Полные впечатлений от Кижей мы вернулись к Саше и Диме, чинящим УАЗку на Космозере.
Прокладку поменять не удалось т.к. винты пришкварились намертво. Решили ехать так дальше, а потом в Медвежьегорске разбираться.
Пока собирали лагерь Андрей решил чего-то подкрутить под машиной и пробил тормозной шланг к заднему колесу. Запасного не было, ребята провозились еще какое-то время, ставя заглушку. Теперь УАЗ тормозил только тремя колесами и эту проблему тоже оставили до Медвежьегорска.
Оказывается тут прошел дождь (в Кижах не было ни капли, мы умирали от жары). Во время дождя ребята одолжили семье, приехавшей на велосипедах на пикник по соседству, пенки, что бы укрыться и теперь они были очень дружелюбно настроены: расспрашивали где мы бывали, рассказывали о регате, которая прошла недавно в Великой Губе, восхищались нашими машинами. Женщина дважды спросила у нас не оставляем ли мы мусор, а когда они сами уехали, то на берегу остались пластиковые стаканчики, обертки, мешок со свеженаловленной мелкой рыбешкой и тарелка с половиной аккуратно нарезанного рулета. Рулет мы съели, предположив, что нам просто постеснялись его предложить. А вот мусор нас расстроил — ну как же так? Ведь явно не в первый и последний раз тут отдыхают, казались такими милыми людьми 🙁
Мы стояли на дороге, которая уперлась в развалившийся мост через ручей, возвращаться по ней, делая небольшой круг, мы не посчитали нужным, по этому Андрей форсировал ручей еще утром по дороге в Кижи, теперь была Сашкина очередь.
Снова Великая Губа. Набираем воды, закупаемся продуктами, едем дальше.


То, что называлось нормальной дорогой в Великой Губе закончилось, дальше мы уезжали в пампасы. В первой же намеченной по плану деревне, где должна быть деревянная церковь, мы навернули 2 круга и нашли только щит на заборе, при чем не в том месте, где по карте обозначена церковь.

Решили, что церковь закончилась и поехали дальше.
Далее мы посетили с. Космоозеро, где сохранилась церковь Александра Свирского (Успения Пресвятой Богородицы?), построенная между 1769 и 1770 гг.

Церковь представляет историко-архитектурную ценность, как хорошо сохранившая объемно-планировочную структуру культовая постройка XVIII века, принадлежащая к Прионежскому типу шатровых храмов.
Само село Космозеро тоже довольно интересно — в нем сохранилось много домов конца 19-начала 20 вв, некоторые из них до сих пор обитаемы.
На стоянку оказалось встать непросто, несмотря на близость озера и глухие места. Дело в том, что все отвороты с дороги исключительно к деревням, а в деревнях дома вроде и старые, но нет-нет, да попадется 1-2 жилых, не вставать же у людей на головах.
Так завернули в деревню Усть-Яндома в полной уверенности, что там пусто и удастся заночевать недалеко от часовни — ничего подобного, народ живет, а часовни мы не заметили.


Пришлось ехать дальше. Упали на соседнем съезде к озеру и тут же с берега увидели часовню, решили посетить ее завтра.
Утром Андрей и Лена решили отсыпаться, а остальные загрузились в наш УАЗик и решили попробовать прорваться в деревню Яндомозеро, что бы посетить еще одну деревянную церковь, как было отмечено у меня в описании маршрута «одну из старейших церквей Карелии».
По дороге (тракторная колея) нам удалось проехать менее двух километров, дальше мы посадили УАЗку на бензобак (что бы так машину перекашивало я до этого не видела), самовыковырились и решили, продолжить путь пешком т.к. ехали мы все равно со скоростью пешехода, если не меньше. На самом деле дорога там не ужас-ужас, мокрых мест было немного, основную опасность представляли камни, об один из них на обратном пути мы таки погнули крышку картера. Если потратить, как истинные уазоводы-фанаты, целый день на рубилово, то до точки доехать было можно, но мы не стали.
По дороге мы прошли около 4-х км, в этой глуши нам попался явно жилой, но сейчас пустующий хутор, а потом мы вышли на кошенное поле на краю которого стоял жилой дом, а рядом трактор (который испортил дорогу), самопальное чудо-юдо на надувных баллонах, на берегу моторка. Промахнувшись, мы вышли на соседний мыс, долго всматривались вдаль в надежде увидеть шатер церкви — тщетно. Сделали небольшой крюк и продолжили путь. Прогулка была бы приятной, если бы не гадюки, их грелось на солнышке на дороге довольно много. А одна так вместо того, что бы ретироваться при нашем приближении, поползла навстречу и встала в стойку.
Мы уже привыкли, что в эту поездку, жилыми оказываются решительно все деревни, даже которые на карте обозначены как нежилые урочища, так оказалось и с Яндомозером. Деревня встретила нас остовами срубов, но в центре пара домов были явно жилыми.

И тут нас постигло разочарование: на перекрестке стояло вот такое сооружение. Было оно без опознавательных знаков, но мы логично предположили, что это и есть место, где когда-то стояла церковь. Куда делась сама церковь (ни фундамента, ни сгоревшего остова) было не ясно.

Но мы решили не сдаваться и проверить, вдруг церковь все же сохранилась на краю села, пошли по вялой дороге дальше и на краю села обнаружили большую березу с ленточками, а рядом подобие фундамента. Мы уверились, что церковь была именно здесь и ее просто перевезли в какой-то музей.

Я и Олег прошли еще чуть вперед, но ничего не заметили, недоумевая, почему ни в одном описании не было сказано, что церкви теперь здесь нет мы повернули назад.
УАЗка, оставленный в лесу, встретил нас жутким запахом бензина, с перепугу полезли смотреть бензобак, которым приложились, но там вроде было чисто, подумали на канистру, которая лежала в багажнике и упала на бок. Вернулись к Андрею и Лене, рассказали о своих бестолковых похождениях, пообедали (как только у Лены было хоть немного свободного времени, она сразу варила супы) и тут выяснилось, что сегодня магазинов по ходу движения не предвидится, а на вечер было бы неплохо закупиться. Т.к. наша машина была практически собрана, я, Серега и Сашка рванули обратно в Великую Губу в магазин, договорившись с остальными о точке сборки. Конечно, мы не могли не заехать в Усть-Яндому — хотелось поближе рассмотреть часовню, которую мы не нашли вчера вечером, но любовались ею все утро с соседнего мыса.

Часовня Георгия Победоносца, построена между 1775 и 1800 гг. Высокая шатровая колокольня вместе с сенями была срублена в первой половине XIX в. Часовню окружает валунная ограда. В ней — небольшие деревянные ворота, обращенные в сторону деревни. В 1950-х гг. памятник был отреставрирован по проекту А.В. Ополовникова.

Снова Великая Губа, в магазине продавщицей оказывается женщина, которая не далее, как вчера укрывалась с семьей нашими пенками будучи на пикнике. Она дала нам советы что брать, а что не стоит, так на вопрос какие сосиски или сардельки лучше, она сказала, что никакие и лучше взять тушняк.
Запах бензина в машине снова усилился, но т.к. из баков топливо уходило в штатном режиме, и машина приемистости не теряла, решили разобраться с этим позже и поскакали обратно. Не доезжая до места встречи, мы заметили очередную часовню и остановились, что бы сфоткать ее. От часовни раздалось громогласное «Лена!», так мы поняли, что наши уже добрались сюда.




Мы решили, что раз уж заехали в такую деревню, надо обязательно походить по домам — вдруг что-то интересное увидим. Но внутрь домов мы так и не смогли попасть, все оказалось наглухо заколочено, даже окна или заколочены, или закрыты тряпками, что бы нельзя было понять, что находится внутри. Это тебе не Костромская область, где заброшенные дома стоят открытыми — ходи не хочу.
Когда вернулись к машинам, обнаружили около наших УАЗов еще один УАЗ-буханку с московскими номерами. Джентльмены оказались работниками архитектурного надзора (или чего-то типа того) и ехали с кучей шмурдяка и жрачки… смотреть состояние и описывать церковь в Яндомозере! Ту самую, которую мы сегодня не нашли! Мы рассказали о наших похождениях, они уверили нас, что такого не может быть, потому, что если бы с церковью что-то случилось, их контора знала бы первая и не выделила денег на их командировку. Смеркалось, но архитекторы решили прорываться сегодня по той самой дороге, по которой мы решили не ездить и гуляли пешком. Мы их честно предупредили и о колеях, и о камнях, и о парочке засадных мест, и о тракторе «в конце туннеля». Есть у меня тонкое подозрение, что они ночью вот так с разбегу до места все же не прорвались.
Архитекторы настойчиво звали нас с собой, но подумалось, что убить еще день на эту церковь мы не готовы и решили завтра попробовать подъехать к точке на озере, где она чисто теоретически должна быть видна (по воде около 1,5 км). Сегодня, мы продолжали двигаться дальше по маршруту.









На ночлег мы остановились в шикарном месте. Тут же выяснилась причина вони бензином в салоне нашего УАЗки: алюминиевая канистра разошлась по шву и разлила нам литра 2 бензина по багажнику, хорошо хоть шмотки и спальники не пострадали.

Утром было принято решение частями выгребать к Медвежьегорску. Частями потому, что наша машина с Сашкой и Серегой пойдет вперед и посетит автосервис, что бы сменить прокладку и купить для УАЗа Андрея тормозную трубку, а остальные набьются во вторую машину и доедут до точки откуда должна быть видна неуловимая церковь в Яндомозере.
Так мы и поступили.
Как только мы оказались на берегу, мы поняли, что мы лохи, нет не так, мы поняли, что мы ТРИЖДЫ ЛОХИ! Первый раз потому, что пройдя вчера в общей сложности неменее 8 км, мы не дошли до церкви всего около 1 километра. Мы купились на часовенку и березу с ленточками и поленились идти по дороге сильно дальше. Второй раз — потому, что не поехали туда вместе с архитекторами, к самой церкви мы может и не прорвались бы, но полезными знакомствами обзавестись могли. И третий раз, потому, что не поехали ночевать на точку, где сейчас находились, потому, что встань мы здесь лагерем, можно было спокойно доплыть до церкви на лодке и каяке. Сейчас же на полноценную переправу не было времени.
А церковь была на месте!

Варваринская церковь принадлежит к храмам типа «восьмерик на четверике» и является одной из ранних построек такого типа – она освящена в 1650 году. В конце XVIII века, рядом с церковью построили колокольню. Высота ее составила 35 метров и превзошла саму церковь, изменив облик всего комплекса. Представляет историко-архитектурную ценность как пример становления и развития шатровых храмов на Русском Севере.
Над водой стояла дымка, поймать четкий кадр было очень сложно, по этому мы отправили Диму на каяке на середину залива с фотоаппаратом, особо это ничего не дало т.к. выяснилось, что на воде довольно сильный ветер, как следствие, волны. Верткий каяк сильно раскачивало и поймать четкий кадр еще сложнее, чем с берега.
В полной мере ощущая себя лохами и имея соответствующее настроение мы тоже двинулись в Медвежьегорск.
Начало:
Часть 1: Тверская область-Старая Ладога-Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.
Часть 2: Порог Большой Толли-заповедник Кивач.
Часть 3: Поор-порог-Гирвас-Марциальные воды-Кандопога-Кажма-Узкие-Великая Губа.
Продолжение:
Часть 6: узел Корхумяки — ур. Сандармох — Повенец — Челмужи — Саминский погост.
Один ответ к “Заонежье 2013. Часть 5: деревянная архитектура Заонежья.”
Ходить босиком — это просто замечательно