Продолжаем рассказ о музее «Боевая слава Урала», который мы посетили в рамках путешествия Южный Урал 2015. Здесь представлены фото открытой экспозиции.
Удивительно, что один из крупнейших в России музеев военной техники еще
совсем молод, он начал свою историю в 2005 году. Более того, изначально, как музей он не планировался вовсе.
В год 60-ти летия Победы в Верхней Пышме был открыт очень красивый мемориальный комплекс «Журавли» в память о рабочих градообразующего медеэлектролитнного завода, погибших в годы ВОВ. Тогда же верхнепышминские ветераны обратилась к руководству ОАО «Уралэлектромедь» с просьбой дополнить мемориальный комплекс несколькими экземплярами военной техники.
Идея получила поддержку и уже 9 мая 2006 года состоялось торжественное открытие выставки, насчитывавшей 10 экспонатов, наиболее заметным из которых являлась реактивная установка БМ-13 «Катюша», принимавшая участие в Параде Победы на Красной площади.
Осенью того же года верхнепышминская экспозиция получила официальный статус музея боевой техники под открытым небом «Боевая Слава Урала». С тех пор она непрерывно пополняется новыми образцами техники. Было налажено сотрудничество с Минобороны России, поисковыми отрядами, частными коллекционерами.
Стоит отметить, что завод «Уралэлектромедь», перед которым расположена музейная площадка и на котором осуществляется ремонт и реставрация экспонатов, никогда не являлся машиностроительным предприятием, и ничего из представленной военной техники на нём самом не выпускалось. Однако в масштабе всего Урала выставка более чем актуальна, поскольку в регионе расположен целый ряд предприятий, выпускавших и выпускающих военную технику, применявшуюся как в Великой Отечественной войне, так и после неё: это и Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, и екатеринбургские Уралмашзавод и Уралтрансмаш, и Челябинский тракторный завод. Кроме того, сам Пышминский медеэлектролитный завод в годы войны имел важнейшее значение для оборонной промышленности, являясь основным поставщиком меди и сплавов для изготовления артиллерийских снарядов и патронных гильз.
За первые 5 лет работы коллекция музея разрослась до ста экземпляров техники, сейчас — уже до двухсот. Значительная часть экспонатов приведена работниками «Уралэлектромеди» в исправное состояние и регулярно принимает участие в парадных шествиях.
Начнем осмотр с железнодорожной техники времен ВОВ.
В 1941-1942 гг. была проведена массовая эвакуация промышленных предприятий, а так же населения из западной части Советского Союза. Основная нагрузка по перебазированию легла на железнодорожный транспорт, который стал связующим звеном между фронтом и тылом. Всего было перебазировано более 2,5 тысяч заводов и около 18 миллионов человек. Только на территории Уральского региона было размещено более 830 эвакуированных предприятий, работавших на оборону.
Паровоз Эм 716-66 в составе эвакуационного эшелона. Так мог выглядеть эшелон с эвакуированным оборудованием одного из предприятий Донбасса.
Справа бронепоезд.Артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43.Паровоз Еа-2408 построен заводом Baldwin Locomotive Works (США) в 1944 году. Находился в депо ТЧЭ-6 г. Уссурийска Дальневосточной железной дороги, в 2014 году паровоз прицепляемый к товарным составам, своим ходом преодолел более 7000 километров что бы оказаться в этом музее.Недавно открытая экспозиция, посвященная подвигу советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны — реконструкция железнодорожной станции Узловая военного времени.
Паровоз ОВ. Сюда доставлен из Ямало-Ненецкого Автономного округа, применялся при строительстве железной дороги.
Средний бронеавтомобиль БА-10 ЖД образца 1937 года. Таких было изготовлено всего 20 штук. Экипаж — 4 человека, двигатель карбюраторный (50 л.с.), максимальная скорость движения по шоссе 67,7 км\ч, по железнодорожному полотну — 90 км\ч.
Рядом с паровозами стоит послевоенная техника.
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 образца 1970 года, самоходная реактивная установка разминирования УР-77 «Метеорит» образца 1978 года.Дегазационный комплекс войсковой ДКВ-1с на базе тягача ГТТ.В центре самоходная огневая установка 9А310 зенитно-ракетного комплекса 9К37 «Бук», образца 1980 года.Слева на переднем плане зенитная ракета на пусковом устройстве ПУ-СМ-62 зенитно-ракетного комплекса СА-75, образца 1957 года.
В музее есть вертолеты.
Это МИ-24Д, образца 1971 года.Вертолет МИ-8 образца 1965 года.
Продолжаем гулять по музею вдоль артиллерийских орудий послевоенного времени и ВОВ.
Справа налево: 152-мм пушка-гаубица Д-20 образца 1955 года, 152-мм полковая гаубица 2А61 «Пат-Б» образца 1991 года, 122-мм гаубица Д-30 (2А18М) образца 1960 года.125-мм противотанковая самодвижущаяся пушка 2А45М «Спрут-Б» образца 1987 года.
Переходим к военным машинам.
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н «Катюша» образца 1943 года.Зенитная прожекторная станция З-15-4 на базе автомобиля ЗиС-5.
Дальше стоят ракетные комплексы и реактивные системы залпового огня.
Пусковая установка 9П113 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», образца 1964 года.Слева видна самоходная пусковая установка 9П117 оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус», образца 1967 года. Справа — боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 НМ «Катюша», образца 1958 года.
На самом деле пушек, машин, зенитных комплексов стоит очень много, если придирчиво рассматривать и обфоткивать каждую не хватит и целого дня, по этому переходим к танкам.
152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», образца 1989 года.Танк КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны.
Тяжёлый танк КВ-1, образца 1939 года.Бронетанковая техника времен ВОВ. На переднем плане 76-мм самоходная артиллерийская установка СУ-76М, образца 1943 года.
122-мм самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 обазца 1944 года.203-мм самоходная пушка 2С7 «Пион» образца 1976 года.
Трактор «Сталинец-65», который «тащит» 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 образца 1937 г. Что здесь делает трактор? Оказывается именно такие трактора использовались для буксировки орудий большой мощности.Полевая кухня и артиллерийский передок образца 1941 года. Повозка предназначалась для транспортировки артиллерийского орудия и боеприпасов на конной тяге.Слева 130-мм береговая артиллерийская установка Б-13-IIIС, образца 1948 года. Справа 140-мм пусковая установка БМ-14-17 (8У36), образца 1958 года.
Вот мы добрались до флота.
Макет рубки средней дизельной подводной лодки типа «Щука».Малый речной бронекатер пр.1125, спущен на воду весной 1942 г. 30 октября 1942 г. во время выгрузки раненых у Северного причала в районе Сталинграда был потоплен. Поднят 2 марта 1944 г.Макет торпедного катера «Комсомолец».Справа торпеда парогазовая 45-36НУ, образца 1939 года.Макет бронекорабля МБК пр. 161.Малый водоплавающий автомобиль ГАЗ-011, производился в 1953 году. Максимальная скорость двиения по шоссе — 90 км\ч, на плаву 9,5 км\ч. Экипаж 2 человека+десант 4 человека.Малый речной бронекатер пр.1125. Годы производства 1936-1945 гг. Всего построено 204 шт. Бензиновый мотор мощностью 800 л.с. Экипаж 12 человек. 30 октября 1942 года во время выгрузки раненых у Северного причала в районе Сталинграда был потоплен. Поднят 2 марта 1944 года.
«Летит» одномоторный поршневой истребитель-моноплан И-16., стоит — истребитель БИ-1.Советская «летающая лодка» — гидросамолет МБР-2 (морской ближний разведчик), который использовался в армии в 1930-е годы. Он создан из дерева, которое требовало регулярной просушки. После каждого вылета приходилось выталкивать самолет на сушу и обкладывать корпус самолета песком, который для этого прогревали с помощью костров на побережье.
Затем — самолеты послевоенного периода.
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31, образца 1980 года, истребитель-бомбардировщик СУ-17, образца 1970 года, реактивный учебно-тренировочный самолёт Aero L-39 «Albatros», образца 1971 года.Истребитель-бомбардировщик СУ-17, образца 1970 года.Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31, образца 1980 года.Фронтовой бомбардировщик Су-24, образца 1975 года.Заправщик самолетов.Провожает посетителей музея средний танк Т-34-85М-1 образца 1944 года — копия танка «Rudy» из сериала «Четыре танкиста и собака» с фигурами Янека, Гжеся и пса Шарика.
На самом деле мы ни раз бывали в музеях военной техники: это и железнодорожный музей у Варшавского вокзала в Питере, и музей паровозов в Переславле-Залесском, и Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации в Москве, и музей военной техники на Поклонной Горе, и центральный музей Военно-Воздушных Сил в Монино, и знаменитая Кубинка с ее военно-историческим музеем бронетанкового вооружения и техники. Но еще ни разу мы не видели паровозы, самолеты, танки, вертолеты, самоходки, катера, пушки и многое-многое другое, собранное в одном месте!
О музее Боевая слава Урала остались самые приятные впечатления. Будете в районе Екатеринбурга — не поленитесь заехать.
Кстати, все это великолепие можно увидеть БЕСПЛАТНО!