Рубрики
Без рубрики Поездки с детьми Путешествия

Малые Корелы (Каргопольско-Онежский сектор)

Музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России — Малые Корелы расположен на правом берегу Северной Двины и занимает почти 140 гектар. Под открытым небом здесь собрано около 100 гражданских, общественных и церковных построек: церкви, колокольни, крестьянские и купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, бани и т. д.

Создание музея началось в 1963 году: было определено его место нахождение (25 км к югу от центра Архангельска), намечена для перевозки из области часть памятников архитектуры, и начата их подготовка к транспортировке. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел. Фактически, вывозя из деревень их спасали от разрушения, даря вторую жизнь в качестве экспонатов музея.

17 июля 1964 года является датой основания музея «Малые Корелы», а уже 1 июня 1973 года он принял первых посетителей.

Экспозиция музея разделена на 4 сектора: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский».

Сегодня я ограничусь рассказом о центральной и системообразующей — Каргопольско-Онежской части. Здесь представлена культура округи г. Каргополя — крупного торгового, культурного и исторического центра Русского Севера, и бассейна р. Онеги.

Своеобразие региона заключается в том, что здесь, главным образом, пересекались торговые пути Поморья и Заонежья, ведущие промысловое население с Севера России в центральные районы. Предположительно, здесь пролегали торговые пути из Западной Европы на Волгу, затем в Среднюю Азию, Индию и Китай. Каргополы и сами ходили на стругах вниз по Онеге и морем — до Норвегии и Финмаркена. В XVI в. в Каргополье была сосредоточена вся торговля поморской солью. Торговали здесь также рыбой, салом, шкурами пушного и морского зверя, карельским железом.

Древние культурные традиции Великого Новгорода, прочные торговые связи с Северной и Западной Европой, а также Центральной Россией наложили своеобразный отпечаток на культуру данного региона. Еще один важнейший фактор — лесное Каргополье после реформ патриарха Никона стало оплотом старообрядчества. Отсюда уникальная архитектура, благодаря климату и стараниям работников музея, дошедшая до наших дней.

Начнем осмотр.

Вход в Малые Корелы.
Первое, что бросается в глаза посетителям — огромная (высота 18,4 метра) ветряная мельница-шатровка, построенная в 1902-м году в селе Кожпосёлок Онежского района. Когда-то она принадлежала Кожозерскому Богоявленскому мужскому монастырю.
Эта мельница является уникальным памятником крестьянской механики XIX — начала XX века. Основанием постройки служит большой четырехугольный сруб-четверик. Над основанием возвышается шатёр, обшитый тёсом. Верхняя часть мельницы представляет собой невысокий сруб под двухскатной тесовой крышей, внутри которого расположен горизонтальный вал. В комлевой части вала, выходящей наружу, сделаны пазы, в которых закреплены брусья, составляющие стержень мельничного крыла (крыло сейчас отсутствует). К выпускам нижних брёвен верхнего сруба прикреплены четыре бревна, между которыми закреплено бревно-воротило. С помощью него верхнюю часть мельницы могли разворачивать на 360 градусов в зависимости от направления ветра.
Ветряная мельница в разрезе. В её интерьере восстановлена основная часть мельничного механизма: вертикальный и горизонтальный вал с деревянными шестернями и кулачными колёсами, постав для помола зерна, деревянная крупорушка.

Весь внутренний объём данной конструкции разделён на пять уровней (этажей).

Зерно засыпается на самом верху.
Под напором ветра крылья вращают горизонтальный вал, на противоположный конец которого надето большое деревянное колесо с выступами («кулаками»). Через кулачное колесо движение передается укреплённой на вертикальном вале горизонтальной шестерне.
Вертикальный вал представляет собой бревно большого диаметра из сосны или лиственницы, проходящее через всю постройку.
В нижней части он имеет большую зубчатую шестерню, передающую движение двум небольшим шестерням, которые приводили в движение мельничные поставы.

Наибольшую площадь имеет четырехугольный сруб основания, в котором располагается мельничное оборудование. Сейчас в нем находится выставка «Ветряные мельницы Русского Севера».

Ручные жернова, полотуха, ступа с пестом, бондарные емкости.

Очень милая девушка в народном костюме рассказывает о типах ветряных мельниц, характерных для архитектуры северной деревни XIX — начала XX веков, их конструктивных особенностях и с удовольствием отвечает на все вопросы. Тут же она говорит на что обратить внимание при осмотре еще 2-х мельниц, которые расположены неподалеку.

Это мельница – столбовка на «ряже». Она была построена в XIX веке в деревне Большая Шалга Каргопольского уезда.

Характерной особенностью конструкции столбовой мельницы является наличие у неё центрального неподвижного столба, вокруг которого мельник разворачивал мельничный амбар, в зависимости от направления ветра. Центральный столб углублён в землю и окружён небольшим, рубленным из бруса срубом пирамидальной формы. Сруб рублен «в ряж». При рубке таким способом между брёвнами или брусом, составляющим сруб, оставляется большой зазор, что способствует лучшей вентиляции сруба. Для большей устойчивости мельничного основания ряж заполнен камнями. На основании расположен четырехстенный, крытый двускатной крышей сруб мельничного амбара. Внутри мельничный амбар разделён на два этажа. На первом этаже расположена ступа-толчея, а на втором жернова.

А это мельница–столбовка на «раме», XIX век. Привезена из деревни Калгачиха, Онежского уезда.
Конструктивной основой мельницы является вертикальный столб, врытый в землю. Вокруг столба сделана рама, представляющая собой два четырехугольных венца, заполненных внутри камнями. В них врублены три венца восьмиугольной формы.

Над рамой на несущем столбе срублен мельничный амбар. Амбар рублен «в обло» из бруса. Кровля мельничного амбара двускатная, стропильной конструкции. Внутри мельничный амбар разделён на два этажа. Вверху — горизонтальный вал с вертикальным кулачным колесом, передающим вращательное движение на шестерёнку, соединённую с вертикальной осью жёрнова, расположенного на первом этаже.

Но после сбора урожая, зерно не сразу попадало на мельницу,  сначала его следовало просушить и обмолотить.

Для этих целей служило гумно с овинами. Эта постройка датируется 19-м веком и привезена из села Боросвидь Каргопольского уезда. Гумно представляет собой большой, крытый самцовой крышей четырехстенный сруб. Для прохода и проезда на гумно в восточной стене сделаны двустворчатые ворота, к которым ведёт длинный, пологий бревенчатый подъезд.
В противоположной воротам стене сделано большое, закрытое ставнем окно. Оно открывалось лишь во время веяния. Пол гумна набран из плах.
Внутри, вдоль северной и южной стен гумна, сделано по два бревенчатых отсека для временного складирования соломы.

Зерно и муку хранили в амбарах.

Вот амбар конца XIX века из деревни Сварозеро Вытегорского уезда. Внутри он разделён на два этажа. На первом — сусеки для зерна, второй этаж использовали для хранения домашнего скарба.
Обратите внимание, какой оригинальной формы замок.
Колодец.

Перейдем к жилым постройкам.

Дом–двор Е.И. Кириллова (конец XIX века). Перевезен из деревни Киселёво Каргопольского уезда. Типичный образец дома с двухрядной связью жилой и хозяйственной части. Изба и двор стоят рядом, каждый имеет отдельную кровлю. В жилой части дома (слева) на первом этаже расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором — две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь (справа) ведёт крытый взвоз.
Еще один дом–двор привезенный из деревни Большой Халуй Каргопольского уезда в 1974 году. Последним жителем дома был Александр Федорович Пухов, дед которого построил этот дом в 1812 г. Семья была зажиточной. Александр Федорович хвалился: «Если бы по всей деревне хлеб не вырос, я мог бы два года всю деревню кормить». Семья Пуховых была старообрядческая, принадлежали они к толку странников-бегунов, но сами из дому не уходили, а были странноприимцами, пристанно-держателями.

Значительная часть крестьян Каргопольского уезда исповедовала старообрядчество и предоставляла приют для странников-бегунов, укрывавшихся от царской и церковной власти. В отдельной горнице дома была оборудована келья, где висели иконы, медные распятия, складни, церковные книги старого письма, старообрядческие четки-лестовки. Здесь жили старики, не принадлежавшие к членам семьи.

Фасад дома, его архитектурные особенности и декоративное убранство демонстрируют весьма гармоничное представление о красоте северного крестьянства, равно как зажиточность, самодостаточность крестьянского хозяйства.

На первом этаже дома был расположен подклет и зимняя изба. Сейчас — сувенирная лавка.

Немного всякой всячины хенд-мейд, самой интересной из которой, на мой взгляд, оказались изделия с местной росписью, но цены…

На втором этаже — зимняя изба с топкой «по-чёрному» и летняя изба с топкой «по-белому».

На примере реконструированного интерьера дома Пуховых можно проследить основные моменты жизни, быт, хозяйственную и промысловую деятельность и устройство большой патриархальной семьи Каргополья и всего Русского Севера.

Народные костюмы, при желании, в них можно сфотографироваться.

На втором этаже развернута экспозиция «Рублено топором», рассказывающая о строительных технологиях северных плотников, применявшихся при возведении жилых, хозяйственных, культовых построек характерных для архитектуры северной деревни XIX — начала XX веков.

Здесь посетитель может познакомиться со всеми этапами строительства традиционного северного крестьянского дома, начиная с заготовки строительного материала, заканчивая возведением кровли.

На выставке детально представлены технология заготовки и обработки строительного материала. Русский Север — лесной край. Основным строительным материалом здесь издавна было дерево, строительными навыками владело большинство взрослых мужчин. Крестьяне сами возводили церкви и часовни, дома и хозяйственные постройки. Наибольшее применение в строительстве находили хвойные породы: сосна, лиственница, ель. Их ценили за прямизну стволов и смолистость.
Лес заготавливали зимой, когда замедлялась циркуляция древесных соков. Заготовки начинали с Николы зимнего (6 декабря по старому стилю). Деревья рубили лесорубным топором, который при ударе входил в древесину, не увязая в ней. Весной с бревен удаляли кору. Это делали специальным инструментом — скобелем. После удаления коры бревнам давали просохнуть.
Варианты рубки, применявшиеся при возведении сруба. Это сруб «в обло» с потайным шипом.
Сруб «в лапу» из бревна с потайным шипом.

Основной конструкторской формой в северном деревянном зодчестве был прямоугольный сруб — четверик, состоящий из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен. Для сплачивания венцов сруба в бревнах выбирался продольный паз.
Наиболее архаичным является устройство паза в верхней поверхности бревна. Позднее паз стали делать снизу, что уменьшало возможность затекания в сруб воды. В углах сруба бревна соединялись с помощью врубок.

При рубке жилых зданий пазы прокладывали мхом. Постройки ставили на землю без фундаментов, в связи с чем, нижние венцы рубили из кондовой (многослойной) сосны или лиственницы. Иногда под углы срубов и середины стен клали камни — валуны или врывали в землю дополнительные опоры из обрезков бревен.

Здесь же можно увидеть плотницкий инструмент XIX — начала XX веков.

Отдельный раздел выставки посвящён декоративному убранству крестьянского дома. Здесь представлены декоративные элементы жилых и хозяйственных построек XIX века.

Резной наличник.
«Полотенце», «кисть», причелины, консоли. Внизу завершение бревна — охлупня, вырезанное в форме головы коня, из села Сура Пинежского района (XIX век).
Доска — «полотенце» из деревни Хачела Онежского района (1886 год) в форме солярного символа.
Труба — дымник с резными стенками и двухскатной кровлей из деревни Веркола Пинежского района (XIX век). Такая штука на крыше дома говорит о том, что его топят «по-чёрному» т.е. печь в избе не имеет кирпичной трубы–дымохода. Дым при топке поднимался под высокий потолок, остывая, опускался и вытягивался через волоковое окно над печью, соединённое деревянным коробом с трубой–дымником на крыше.

Особое место в структуре выставки занимает раздел посвящённый культовой архитектуре.

В разделе представлены конструктивные и декоративные элементы культовых памятников из коллекции музея. Например, лемех — конструктивный элемент покрытия главки (19-нач.20 вв.), взятый с Никольской церкви (1762 г.) Приморского района с. Ненокса.
Макет церковной главки.

На стенах висят фотографии комплексов, сделанные в ходе научных экспедиций.

Сверху вниз: Архангельская область, Лешуконский район, д. Заручей, фото 1963 г. Амбарный городок в Пинежском районе, с. Воймуши, фото 1957 г. Лешуконский район, д. Защелье, фото 1950-х.
Сверху вниз: Богоявленская (1795) и Покрово-Власьевская (1743) церкви с шатровой колокольней (1820) с. Лядины Каргопольского района, фото 1960-х. Ветряные мельницы Архангельской губернии, открытка начала 20 в. Одигитривская церковь (1709) с. Кимжа Мезенского района, фото 1970-х.
Последнюю мы осматривали за несколько дней до посещения музея. Сейчас она по прежнему находится в селе Кимжа, отреставрирована путем полной переборки и выглядит вот так.

Именно архитектура, сохранившихся до наших дней, величественных деревянных храмов и колоколен является ярчайшим примером мастерства северных плотников.

А потому, настало время покинуть дом Пухова и отправиться к доминанте Каргопольско-Онежского сектора — Вознесенской церкви с колокольней.
Церковь Вознесения Господня была построена в селе Кушерека Онежского уезда в 1669 году. Этот яркий образец кубоватого храма в XIX веке претерпел существенные изменения, но после переезда в музей в 1972-м, был восстановлен в прежних формах. Торжественность и выразительность церкви придаёт высокое двусходное крыльцо, крытое двухскатной кровлей.
Большой интерес представляет старинный иконостас, сохранившийся с XVII века.

«Сохранившийся», конечно, громко сказано. Внутри храма висят плакаты, повествующие о том, в каком состоянии он попал в руки реставраторов. В правой колонке тот самый иконостас и маленькое фото внешнего вида церкви, слева — реставрация колокольни, проводимая уже здесь, в музее. В центре реставрационный чертеж, а внизу — процесс перевозки церкви в музей при помощи вертолетов.
Вид с крыльца церкви на шатровую колокольню 1854-го года.
У храма проходят различные праздники, народные гулянья, на колокольне проводятся конкурсы звонарей.
Работники музея неизменно в народных костюмах и это очень здорово, а вот экскурсанты бывают разными)))
Мостик через заросший пруд, справа проглядывает часовня Ильи Пророка, перевезенная сюда в 1972 году. Она датируется концом XVIII века и была возведена в деревне Мамонов Остров на Кенозере (ныне нежилая, Плесецкий р-н Архангельской обл.).

А впереди вновь так называемые усадьбы крестьян.

Дом–двор М.А. Третьякова (вторая половина XIX века), его перевезли из деревни Гарь Каргопольского уезда.  Правее виден амбар, конца XIX века из деревни Кондратовская того же уезда. Еще правее — колодец. На заднем плане угадывается не интересный на вид дом-двор Ф.А. Полуянова, построенный в 80-е годы XIX века в деревне Гарь.
Дом Третьякова сохранил архаичную систему отопления «по-чёрному». Срублен «в обло», тип соединения жилой и хозяйственной части – нечистый «брус». Изба расположена на втором этаже. Вход в дом устроен по боковому фасаду. Справа от входа — клеть–кладовая и зимняя изба. На второй этаж ведёт лестница. Сени соединяют «чёрную избу» с горницей и клетью–кладовой.
За оградой справа — дом–двор Я.А. Попова (XIX век), перевезенный из деревни Погост Каргопольского уезда. Дом является типичным примером каргопольского крестьянского жилища XIX – начала XX веков. Как и соседний, он топился «по-чёрному».
Вход в дом устроен по боковому фасаду, справа от него расположена зимняя изба. На второй этаж ведёт лестница. Здесь кроме избы с «чёрной» печью расположены горница и клети – кладовые. На первом этаже хозяйственного двора устроены хлева для содержания скота. Второй этаж хозяйственного двора использовался для хранения сена и сельскохозяйственного инвентаря. Мы стоим на бревенчатом взвозе, который ведет на поветь.
Качели, к которым, наверняка, очередь из ребятни в хорошую погоду и двухэтажный амбар, конца XIX века. Точнее макет амбара села Архангело Каргопольского уезда в натуральную величину. В музее он построен из нового материала.
Колодец-журавль.

Завершаем знакомство с Малыми Корелами осмотром самого древнего памятника музея.

Это древнейшая из известных колоколен типа «восьмерик на четверике» была привезена из северодвинского села Кулига Дракованова Красноборского района. Она построена между 1580 и 1620 гг., возможно, ее прообразом послужили сторожевые башни, которые в старину ставили на подступах к городам.

Обратите внимание, маленькая главка, крытая лемехом, находится прямо на шатре, а барабан отсутствует. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве.

Напомню, что мы осмотрели только Каргопольско-Онежский сектор, это всего 1/4 часть Малых Корел. Музей, безусловно, заслуживает досмотра, по интересности он вполне может соперничать с Кижами, разве что не имея островной атмосферы, что с одной стороны плюс, с другой — минус.

Всем рекомендую посетить Малые Корелы, ну, а мы еще вернемся.

 

Начало:

Как построить плот: личный опыт

Мезень 2017: пролог

Мезень 2017: приключения Гены и его друзей

Мезень 2017: приключения Патрика и его друзей

Нежданный Север (часть 1)

Продолжение:

Нежданный север (часть 2)

Кусочек Золотого кольца

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

6 ответов к “Малые Корелы (Каргопольско-Онежский сектор)”

Фотографии сделаны так мастерски, что создают эффект присутствия в Корелах. Русский Север — замечательное место! Кстати, у нас на Урале тоже есть подобный музей — «Хохловка», расположенный на высоком берегу Камского водохранилища.

С удовольствием посмотрела фото. Я очень люблю подобные «деревяшки»: Вышний Волочек, Новгород, Суздаль и, конечно, Кижи. Но русский Север дает возможность посмотреть их не только в музеях, но и «в живую» — именно за этот непередаваемый колорит я его так люблю.

Лена! Картинки я Вам послала, чтобы у Вас, может быть, появилось желание побывать и в Прикамье. У каждой «деревяшки» есть и общее, характерное для русского севера, и особое, чего нет больше ни у кого. Как и у людей. У вас — замечательный сайт!!!

Сафонова Наталья Констиантиновнапишет:

Здравствуйте!
Прошу разрешения на публикацию фото: http://xpeh13.ru/wp-content/uploads/2017/09/DSC03517.jpg
В словаре русских архитектурных терминов для иллюстрации термина ГУМНО. Со своей стороны, обязуюсь указать имя автора и выслать в ваш адрес копию словарной страницы со снимком. Прошу ответить мне по адресу: nksafonova@etu.ru
Очень надеюсь на вашу помощь.
С уважением, Сафонова Наталья Константиновна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *