В последние выходные марта мы посетили старинные земли Хатунской волости. Проехали по долине живописной реки Лопасни, посетили место сбора войска Дмитрия Донского, увидели, что осталось от древнего города-крепости Хатунь, осмотрели церкви в старинных деревнях и селах, прокатились по забытым лесным дорогам, примыкающим к Приокскому заповеднику.
Компанию в этой поездке нам составили Александр и Евгений с командами на Патриоте и Хантере, Андрей на Патриоте, Максим с семьей на Патфаиндере, Сергей на Паджере, Артур и Михаил с супругами на Патриотах.


Первая на сегодня интересность — деревня Новинки, расположенная у истока реки Речмы. Новинки сложились как помещичья усадьба в середине XVIII столетия. В то время имение принадлежало дворцовому комиссару Б. Н. Долгову, управляющему Хатунской дворцовой волостью. Село было самой дальней частью Окологородного стана Серпуховского уезда. Соседние приходские храмы располагались далеко, а осенью и летом становились недоступны ввиду половодий и распутиц. Поэтому помещик Долгов решил построить в 1748 г. каменную церковь в своем владении. Церковь никогда не перестраивалась и сохранила свой первоначальный вид — «восьмерик на четверике».

Еще совсем недавно неподалеку от церкви стоял бывший усадебный дом, в советское время в нем располагался интернат для детей-инвалидов, от которых отказались родители. Но в 2008 году в непосредственной близости от Новинок должно было начаться строительство одноименного парка активного отдыха. Почему-то в первую очередь решили уничтожить старинное здание, теперь о нем напоминают лишь остатки фундамента и 2 голубые ели. А что же с парком? Где обещанные «лыжные, велосипедные и конные путешествия, сафари на квадроциклах и снегоходах, увлекательные походы»? Видимо заблудились где-то «в 300-километровой настоящей подмосковной тайге».
Ну, а мы не заблудились, мы приехали в село Игумново — бывшую вотчину серпуховского Высоцкого монастыря. Когда-то здесь были монастырский двор и деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра, стоявший «без пения», то есть без церковной службы. 10 июля 1798 г. в деревянную церковь попала молния, и она сгорела до основания, правда вынести большую часть утвари и икон все же успели. В том же году жители прихода просили о возобновлении деревянного храма и уже получили на него храмозданную грамоту, но в 1800 году московский купец Савва Олимпиев сын Кульков заявил о своём намерении построить в Игумново каменную церковь. Новый храм был освящен уже в 1807 году.

Однако, безвременная смерть Саввы Кулькова оставила храм неукрашенным на долгие 15 лет. Приход церкви был небольшим и бедным. Флоро-Лаврский храм как и абсолютное большинство русских храмов, пережил трагедию ХХ века. В 1939 г. он был закрыт и разорен. Иконы разбиты, все ценное убранство увезено в Серпухов. Храм сначала был превращен в склад, а затем в клуб.
Флор и Лавр на Руси почитаются как покровители домашнего скота, прежде всего лошадей. Ежегодно 31 августа отмечается престольный праздник села.В этот день лошадей рано утром кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд — купание лошадей. Животных приводили к ближайшим рекам, озерам или другим водным источникам, где совершалось торжественное омовение. Хозяева украшали лошадей и вели в пруд, а сами шли по берегу. После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в Игумново, к церковной ограде, где происходил молебен.После обедни совершалась так называемая «конная мольба»: священники выходили из церкви и окропляли животных освященной водой.
Интересно, что эта традиция дошла до наших дней. В день памяти мучеников Флора и Лавра в Игумново из окрестных сел и деревень съезжаются владельцы лошадей. После литургии и молебна настоятель восстановленного храма совершает освящение животных. Уж не отсюда ли пошла традиция святить «железных коней» — автомобили?
Мы тем временем на наших не освященных машинах уезжали все дальше в лес.
В Москве снега нет уже давно, здесь же зима заканчиваться и не думала. Сугробы в тенистых ельниках несмотря на конец марта были чуть ли не по колено. По дороге ехалось легко — прихваченная морозом земля держала прекрасно, а лед на лужах даже не трещал.

Но сейчас мы спешили не к храму, а к Туровскому холму. Неподалеку отсюда 25 августа 1380 года Дмитрий Донской со своим войском по Сенькиному броду перешёл Оку, идя на Куликово поле. В честь 600-летия этого события на Туровском холме был установлен памятной знак. Трудно представить себе, как здесь через могучую русскую реку смогло переправиться 150-тысячное войско великого князя, но говорят, что тогда уровень воды был примерно по пояс.
Существует легенда, что неподалеку отсюда — возле озера Долгое, Дмитрий Донской остановился напоить своего коня, испил водицы и сам, да задремал под сенью огромного раскидистого дерева. Тут ему приснился вещий сон о победе русского войска.
В Турово сохранилось здание старинной усадьбы. В начале XIX века ею владел гвардии капитан А. Д. Арцыбашев — отец декабриста Д. А. Арцыбашева, затем в середине XIX века — известный поэт и публицист И. С. Аксаков. И сейчас в бывшем усадебном доме живут люди, жаль, что за последние 100 лет здание сильно перекроили. Да и вид на него с Туровского холма теперь закрывают дачные постройки.
Название села Турово связано с названием диких быков туров, которые когда-то водились в глухих, непроходимых лесах, окружавших эту деревню, именно в эти леса мы сейчас и направились.
Это был самый протяженный внедорожный участок на нашем маршруте, но лед, так бодро проваливающийся под нами на прокатке, сегодня держал. Мы буквально летели по подмерзшей дороге.
Так колонна и прошла бы сегодня ни разу не присев, если бы мы не зарулили на спецучасток, делающий нечто похожее на петлю вокруг болота. В оттепель тут было совсем туго — даже близко не заявленный «стандарт», сейчас же эта дорога стала нашим единственным шансом на приключения.



Через некоторое время лужи закончились, так мы больше ничего и не проломили.






Пока ОРГи доставали термосы и ставшие уже традиционными домашние пироги, участники под предводительсвом Димы пошли прогуляться к церкви, видневщейся на окраине села.
Древнее село Каменищево на реке Сушке официально известно по документам с 1627-го года. Тогда же упоминается и деревянный храм в честь Рождества Христова. Кирпичная церковь была построена вместо деревянной в духе художественной эклектики в 1873-1882 гг.

В 1930-х годах храм закрыли, через некоторое время он утратил завершение и внутреннюю отделку, но как видно по фото, сейчас здание приведено в порядок.

Обед был неспешен, сегодня мы шли по маршруту невероятно быстро, по этому можно было чуть-чуть расслабиться.
После приема пищи нас ждало очередное приключение — штурм горки. На самом деле, рядом было еще 2 подъема: для пузотерок и для стандарта, но самые отчаянные полезли в грязевые колеи.

В итоге у них с горкой была ничья: по колеям Патриот не забрался, но и спускаться не стал — проложил новый путь среди деревьев.

Нормальные герои всегда идут в обход: большинство не стало даже пытаться лезть по склону, а сразу поехало по альтернативе:
И только Макс и Ден не изменили себе 🙂
Ну что тут сказать? Отечественный автопром был посрамлен.
Вскоре мы приехали к интересности, давшей название нашему сегодняшнему мини-путешествию.
Город-крепость Хатунь был основан в XII веке как оплот Рязанского княжества в борьбе против владимиро-суздальских князей на месте древнего поселения железного века. Оборонительными сооружениями Хатуни служили глубокий и крутой берег Лопасни с запада, и крутой берег реки Заполонки, огибавшей холм с востока и юга. Искусственное сооружение возводилось лишь с северной стороны и короткое с северо-востока, общей длиной около 250 метров. Пред частоколом со стороны поля, сделали ров шириной 6 метров и глубиной 3 метра (он виден и в настоящее время). Единственные въездные ворота располагались с северной стороны. Хатунь сохраняла свое стратегическое значение благодаря близости к Сенькиному броду, о котором мы говорили выше, но как только южная граница государства сместилась в украинские степи, крепость оказалась не нужна.
В 1496 году из Казанского ханства сбежал ставленник Ивана III хан Магомет-Аминь, которому на кормление были выделены Серпухов, Хатунь и Кашира. В 1502 Магомет-Аминь вернулся в Казань, но в 1516 эти земли выделяются брату хана Абдул-Латифу. Впрочем, он умер спустя год.
26 июля 1572 князь Михаил Воротынский под Хатунью в Молодинской битве разбил 120-тысячное войско татарского хана Девлет-гирея, имея лишь 40 тысяч воинов. Впервые здесь применялся «гуляй-город» — подвижная осадная крепость.
В конце XVIII в. земля Хатунской волости была пожалована А.Г.Орлову. Алексей быстро остыл к Хатуни, поэтому не дал никакого красивого названия своей усадьбе, даже барский дом его был деревянным и одноэтажным, «без пустых прикрас». До наших дней сохранилась лишь каменная трёхпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1785 году его тщанием.

Храм был закрыт в 1937 году, а позже перестроен в детский дом. Возвращен верующим в 1989, отреставрирован.
К началу XX в. Хатунь превратилась в большое торговое село, застроенное двухэтажными каменными домами. Главная улица стала походить на часть маленького города, такой облик сохраняет она и сейчас. От старинного города Хатунь сохранилось городище, где теперь располагается сельское кладбище, а на месте посада стоит церковь.



В начале XVII в. Мышкино (так тогда называлось это место) было дворцовым селом, в котором уже в 1626 г. стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Дошедший до наших дней кирпичный однокупольный храм с большой трапезной и колокольней был сооружен в 1870-1895 гг, а закрыт не позже 1930-х.


Когда-то на площади возле церкви шумела сельская ярмарка, теперь в этих местах очень тихо — большинство участков скупили дачники. Однако, Мышенское сохранило старую планировку: дома стоят по высоким берегам реки. Через реку есть хороший мост, но мы предпочли форсировать ее в брод.

Еще на утреннем брифинге, Дмитрий сообщил всем участникам, что сегодня у него загадочное настроение — загадки он будет загадывать весь день, а именно — в свои рассказы добавлять некоторые фантастически подробности. Задача была проста — уличить Диму во лжи.
Настало время разоблачения!
Разоблачали долго, даже успело стемнеть 🙂 С небольшими подсказками вся лапша без исключения с ушей была снята 🙂
Самые активные: Александр со штурманом и Жанна получили призы, остальные — тоже призы, но поощрительные.

Здесь главный приз забрал тоже Александр.


Потом мы еще долго стояли у костра, болтали и не хотели разъезжаться. Мини-путешествие сегодня удалось! Всем спасибо за компанию!