой только бред не сочиняют адвокаты Руднева и его перемог у Чемульпо.
«Это подтверждалось многочисленными свидетелями и данными разведки.
Они есть в ЦГА ВМФ и поныне».
Ага-ага, многочисленные анонимные свидетели и такие же анонимные данные анонимной разведки.
Ну и если про свидетелей речь зашла: за боем у Чемульпо наблюдал британский адмирал Трубридж, который в итоге в своём рапорте написал, что русские корабли ни разу по японцам не попали.
«И ход, и результаты этого боя в России давно изучают морские офицеров на занятиях по тактике.
Бой у Чемульпо в наших военно-морских ВУЗах и академиях рассматривается весьма подробно».
А в вузах, по-Вашему, врать не могут?
«Сейчас это уже это почти невозможно установить, но многими офицерами тогда высказывалось мнение, что это именно «Кореец» умело стреляя и маневрируя, повредил своими тяжёлыми орудиями «Токачихо», а также крейсеры «Нанива» и флагмана «Асаму» так что те встали на ремонт».
Во-первых, флагманом был «Нанива», а не «Асама». Во-вторых, в ближайшие же дни после боя у Чемульпо «Асама» ходил в атаки на Порт-Артур и Владивосток, так что нифига он не чинился, а значит и повреждений не имел. Ну и, к слову, на следующий день после боя командир «Корейца» Беляев написал рапорт, в котором вообще не упомянул никаких попаданий по японским кораблям.
«Разгадка может находиться в недрах архивов японского морского штаба, чьи документы были тщательно засекречены и остаются тайной до сих пор».
Рассекречены уже давно японские документы, но наша историография русско-японской войны довольно медленно их вводит в оборот (догадайтесь почему?). Но документы по бою таки переведены на русский из них следует, что «Варяг» ни разу по японцам не попал, а уже после боя японцы на «Варяге» нашли чуть ли не полный боезапас, что начисто хоронит легенду о «1105 выпущенных снарядах».
«Например, известно (это происходило на глазах сотен свидетелей из русских моряков) что в Цусимском бою во время ночных минных атак японцы потеряли не менее пяти миноносцев потопленными. Но они этого до сих пор не признают».
А ещё согласно этим свидетелям японцы в Цусимском бою якобы потеряли два броненосца, один броненосный крейсер и три лёгких крейсера, что противоречит известным фактам. Так почему мы должны верить этим царским брехунам, пытавшимся свои поражения отмазать?
«Количество их миноносцев – погибших в той войне, участвовавших в боях и вообще имевшихся на вооружении остаётся предметом споров».
Для кого это предмет споров? Ах да, для хрустобулочников, не желающих признавать неудобные факты.
«Они тогда не признали даже потерю броненосцев «Хатсусе» и «Ясима» (русские думали, что утопили не «Хатсусе» а «Микасу» до самого момента «чудесного» появления последнего в бою при Цусиме)».
Японцы обязаны были во время войны подробно о своих потерях рассказывать? Но после войны японцы потерю этих кораблей признали.
«Японцы вообще привыкли всегда помалкивать о своих потерях».
А другие нации, в Вашем представлении, видимо прямо во время войны подробно рассказывают о своих потерях противнику.
«Даже потопленный американцами в 1945-м огромный авианосец «Синано» оставался «призраком». Командир атаковавшей его подводной лодки «Арчерфиш» —Джозеф Энрайт долго пытался доказать командованию что это был именно авианосец, а не линкор.
Японцы же упорно молчали».
Опять-таки, японцы прямо во время войны обязаны были сообщать американцам, что они потопили? И потопили «Синано» не в 1945 г., а 29 ноября 1944 г., и Энрайту приписывали не потопление линкора, а потопление авианосца класса «Хиё», пока не выяснилось, что потопил он «Синано».
«А героизм русских моряков (как и профессионализм капитанов В. Ф. Руднева и Г.П. Беляева) никак не подвергался сомнению в их глазах (кроме бахвальства самого адмирала Уриу утверждавшего что русские, мол, вели «беспорядочную стрельбу»)».
О беспорядочности стрельбы «Варяга» далеко не только Уриу заявлял. А какой ещё могла быть стрельба, кроме как беспорядочной. Незадолго до войны «Варяг» участвовал в учениях, где с дистанции в 3 км ни разу не смог главным калибром в цель попасть. У Чемульпо минимальная дистанция боя составляла 4,8 км.
«Однако сам император не разделял, похоже, подобного мнения. Орден восходящего Солнца Рудневу (врагу!) за просто так не дают».
Так японской пропаганде нужно было возвеличить свою победу, для этого и возвеличивался враг.

капитан Варяга Всеволод Федорович Руднев это символ чести и доблести русского офицера и прошу не морать и не оскорблять этого героизм этого человека и всей команды крейсера Варяг навсегда внесен золотыми буквами в героическую историю российского флота и армии

Руднев сам себя замарал, нагло наврав в своих рапортах и в своей брошюре про бой у Чемульпо (в ней он даже дошёл до того, что живого командира крейсера «Асама» безо всяких доказательств объявил убитым).

«В 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году».
Да не в 1958, а в 1948 году. А уже летом 1951 г. он вместе с женой пришёл к советскому писателю Ивану Ильичу Пономарёву, как раз в те годы и писавшему очерки для «Комсомольской правды» про героевЪ «Варяга» (естественно, повторяя при этом сказки про потери японцев), и поведал ему, каким прогрессивным офицером его папенька был и как он от царизма пострадал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *