Мы вернулись живые и здоровые из большого зимнего путешествия по Кавказу, проехав около 6000 км.
Основные внедорожные участки пришлись на Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Северную Осетию.
Экспедиция продолжалась 20 дней и была осуществлена на 6-ти полноприводных автомобилях.
Перепад температур в пути составил от +10 до -23 градусов.
Наши машины поднялись на максимальную высоту в 2860 метров. Мы сами поднялись на максимальную высоту 4200 метров на г. Эльбрус.
К сожалению, из-за ряда факторов не все получилось так, как задумывалось, но нам все равно удалось посмотреть кучу интересностей, проехать по заснеженным серпантинам и получить бесценный опыт «общения» с зимними горами.
Несмотря на то, что поездка планировалась аж сентября месяца, самые серьезные изменения произошли меньше чем за неделю до выезда. По уважительной причине снялся ведущий по горной местности экипаж — единственный, кто знал данную местность, имел опыт подобных зимних поездок, вплотную занимался разработкой маршрута, короче понимал как, куда и для чего мы едем.
Ничего не поделаешь, пришлось брать инициативу в свои руки и по наводкам, объяснениям и материалам, которые мы успели подготовить в дикой спешке вести колонну.
Старт был назначен на 26 декабря.

На данном этапе наша колонна состояла из 4-х машин и 11-ти человек: Уаз-Хантер — Саша, я, дочки Ксюша и Яна, еще один Уаз-Хантер — Игорь и Сергей, Уаз-Патриот — Женя и Аня, ТагАЗ — Сергей, Саша и Даша. Еще 2 Патриота должны были нас догнать ближе к Новому году.


Начинаем движение по платной трассе «Дон». Сегодня надо пройти чуть более 700 километров. Не скатанная колонна идет неспешно для такого расстояния — 90-100 км\ч.






Миновав Московскую, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области, добираемся до Ростовской, где останавливаемся на ночевку в районе Миллерово.








Сегодня ехалось гораздо бодрее: и скорость у колонны была повыше, и маневры резче, правда несколько раз пришлось потолкаться и пообъезжать пробки.
Так, уходя от очередного затора, мы оказались в столице Донского казачества — городе Новочеркасске.



Наконец, уходим с трассы. Сегодня мы должны оказаться в горах, и по карте они вроде как вокруг нас есть, но в потемках разглядеть никак не удается.

Упираемся в границу с Карачаево-Черкесией, до места стоянки нам остается около 2-х километров, смеемся, что Яндекс почему-то рисует нам пробку в этих глухих местах несмотря на ночь.
Оказалось, что смеялись зря — на границе пост ДПС, где тормозят все машины подряд. Наша колонна не становится исключением. Это была первая остановка гайцами за полторы тысячи км, забегая вперед, скажу, что начиная с этого момента нас тормозили постоянно, часто по несколько раз за день.
На посту все серьезно, проверяют документы, спрашивают откуда-куда-зачем-чего везете-наркотики-оружие. Господин ГИБДДшник забирает у Саши и Жени права и исчезает в будке. Идем толпой разбираться, пытаясь применить подсказанную бывалыми фразу: «Едем к Вам в ГОСТИ, посмотреть на Ваши ГОРЫ». В ответ получаем, что это не их горы — горы дальше. У нас не сработало, зато сработало у Саши — после такого «пароля» штраф за отсутствие брызговиков ему начали «выписывать» обратной стороной ручки, когда дело дошло до Жени, у которого не горела подсветка заднего номера (страшные нарушения, правда?!), он предложил устранить неисправность на месте, гордо достав чемодан с инструментами. В итоге на нас замахали руками и под аккомпанемент «Пусть едут уже отсюда, а то сейчас пол машины здесь разберут», мы продолжили движение.
В Курджиново мы заправились на очень страшной заправке гордо именуемой «Роснефть» и полезли в гору, приметив на карте плато с чем-то похожим на лес по краю.







Дальше нам предстояло двигаться вдоль реки Большая Лаба за Пхию.






















Отсюда начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника «Карапырь». Нас пугают табличками «Кордон» и «Тупик. Приграничная зона». Но мы все равно крадемся.
В итоге ни в заповеднике, ни на Загеданской погранзаставе ни кто нас не остановил, да и вообще людей мы не видели.


Дальше начиналось самое интересное: из Пхии мы планировали прорваться на Домбай. Вообще данный участок считается не проходимым даже летом, однако, мы решили рискнуть.
Все началось с брода:
Продолжилось подъемом в гору по серпантину. Сначала начал появляться лед, потом снег, а потом дорога и вовсе оказалась заметенной. Но нам повезло — некоторое расстояние мы ехали по следам ратрака, потом к сожалению он ушел на отворотку, а мы начали тропить. Понимать на сколько тяжело тропить снег, поднимаясь в гору, может только тот, кто хоть раз делал это. Наш УАЗка начал призывно мигать лампочкой масла, и вперед отправился ТагАЗ на более подходящих 33-их колесах с зимней резиной.

Однако, за табличкой оказался небольшой ручеек и крутой (как нам тогда показалось, потом-то лазили и круче) подъем. Решено было надевать цепи. И вот тут-то у нас возникла реальная проблема! Примеряйте цепи ПЕРЕД выездом говорили нам умные люди. Но куда там, при спешке, в которой мы собирались! Цепи оказались малы — 30, вместо 32!

Вообще на этом этапе в темноте уже совершенно ничего, кроме как поужинать и лечь спать не хотелось, но решили на гору все-таки влезть.

Откатился обратно, снова полез вверх, звук повторился и сомнений не осталось — с машиной какая-то шляпа.

На этой оптимистической ноте решили ставиться, а что делать дальше решать посветлу.



Несмотря на то, что нам удалось преодолеть более половины пути, было принято волевое решение возвращаться на асфальт. Оставшаяся часть, а особенно 2 километра в самом конце, были гораздо сложнее. Отправлять одинокий недопривод по мало населенной местности не решились.
Медленно и печально мы возвращались в Курджиново.


На асфальте мы расстались с экипажем ТаГаза: ребята, поймав связь принялись искать телефоны разборок в окрестных городах, что бы купить задний мост, а мы тремя экипажами двинулись в сторону Домбая.
На дороге мы попали сначала в дикий туман, потом в ливень, а уже при въезде в Домбай пошел мокрый снег. Проехав поселок насквозь, мы попытались влезть в гору и уткнулись в шлагбаум Тебердинского государственного биосферного заповедника. Тут же появился абориген, который с радостью пустил нас на территорию — дорога вела только до дома отдыха.
Перед выездом мы читали, что если где-то здесь уйти на отворотку, то можно территорию дома отдыха обогнуть и встать неподалеку в лесу. Но куда там! Снег продолжал мести все сильнее, проезжабельна оказалась только основная дорога, по сугробам не удавалось прорубиться даже на пару метров.
Докатились до дома отдыха, посмотрели на цены, не вдохновились и поехали обратно в поселок. Искать место для ночевки больше здесь было негде, тащиться обратно уже не было сил, решили остановиться в гостинице. Но вот беда: перед НГ они все были дороги и забиты.

Потом мы еще навернули пару кругов по Домбаю т.к. здесь оказывается нет улиц, а есть исключительно номера домов, да и то их ни кто не пишет, все-таки попали в гостиницу, поужинали вкуснейшим мясом с картошкой, которое быстренько сообразила для нас хозяйка и завалились спать.
Продолжение:
Часть 2: Домбай-Теберда-Шоанинский храм-Сентинский храм- Царские ворота-озеро Хурла-Кель .
Часть 3: Царские ворота-перевал-Царские ворота-Кисловодск-перевал-Кисловодск-Кабардино-Балкария.
Часть 5: Водопад Зейгалан — Уаласых — Алагир — Голубые озера — Верхняя Балкария — перевал Думала.
Часть 6: плато Кинжал — гора Эльбрус.
Часть 7: Чегет — Домбай — Ставропольский край — Липецкая область — Москва.
4 ответа к “Новогодний Кавказ. Часть 1: Москва-Миллерово-Курджиново-Пхия-Курджиново-Домбай.”
Там где вы видели огромный камень на Лабе мы ночевали в прошлом году… только снегу было по колено
Здорово! только начало, а уже немало красивых видов!!
Где-то, в Гималаях, или на просторах Арктики, Тулупов А. заерзал в кресле от холодка по спине, хотя пил горячий чай…А вдруг с Кавказа Хрен13 начнет экспансию и значительно расширит географию своих вылазок во все более дикие места? Да не на Патриоте, а на его отце Хантере?
Алексей поерзал и перестал, но в голове осталась холодная мыслишка — на Олимпе может придется подвинуться…
Ты как скажешь, я прям не знаю плакать или смеяться!
мне кажется, улыбнуться от души будет в самый раз 🙂
это шутка, но в каждой шутке, только доля шутки, остальное правда 😉