Рубрики
Без рубрики Путешествия

Заонежье 2013. Часть 4: Кижи.

Карелия 2013.

От Великой Губы мы отплыли в сторону Кижей. Вся эта часть будет посвящена именно им.

«Ветер с озера, вначале немного побросает» — предупредил нас хозяин катера. «Немного» оказалось жесткой тряской, не хуже, чем когда мы неслись на УАЗе по местным дорогам. Катер, к слову, был прикольный и быстрый, хозяин его тоже забавный и судя по настоящим очкам «Палароид» и кожаным шлепкам совсем не бедный, на фоне общей картины Заонежья это было как-то неожиданно.

Хотя чего тут неожиданного, если только с нас за 4,5 часа работы он поимел  6000, а мы за сегодня были уже второй группой, которую он вез.

Интересные деревянные часовни XVII-XIX в. можно увидеть в деревнях и селах еще не доходя до Кижей, на соседних островах, которые получили название «Кижского ожерелья».

Кижское ожерелье.

Часовня во имя иконы «Божья Матерь всех скорбящих радость» в Еглово, 2-я половина XVIII — конец XIX вв. о. Еглов (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материалы: cосна.
Часовня Самсона в Кондобережской, сер. XIX в.

И вот на горизонте показались знаменитые Кижи.

Кижи.
Кижи.

Кижи — остров на Онежском озере в Карелии. На острове находятся всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.

Погост и здания, которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии, в целом Севера России и финско-скандинавского региона.

Мы выгрузились из катера, на все про все у нас было 3,5 часа — достаточно, что бы обойти основную музейную часть, но мало, что бы обойти весь остров.

Карта острова Кижи.
Карта острова Кижи.

Лена и Андрей сразу взяли неспешный темп, но меня это решительно не устроило, не сговариваясь я, Серега и Олег понеслись вперед, следующие 3 часа мы очень быстро и много ходили, а временами даже бегали — так хотелось побольше успеть посмотреть.

Входной билет стоит всего 250 рублей, именно ВСЕГО, потому что гораздо менее интересный музей деревянного зодчества в Суздали например стоил мне 350 рублей, да даже за одну церковь в Кандопоге с нас хотели содрать 100 рублей!

Первое, что бросилось в глаза — знаменитая церковь Преображения Господня (1714 год) — самое выдающееся сооружение ансамбля парила в воздухе.

Церковь Преображения Господня.

При ближайшем рассмотрении стало понятно, что нижняя часть церкви разобрана, а вся конструкция держится на металлическом каркасе, то, что церковь укреплена таким образом я слышала и раньше. С одной стороны жаль, что мы не застали храм во всей красе, с другой — такой вид весьма оригинален.


Церковь Преображения Господня — памятник федерального значения, памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Данная церковь возведена в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службы не проводят.  Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Церковь была обшита тесом в начале XIX века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов.

Материал рубки — сосна. Кровли трапезной и крыльца выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.

Кроме Преображенской церкви в ансамбль Кижского погоста входит еще один храм и колокольня, все сооружения расположены в единой ограде — реконструкции традиционной ограды погостов.

Ансамбль Кижского погоста.
Ансамбль Кижского погоста.
На переднем плане церковь Покрова Богородицы.
На переднем плане церковь Покрова Богородицы.

Церковь Покрова Богородицы — «зимний» отапливаемый храм. Покровская церковь расположилась рядом с Преображенской, поэтому в величии и красоте немного уступает, но только из-за сравнения. У Покровской церкви всего девять куполов, восемь из них окружают центральную девятую.

Заходим внутрь.

«Здесь, у стен кижского погоста, 1 июля 1771 г. отряд карателей подавил пушечным огнем восстание приписных крестьян олонецких петровских заводов».
«Здесь, у стен кижского погоста, 1 июля 1771 г. отряд карателей подавил пушечным огнем восстание приписных крестьян олонецких петровских заводов».
Остатки старообрядческого кладбища в пределах ограды
Остатки старообрядческого кладбища в пределах ограды Кижского погоста. Слева церковь Покрова Богородицы.

Респ. Карелия, Медвежьегорский район, Кижи. Лето 2013.

Вид на остров с крыльца Покровской церкви.

Ныне существующий иконостас Покровской церкви собран в 1956-59 гг. из Заонежских икон XVII-ХIХ вв. на реконструированных тяблах, расписанных травным орнаментом по белому полю. Часть оригинальных икон Покровской церкви, упоминавшихся в описях ХIХ в., утрачена.

Панорама Покровской церкви.
Панорама Покровской церкви.

Надпись показалась мне весьма оригинальной: «Ваша жертва Богу».
Вид из окна Покровской церкви на Преображенскую.

Слева видна колокольня, 1862, перестроена в 1874.

Колокольня традиционная для северных погостов. Автор проекта перестройки колокольни в 1874 г. архитектор И.И. Копошев. Перестроена артелью плотников под руководством С.О. Петрухина. Материал: сосна, ель, главка покрыта осиновым лемехом. Колокольня реставрирована в 1954 г. по проекту архитектора А.В. Ополовникова. В 1991 г. колокольня в составе ансамбля включена в список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Кроме Кижского погоста в музее под открытым небом имеются еще памятники деревянного зодчества, перевезенные из разных районов Карелии. Древнейшее из них – маленькая Лазаревская церковь из бывшего Муромского монастыря (до 1391 г.), предназначавшаяся для монастырского кладбища.

Церковь Воскрешения Лазаря, 1391 г. Ей 622 года!
Перезена из Свято-спенского Муромского монастыря (Пудожский район, Респ. Карелия). Материал: сосна, ель, главка покрыта осиновым лемехом. Простейший тип русской деревянной церкви. По преданию церковь построена основателем Муромского монастыря преподобным Лазарем (1286-1391 гг.). Церковь реставрирована в 1960-1961 гг. по проекту архитектора А.В. Ополовникова.
Часовня Михаила Архангела перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов.

"Небо"
«Небо»

Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Избы, амбары, мельницы, стоящие на Кижском острове, раскрывают перед нами область деревянного зодчества — жилое и светское строительство.

Респ. Карелия, Медвежьегорский район, Кижи. Лето 2013.

Респ. Карелия, Медвежьегорский район, Кижи. Лето 2013.

Восьмикрылая ветряная мельница Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Представляет собой сруб, квадратный в основании. В центре сруба проходит осевой столб, врытый в землю, что позволяет вращать корпус мельницы вокруг своей оси для наиболее точного положения относительно направления ветра. Горизонтальный вал на конце снабжён восемью крыльями, которые расположены в двух плоскостях по четыре в каждой. Вращение передаётся посредством вала, с помощью деревянных зубчатых колёс, на каменные жернова. Поворот мельницы осуществляется при помощи верёвочного каната и простого ворота, вкопанного неподалёку.
Восьмикрылая ветряная мельница
Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Представляет собой сруб, квадратный в основании. В центре сруба проходит осевой столб, врытый в землю, что позволяет вращать корпус мельницы вокруг своей оси для наиболее точного положения относительно направления ветра. Горизонтальный вал на конце снабжён восемью крыльями, которые расположены в двух плоскостях по четыре в каждой. Вращение передаётся посредством вала, с помощью деревянных зубчатых колёс, на каменные жернова. Поворот мельницы осуществляется при помощи верёвочного каната и простого ворота, вкопанного неподалёку.
Сушилки для сена.
Сушилки для сена.

Респ. Карелия, Медвежьегорский район, Кижи. Лето 2013.

Мельница водяная, 1875.
Перевезена из д. Березовая Сельга (Медвежьегорский районра, респ. Карелия). Построена крестьяниным Ф.М. Стафеевым. Материал: сосна, ель, отдельные детали береза, жернова-камень. Хозяйственная постройка для помола муки. Рабочее помещение мельницы состоит из двух частей. В двухэтажной части мельницы на верхнем этаже находится ковш для засыпки зерна и каменные жернова, на нижнем этаже – ларь для муки и механизм для производства толокна. В одноэтажной части мельницы находятся два механических колеса. Мельница реставрирована в 1963 г. по проекту архитектора А.В. Ополовникова.

Дом крестьянина Щепина, 1907.
Перевезен из д. Волкостров (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материал: сосна, ель. Дом-четырехстенок на подклете без хозяйственной части. Типичное жилище малосемейного крестьянина-ремесленника Заонежья конца 19 –нач. 20 вв. Дом реставрирован в 1975 г. по проекту архитектора Л.Н. Салмина.

Респ. Карелия, Медвежьегорский район, Кижи. Лето 2013.

Дом крестьянина Сергеева 1908-1910.
Перевезен из д. Логморучей (Прионежский район, респ. Карелия). Материал: сосна, ель. Дом-комплекс, в котором жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Тип дома – «брус». Дом реставрирован в 1961 г. по проекту архитектора А.В. Ополовникова.

Прялки.
Замок и ключи.
Инструмент для резьбы по дереву и деревянные изделия.

Гужевой колокольчик и бубенцы.

Утюги и печная заслонка.

Кузница, нач.20 в.
Перевезена из дер. Суйсарь (Прионежский район, респ. Карелия). Материал: сосна, ель. Кузница реставрирована в 1977 г. по проекту архитектора Т.И. Вихрамеевой.
В кузнице кипела работа.

Мы как-то до этого момента не просекли, что весь обслуживающий персонал одет в народные костюмы и занимается каким-то делом: плетет из бисера, прядет, режет из дерева, вышивает, тут же эти изделия продаются.

На самом деле идея потрясающая! Вместо сварливых бабок с чернильными волосами молодые красивые парни и девушки. На фоне старинных домов и утвари смотрится, как ожившая картинка, сказка.

С одной из них я разговорилась, оказывается их действительно отбирают, кривых-рябых нет, каждое утро катер идет по окрестным деревням и собирает народ на работу, вечером развозит обратно. Конечно, такая работа для деревни ВАУ, на нее хотят устроиться все.

Дом крестьянина Елизарова, 1860-1880.
Перевезен из д. Потаневщина (Медвежьегорский район, респ. Карелия).
Материал: сосна, ель. Дом-комплекс, в котором жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Тип дома – «кошель». В избе восстановлено отопление по-черному («курная изба»). Дом реставрирован в 1959-1961 гг. по проекту архитектора А.В. Ополовникова.

Амбар, нач. 20 в.
Перевезен из д. Липовицы (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материал: сосна, ель. Амбар состоит из двух отделений. В одном отделении хранили зерно и муку, в другом – одежду и бытовые вещи. Амбар реставрирован в 1972 г. по проекту архитектора Б.С. Маркова.
Баня, нач. 20 в.
Превезена из д. Мижостров (Медвежьегорский район, респ. Карелия).
Материал: сосна, ель. Баня реставрирована в 1973 г. по проекту архитектора А.В. Ополовникова.

Очень интересный памятник жилой архитектуры в Кижах — дом Ошевнева (XIX в.) из деревни Ошевнево. Это характерный тип жилых построек, сложившийся на Севере. Большой двухэтажный дом, объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, отвечал требованиям суровой зимы и особенностям быта местных крестьян. Дома непременно украшались нарядными галереями и узорными наличниками.

Дом Ошевнева.
Дом крестьянина Ошевнева, 1876.
Перевезен из д. Ошевнево (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материал: сосна, ель. Дом-комплекс, в котором жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Тип дома «кошель». Дом реставрирован 1951-1958 по проекту архитектора Э.В. Ильина под руководством А.В. Ополовникова.

Устройство самовара.

Амбар, 18 в. Перевезен из д. Южный Двор (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материал: сосна, ель. Хозяйственная постройка для хранения зерна и муки. Амбар реставрирован в 1972 г. по проекту архитектора Т.И. Вахрамеевой.
Амбар, 18 в.
Перевезен из д. Южный Двор (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материал: сосна, ель. Хозяйственная постройка для хранения зерна и муки. Амбар реставрирован в 1972 г. по проекту архитектора Т.И. Вахрамеевой.

На этом основные объекты, которые чаще всего посещают туристы в Кижах заканчиваются. Мы же, взглянув на карту, поняли, что обошли всего около трети острова и поскакал дальше.

Мы не прогадали т.к. самое интересное, на мой взгляд, ждало нас впереди — в доме Яковлева.

Дом крестьянина Яковлева, 80-90 гг. 19 в.
Перевезен из деревни Клещейла (Пряжинский район, респ.Карелия, территория проживания этнолингвистической группы карел-ливвиков). Материал: сосна, ель. Дом-комплекс, в котором жилые и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Тип дома – «брус». Дом отреставрирован в 1966-1969 гг. под наблюдением архитектора В.А. Крохина.

На первом этаже нас ждала все та же старая утварь, зато со второго звучала красивая музыка.

Когда мы поднялись, симпатичные девушки и парень в народных костюмах встретили нас как дорогих гостей. Вообще-то их рабочий день только что закончился, но они задержались, что бы поиграть нам на карельских народных инструментах: один был с металлическими струнами, другой со струнами из жил животных, третий — со струнами из конского волоса.

Было видно, что ребятам все это доставляет удовольствие, они отлично пели (у одной из девушек вообще консерваторское образование), рассказывали, показывали.

Еще я к своему удивлению обнаружила, что в деревянной избе очень неплохая акустика: когда я стояла на пороге то пение было, можно сказать обычным, сделала шаг внутрь комнаты и сразу звук преобразился отражаясь от невысокого потолка и стен.

Исполнители карельских народных песен, они же игруны на карельских народных инструментах.
Кантеле.

Еще в доме Яковлева собраны фотографии жителей Заонежья начала 20-го века, в том числе хозяев некоторых домов, которые мы посетили.

Интересно было посмотреть, лица какие-то совсем другие, редко похожие на современные.

Рожки для выпускания «дурной» крови, кон. 19 — нач. 20 вв.

Знала бы я степень интересности этого дома, начала бы с него, тем более, что он находится недалеко от основного входа, просто чуть в стороне от основного туристического маршрута.

Рига из д. Ламбисельга, амбар из д. Пелдожи.
Поклонный крест, 1812. Перевезен из деревни Хашозеро (Медвежьегорского района, респ. Карелия.). Материал: сосна, ель. Поклонный крест относится к малым архитектурным формам культового значения. Сооружен в честь отправления олонецкого ополчения на Отечественную войну 1812 г. Реставрирован в 1978 г. по проекту Г.А. Кутьковой.
Поклонный крест, 1812.
Перевезен из деревни Хашозеро (Медвежьегорского района, респ. Карелия.). Материал: сосна, ель. Поклонный крест относится к малым архитектурным формам культового значения. Сооружен в честь отправления олонецкого ополчения на Отечественную войну 1812 г. Реставрирован в 1978 г. по проекту Г.А. Кутьковой.
Мельница ветряная из д. Вороний остров, 1930-е годы. Перевезена из д. Вороний остров (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материалы: cосна. Ветряная мельница стоит на возвышенности за деревней Ямка. Тип мельницы - "столбовка". Собственно здание ветряной мельницы установлено на "платформе", постройка двухэтажная.
Мельница ветряная из д. Вороний остров, 1930-е годы.
Перевезена из д. Вороний остров (Медвежьегорский район, респ. Карелия).
Материалы: cосна.
Ветряная мельница стоит на возвышенности за деревней Ямка. Тип мельницы — «столбовка». Здание ветряной мельницы установлено на «платформе», постройка двухэтажная.
Часовня Спаса Нерукотворного, конец XVII — начало XVIII веков.
Перевезена из д. Вигово (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материалы: cосна.
В помещении часовни сохранилось «небо», состоящее из 16 трапецевидных икон с изображением праотца. В центральном круге — Новозаветная троица, на угловых треугольных иконах — изображения евангелистов. Иконостас был двухярусный, тябловый. Иконы, выполненные на рубеже XVII-XVIII вв. находятся в музее изобразительных искусств г. Петрозаводска. Внутрь часовни не попасть:(

Вид от часовни на окрестности.
Вид от часовни на окрестности.

Что удивительно, на острове Кижи есть несколько жилых деревень. Прямо на старинных домах 19-20 вв. установлены спутниковые тарелки, по улицам курсирует ПАЗик, народ занимается своими делами. Мы так и не поняли, работники это музеев или простые смертные, но в любом случае прикольно.

К сожалению, нормально осмотреть деревни у нас не хватило времени, по этому Вашему вниманию только то, что успели + виды с воды.

Часовня Петра и Павла из д. Типиницы (Бережная), начало XVIII века.
Справа часовня Петра и Павла из д. Типиницы (Бережная), начало XVIII века.
д. Васильево, слева направо:  дом Сергеевой из д. Липовицы, конец XIX — начало XX веков. Перевезен из д. Липовицы (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материал: cосна. Тип дома — «брус» с однорядной связью. Одноэтажная жилая часть на подклете представляет из себя пятистенок с продольным перерубом, в сенях выделены две горницы. Над избой срублена светелка в три окна. Из сеней одна лестница ведет к светелке, другая в подклет. Декоративное убранство дома очень богатое, оно представлено резными причелинами, полотенцем, подзорами, оконными наличниками, фигурными балясниками балкона и гульбища.
Дом Васильева, нач. 20 века. Место строительства: остров Кижи, деревня Васильево (Медвежьегорский район, респ. Карелия). Материалы: cосна. Дом Васильева двухэтажный с мезонином, деревянный, по объемно-планировочному решению относится к домам-комплексам типа «глаголь». Свесы кровель подшиты, украшены причелинами с кистями и полотенцем. Стены изнутри дома Васильева не отесаны, за исключением жилых комнат. Здесь устроены поздние дощатые перегородки по проекту приспособления. Стены обшиты сухой штукатуркой, оклеены обоями. Печи-обогреватели расположены в жилых комнатах у пересечения внутренних перерубов. Окна трехкосящатые с подоконной доской, двери в жилых комнатах филенчатые и современные.
Дом Кондратьевой из д. Верхняя Путка, 2-я половина XIX века. Строитель: крестьянин Пятницын Никита Алексеевич. Перевезен из д. Верхняя Путка (Медвежьегорский район, респ. Карелия).
Материалы: cосна. Дом типа — «брус». Жилая часть одноэтажная четырехстенная на высоком подклете соединена с хозяйственной частью сенями. Стены бревенчатые рублены «в обло». Кровля стропильная с элементами безгвоздевой «Курицы», покрыта тесом в два слоя. Стены в избе стесаны.
Часовня Успения Богородицы, деревня Васильево, конец XVII — начало XVIII.
Место строительства: остров Кижи, деревня Васильево (Медвежьегорский район, респ. Карелия).
Материалы: cосна, осина. Все помещения часовни Успения Богородицы расположены по одной оси: потолки в сенях и трапезной горизонтальные по балкам, расположены в одном уровне. Потолок молельни расположен выше и имеет вид «неба» — усеченной пирамиды с 16 гранями, на которых выполнены изображения ангелов (нач. XVIII в.).  Часовня поставлена без фундамента на камни-валуны. Стены — из бревен, рублены «в обло», восьмерик — «в лапу». Крыша молельни — гвоздевая, тесовая с окончанием верхнего теса в виде пик. Крыша молельни и сеней — безгвоздевая, тесовая.
д. Ямка.
д. Ямка.

Как я уже говорила, весь остров мы так и не обежали, хотя очень старались. Ко всему, под конец и у меня, и у Олега предательски сели батарейки в фотиках. По этому не сфотографированными остались родник с вкуснейшей водой (народ с баклашками спокойно пропустил нас вперед, как только мы сказали, что можем опоздать на кораблик)  и большая супер современная пожарная часть (на берегу еще и водяная пушка стояла, такие меры предосторожности вполне понятны).

Лену и Андрея в новой «православной», как он выразился, рубашке мы нашли на пристани в кафешке с негуманными ценами. Вокруг были в основном иностранцы. Кстати, нам очень понравилась организация экскурсий в Кижах: подплывает огромный круизный лайнер (их очень много подплывает) с иностранцами, их делят на группы и с некоторым интервалом ведут осматривать заповедник. Экскурсоводы не орут как потерпевшие на весь остров, а тихонько бормочут на разных языках в микрофончик, а туристы через индивидуальные наушники слушают. Сколько езжу, но такой сервис вижу впервые. И еще поразило количество пожилых инвалидов: в каждой группе человек на 40 -60 было 3-4 явных инвалида-калясочника или с костылями При этом они совершенно не чувствовали себя ущербными, были очень бодры, веселы, подвижны. Все-таки наш народ дойдет до такого не скоро 🙁

Мы  закупились сувенирами и отплыли в сторону Великой Губы.

Кижи безусловно заслуживают посещения! Я не скажу, что на меня произвел впечатление именно Кижский погост, скорее весь остров в целом + очень грамотная организация.

 

Начало:

Часть 1: Тверская область-Старая Ладога-Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.

Часть 2: Порог Большой Толли-заповедник Кивач.

Часть 3: Поор-порог-Гирвас-Марциальные воды-Кандопога-Кажма-Узкие-Великая Губа.

Продолжение:

Часть 5: деревянная архитектура Заонежья.

Часть 6: узел Корхумяки — ур. Сандармох — Повенец — Челмужи — Саминский погост.

Часть 7: подводная лодка в Вытегре — Вашпанское озеро — Кириллов — Череповец — Пошехонье — Рыбинск — Николо-Корма.

Часть 8: Мышкин — Углич — Калязин.

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *