Мы сплавились на плоту, проехали вдоль Мезени и вроде как настало время расставаться. Но прямо во время прощального ужина под Архангельском мы неожиданно передумали. Едем дальше, а куда?
Какое это прекрасное чувство — осознавать, что перед тобой открыты все дороги и направления. Почему-то, продумывая очередной маршрут будучи дома, ты осознаешь это не так остро, как сидя на берегу реки и только что выпутавшись из очередной авантюры.
Как-то мы уже проделывали подобный кульбит: после Памира без заезда домой рванули в Дагестан и Чечню. Сейчас перед нами вновь была пачка вариантов. Олег и Таня отменили все свои планы и впереди у них был месяц свободного времени. У нашей семьи времени было гораздо меньше — дней 10, но географию это не особо ограничивало, ведь выброситься поездом можно из любого крупного города.
И вот сейчас, сидя на берегу Пинеги все фантанировали вариантами: Карелия, Кольский, Кавказ, Дагестан, Чечня и даже Алтай. Кто-то чего-то хотел больше, кто-то меньше, во многих местах мы уже были, но самое обидное казалось тратить бОльшую часть оставшегося отпуска на дорогу. Из серии 3-4-х дневный перегон, пару дней на возвращение и на месте останется совсем чуть-чуть. Потому, решено было от длительных перегонов отказаться и поплотнее познакомиться с тем районом, в котором мы и так находились.
Выходя на маршрут, мы обычно детально прорабатываем не только по каким дорогам и направлениям едем, но и что по пути смотрим. С дорогами все было более-менее понятно, качнуть с инета карт — не великая проблема, с интересностями сложнее — очень быстро накидать на коленке интересных (именно интересных, а не всех подряд) точек — не самая простая задача.
Но мы решили попробовать, а там, что «зацепим», то и ладно.
Итак, вначале нужно было посадить Серегу в Архангельске на поезд (он все-таки собрался домой), потом затариться продуктами и прочими необходимостями, дальше взять курс на Северодвинск.
Но от места ночевки мы отъехали совсем чуть-чуть, когда наше внимание привлекло скопление деревянных построек. Это оказался музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России — Малые Корелы. Проехать мимо мы не смогли.
Музей расположен на правом берегу Северной Двины и занимает почти 140 гектар. Под открытым небом здесь собрано около 100 гражданских, общественных и церковных построек: церкви, колокольни, крестьянские и купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы, бани и т. д. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.
Экспозиция музея разделена на 4 сектора: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский».
Мы не располагали силами и временем, чтобы посетить их все, да и погода подкачала. Поэтому, решили ограничиться осмотром Каргопольско-Онежской части.



Внутри действует выставка «Ветряные мельницы Русского Севера», очень милая девушка в народном костюме рассказала нам о типах ветряных мельниц, характерных для архитектуры северной деревни XIX — начала XX веков, их конструктивных особенностях и с удовольствием ответила на все вопросы.


Подробнее об устройстве ветряных мельниц я написала тут.

А Вы знаете, что такое гумно? Мы вот не знали и спросили у молодого человека-смотрителя. После красочного рассказа о ветряных мельницах, мы ожидали чего-то подобного. Но вместо внятного ответа получили: «Гумно, чего тут непонятного! Вон на табличке написано!» После этого парень развернулся и скрылся в дальнем углу. Несколько странное поведение для работника музея, не находите?




Она в подробностях рассказала кто где жил, на чем спал, как проходили застолья в семье, какие обязанности выполнялись тем или иным человеком, особое внимание уделила заботам, возложенным на детские плечи. Все-таки современные дети невероятные халявщики!
Узнав, что мы приехали издалека, пустила нас в неработающую сегодня экспозицию «Рублено топором», рассказывающую о строительных технологиях северных плотников (смотреть тут).
Плавно наш разговор о крестьянском быте перетек в беседу за жизнь.
В доме вкусно пахло протопленной печкой, смотрительница пояснила, что этот дом действительно греют в сырую и холодную погоду, именно поэтому, она любит работать здесь, ведь многие постройки не отапливаются даже зимой.
-А как же зимой? — удивились мы.
-Плохо, я зимой здесь не работаю, пару раз пробовала, но все время болела, как другие справляются не знаю. Я сюда приезжаю только летом как на курорт, снимаю домик неподалеку: днем с людьми говорю, а вечерами тут очень тихо, воздух чистый, птицы поют. Отдыхаю от семьи и города.
-Зимой очень холодно, да?
-По разному, -40 бывает регулярно, но дело ведь не столько в холоде, сколько во влажности. У нас кругом болота, от них большая влажность, мороз пробирает до костей.
-Говорят, зимой здесь полярные ночи, солнце сколько часов в день бывает?
-Солнца считайте, что не бывает, в самое темное время 2-3 часа в день серые сумерки, все остальное — темно.
-Как же Вы живете?
-Как кроты живем! — это было сказано в сердцах — свет зимой горит всегда, на улице стараемся бывать как можно меньше, мерзнем. Зато у нас летом полярный день, стараемся использовать это время по максимуму. Это к нам, когда приезжают кажется все в диковинку, а мы привыкли.
Не услышала я в голосе дамы радости от такой привычки, по всему выходило, что завидуют местные жителям средней полосы.
На первом этаже дома Пухова находится сувенирный магазин — немного всякой всячины хенд-мейд по заоблачным ценам.







Идем дальше.

Справа — дом–двор Я.А. Попова (XIX век), перевезенный из деревни Погост Каргопольского уезда. Дом является типичным примером каргопольского крестьянского жилища XIX – начала XX веков. Как и соседний, он топился «по-чёрному».

Завершаем знакомство с Малыми Корелами осмотром самого старого экспоната музея.

Больше фото и подробностей об экспонатах музея можно прочитать здесь.
Очень многие деревянные постройки остались не осмотренными, но я не огорчаюсь, ведь это повод вернуться.
Грузимся в машину и продолжаем путь.

По численности населения город является крупнейшим, среди северных регионов европейской части России.
В первую очередь Архангельск — это порт. Еще с 80-х годов XVI века он стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов в государственную казну.
Правда, начиная с 1713 года, царь Пётр I своими указами начал «задвигать» Архангельск, фактически, жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. Екатерина II позже сняла все ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, но город уже не смог вернуть себе статус главного порта России.
В конце XIX — начале XX века Архангельск служил важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. В 1915 году здесь было открыто ледокольное бюро, в состав которого вошли 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. От причалов порта отправилось свыше двухсот полярных исследовательских экспедиций.
Но Архангельск вновь потерял своё уникальное значение главного северного порта, на этот раз из-за Мурманска, где в 1916 году основали на берегу незамерзающего Кольского залива порт. Со временем туда были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия.
Сейчас Архангельский морской порт принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, оборудование, металлы, промышленные и продовольственные товары, выполняет морские перевозки по Белому, Баренцеву, Карскому морям, Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии до Мурманска, Диксона, Онеги, Мезени, Кандалакши и пунктов Новой Земли.


Серега удачно купил билеты на поезд до Москвы, отправляющийся меньше, чем через 1,5 часа, а мы затарились в магазинах всем необходимым.
Вообще, мы хотели погулять по городу и осмотреть исторический центр, но наши планы спутал невероятной силы ливень, который буквально обрушился на нас по дороге из торгового центра. Пришлось ограничиться обзором из окна едущей машины.



Дальше мы покатились в Северодвинск. Спасибо нашим друзьям Дену и Але, которые несмотря на то, что сами были в пути, сумели скинуть точки, где лучше остановиться и, как увидеть типа секретные подводные лодки.
Северодвинск был основан в 1936 году как рабочий судостроительный поселок. Сейчас здесь расположен Северный центр судостроения и судоремонта России. И еще, когда едешь по городу, чувствуется, что здесь есть работа, и есть деньги. Все вокруг живенько: опрятные улицы, нет аварийных зданий (по крайней мере нет в том количестве, что бы они бросались в глаза), господа алконавты не выпадают под колеса, все как-то собрано-по деловому, как и положено в разгар рабочего дня.

В последнее время народ в инете активно обсуждает сколько у нас в стране подводных лодок. Согласно представленным общественности материалам, ВМФ РФ насчитывает 70 субмарин. Из них 50 атомоходов различных проектов, но говорят, что в состоянии боевой готовности пребывают меньше половины из них. Остальные либо находятся в резерве, либо в ожидании ремонта.


Издалека композиция смотрится совершенно непонятно, но монументально. И еще цветов каких-нибудь вокруг не хватает с лавочками, а то, она как будто случайно среди многоэтажек затесалась. Кстати, горожане из-за трех стилизованных флагштоков, которые должны олицетворять прошлое, настоящее и будущее, называют монумент «шашлык» или «шампур».
Однако, пора и нам было подумать о шашлыке и месте ночевки на берегу Белого моря.


Ну да мы не гордые, можем и пешком до водоема прогуляться.
Дачами здесь застроено все не хуже, чем в Подмосковье. Дороги перекрыты тоже не хуже. Но решить СНТ-шный квест и прорваться к берегу моря нам все-таки удалось.






Недалеко от Северодвинска расположилась база отдыха «Пикалево» у берегов одноименного пресного озера. Объявление на дороге гласило, что там можно купить форель и семгу. «Должны же мы наконец вдоволь поесть рыбы» — подумали мы и смело под аккомпанемент волкодавов отправились искать людей на территории.



Но покупать мы рыбу не стали, хоть цена и была раза в полтора ниже, чем в Москве, жаба взяла верх. Забегая вперед, скажу, что по жадничали мы не зря т.к. к вечеру купили рыбу дешевле.
Как только дорога уходит от беломорского побережья, населенки становится немного.






Местами дорога подходит совсем близко к нему, и тут же начинается очень плотная дачная застройка. Для нас осталось загадкой, откуда здесь такое дикое количество дачников, ну реально, городок Онега — совсем небольшой, ехать по грунтовке пару сотен км из Архангельска — так себе удовольствие, остальные крупные города еще дальше.
Фактически, единственное место, где можно встать лагерем в этом районе — Пилемский мыс. Но и тут народу с палатками оказалось полно.



Собственно только до скальных нагромождений и можно добраться на машине, дальше они преграждают путь. Во время отлива можно попробовать прорваться дальше по песку, лавируя между камнями, главное не угодить в няшу. Воды в ней вроде как немного, но стоит туда наступить, нога уходит в липкую субстанцию почти до колена. Очевидно, что попав в такое машина тут же увязнет и прилипнет.
Хорошо, что мы туда не полезли, потому, что вода начала активно прибывать и в этот же момент обнаружилось порванное колесо (спасибо отдыхающему неподалеку молодому человеку, мы не заметили). Случись это не на дороге, а где-нибудь в няше, мы бы поимели приключение.






На дворе был вечер пятницы, народу на побережье становилось все больше. То тут, то там из машин слышалась музыка, а из окрестных кустов пьяные вопли. Мы решили, что на море уже насмотрелись и теперь просто хотим тишины и покоя.
Забегая вперед, скажу, что это было правильным решением ибо магнитолы с наступлением ночи орать стали громче, а на берегу веселье не прекращалось до утра.

Раньше тут была сквозная дорога до Покровского карьера (очень оригинально смотрится колея от Белаза в лесу), но теперь ее завалили камнями. Мы уже начали рассуждать, как форсируем эту преграду с помощи лебедки, пары бревен и такой-то матери, но к нам пришел мужик и попросил этого не делать.

Мужик этот работает сварщиком на карьере и сейчас обходил периметр, что бы никому не прилетело булыжником в голову.
Тут же завязался разговор за жизнь, самым ярким из моментов которого стала зарплата сварщика 6-го разряда в 20.000 рублей — именно столько получает мужик на карьере да еще почему-то бегает по территории. По его словам, в Северодвинске, зарплата составляет 60 тыр и выше. Я же говорила, что в городе есть деньги.


Мы думали, что т.к. проехали сегодня относительно немного на ночевку встанем рано, но после ремонта и поиска места, это оказалось не так.



Утром мы добрались до райцентра — города Онеги. Здесь нас интересовало 2 момента: газовая заправка и шиномонтаж, ведь запаски у нас кончились.



А уж 2 колеса меньше, чем за 12 часов — вообще круто. На одну и туже хрень напороться мы не могли т.к. заезжали и выезжали с моря разными дорогами. Но обе они проходили через дачи… диверсия?




Честно говоря, в городе смотреть особо не на что, то ли дело в Каргополе, куда мы теперь направлялись.
Белое море осталось в стороне, теперь мы ехали вдоль реки Онеги.
Начало:
Как построить плот: личный опыт
Мезень 2017: приключения Гены и его друзей
Мезень 2017: приключения Патрика и его друзей
Продолжение: