Рубрики
Без рубрики Поездки с детьми Путешествия

Новогодний Кавказ. Часть 1: Москва-Миллерово-Курджиново-Пхия-Курджиново-Домбай.

Новогодний Кавказ 2016.

Мы вернулись живые и здоровые из большого зимнего путешествия по Кавказу, проехав около 6000 км.

Основные внедорожные участки пришлись на Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Северную Осетию.

Экспедиция продолжалась 20 дней и была осуществлена на 6-ти полноприводных автомобилях.

Перепад температур в пути составил от +10 до -23 градусов.

Наши машины поднялись на максимальную высоту в 2860 метров. Мы сами поднялись на максимальную высоту 4200 метров на г. Эльбрус.

К сожалению, из-за ряда факторов не все получилось так, как задумывалось, но нам все равно удалось посмотреть кучу интересностей, проехать по заснеженным серпантинам и получить бесценный опыт «общения» с зимними горами.

Несмотря на то, что поездка планировалась аж сентября месяца, самые серьезные изменения произошли меньше чем за неделю до выезда. По уважительной причине снялся ведущий по горной местности экипаж — единственный, кто знал данную местность, имел опыт подобных зимних поездок, вплотную занимался разработкой маршрута, короче понимал как, куда и для чего мы едем.

Ничего не поделаешь, пришлось брать инициативу в свои руки и по наводкам, объяснениям и материалам, которые мы успели подготовить в дикой спешке вести колонну.

Старт был назначен на 26 декабря.

Московская область, г. Кашира. Зима 2015.
По традиции собираемся возле одного из Макдональдсов.

Московская область, г. Кашира. Зима 2015.

На данном этапе наша колонна состояла из 4-х машин и 11-ти человек: Уаз-Хантер — Саша, я, дочки Ксюша и Яна, еще один Уаз-Хантер — Игорь и Сергей, Уаз-Патриот — Женя и Аня, ТагАЗ — Сергей, Саша и Даша. Еще 2 Патриота должны были нас догнать ближе к Новому году.

Московская область, г. Кашира. Зима 2015.
Клеим наклейки автопробега и спонсоров.
Московская область, г. Кашира. Зима 2015.
Основным спонсором нашего автопробега стал один из ведущих производителей автохимии — компания Hi-Gear.

Начинаем движение по платной трассе «Дон». Сегодня надо пройти чуть более 700 километров. Не скатанная колонна идет неспешно для такого расстояния — 90-100 км\ч.

Трасса Дон. Зима 2015.
Перед каждым пунктом оплаты небольшие, но заторы, что совсем не способствует скорости движения.
Трасса Дон. Зима 2015.
Пламенный призыв. А ты заплатил налоги?!
Стараемся делать остановки только на дозаправку. 2 машины идут на бензине, 2 на газу.
Стараемся делать остановки только на дозаправку. 2 машины идут на бензине, 2 на газу.
Трасса Дон. Зима 2015.
Случается неприятность — у одного из Хатнеров отказывает антенна СиБишки, оставаться без связи в самом начале пути совсем не хотелось, по этому принялись за поиски соответствующего автомагазина.
Трасса Дон. Зима 2015.
Вскоре связь была налажена, однако, не надолго. Буквально через пару дней рация откажется говорить, а будет только принимать. Так экипаж до самого конца путешествия останется, как собака — понимающим, но молчаливым 🙂
Трасса Дон. Зима 2015.
Тем временем темнеет, заторы на пикетах несколько увеличиваются — видимо, народ едет домой.

Миновав Московскую, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области, добираемся до Ростовской, где останавливаемся на ночевку в районе Миллерово.

Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.

Ужин и болтовня у костра несмотря на всеобщую усталость.
Ужин и болтовня у костра несмотря на всеобщую усталость. Только начавшийся  дождь сумел нас разогнать.
Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.
Утро радует иногда проглядывающим солнышком и теплом, напомню, на дворе 27 декабря!

Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.

Сбор шмурдяка, в этом плане первые дни путешествия самые тяжелые т.к. одно дело тщательно укладывать вещи дома и совсем другое каждый день быстро доставать их и быстро собирать.
Сбор шмурдяка, в этом плане первые дни путешествия самые тяжелые т.к. одно дело тщательно укладывать вещи дома и совсем другое каждый день быстро доставать их и быстро собирать.
Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.
Утренний чай.
Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.
Наполнение термосов перед дальней дорогой, сегодня нам вновь нужно было преодолеть около 700 километров.
Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.
Но сначала весело и задорно выбрасывались с места стоянки, прошедший ночью дождь прибавил грязюки.

Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.

Ростовская область, Миллеровский район. Зима 2015.

Сначала заезжаем в Миллерово дабы заправить газовый баллон для плитки.
Заезжаем в Миллерово дабы заправить газовый баллон для плитки.

Ростовская область, Миллеровский район, г. Миллерово. Зима 2015.

А потом вновь, выходим на "Дон".
А потом вновь, выходим на «Дон».

Сегодня ехалось гораздо бодрее: и скорость у колонны была повыше, и маневры резче, правда несколько раз пришлось потолкаться и пообъезжать пробки.

Так, уходя от очередного затора, мы оказались в столице Донского казачества — городе Новочеркасске.

По этому поводу Юбилейную площадь города украшают вздыбленные кони. Скульптура, олицетворяющая мужество и непокорность очень символична для столицы донского казачества.
Как олицетворение мужества и непокорности, которыми славятся донские казаки, Юбилейную площадь города украшают вздыбленные кони.
Построены в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Поводом для постройки двух арок стал ожидаемый визит в Новочеркасск императора Александра I, однако из-за того, что точно не было известно с какой именно стороны он приедет, были сооружены сразу две арки: одна с запада, другая с северо-востока. Являлись первыми достопримечательностями города.
Одна из двух Триумфальных арок, построенная в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Поводом для возведения сразу двух арок стал ожидаемый визит в Новочеркасск императора Александра I, однако, точно не было известно с какой именно стороны он приедет, по этому решили перестраховаться и соорудили сразу две: одна с запада, другая с северо-востока. Арки стали первыми достопримечательностями города.
Темнеет, в Краснадарсом крае дикий ветер и ливень. Летим по прибором, особенно стремно обгонять фуры.
Темнеет, в Краснодарском крае дикий ветер и ливень. Летим по прибором, особенно стремно обгонять фуры.

Наконец, уходим с трассы. Сегодня мы должны оказаться в горах, и по карте они вроде как вокруг нас есть, но в потемках разглядеть никак не удается.

Краснодарский край. Зима 2015.
Недалеко от дороги горит степь, при чем видно, что пожар по площади очень приличный, но его ни кто не тушит.

Упираемся в границу с  Карачаево-Черкесией, до места стоянки нам остается около 2-х километров, смеемся, что Яндекс почему-то рисует нам пробку в этих глухих местах несмотря на ночь.

Оказалось, что смеялись зря — на границе пост ДПС, где тормозят все машины подряд. Наша колонна не становится исключением. Это была первая остановка гайцами за полторы тысячи км, забегая вперед, скажу, что начиная с этого момента нас тормозили постоянно, часто по несколько раз за день.

На посту все серьезно, проверяют документы, спрашивают откуда-куда-зачем-чего везете-наркотики-оружие. Господин ГИБДДшник забирает у Саши и Жени права и исчезает в будке. Идем толпой разбираться, пытаясь применить подсказанную бывалыми фразу: «Едем к Вам в ГОСТИ, посмотреть на Ваши ГОРЫ». В ответ получаем, что это не их горы — горы дальше. У нас не сработало, зато сработало у Саши — после такого «пароля» штраф за отсутствие брызговиков ему начали «выписывать» обратной стороной ручки, когда дело дошло до Жени, у которого не горела подсветка заднего номера (страшные нарушения, правда?!), он предложил устранить неисправность на месте, гордо достав чемодан с инструментами. В итоге на нас замахали руками и под аккомпанемент «Пусть едут уже отсюда, а то сейчас пол машины здесь разберут», мы продолжили движение.

В Курджиново мы заправились на очень страшной заправке гордо именуемой «Роснефть» и полезли в гору, приметив на карте плато с чем-то похожим на лес по краю.

Плато оказалось довольно ровным кошенным полем. Тут мы и устроились.
Плато оказалось довольно ровным кошенным полем. Тут мы и устроились.
Урупский район Карачаево-Черкесии. Зима 2015.
Ночь и утро были очень теплыми — термометр показал нам +10.
На горизонте действительно были горы.
На горизонте действительно были горы.

Урупский район Карачаево-Черкесии. Зима 2015.

Урупский район Карачаево-Черкесии. Зима 2015.
А кое-где белел снег. За последние дни мы настолько привыкли к его отсутствию и теплу, что снег казался чем-то не реальным. Внутри сидела тихая надежда, что такая погода будет и дальше, а спальники на -38 мы купили исключительно с перепугу.
Урупский район Карачаево-Черкесии. Зима 2015.
Гора выше облака.
Урупский район Карачаево-Черкесии. Зима 2015.
Спускаемся с места ночевки.
Урупский район Карачаево-Черкесии. Зима 2015.
Мы снова в Курджиново. Вот так фигурно здесь укладывают дрова.

Дальше нам предстояло двигаться вдоль реки Большая Лаба за Пхию.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
р. Большая Лаба.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Качество дороги оставляло желать лучшего, по этому травимся.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Но быстро двигаться у нас все равно не получалось из-за постоянных остановок на фотосессию. Ну как можно просто ехать, когда мы 2 дня кроме шоссе и фур вокруг себя ничего не видели, а тут такая красота, да еще тепло и солнечно!
р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Некоторые ради удачного кадра готовы были утопиться 🙂

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

Чрез реку перекинуто множество мостиков, почти все они в плохом состоянии, но по ним продолжают ездить.
Чрез реку перекинуто множество мостиков, почти все они в плохом состоянии, но по ним продолжают ездить.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

Останавливаемся возле родника неподалеку от строящихся домов отдыха.
Останавливаемся возле родника неподалеку от строящихся домов отдыха.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Дорога местами довольно узкая и прорублена через скалы, однако по ней ездят не только легковушки, ни и трактора, и лесовозы.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

Прямо на одной из сказ прикреплена табличка.
Прямо на одной из скал прикреплена табличка.
р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Снова остановка, на этот раз возле шумного речного переката.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

Гуляем по огромному булыжнику.
Гуляем по огромному булыжнику.
р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Самые отважные лазают вдоль русла.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Вода в реке имеет яркий изумрудный цвет, но почему-то бурля и образуя водопадики становится насыщено-голубой.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Неподалеку от переката вот такой огромный камень.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
С гор то там, то тут бегут ручьи.
Замерзая, они образуют причудливое кружево.
Замерзая, они образуют причудливое кружево.
На самом деле для нас вопрос температуры и наличия снега стоял в первую очередь из-за мяса, которое мы опрометчиво взяли с собой. Теперь оно растаяло и вознамерилось стухнуть, а мы пытались этому всячески противостоять. По этому, увидев приток Лобы, где сохранился снег и лед мы были просто счастливы!
На самом деле для нас вопрос температуры и наличия льда стоял в первую очередь из-за мяса, которое мы опрометчиво взяли с собой. Теперь оно растаяло и вознамерилось стухнуть, а мы пытались этому всячески противостоять. По этому, увидев приток Лабы, где сохранился снег, мы были просто счастливы!
р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Перемешиваем мясо со льдом в контейнере.
р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Здесь же строили небольшой обеденный перекус.
р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Вот такая скала возвышалась над нами, пока ели гадали какой она высоты.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

Подъезжаем в Дармхурцу.
Подъезжаем в Дамхурцу.
Вокруг не жилого вида домики.
Вокруг нежилого вида домики.
Зато гуляют лошадки.
Зато гуляют лошадки.

Отсюда начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника «Карапырь». Нас пугают табличками «Кордон» и «Тупик. Приграничная зона». Но мы все равно крадемся.

В итоге ни в заповеднике, ни на Загеданской погранзаставе ни кто нас не остановил, да и вообще людей мы не видели.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

р. Большая Лоба. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

Карачаево-Черкесия, пос. Пхия. Зима 2015.
Так неспешно мы докатились до Пхии.

Карачаево-Черкесия, пос. Пхия. Зима 2015.

Карачаево-Черкесия, пос. Пхия. Зима 2015.
Тут нас застал закат.

Карачаево-Черкесия, пос. Пхия. Зима 2015.

Карачаево-Черкесия, пос. Пхия. Зима 2015.

Карачаево-Черкесия, пос. Пхия. Зима 2015.

Дальше начиналось самое интересное: из Пхии мы планировали прорваться на Домбай. Вообще данный участок считается не проходимым даже летом, однако, мы решили рискнуть.

Все началось с брода:

Продолжилось подъемом в гору по серпантину. Сначала начал появляться лед, потом снег, а потом дорога и вовсе оказалась заметенной. Но нам повезло — некоторое расстояние мы ехали по следам ратрака, потом к сожалению он ушел на отворотку, а мы начали тропить. Понимать на сколько тяжело тропить снег, поднимаясь в гору, может только тот, кто хоть раз делал это. Наш УАЗка начал призывно мигать лампочкой масла, и вперед отправился ТагАЗ на более подходящих 33-их колесах с зимней резиной.

Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
«Опасно. Высади людей» — гласит табличка. На тот момент мы просто поржали над ней.

Однако, за табличкой оказался небольшой ручеек и крутой (как нам тогда показалось, потом-то лазили и круче) подъем. Решено было надевать цепи. И вот тут-то у нас возникла реальная проблема! Примеряйте цепи ПЕРЕД выездом говорили нам умные люди. Но куда там, при спешке, в которой мы собирались! Цепи оказались малы — 30, вместо 32!

Сеанс хорового одевания маленьких цепей.
Сеанс хорового одевания маленьких цепей. Примерно через 1,5 часа передний мост оказался в оковах. 6 мужиков руками реально растянули цепь.

Вообще на этом этапе в темноте уже совершенно ничего, кроме как поужинать и лечь спать не хотелось, но решили на гору все-таки влезть.

И вот Сережа на низком старте...
И вот Сережа на низком старте. Он откатывается в ручей, что бы взять разгон, тапка в пол и… На фотке видно сколько он проехал, остановил его резкий неприятный звук.

Откатился обратно, снова полез вверх, звук повторился и сомнений не осталось — с машиной какая-то шляпа.

Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
С редуктора заднего моста лило масло.

На этой оптимистической ноте решили ставиться, а что делать дальше решать посветлу.

Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Утро в лагере.
Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Ничего хорошего мы не увидели.
по целине на цепях на 33 колёсах (штатные 30). Вывесели диагоналку, сработал самоблок в заднем мосту и всё разворотил (главная пара, диф и крышка редуктора), полуоси остались целые.
Вчера во время подъема по целине на цепях и на 33-х колёсах (вместо штатных 30-х), видимо, вывесили диагоналку, сработал самоблок в заднем мосту и всё разворотил (главную пару, диф и крышку редуктора). Машина стала переднеприводной.

Несмотря на то, что нам удалось преодолеть более половины пути, было принято волевое решение возвращаться на асфальт. Оставшаяся часть, а особенно 2 километра в самом конце, были гораздо сложнее. Отправлять одинокий недопривод по мало населенной местности не решились.

Карачаево-Черкесия. Зима 2015.

Медленно и печально мы возвращались в Курджиново.

Сегодня было пасмурно и ветрено. Дорога вдоль Большой Лобы, вызывавшая вчера столько восторгов, казалась длинной и нудной.
Сегодня было пасмурно и ветрено. Дорога вдоль Большой Лабы, вызывавшая вчера столько восторгов, казалась длинной и нудной.
Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
По середине пришлось сделать привал и снять задний кардан.

На асфальте мы расстались с экипажем ТаГаза: ребята, поймав связь принялись искать телефоны разборок в окрестных городах, что бы купить задний мост, а мы тремя экипажами двинулись в сторону Домбая.

На дороге мы попали сначала в дикий туман, потом в ливень, а уже при въезде в Домбай пошел мокрый снег. Проехав поселок насквозь, мы попытались влезть в гору и уткнулись в шлагбаум Тебердинского государственного биосферного заповедника. Тут же появился абориген, который с радостью пустил нас на территорию — дорога вела только до дома отдыха.

Перед выездом мы читали, что если где-то здесь уйти на отворотку, то можно территорию дома отдыха обогнуть и встать неподалеку в лесу. Но куда там! Снег продолжал мести все сильнее, проезжабельна оказалась только основная дорога, по сугробам не удавалось прорубиться даже на пару метров.

Докатились до дома отдыха, посмотрели на цены, не вдохновились и поехали обратно в поселок. Искать место для ночевки больше здесь было негде, тащиться обратно уже не было сил, решили остановиться в гостинице. Но вот беда: перед НГ они все были дороги и забиты.

пос. Домбай. Карачаево-Черкесия. Зима 2015.
Притулились в тупике и, запытав до полусмерти интернет, нашли-таки бюджетный вариант, готовый принять нас на ночлег.

Потом мы еще навернули пару кругов по Домбаю т.к. здесь оказывается нет улиц, а есть исключительно номера домов, да и то их ни кто не пишет, все-таки попали в гостиницу, поужинали вкуснейшим мясом с картошкой, которое быстренько сообразила для нас хозяйка и завалились спать.

 

Продолжение:

Часть 2: Домбай-Теберда-Шоанинский храм-Сентинский храм- Царские ворота-озеро Хурла-Кель .

Часть 3: Царские ворота-перевал-Царские ворота-Кисловодск-перевал-Кисловодск-Кабардино-Балкария.

Часть 4: Чегемские водопады — термальный источник — святилище Реком — Цей — Архонский перевал — Город Мертвых — Кармадонское ущелье.

Часть 5: Водопад Зейгалан — Уаласых — Алагир — Голубые озера — Верхняя Балкария — перевал Думала.

Часть 6: плато Кинжал — гора Эльбрус.

Часть 7: Чегет — Домбай — Ставропольский край — Липецкая область — Москва.

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

4 ответа к “Новогодний Кавказ. Часть 1: Москва-Миллерово-Курджиново-Пхия-Курджиново-Домбай.”

Там где вы видели огромный камень на Лабе мы ночевали в прошлом году… только снегу было по колено

Здорово! только начало, а уже немало красивых видов!!

Где-то, в Гималаях, или на просторах Арктики, Тулупов А. заерзал в кресле от холодка по спине, хотя пил горячий чай…А вдруг с Кавказа Хрен13 начнет экспансию и значительно расширит географию своих вылазок во все более дикие места? Да не на Патриоте, а на его отце Хантере?
Алексей поерзал и перестал, но в голове осталась холодная мыслишка — на Олимпе может придется подвинуться…

мне кажется, улыбнуться от души будет в самый раз 🙂
это шутка, но в каждой шутке, только доля шутки, остальное правда 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *