Рубрики
Без рубрики Поездки с детьми Походы

Муром.

Муром и окрестности. Осень 2013.

Рассказ о городе Муроме я решила вынести отдельной статьей.

Краткое резюме: есть,  что посмотреть, непонятно почему в городе нет указателей, половина встретившихся нам местных жителей была бухими.

За подробностями идем под кат.

Итак, мы решили заехать в Муром ясным осенним днем, что бы спокойно посмотреть и обфоткать достопримечательности при нормальном освещении. Но в наши планы, как всегда, вмешался случай.

Му́ром — третий по численности населения город Владимирской области после Владимира и Коврова, расположен на левом берегу реки Оки.

Название города происходит от финно-угорского племени мурома́, которое впервые упоминается в Повести временных лет. По одной из версий, слово мурома происходит от черемисского глагола мурам — пою (муромо — песня), в связи с чем мурома — место пения, веселья.

Первым удельным муромским князем считается Глеб Владимирович. В 1088 году город подвергся захвату со стороны волжских булгар.

В 1096 году Муром становится объектом междоусобной Муромской войны. В самостоятельное княжество Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в 1127 году.

Историю Мурома тесно связана с историей Рязани. Долгое время этот город был центром большого Муромо-Рязанского княжества и, находясь в приграничной полосе, чаще других подвергался жестоким опустошениям.

Жители Мурома долго придерживались язычества. Получив в 1097 году во владение Муром, внук Ярослава Мудрого князь Ярослав попытался обратить жителей края в христианскую веру. Опасаясь кровопролития, он послал к ним своего сына Михаила, а сам двинулся следом за войсками и священниками. В муроме Михаил был убит. Получив известие о гибели сына, Ярослав осадил город и через некоторое время взял его без боя. Заняв Муром, он крестил Муромцев в Оке и построил церковь Благовещения Богородицы.

В 1237 году город был разгромлен Батыем. За полвека Муром трижды разорялся татарами. После разгрома 1293 года жители покинули это место и ушли за восемь верст, основав новое поселение. Лишь в середине XIV века город возродился.

В середине XVI века в Муроме собирались войска Ивана Грозного для участия в походах на Казань. К этому времени относится строительство в городе первых каменных храмов.

С XVII века Муром становится важным ремесленным центром. Здесь трудятся искусные мастера по выделке кож, сапожники, кузнецы, ювелиры, портные и другие мастера. С того времени началась слава и муромских калачей.

Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX — начале XX века, так как масштабные пожары 1792 и 1805 годов уничтожили практически все старые деревянные постройки. Новый город застраивался по генеральному плану, разработанному Иваном Михайловичем Лемом и утверждённому императрицей Екатериной II ещё в декабре 1788 года.

План предусматривал переход от радиально-лучевой схемы застройки города к строго перпендикулярной прокладке улиц. В результате кварталы в центре Мурома представляют прямоугольники размером 250 на 150 метров. В 1980-е сформировавшийся порядок был нарушен. По проекту главного архитектора города Н. А. Беспалова многие улицы в центре Мурома были перегорожены многоподъездными домами.

В Муроме был построен первый во Владимирской губернии водопровод. Для этого в 1863 году на пересечении улиц Рождественской и Вознесенской (сейчас это пересечение улиц Ленина и Советской соответственно) была построена водонапорная башня.

В XIX веке в Муроме начали действовать чугунолитейный и механический заводы, льнопрядильная и хлопчатобумажная фабрики, в 1916 году построены железнодорожные мастерские.

8-10 июля 1918 года — белогвардейское восстание.

В советское время многие храмы города подверглись разорению и уничтожению, в их числе оказался и доминировавший в городской застройке собор Рождества Богородицы, выстроенный по приказу Ивана Грозного в середине XVI века.

В первые же дни ВОВ предприятия города начали выпускать военную продукцию: авиационную фанеру, корпуса легких танков и самоходных артиллерийских установок, башни для Т-34, снаряды и мины, детали к реактивным снарядам для «Катюш»; взрыватели и т.д.

На подступах к Мурому готовили позиции — на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону столицы.

На муромские вокзалы приходили эшелоны с ранеными, а с наступлением весенней навигации раненых стали доставлять еще и пассажирскими пароходами. Всего в Муроме было развернуто пять госпиталей.

С 1924 по 1930 гг. в Муроме жил, работал и учился один из самых известных в истории Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Н. Ф. Гастелло, направивший свой горящий самолет на скопление вражеской техники.

30 июня 1961 года в городе прошли массовые беспорядки, в которых участвовали свыше 1,5 тысячи рабочих завода имени Орджоникидзе. Было применено оружие, двое рабочих получили ранения, 19 отданы под суд.

5 декабря 2000 года выстрелом в голову был убит мэр Мурома Пётр Кауров. Убийцу так и не нашли. Это преступление потрясло не только город, но и всю область. Пётр Кауров возглавлял администрацию Мурома девять лет.

До 2010 года Муром имел статус исторического поселения, однако в июле 2010 г. был этого статуса лишён.

Владимирская область, г. Муром. Осень 2013.

В городе много памятников и плакатов с изображением легендарного богатыря Илии Муромца, и немудрено, ведь прообразом былинного богатыря исследователи считают исторического персонажа — силача по прозванию «Чобиток». Чобиток родился в Муроме и принял  монашество с именем Илия в Киево-Печерской лавре, где скончался и был похоронен.  Был причислен в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

«Былинный камень» (архитектор Н. А. Беспалов), на въезде в Муром со стороны Владимира.

Пока мы плутали по городу в поисках исторического центра, УАЗка решил, что устал и при резком повороте решил оставить нас без руля — развалился наконечник рулевой тяги. Так мы и остались стоять в каких-то дворах около помойки. Но хорошо хоть все случилось именно так: во дворе, на малой скорости, страшно подумать, что могло бы быть на трассе.

Местный житель не только подсказал нам где искать магазин автозапчастей, но и довез до него Сашку. Рассыпавшийся наконечник поменяли и Сашка решил с перепугу поменять и второй. Мы уговаривали его оставить эту затею до вечерней стоянки, но Сашка уперся, и каково же было наше удивление, когда второй наконечник не подошел! Дело в том, что Сашка купил 2 наконечника: левый и правый (логично вроде), но на чудо конструкции Хантера оказывается нужны два левых. Старый было обратно уже не воткнуть, по этому Сашка отправился в магазин менять наконечник пешком. Вот в лесу было бы «весело», если бы мы, все же решили вечером разбираться!

Потеряв прилично времени и извалявшись в муромской грязи, мы двинулись к достопримечательностям. В Муроме расположено 3 монастыря, хотелось успеть посетить все.

Первым нам попался Муромский мужской Благовещенский монастырь, основанный в 1553 г. царем Иваном Васильевичем Грозным на месте храма во имя Благовещения, поставленного, по преданию, родоначальником муромских князей Ярославом Святославичем. В 1616 г. строения монастыря почти до основания были разрушены, а царские дары разграблены поляками. На протяжении XVII в. монастырь возрождался из руин.

В 1664 г. был вновь отстроен Благовещенский собор, а на колокольне установлены часы.

В 1792 г. в монастыре случился сильный пожар, но основные каменные строения уцелели.

Во время нашествия Наполеона он стал приютом главных русских святынь — икон Иверской и Владимирской Богоматери.

В советское время монастырь ликвидировали, но здесь открыли единственный приход в городе. В 1992 г. муромский мужской Благовещенский монастырь был возобновлен.

Благовещенский монастырь.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, был основан Иваном Грозным. В 1664 году его практически целиком перестроили на средства купца Тарасия Борисовича Цветнова.
Справа Келейный корпус (XIX в.)
Церковь св. Стефания, построенная в 1716 году вместо деревянной церкви 17 века. В 1836-1839 годах с западной стороны к ней была сделана двухэтажная пристройка, одновременно растёсаны оконные проёмы. Это существенно изменило первоначальный вид церкви.
Часовня.

Настоятельский корпус (начало XX в.)
Неизвестная часовня, 2006-2007 гг.
Место захоронения Угодника Божьего старца иеромонаха Аполлония Муромского (1825-1914 гг.)
Памятник Петру и Февронии Муромским у стен монастыря.

Совсем рядом расположен Троицкий монастырь, основанный во второй четверти XVII века (1642—1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI—XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм.

В 1923 году монастырь был закрыт.

С середины 1980-х вплоть до начала 1990х гг. в монастыре велись реставрационные работы.

15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии.

Главными святынями монастыря являются мощи Святых Петра и Февронии. Петр и Февронья Муромские святые, покровители любви и брака. И Виленский крест-мощевик хранившийся здесь с момента основания монастыря — в 1996 году был возвращен обители из городского историко-художественного музея.

Троицкий монастырь.

Собор Троицы Живоначальной, построен между 1642 и 1643 гг. на месте деревянного храма.
С 1786 по 1810 год были перестроены и расширены крытая галерея и паперть, охватывающие собор с трех сторон. Одна из них уникальных архитектурных особенностей собора – это устройство двойных сводов с чердачным помещением между ними. Собор был закрыт в 1921 году и использовался как сапожная мастерская. В 1970-х годах монастырь признали памятником архитектуры и началась работа по изучению и восстановлению старинной архитектуры. Наиболее поздние по времени изменения в облике собора произошли уже в наши дни. В 1990-е годы с западной стороны к нему пристроили шатровую колокольню и небольшое крыльцо под стилизованным декоративным шатром. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века.
Церковь Сергия Радонежского, приблизительно 1700 г. Перевезена на территорию Троицкого монастыря из села Красное, в село Красное, в свою очередь, она была перевезена в 1715 году из села Пьяно.

Игуменский корпус.
Фонтан.
Надвратный храм Казанской иконы Божией Матери, построен между 1648 и 1652 гг.
В 1658 году рядом с храмом по южной стороне Троицкого монастыря, возвели шатровую колокольню в три яруса. К началу ХХ века колокола занимали шесть из восьми арок яруса. Самый большой из них был весом около 400 пудов, наиболее старый весил около 100 пудов, их судьба после закрытия монастыря в 1921 году неизвестна.

Монастырь произвел приятное впечатление, жаль не удалось попробовать монастырскую выпечку (в числе прочих пиццу, хачапури, чебуреки:))) т.к. продавца не было на месте.

И, наконец третий, самый интересный на мой взгляд, монастырь — Му́ромский мужской Спа́со-Преображе́нский («Спа́сский что на Бору́») был основан на рубеже X—XI веков.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань, в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

Спасо-Преображенский собор был возведен к 1560-м годам. В конце XIX века потребовался его капитальный ремонт, на это время были запрещены богослужения в соборе. Еще один капитальный ремонт случился после возвращения монастыря церкви в 1996 году.
Спасо-Преображенский собор был возведен к 1560-м годам. В конце XIX века потребовался его капитальный ремонт, на это время были запрещены богослужения в соборе. Еще один капитальный ремонт случился после возвращения монастыря церкви в 1996 году.

Владимирская область, г. Муром, Спа́со-Преображе́нский монастырь. Осень 2013.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нем также «общежительство».

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого монастырь пострадал.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне. В 1662 году архимандрит Антоний был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние он был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е годы в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.

Настоятельский корпус с домовой церковью святителя Василия, епископа Рязанского. Корпус возведен в 1687 году. Большие ремонтные работы проводились в 1885 году. После возвращения монастыря церкви вновь была проведена масштабная реконструкция здания.
Настоятельский корпус с домовой церковью святителя Василия, епископа Рязанского. Корпус возведен в 1687 году. Большие ремонтные работы проводились в 1885 году. После возвращения монастыря церкви вновь была проведена масштабная реконструкция здания.

Владимирская область, г. Муром, Спа́со-Преображе́нский монастырь. Осень 2013.

Справа Покровский храм с трапезной возведен в 1691 году. Храм был закрыт в 1918 году. Богослужения возобновились в 1998 году. Сейчас ведутся ремонтные работы.
Справа Покровский храм с трапезной (1691) и колокольней. Храм был закрыт в 1918 году. Богослужения возобновились в 1998 году. Сейчас ведутся ремонтные работы. Колокольня пристроена к Покровской церкви в 1757 году. В 1930-х годах сооружение было практически разобрано. Восстановление колокольни и поднятие первого колокола состоялись в 1996 году.

В 1720-е годы монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.

Часовня святителя Николая Чудотворца, возведена в 1807-1811 годах при строительстве монастырской стены.
Часовня святителя Николая Чудотворца, возведена в 1807-1811 годах при строительстве монастырской стены.
Часовня блаженной Ксении Петербургской, 1807.
Часовня блаженной Ксении Петербургской, 1807.
Надвратная церковь Кирилла Белозерского начали строиться в 1810 году, но недостаток средств задержал строительство. Храм возведен в окончательном виде только в 2005 году.
Надвратная церковь Кирилла Белозерского начали строиться в 1810 году, но недостаток средств задержал строительство. Храм возведен в окончательном виде только в 2005 году.

В 1866 — 1868 годах монастырём управлял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году настоятельствовать в Спасскую обитель архимандрит Антоний (Ильенов) застал ее в самом удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. Тогда Архимандрит Антоний отправился в 1878 году на Гору Афон и привёз оттуда точную копию с иконы Божией Матери «Скоропослушница», хранящейся в афонском монастыре Дохиар с X века. На протяжении 1880-х годов монастырь быстро приводился в порядок и новый век встретил в цветущем состоянии.

Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена и церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. Здание построено в 1891 году, здесь располагался братский корпус. В 1911 году была устроена домовая церковь. С 2003 года в здании стало действовать Духовное училище.
Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена и церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. Здание построено в 1891 году, здесь располагался братский корпус. В 1911 году была устроена домовая церковь. С 2003 года в здании стало действовать Духовное училище.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В период 1918—1919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён. Позже здесь размещалась воинская часть.

Некрополь Спасского монастыря.

Часовня-костница на месте монастырского некрополя.
Внутри часовня-костницы.

Весной 1995 года монастырь был передан церкви,  чуть позже в него вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», началось восстановление обители.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, 2005 год.
Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.
Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Часовня великомученика Георгия Победоносца, 2001-2002.

Очень приятное место!

Другие интересности Мурома.

Набережная Оки.

Владимирская область, г. Муром. Осень 2013.

За детьми виден стационарный вантовый мост через реку Оку, открытый 1 октября 2009 года. Ранее перебраться в соседнюю Нижегородскую область можно было только по понтонному мосту (он работал в летнее время), зимой — на пароме.
Церковь Козьмы и Демьяна, 1564 г. Местные предания связывают возведение церкви с именем Ивана Грозного. По одной легенде, с холма, где стоял храм, царь обозревал свои войска, переправлявшиеся за Оку. По другому сказанию, Иван Грозный жил здесь в шатре и сильно простудился, а по выздоровлению велел выстроить новый храм во имя Козьмы и Дамиана, считавшихся целителями душ и телес людских. Но красивые предания не более чем вымыслы, т.к. по историческим документам достоверно известно, что храм возвели на «мирские» деньги, т.е. средства живших здесь посадских людей. Строителями храма, по мнению некоторых исследователей, могли стать псковские мастера Барма и Посник. Уникальность Козьмодемьянской церкви заключалась в ныне утраченном шатровом завершении. Высокий шатер рухнул 6 апреля 1868 г. из-за ветхости. После разрушения шатра уцелевшие иконы и утварь перенесли в близ лежащую Смоленскую церковь, которая и стала преемником древнего храма. Долгие десятилетия церковь Козьмы и Демьяна стояла пустой. В 2009 году начались восстановительные работы.
Церковь Козьмы и Демьяна, 1564 г. Местные предания связывают возведение церкви с именем Ивана Грозного. По одной легенде, с холма, где стоял храм, царь обозревал свои войска, переправлявшиеся за Оку. По другому сказанию, Иван Грозный жил здесь в шатре и сильно простудился, а по выздоровлению велел выстроить новый храм во имя Козьмы и Дамиана, считавшихся целителями душ и телес людских. Но красивые предания не более чем вымыслы, т.к. по историческим документам достоверно известно, что храм возвели на «мирские» деньги, т.е. средства живших здесь посадских людей. Строителями храма, по мнению некоторых исследователей, могли стать псковские мастера Барма и Посник. Уникальность Козьмодемьянской церкви заключалась в ныне утраченном шатровом завершении. Высокий шатер рухнул 6 апреля 1868 г. из-за ветхости. После разрушения шатра уцелевшие иконы и утварь перенесли в близ лежащую Смоленскую церковь, которая и стала преемником древнего храма.
Долгие десятилетия церковь Козьмы и Демьяна стояла пустой. В 2009 году начались восстановительные работы.

Владимирская область, г. Муром. Осень 2013.

Храм получил название в честь иконы Смоленской Божией Матери. Первоначально он был деревянным. После сильного пожара в 1804 г. возвели ныне существующую кирпичную церковь. Она строилась на средства муромского купечества. После того, как в 1868 г. в нее перенесли иконы и церковную утварь из разрушенной Козьмодемьянской церкви, храм стал называться Ново-Козьмодемьянским. Храм был закрыт 1930 г. В 1940-60-е гг. он использовался как склад. В 1977 по 1995 гг. в Смоленской церкви размещался выставочный зал городского музея. В августе 1995 г. храм возвращен верующим.
Храм получил название в честь иконы Смоленской Божией Матери. Первоначально он был деревянным. После сильного пожара в 1804 г. возвели ныне существующую кирпичную церковь. Она строилась на средства муромского купечества. После того, как в 1868 г. в нее перенесли иконы и церковную утварь из разрушенной Козьмодемьянской церкви, храм стал называться Ново-Козьмодемьянским.
Храм был закрыт 1930 г. В 1940-60-е гг. он использовался как склад. В 1977 по 1995 гг. в Смоленской церкви размещался выставочный зал городского музея. В августе 1995 г. храм возвращен верующим.
Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова (самая известная его работа – памятник маршалу Г.К. Жукову в Москве) был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.

Водокачка, сооруженная в 1864 г. на средства муромского городского головы А.В. Ермакова. Так как водокачка старая, она приводилась в действие паровой машиной.
Водокачка, сооруженная в 1864 г. на средства муромского городского головы А.В. Ермакова. Она приводилась в действие паровой машиной.
Церковь Николая Чудотворца расположена на береговой террасе реки Оки. Сначала она была деревянной. Впервые в документах упоминается под 1566 году под название "Никола-Мокрый". Шли годы, церковь ветшала. В 1700 г. приступили к постройке новой кирпичной церкви. Работы велись на средства московского священника Дмитрия Христофорова, имевшего муромские корни. Храм строили 17 лет. В 1803 году, к нему пристроили трапезную, в 1847 году расширили ее. Примерно тогда же сложили невысокую восьмиугольную колокольню. Во 2-й половине XIX в. вокруг храма устроили ныне не существующую каменную ограду. Церковь закрыли летом 1940 года и использовали под склад. В декабре 1990 года Николо-Набережную церковь передали Владимиро-Суздальской епархии. Главной святыней храма являются мощи святой праведной Иулиании Лазоревской (Муромской).
Церковь Николая Чудотворца расположена на береговой террасе реки Оки. Сначала была деревянной. Впервые в документах упоминается под 1566 году под название «Никола-Мокрый». Шли годы, церковь ветшала. В 1700 г. приступили к постройке новой кирпичной церкви. Работы велись на средства московского священника Дмитрия Христофорова, имевшего муромские корни. Храм строили 17 лет. В 1803 году, к нему пристроили трапезную, в 1847 году расширили ее. Примерно тогда же сложили невысокую восьмиугольную колокольню. Во 2-й половине XIX в. вокруг храма устроили ныне не существующую каменную ограду. Церковь закрыли летом 1940 года и использовали под склад. В декабре 1990 года Николо-Набережную церковь передали Владимиро-Суздальской епархии. Главной святыней храма являются мощи святой праведной Иулиании Лазоревской (Муромской).

Владимирская область, г. Муром. Осень 2013.

Бронепоезд «Илья Муромец» — бронепоезд, построенный в 1941—1942 годах как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия, вагоны варили в свое свободное время рабочие вагонного депо, несмотря на то, что у них не было ни опыта, ни готовых чертежей, ни специалистов. Закалку брони проверяли несколько раз и добились того, что броневые листы не пробивались снарядами и не давали трещин, за всю войну бронепоезд не получил ни одной пробоины. Создатели бронепоезда решили, что состав машинистов будет сформирован из лучших строителей-муромцев и дали машине имя легендарного богатыря Ильи Муромца. Однако надпись «Илья Муромец» и изображение головы богатыря позже были закрашены, а боевой машине присвоен № 762. Более двух тысяч четырехсот километров с боями, освобождая Родину от фашистов, прошел «Илья Муромец» от Оки до Одера, принял участие в ста пятидесяти мощных огневых налетах, уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», был награждён орденом Александра Невского. Победу встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер препятствовал дальнейшему пути на Берлин. В 1971 году бронепаровоз был поставлен в Муроме на вечную стоянку.
Бронепоезд «Илья Муромец» был построен в 1941—1942 годах как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия, вагоны варили в свое свободное время рабочие вагонного депо, несмотря на то, что у них не было ни опыта, ни готовых чертежей, ни специалистов. Закалку брони проверяли несколько раз и добились того, что броневые листы не пробивались снарядами и не давали трещин, за всю войну бронепоезд не получил ни одной пробоины. Создатели бронепоезда решили, что состав машинистов будет сформирован из лучших строителей-муромцев и дали машине имя легендарного богатыря Ильи Муромца. Однако надпись «Илья Муромец» и изображение головы богатыря позже были закрашены, а боевой машине присвоен № 762.
Более двух тысяч четырехсот километров с боями, освобождая Родину от фашистов, прошел «Илья Муромец» от Оки до Одера, принял участие в ста пятидесяти мощных огневых налетах, уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», был награждён орденом Александра Невского. Победу встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер препятствовал дальнейшему пути на Берлин. В 1971 году бронепаровоз был поставлен в Муроме на вечную стоянку.
Церковь Вознесения Господня Первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Конечно, в то время храм был деревянным, он не раз горел и перестраивался. Церковь Вознесения Господня в нынешнем виде была построена в 1729 году на пожертвования бургомистра В. Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А. Герасимова. Закрыта во второй половине 1920-х гг. В марте 1929 г. снесли церковные главы. 7 ноября в помещении закрытой церкви открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции. До недавнего времени здесь размешалась школа рабочей молодежи. Возрождение Вознесенской церкви началось в 1999 году.
Церковь Вознесения Господня.
Первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Конечно, в то время храм был деревянным, он не раз горел и перестраивался. Церковь Вознесения Господня в нынешнем виде была построена в 1729 году на пожертвования бургомистра В. Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А. Герасимова. Закрыта во второй половине 1920-х гг. В марте 1929 г. снесли церковные главы. 7 ноября в помещении закрытой церкви открыли школу. До недавнего времени здесь размешалась школа рабочей молодежи.
Возрождение Вознесенской церкви началось в 1999 году.
Часовня Михаила Архангела при УВД, поставлена в память погибших в Чечне милиционеров.
Часовня Михаила Архангела при УВД, поставлена в память погибших в Чечне милиционеров.
Памятник В.И. Ленину на Главной площади.
Памятник В.И. Ленину на Главной площади.
Вокзал в Муроме.
Торговые ряды.
Памятник Михаилу Игнатьевичу Лакину (1876 - 1905) - русскому социал-демократу, одному из участников стачки рабочих в Иваново-Вознесенске в 1905 году.
Памятник Михаилу Игнатьевичу Лакину (1876 — 1905) — русскому социал-демократу, одному из участников стачки рабочих в Иваново-Вознесенске в 1905 году.

Улицы Мурома.

Забавный картонный мальчик. Моя старшая недружелюбно глянув на него выдала: «Чего смотришь, переходи уже!»

Один раз Муром посетить стоит, повторно там делать нечего. Довольно приятная архитектура, уютные монастыри, но почему же в историческом центре столько попрошаек и бухих?

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

2 ответа к “Муром.”

НЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОПРОШАЕК В ЛЮБОМ КРУТОМ И НЕ КРУТОМ ГОРОДЕ,ТАКОГО И ТАМ У ВАС ХВАТАЕТ НАВЕРНО!НЕ ПОНЯЛА ОТКУДА ВЫ ПРИЕХАЛИ НА ТАКУЮ ЗАМАНЧИВУЮ ЗКСКУРСИЮ ,ЬОЖЕТ ВТОРОЙ РАЗ ЗДЕСЬ ДЕЛАТЬ И НЕЧЕГО!В МУРОМЕ ВООБЩЕ ТОЛЬКО НАДО ЖИТЬ!!МОЙ ГОРОДИШКО НА СМЕХ КУРАМ НО НЕНАЙТИ НАВЕРНЯКА РОДНЕЕ ГОРОДА ЧЕМ МУРОМ РОДНЕЕ РЕЧКИ ЧЕМ ОКА!в любом случае спасибо за обстоятельный рассказ о городе.Очень рада что хоть ктото интересуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *