Сегодня самый главный день нашего путешествия: мы окажемся на полуострове Рыбачий, а значит достигнем самого Севера — точки, которая ставилась «во главу угла», увидим океан, самый северный водопад и наконец-то упадем на дневку… если не утонем 🙂
День седьмой.
Утро начинается, как всегда, со сборов. Пока мы копаемся Ваня притаскивает с берега связку норвежских поплавков, которые немедленно разбираются на сувениры. Почему норвежских? Потому, что на каждом из них об этом написано.
Трогаемся в путь.

Рыбачий встречает нас лужами, двигаемся вдоль побережья.

Доезжаем до пляжа, здесь по карте дорога прерывается морем, на самом деле, проехать можно совершенно спокойно, но традиционно… веселые джиперы тут катаются по воде, поднимая уйму соленых брызг и распугивая рыбаков.

Из машины это выглядит так:
Ну и платимся за это сошедшими с ума поворотниками, габаритами, «мозги» машин с перепугу чудят, но вцелом все заканчивается благополучно.
Дорога с лужами продолжается.
Почти перед каждой большой лужей мы выходим и смотрим на нее, чуть реже сопровождая просмотр тыканием палкой. Я честно говоря психую, потому, что считаю, что лужи надо промерять нормально — ныряя в них в болотниках, но Андрей (теперь колонну ведет он, а не наш экипаж) смелый, точнее по его словам «Жену боится больше, чем брода» и прыгает так. Ну ему тонуть первым.
«По хорошему» мы измеряем единственную лужу, в которой Андрей утонул в предыдущем путешествии по Рыбачьему.
Все заканчивается хорошо.


Вайда-губа образуется темными отвесными скалами мыса Кекурского и более пологими мыса Немецкого. В период гражданской войны в Вайда-Губе и около нее произошло много событий. В марте 1918 между Финляндией и Российской Федерацией был подписан договор, по которому граница делила поселок на две части. Неразбериха первых послереволюционных лет не позволила выполнить условия договора на деле, и в октябре 1920 года Советское правительство подтвердило силу ранее принятого соглашения.
В 1921 году произвели маркировку новой границы. Первый пограничный столб был поставлен на небольшом мысу в восточной части губы, ближе к мысу Кекурскому. В итоге советская сторона лишилась фактически всей Вайда-Губы. От Вайда-Губы граница выходила на гору Пограничную, возле озера Саукко поворачивала на юго-запад и, пересекая полуостров Средний, делила на две части перешеек между полуостровами и материком. Но люди, живущие на полуостровах, как и раньше, свободно перемещались в любом направлении.
В 1930 году русские поселенцы организовали в Вайда-Губе колхоз «Вперед». Финны к тому времени имели в районе Немецкого мыса поселки Олсен, Аалтанен, Вайтолахти, Инкиля, Алатало, Керянен, Керванто, Ряйня. На кончике Немецкого мыса стоял маяк Лаассат. В Керванто был построен причал. В 1939 году в Вайда-Губе была размещена 18-я погранзастава Мурманского пограничного округа. С 1940-го населенный пункт вновь стал советским.
С началом Великой Отечественной войны из Вайда-Губы срочно эвакуируется гражданское население. 23 июня в Мурманск на своих судах уходит колхоз. В Вайда-Губе остаются отдельный пулеметный батальон, погранзастава Озерковского погранотряда, саперная рота и три работника гидрометеостанции. Война ежедневно заявляет о себе налетами авиации, появлением подводных лодок и катеров. Но фронтальных боев в Вайда-Губе и поблизости не велось.
Сейчас в Вайда-Губе большая часть строений заброшена, хотя имеется постоянное население, с виду живой телефон-автомат на каком-то свежевыкрашенном домике, позиции ОРТБ, метеостанция и действующий маяк, к которому мы держали путь.


Подъезд к маяку должен осуществляться через местечко с очередным названием «Поселок», тут обитает начальник маяка. Но путь нам преградил шлагбаум, а бегающие вокруг собаки прозрачно намекали, что лучше нам отсюда куда-нибудь убраться.
Но мы, блин, пилили несколько тысяч километров, не для того что бы поцеловать забор! Делаем объезд через колдобины и продолжаем рваться к цели с четким осознанием своей правоты, но некоторым дискомфортом от того, что в любой момент нам скажут «ай-яй-яй».
И вот мы у цели!

Машины от маяка мы убираем, наши железные кони молодцы! Без серьезных поломок довезли нас до самого Севера!
Пока машины отдыхают, мы идем к этому самому «Самому Северу» — мысу Немецкий.
Мыс Немецкий — самая северная континентальная точка Европейской части России, дальше только океан, каких-то две с половиной тысячи км до Северного полюса :).

Идти по этим кекурам с детьми оказалось не так-то просто, тем более, что солнышко было весьма обманчиво — дул очень сильный холодный ветер. Но мы сделали это!



Да, а что это у нас за спиной? Обычно говорят красиво — это Северный Ледовитый океан! Не совсем так, это Баренцево море. НО Баренцево море является окраинным т.е. прилегает к материку и слабо отделёно островами от океана, следовательно воды между океаном и морем свободно перебулькиваются туда-сюда. А значит мы можем с уверенностью сказать, что находимся на берегу у вод Северного Ледовитого океана!

Возвращаемся к машинам, опять штурмуем колдобины возле шлагбаума и берем курс на Скорбеевскую бухту.
Дорогу я могу охарактеризовать так: лужи и братские могилы сменяли друг друга. От переполнявших нас эмоций и из-за обмерзших частей тела этот фрагмент дороги представлен на фото весьма скудно.


После прохождения одного из бродов, в рацию звучит вкрадчивый голос Дена: «Лена, а сколько нам осталось до точки? У меня не заряжается аккумулятор…» Так начались наши приключения с болячками машин, но об этом чуть ниже, до точки мы все добрались своим ходом.
Местом дневки была выбрана река Скорбеевка. Знаменита она тем, что прорезая небольшой скалистый хребет образованный каменными плитами, поднятыми тектоническими подвижками, из нее получается самый северный водопад.


Сегодня прохладно, промозгло и очень ветрено. Машинами пытаемся загородить лагерь от ветра, Артем ставит свой специально купленный для такой погоды шатер, вытаскиваем тент, основательно запасаемся дровами и начинаем настраиваться на не слишком-то теплую дневку.


Всвязи с Таниной днюхой, все барышни сегодня на кухне в поте лица готовят праздничный стол.

А потом был шикарный вечер незаметно переходящий в ночь и утро.
Было много поздравлений, разговоров, песен под гитару…
А уж сколько было выпито… вечер накануне Соловков нервно курит в стороне…
Я даже не знаю, хорошо или плохо, что продолжение банкета ни кто не запечатлел на фотик, потому, что на утро все произошедшее было наречено «днем потери памяти». Нет, мы потом, конечно, все вспомнили общими усилиями, а вот что именно — пусть останется маленькой тайной нашей большой компании :).
Этот день был опубликован в ЖЖ сообществе «Один мой день», почитать можно тут.
День восьмой.
Утро сегодня наступало у всех по разному т.к. никуда мы наконец-то не ехали. Случилось что-то невероятное — мы проснулись в раю! Вчерашняя ветреная хмарь и +10 сменились на штиль с ярким теплым солнцем и +30. Что ни говори, всю поездку нам невероятно везло с погодой!
Дел на сегодня было запланировано вагон, несмотря на тяжесть после вчерашнего :).
Началось со всеобщей постирушки.
Потом было купание.



Ну вот дошла речь и до бани, не зря же мы возили ее с собой столько времени!
Мобильную баню нам предоставила для этого путешествия во временное пользование фирма-производитель Мобиба. Пришло время ее опробовать.

На сборку ушло всего-то 15 минут.
Дальше баньку оставили прогреваться, а сами занялись прочими делами.
Самым важным на повестке дня был ремонт Гелика.
Вердикт был поставлен следующий: вчера при проходе брода Ден с перепугу, из-за того, что машина якобы начала тонуть (якобы, потому, что все до этого проехали нормально) нажал на газ и погнал волну, всвязи с чем (далее со слов Вити): «Генератор перешел в подводный режим, к чему конструктивно не подготовлен, и хватанул вместе с водичкой поднятой со дна тину и прочие какашки. Вся эта взвесь прошла сквозь генератор, засрав подшипники и щётки. После, сначала буксует ремень на шкиве, после подсыхания резко раскручивает ротор, вызывая скачек напряжения и подсыхание дерьма вокруг щеток. Скачек напруги привел к некоторому недоумению бортового компьютера и его подозрению о нелояльности генератора к нему лично, и всему остальному автомобилю — по-русски говоря, комп зассал, и отключил гену нафиг. Подсыхание же говна вокруг щеток их заклинило, и не дало пружинкам поджать их к ротору — что принципиально приводит к прекращению генерирования лепездричества.
Что делалось далее по ремонту: сначала просто сняли и прочистили щетки (сам генератор достать было проблематично), при отсутствии компьютера данная процедура вернула бы зарядку аккумулятора в технологические процессы автомобиля, но на гелике этого сразу не произошло — потребовалось несколько старт/стопов системы для того чтобы ошибка ушла, и доверие к генератору восстановилось. Мы тогда этого не знали, и потренировались в полном демонтаже генератора с автомобиля. К изменениям в электрической части это не привело, зато позволило потом напрочь загнать в ступор сервисмена в Мурманске.» Короче на данном этапе проблема решена не была — зарядка по прежнему не шла, ко всему обнаружилась еще и лопнувшая задняя левая пружина.
Но это было только началом.
Второй Ден на втором Гелине едет на рыбалку и даже возвращается с уловом…
Но машина начала троить при чем так, что ехать могла только на пониженной передаче. Путем умозаключений и ритуального курения возле заболевшего коня мужики постановили, что это приходит каюк растянувшейся цепи ГРМ.
Тем временем народ начал посещение бани.
Я честно говоря не являюсь ни фанатом, ни специалистом по баням. По этому озвучу то, что говорили другие члены нашей экспедиции: маленький размер — тесно, необходимость постоянно подтапливать, сильный жар у тех кто моется вначале, недостаточный жар — у тех, кто в конце. Нет дна — если баня стоит не на камнях, то ноги постоянно в земле\песке. А вцелом неплохо: сравнительно небольшой вес и размер (печь в чехле: 650х300х470, 18 кг, сумка с тентом: 950х370х250, 14 кг.), если ставить баню с целью помыться (а не попариться) в походных условиях — почему бы нет.
Параллельно с баней проходило другое развлечение — посещение заброшенного поселка Мыс Скорбеевский, расположенного неподалеку.
Поселок Мыс Скорбеевский — типичный военный гарнизон. Он начинался с простых армейских палаток, прошел стадию деревянных домов и казарм и к своей кончине имел несколько многоэтажных зданий, отличные гаражи, боксы, склады, котельные. По трехкилометровому водопроводу из озера Лохи в дома подавалась вода. За год до ликвидации поселка там построили капитальное здание котельной и электростанции.
Сейчас расформирован и покинут.
Дело в том, что посещать поселок поехало 2 героических отца — Саша и Женя, прихватив с собой всех своих и чужих детей. Далеко не всем приятно бродить по таким заброшкам, что уж говорить о детях, которым с одной стороны очень интересно, а с другой, не менее стремно. В одном из гулких помещений, Саша начал напевать что-то заунывным голосом, мелкие начали хныкать, Сашка перестал. А потом, спустя какое-то время смачно чихнул, не нарочно, просто так получилось и тут у большинства спиногрызов случилась настоящая истерика с соплями и слезами.
Вечера у костра сегодня практически не было — каждый расслаблялся по своему.
А еще случился такой парадокс — пребывая хрен знает где, практически на краю света, у нас появились соседи. Надо сказать, что полуостров Рыбачий оказался отнюдь не безлюдным местом, то там, то здесь возникали рыбаки или туристы, наиболее активные подходили для общения, большинство просто мелькали на горизонте и испарялись.
В середине дня к водопаду подъехала бордовая шевинива с мурманскими номерами, два парня и девушка полюбовались красотами Скорбеевки и укатили в неизвестном направлении. Каково же было наше удивление, когда несколько часов спустя они появились вновь и принялись разбивать палатку в 30-ти (без преуменьшения!) метрах от наших машин и палаток! Т.е. на всем полуострове не оказалось места удобнее, чем рядом с нами! Мы подошли и спокойно попытались объяснить, что наверное не стоит так делать, мы — соседи шумные и непредсказуемые. Нам же в хамской манере высказали, что они где хотят, там и стоят. Что двигало людьми для меня до сих пор загадка, были предположения, что ребятам просто стало страшно стоять одним и они «прибились» к нашей компании, посчитав нас безобидными из-за обилия детей. Это они прошлой ночью нас не видели! 🙂 Но тогда наверное стоило подойти, поговорить, познакомиться, а не хамить? Я бы в жизни не встала рядом с недовольной толпой в 20 человек, но, видимо, в мурманске народ бессмертный. Наше единение с природой было нарушено.
День девятый.
Утром был предпринят мозговой штурм, выводы которого были не утешительны: изюминка мероприятия — остров Аникеев оказывался за бортом нашего путешествия. Причины было 4: неисправность двух геликов, отсутствие времени у тех же самых геликов (экипажи должны были покинуть экспедицию раньше, но в их распоряжении почему-то не оказалось даже заявленных двух недель). Третья — самая неожиданная причина — у нас кончилась еда! Ну не так, что бы совсем, но круп осталось 4 вида по 1 пачке, консервы только рыбные у запасливого экипажа Денчика, о бутерах и салатах, которыми всех разбаловала за эту поездку Лена и говорить не приходится. И, наконец, четвертая — у курильщиков практически закончились сигареты, не потому что о запасе сигарет ни кто не подумал, а потому, что на природе мы начали неожиданно курить чуть ли не в двое больше! Как итог, собираясь в поездку за пол года, мы оказались не готовы! Что сказать? Полное безобразие и разочарование от самих себя!
Теперь мы возвращались в сторону Титовки другим путем с надеждой, что гелики как-то оклемаются и получится уйти на немецкую дорогу.
Еще из неприятностей, выяснилось, что Витя потерял свой фотоаппарат недалеко от маяка, сам фотик не жалко, жалко отснятый материал. На кадрах были и наши наклейки с адресом этого сайта, и номера машин — найти владельца не составило бы труда, но пока ни кто фотоаппарат так и не вернул.
Сборы сегодня затягивались, а ведь мы спешили — на немецкой дороге надо было оказаться в период отлива, для благополучного прохождения брода.
Пока народ копался, малым составом пошли прогуляться на побережье.



На самом деле жаль покидать эти места, толком не успев насладиться.
Вернулись в лагерь, думали все нас ждут, оказалось, сборы никак не закончатся.

Наконец-то выдвигаемся. Но проезжаем совсем немного — дорогу завалило снегом.
Наст машину не держит, а слой снега довольно толстый — наш УАЗка буксует и начинает закапываться. Пока ходим вокруг и обсуждаем пути объезда (сбоку от дороги болотина, с торчащими из нее камнями), Денчик предлагает попробовать взять снежный занос с разгону. Мы уступаем ему дорогу… В последний момент он отворачивает от наста и на полном ходу летит через болото. Все, кто наблюдал, щелкают клювом, нервно хватая воздух и выдыхая «Что делает… так нельзя…». Но машина выскакивает на дорогу целой! Кто-то скажет, что это от мастерства водителя, но я бы списала на банальное везение. При чем повезло нам всем, ибо 3 тонны недвижимости из-за пробитого пластикового бака, вырванного моста или какой другой поломки значительно затруднило бы наше дальнейшее передвижение.
Остальные следуют тоже в объезд, но по щадящей траектории и на гораздо более низкой скорости.
На этой дороге луж практически нет, но много спусков-подъемов.
Опять в изобилии братские могилы ВОВ.
Очень жарко, наш УАЗка начинает греться (давняя не вылеченная болячка), приходится ускориться для остывания.
Пока ждем наших на одном из пляжиков фотографирую багажник — это еще один спонсорский презент, который нам дали покатать на время поездки.
Производит вот такие багажники из нержавеющей стали, а также силовые обвесы с установкой и прочим ремонтом 4х4 фирма нашего товарища SteelCar. Этот багажник оказался легким, красивым, органомичным, отъездил на нашей машине в итоге 6000 км, перевозя в максимальной нагрузке запаску весом около 35 кг, канистры с 57-мя литрами бензина и пластиковый каяк забитый барахлом с веслом — нареканий нет, товарный вид не изменился.
Останавливаемся возле большого захоронения воинов 23-го Укрепрайона и Северного оборонительного района СФ.

Тут же общаемся с байкерами, мужики едут к маяку, Витя объясняет им где поискать потерянный фотоаппарат и оставляет координаты. А они просят у нас бензина. Обмениваем много бензина на чуть-чуть сигарет и разъезжаемся.
Вот тоже интересно, прутся черт знает куда, ни вещей, ни бензина!
«Прощайте скалистые горы, на подвиг отчизна зовет…» До встречи, Рыбачий!
Парадоксально, что как только мы покинули полуостров оба гелика решили реанимироваться: ребята обменивались аккумуляторами по мере сажания, и вдруг просьбы остановиться подождать перекидывания аккумув нет… и нет … и нет, а машины едут. Оказывается черному гелеку потребовалось несколько старт/стопов системы для того чтобы ошибка ушла, и доверие у «мозгов» к генератору восстановилось. Все заработало!
У зеленого гелика после скидывания клемм с аккумулятора, и заливки еще утром качественного московского бензина «мозги» тоже прочистились и двигатель заработал в штатоном режиме.
Немецкая дорога ждала и манила нас!
Но хочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах.
После очередного подъема Андрей говорит, что машину как будто дернуло за жопу, видимо что-то отвалилось.
Осмотр ничего не показал и мы двинулись дальше, но машина проехала не далеко — до конца спуска, а дальше встала, как вкопанная.
Вот в таком живописном месте мы провели следующий час, по истечению которого наши спецы вынесли вердикт — нагнулась раздатка или сцепуха, надо брать на галстук и тащиться на стоянку разбираться.
До отворота на Немецкую дорогу мы не доехали каких-то 300 метров. Но теперь впереди вместо нее нас ждал снова водопад на Титовке и ремонт.
Хантер Андрея на буксир взял удачно оказавшийся впереди него Патриот и колонна покатилась медленно, а мы полетели быстро, потому, что опять грелись, к тому же надо было постараться занять стоянку у водопада.
Пока ковыряли машину мимо нас шел какой-то невероятный трафик как с мурманскими, так и с подмосковными-московскими номерами, народу на рыболовных местах было полно!
Как ни странно, место у водопада оказалось свободно и в 19.30 все до него добрались. Мы в срочном порядке повыкидывали вещи из машины, Лена написала нам список покупок и мы рванули в ближайший магазин — в город Печенгу.
Была еще вялая надежда закупиться в населенке с красивым названием «Спутник», но, как и сказал Андрей, территория оказалась полностью закрытой, а танк у ворот красноречиво намекал, что соваться туда не стоит.

Вообще обилие военных городков и техники по дороге впечатляло.
В Печенге мы по наводке местных жителей нашли работающий магазин и шокировали продавщиц количеством закупаемой жрачки, а продавщицы шокировали нас ценами.
Вот например самые дешевые сосиски стоили 611 рублей (мы даже не стали выяснять за килограмм или за небольшую пачку), еще были сосиски за 869 и чуть больше, чем за тысячу. Все продукты были дороже аналогичных московских примерно в полтора раза — «А что вы хотели? Северная наценка!». При этом хлеба оказалось купить проблематично, а то, что мы добыли оказалось серым и невкусным. С сигаретами тоже была напряженка.
Зато, мы обратили внимание, что народ, в основном военные, к магазину подкатывал на очень приличных иномарках, поигрывая последними моделями айфонов и планшетов и совершенно не пугаясь от цен.
В лагерь мы вернулись под впечатлением.
Пока катались, разбор машины Андрея шел полным ходом.
Лена не без помощи Саши занялась ужином.
К трем часам ночи вердикт Хантеру был вынесен — сцепление мертво окончательно и бесповоротно.
Утром было решено лететь в Мурманск за новым сцеплением.
Кстати, когда мы катались в магазин, то обнаружили, что пост в Титовке неожиданно заработал! Образовался шлагбаум и красивые ребята в ярких жилетках возле него. Они всех выпускали, а вот пускали ли обратно неизвестно.
О том, пришлось ли нам ползком форсировать реку, что бы передать новое сцепление вы узнаете в следующей части :).
Начало:
Продолжение:
26 ответов к “Кольский 2014. Часть 4: полуостров Рыбачий: Вайда-Губа, маяк, мыс Немецкий, водопад на Скорбеевке, поселок Мыс Скорбеевский; водопад на Титовке.”
Елена с Димой в бане просто шикарные!
Кстати, там на сайте тех, кто нам баню давал есть раздел про джиперов и всего один типа отчет про баню. Можно им предложить и наш отчет разместить (предварительно его составив в том же формате). Пусть Лена и Дима будут лицами фирмы 🙂
Однозначно:)
Веселенькая часть получилась) но у меня как всегда смех сквозь слезы)))
А-20 БОстон
Как скажешь 🙂
Красота, лучше всякой заграницы!! Да, сгоревшего москвича уже нет. И корабля, что между Зубовкой и Цыпой. Всё прибрали!!!
Да ладно! За месяц?!
Москвич туда ехал был, назад уже не было. Неделя разницы. На счёт корабля не знаю сколько времени его пилили. Пообщался с погранцами с Цыпы. Сказали что нет уже. Я сам не ездил, но им верю. Особенно, когда к тебе бегут с автоматом на изготовку. А мы на речке камбалу ловим, а они думали белую рыбу. Ошибочка вышла у них. Вот и пообщались, общих знакомых нашли и т.д.
https://yadi.sk/i/Fral2CNcadWQU Не достающее звено.
Эхххх,как же я хотела сфоткать оленей,хнык( Надо ехать еще раз,за оленями и котиками!
Какие они звуки противные издают — то ли хрюкают, то ли бебекают))))
Олени, это хорошо!!! Учитывая, что они прошли в 5 метрах от меня!! За столько лет это в первые. Главное найти положение и не шевелиться. А Иван чай у них деликатес!!!
Блин,,там был белый северный олень….А где поточнее вы встретили оленей??? Я прям обзавидовалась и расстроилась(
«Блин,,там был белый северный олень….А где поточнее вы встретили оленей??? Я прям обзавидовалась и расстроилась(»
Это я написала)))
На самом деле олени не стоят на месте, только в тумане. Они перемещаются против ветра. Я встретил на Зубовке, дальше ини пошли на Эйну в районе Мотки. Видели на Вайде. Могут быть на Цыпе. Как повезёт!!!
Вот ещё чуть-чуть камбалы. https://yadi.sk/i/VBLKsDtaaeqcS
Довесок с оленями. https://yadi.sk/i/aM7kGygWahhSd
Камбала сцуко быстрая! Но я её сачком ловил! =)
[URL=http://savepic.org/6026539.htm][IMG]http://savepic.org/6026539m.jpg[/IMG][/URL]
Аааа… Фотки не вставляются! Ни через HTML код, ни через форумный IMG.
С огромным удовольстыием читаю про ваше путешествие!!! Меня манят как раз эти же места, очень полезны для меня эти публикации! Спасибо!
классная баня
А где там ледовитый океян углядели???
Это Баренцево море, но оно является окраинным т.е. прилегает к материку и слабо отделёно островами от океана, следовательно воды между океаном и морем свободно перебулькиваются туда-сюда. А значит мы находились на берегу у вод Северного Ледовитого океана.