Музей «Боевая слава Урала» (экспозиция под открытым небом)
Продолжаем рассказ о музее «Боевая слава Урала», который мы посетили в рамках путешествия Южный Урал 2015. Здесь представлены фото открытой экспозиции.
Удивительно, что один из крупнейших в России музеев военной техники еще
совсем молод, он начал свою историю в 2005 году. Более того, изначально, как музей он не планировался вовсе.
В год 60-ти летия Победы в Верхней Пышме был открыт очень красивый мемориальный комплекс «Журавли» в память о рабочих градообразующего медеэлектролитнного завода, погибших в годы ВОВ. Тогда же верхнепышминские ветераны обратилась к руководству ОАО «Уралэлектромедь» с просьбой дополнить мемориальный комплекс несколькими экземплярами военной техники.
Идея получила поддержку и уже 9 мая 2006 года состоялось торжественное открытие выставки, насчитывавшей 10 экспонатов, наиболее заметным из которых являлась реактивная установка БМ-13 «Катюша», принимавшая участие в Параде Победы на Красной площади.
Осенью того же года верхнепышминская экспозиция получила официальный статус музея боевой техники под открытым небом «Боевая Слава Урала». С тех пор она непрерывно пополняется новыми образцами техники. Было налажено сотрудничество с Минобороны России, поисковыми отрядами, частными коллекционерами.
Стоит отметить, что завод «Уралэлектромедь», перед которым расположена музейная площадка и на котором осуществляется ремонт и реставрация экспонатов, никогда не являлся машиностроительным предприятием, и ничего из представленной военной техники на нём самом не выпускалось. Однако в масштабе всего Урала выставка более чем актуальна, поскольку в регионе расположен целый ряд предприятий, выпускавших и выпускающих военную технику, применявшуюся как в Великой Отечественной войне, так и после неё: это и Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, и екатеринбургские Уралмашзавод и Уралтрансмаш, и Челябинский тракторный завод. Кроме того, сам Пышминский медеэлектролитный завод в годы войны имел важнейшее значение для оборонной промышленности, являясь основным поставщиком меди и сплавов для изготовления артиллерийских снарядов и патронных гильз.
За первые 5 лет работы коллекция музея разрослась до ста экземпляров техники, сейчас — уже до двухсот. Значительная часть экспонатов приведена работниками «Уралэлектромеди» в исправное состояние и регулярно принимает участие в парадных шествиях.
Начнем осмотр с железнодорожной техники времен ВОВ.
В 1941-1942 гг. была проведена массовая эвакуация промышленных предприятий, а так же населения из западной части Советского Союза. Основная нагрузка по перебазированию легла на железнодорожный транспорт, который стал связующим звеном между фронтом и тылом. Всего было перебазировано более 2,5 тысяч заводов и около 18 миллионов человек. Только на территории Уральского региона было размещено более 830 эвакуированных предприятий, работавших на оборону.

Паровоз Эм 716-66 в составе эвакуационного эшелона. Так мог выглядеть эшелон с эвакуированным оборудованием одного из предприятий Донбасса.

Паровоз Еа-2408 построен заводом Baldwin Locomotive Works (США) в 1944 году. Находился в депо ТЧЭ-6 г. Уссурийска Дальневосточной железной дороги, в 2014 году паровоз прицепляемый к товарным составам, своим ходом преодолел более 7000 километров что бы оказаться в этом музее.

Недавно открытая экспозиция, посвященная подвигу советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны — реконструкция железнодорожной станции Узловая военного времени.

Паровоз ОВ. Сюда доставлен из Ямало-Ненецкого Автономного округа, применялся при строительстве железной дороги.

Средний бронеавтомобиль БА-10 ЖД образца 1937 года. Таких было изготовлено всего 20 штук. Экипаж — 4 человека, двигатель карбюраторный (50 л.с.), максимальная скорость движения по шоссе 67,7 км\ч, по железнодорожному полотну — 90 км\ч.
Рядом с паровозами стоит послевоенная техника.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 образца 1970 года, самоходная реактивная установка разминирования УР-77 «Метеорит» образца 1978 года.

В центре самоходная огневая установка 9А310 зенитно-ракетного комплекса 9К37 «Бук», образца 1980 года.

Слева на переднем плане зенитная ракета на пусковом устройстве ПУ-СМ-62 зенитно-ракетного комплекса СА-75, образца 1957 года.
В музее есть вертолеты.
Продолжаем гулять по музею вдоль артиллерийских орудий послевоенного времени и ВОВ.

Справа налево: 152-мм пушка-гаубица Д-20 образца 1955 года, 152-мм полковая гаубица 2А61 «Пат-Б» образца 1991 года, 122-мм гаубица Д-30 (2А18М) образца 1960 года.
Переходим к военным машинам.
Дальше стоят ракетные комплексы и реактивные системы залпового огня.

Пусковая установка 9П113 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», образца 1964 года.

Слева видна самоходная пусковая установка 9П117 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус», образца 1967 года. Справа — боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 НМ «Катюша», образца 1958 года.
На самом деле пушек, машин, зенитных комплексов стоит очень много, если придирчиво рассматривать и обфоткивать каждую не хватит и целого дня, по этому переходим к танкам.

Бронетанковая техника времен ВОВ. На переднем плане 76-мм самоходная артиллерийская установка СУ-76М, образца 1943 года.

Трактор «Сталинец-65», который «тащит» 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 образца 1937 г. Что здесь делает трактор? Оказывается именно такие трактора использовались для буксировки орудий большой мощности.

Полевая кухня и артиллерийский передок образца 1941 года. Повозка предназначалась для транспортировки артиллерийского орудия и боеприпасов на конной тяге.

Слева 130-мм береговая артиллерийская установка Б-13-IIIС, образца 1948 года. Справа 140-мм пусковая установка БМ-14-17 (8У36), образца 1958 года.
Вот мы добрались до флота.

Малый речной бронекатер пр.1125, спущен на воду весной 1942 г. 30 октября 1942 г. во время выгрузки раненых у Северного причала в районе Сталинграда был потоплен. Поднят 2 марта 1944 г.

Малый водоплавающий автомобиль ГАЗ-011, производился в 1953 году. Максимальная скорость двиения по шоссе — 90 км\ч, на плаву 9,5 км\ч. Экипаж 2 человека+десант 4 человека.

Малый речной бронекатер пр.1125. Годы производства 1936-1945 гг. Всего построено 204 шт. Бензиновый мотор мощностью 800 л.с. Экипаж 12 человек. 30 октября 1942 года во время выгрузки раненых у Северного причала в районе Сталинграда был потоплен. Поднят 2 марта 1944 года.
Заканчиваем осмотр экспозиции образцами военно-воздушных сил.
Сначала самолеты времен ВОВ.

Советская «летающая лодка» — гидросамолет МБР-2 (морской ближний разведчик), который использовался в армии в 1930-е годы. Он создан из дерева, которое требовало регулярной просушки. После каждого вылета приходилось выталкивать самолет на сушу и обкладывать корпус самолета песком, который для этого прогревали с помощью костров на побережье.
Затем — самолеты послевоенного периода.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31, образца 1980 года, истребитель-бомбардировщик СУ-17, образца 1970 года, реактивный учебно-тренировочный самолёт Aero L-39 «Albatros», образца 1971 года.

Провожает посетителей музея средний танк Т-34-85М-1 образца 1944 года — копия танка «Rudy» из сериала «Четыре танкиста и собака» с фигурами Янека, Гжеся и пса Шарика.
На самом деле мы ни раз бывали в музеях военной техники: это и железнодорожный музей у Варшавского вокзала в Питере, и музей паровозов в Переславле-Залесском, и Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации в Москве, и музей военной техники на Поклонной Горе, и центральный музей Военно-Воздушных Сил в Монино, и знаменитая Кубинка с ее военно-историческим музеем бронетанкового вооружения и техники. Но еще ни разу мы не видели паровозы, самолеты, танки, вертолеты, самоходки, катера, пушки и многое-многое другое, собранное в одном месте!
О музее Боевая слава Урала остались самые приятные впечатления. Будете в районе Екатеринбурга — не поленитесь заехать.
Кстати, все это великолепие можно увидеть БЕСПЛАТНО!
О том, что скрывает выставочный центр этого музея тут.
О нашей поездке:
Часть 1: Москва — р. Кама — Стерлитамак — Белорецк — Тирлянский.
Часть 2: Инзерские Зубчатки — Тирлянский — Южно-Уральский заповедник.
Часть 3: Игнатьевская пещера — Нургуш — ГЭС «Пороги».
Часть 4: г. Златоуст — фабрика «Оружейникъ» — оз. Тургояк — г. Миасс.
Часть 5: г. Карабаш — г. Екатеринбург — музей «Боевая слава Урала».