После церковной реформы патриарха Никона, расколовшей Русскую Церковь, в глухие малонаселенные гуслицкие леса (нынешняя территория Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области) бежало много ревнителей старой веры. Свою известность и неповторимую самобытность Гуслицы получили именно благодаря старообрядцам.
Укрывшись в прежде глухой и неплодородной местности, они со временем сделали из нее один из крупнейших духовных центров старообрядчества, а также способствовали её экономическому развитию.
Те, кто прокатились с нами 12.12.15 по живописным лесным дорогам, увидели места скитов старообрядцев, чудом сохранившиеся в Подмосковье деревянные церкви, Челоховский валун — артефакт мерянской эпохи, испытали на себе неповторимую ауру старообрядческих мест.
Данный маршрут был последним и самым многочисленным выездом Уазбуки в 2015 году! Из окрестностей Воскресенска с нами стартовали 16 экипажей: 9 УАЗов, среди которых были Хантеры, Патриоты, Буханка и Барс, а так же Кайрон, Jeep, Соренто, Дастер, SGV, Патфаиндер и Нива.




Это не просто грунтовка, а древнейшая дорога в село Егорий Высокий (нынешний Егорьевск) через Холмскую волость. Здесь, в глухом еловом лесу раньше были деревни, погосты, церкви. Сейчас от них не осталось и следа, ельник постепенно вырубают, а дорога проезжабельна не для всякого автомобиля.
Хотя сегодня с проезжабельностью все было нормально: снега несмотря на декабрь не наблюдалось, а в последние 3 дня стоял легкий морозец — лужи и грязь схватились, переведя маршрут в категорию лайт.


Мы подъезжали к первому месту, связанному со старообрядцами, но вначале сделаем небольшое лирическое отступление о том, кто же это такие.
Старообрядцы — это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Короче, власть держащие задумали привести церковь к определенным канонам, часть народа не согласилась и объявила «новую веру» чуть ли не дьявольской. За что была подвергнута преследованиям, гонениям и была вынуждена скрываться.
Одним из мест для таких скрываний стал Гуслицкий край на востоке Подмосковья. Свое название местность получила от древней волости Гуслица, существовавшей со времен Ивана Калиты. Прежде эти земли, глухие, с труднопроходимыми лесами и болотами, находились в дальнем юго-восточном углу Богородского уезда. Рядом был стык границ трех губерний: Московской, Рязанской и Владимирской.
Место было идеальным для укрывавшихся здесь разбойников. Тут были развиты разбой, конокрадство, так называемая збирка (сбор на погорелое), но особенно процветало фальшивомонетчество.
Возникают следующие вопросы: каким же образом старообрядцы, которые всегда считались в России эталоном порядочности, трезвости и других добродетелей, смогли освоить криминальные промыслы, как это случилось в Гуслицах? Как старообрядцы-гусляки в глазах жителей других регионов, в первую очередь соседних, превратились в людей «без совести и чести»?
Ответ здесь прежде всего следует искать в политике государства по отношению к староверчеству. Оказавшись по ту сторону закона местные старообрядцы в таком удобном для криминала крае вблизи Москвы, не смогли не найти общий язык с теми, кто так же, как и они считался преступником. Следует также учесть и неблагоприятные климатические условий Гуслиц: болота, леса, песчаные неплодородные почвы. Вот и приходилось гуслякам выкручиваться. Получалось это у ним неплохо — гуслицкие деревни поражали своей зажиточностью, опрятностью и большими размерами. В крае было много фабрикантов, которые разбогатев, помогали выйти в люди и остальным. Поскольку среди гусляков было немало талантливых литейщиков, иконописцев, часто случалось, что деньги: монеты и купюры — делали те же люди, которые писали иконы и лили образки. При чем всплески активности фальшивомонетчиков приходились на периоды кризисов, когда ткацкая промышленность в крае, кормившая население гуслицних деревень, останавливалась и надо было как-то выживать.
Короче вроде как честные и порядочные ребята, которых вынудили забраться в глушь, выживать в силу обстоятельств преступными путями и при этом скрываться.
Старообрядцы есть и сейчас, их не так мало, как кажется — более миллиона человек. Как и прежде они не выпячивают свою веру, оставаясь ей верны, знают и почитают места, где когда-то жили их предки. Не стоит удивляться тому, что и сейчас многие старообрядческие места скрыты от людей лесами, а к месту поклонения ведет даже не грунтовая дорога, а тропинка.
Наше первое место посещения оказалось именно таким: миновав шоссе и грунтовку, мы оказались неподалеку от Обители Мира.
Дальше путь нам преграждал ручей с пешеходным мостиком.

Пройдя через лес, оказываемся у часовни Св. Никиты, которая была открыта 28-го сентября 2003 года в день памяти Святого Мученика Никиты, при большом стечении народа. Часовня относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви (поповской). Она стала первой и единственной старообрядческой часовней, освященной за последние 85 лет.

Место для часовни было выбрано не случайно: в ныне глухом лесу когда-то был погост, состоящий из церкви с домами причита, кладбища и нескольких административных учреждений. Место было весьма почитаемо.
Погост перестал существовать к началу 18 века, но осталось немало камней фундамента деревянного храма. В середине 19 века егорьевские власти выкупили почти все камни на строительство дорог в городе, однако, старообрядцы утаили один из камней Челоховский (по названию ближайшей деревни — Челохово). Он стал местом поклонения многих поколений подмосковных староверов.

Когда мы были здесь в прошлый раз, рядом с валуном находилась икона Святого Мученика Никиты, однако, в этот раз мы ее не обнаружили, да и ленточек на окрестных деревьях значительно поубавилось.

Еще один перегон и останавливаемся на большой поляне неподалеку от села Гридино-Шувое.
Дальше снова нужно идти пешком.
Через несколько сот метров мы оказались возле источника и часовни Иконы Божией Матери Казанской.
Источник, состоящий из трёх небольших ключей находится на левом берегу реки Шувойки в 20 метрах от её русла. Предание связывает его появление со временами польского нашествия 17 века. Исторически достоверно, что часть поляков и примкнувших к ним последователей Лжедмитрия действительно ушли и встали лагерем у Егория Высокого, где и были разбиты князем Пожарским. Согласно преданию, здесь, на берегу Шувойки русские ратники вступили в сражение с одним из польских отрядов. Обе стороны понесли жестокие потери, и на месте пролитой крови явилась икона Казанской Божией Матери и ударили три ключа. Впоследствии на этом месте была устроена небольшая часовня, а напротив, на высоком берегу реки в 1673 году выстроен деревянный храм (отстраивался вновь после пожара в 1864 году и был практически полностью разобран на строительный материал в советские годы).
На протяжении более трёх сотен лет место оставалось популярным среди богомольцев и паломников.


Когда мы вернулись к машинам, всех ждал вкуснейший обед: пироги с горячим чаем.
Село Шувое неподалеку от которого мы сейчас находились, всегда располагалось в стороне от важных торговых путей, но это не помешало ему быть многие годы важным центром старообрядческой культуры, в особенности книгописания.
Здесь располагался Троицкий Шувойский старообрядческий монастырь, основанный иноками-старообрядцами, бежавшими из Москвы. С собой они привезли «передвижную церковь», а на месте выстроили молитвенный дом. Под передвижной церковью, скорее всего, понимался церковный иконостас и богослужебные предметы. В монастыре не было своего постоянно проживающего священника, но странствующие старообрядческие священники периодически посещали монастырь и служили литургии. Время их посещения хранилось в строгом секрете, так как именно они были главным объектом преследования властей. Церковные книги, когда не использовались, хранились в специальном тайном укрытии в глубине леса. Наибольшее количество монахов (до 50) проживало в монастыре на рубеже 17 и 18 веков. Затем их количество уменьшилось, и Троицкий Шувойский монастырь своими размерами стал больше напоминать скит.
В 1840-х годах Троицкий старообрядческий монастырь в Шувое привлёк внимание царской полиции. Одно из полицейских дел, сохранившихся в архивах, было возбуждено по инициативе самого генерал-губернатора столицы и называлось «О расследовании по поводу раскольнических келий в деревне Шувое на земле принадлежащей крестьянину Лаврентию Егорову». Для следствия по этому делу из Москвы в Шувое приезжал специальный полицейский чин, который обнаружил в лесу бревенчатую избушку и летнюю постройку, напоминающую сарай. И в избушке и в постройке находились многочисленные церковные книги и богослужебные предметы. В лесу были пойманы два отшельника, которые оказались крестьянами Сидором Григорьевым и Иваном Денисовым. Вместе с собственником земли Лаврентием Егоровым они были арестованы. В ходе полицейской операции все лесные постройки были разрушены, а книги, иконы и богослужебные предметы — конфискованы.
Вскоре полиция опять обращает внимание на Шувое. Местный полицейский надзиратель пишет в Москву о том, что в шувойском лесу появились раскольники, называющие себя монахами, и что эти монахи даже устроили кладбище. Прибывшая на место в мае 1847 году полиция обнаружила в лесу, между деревнями Шувое и Равенская, целое поселение, состоящее из рубленых келий, пригодных для круглогодичного проживания. Там же было обнаружено огороженное кладбище с 26 ухоженными могилами. В одной из них, согласно надписи, покоился сам умерший в 1852 году бывший хозяин данного лесного участка Лаврентий Егоров.
В кельях полиция застала пятерых человек, которые назвали себя монахами. Все арестованные показали, что пришли в Шувое спасаться, причём большинство прибыли из дальних мест. Задержанные полицией монахи к моменту ареста прожили в шувойском лесу от 6 до 10 лет. Полиция вновь конфисковала все книги и прочее имущество и во второй раз снесла постройки.
Последней из шувойских монашествующих принято считать схимонахиню Назарету, которая скончалась в 1948 году. Её прах покоится на шувойском кладбище.
Теперь мы подъехали к тому самому месту, где когда-то были кельи и захоронение православных иноков-староверов. Куски белокаменных надгробий и сейчас лежат возле одного из деревьев.

С Шувойским монастырём связаны местные легенды и предания. Одна из них гласит, что монахи поселились между деревнями Шувое и Равенской не случайно. В Равенской проживало много колдунов, которые своей чёрной магией доставляли шувойцам немало проблем. Монахов же пригласили, чтобы те своими молитвами разрушали злые чары, отчитывали одержимых, лечили больных.
Если Шувое было культурным центром Гуслиц, то дальше мы поехали в важнейший экономический центр — Рудню. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались фабриканты со всех Гуслиц, а также приезжали купцы из Москвы и других городов. Центральные части села были застроены постоялыми дворами, трактирами, лавками. Были здесь и дома иногородних купцов, которые вели постоянную торговлю с Гуслицким краем. По свидетельствам второй половины XIX века Рудня больше напоминало внешним обликом уездный город, нежели село. Ныне же мало что говорит о прежнем размахе, хотя одна особенность все-таки есть. До нашего времени с XVIII века сохранился храмовый комплекс, так называемый «тройник» — две деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня. Больше таких на территории Московской области не увидишь ни где.



Пока Дмитрий рассказывал историю этих мест, совсем стемнело. Увы, декабрьские дни совсем коротки.

По данным известного церковного историка начала XX-го века протоиерея Николая Алексеевича Скворцова (1861-1917) неподалеку от с. Рудня-Никитское есть урочище, называемое Михаилоархангельским. По местному преданию, здесь находился Михаило-Архангельский монастырь, разоренный татарами. Туда мы и направились.

И вот мы у цели!
В 1901 году отец Николай Скворцов писал, что на этом месте сохранилось кладбище с часовней. Но до наших дней ни то, ни другое не сохранилось.


Вот и все, что осталось от монастыря.
Зато поваленных деревьев на нашем пути осталось еще немало.



К восьми вечера, мы оказались на месте, где когда-то был мужской старообрядческий монастырь. Это одно из удивительных и внешне совершенно необычных мест, связанных с историей старообрядчества.
Некогда рядом с селом Беливо располагался самый крупный из гуслицких монастырей — обитель старца Леонтия. Для иноков-старообрядцев здесь было самое спокойное место. Способствовала этому и дикая природа с обилием непроходимых болот, и то, что это было пограничье с Владимирской губернией. Монастырь всячески поддерживало старообрядческое население, живущее вокруг.
Существовавшие в монастыре стройное пение и выразительное чтение, строгое исполнение церковного устава, суровая жизнь братии — все это привлекало толпы богомольцев из окрестных селений и снискало монастырю заслуженное уважение и любовь гусляков. Год от года монастырь рос с невероятной быстротой. В период расцвета число братии достигло 240 человек. Были выстроены монастырская гостиница, здание библиотеки и многое другое. При монастырской гостинице в праздничные дни велись духовно-нравственные беседы, послушать которые собирались многочисленные паломники — приверженцы старой веры. Одна из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром — монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет.
Однако «золотой век» обители среди болот и лесов продолжался недолго. По повелению императора Николая I в Беливо была направлена жандармская экспедиция. Монастырь разрушили, братия разбежалась по лесам, некоторых власти арестовали и заключили в тюрьму. Отец Леонтий (очевидно, последний игумен этого монастыря) остался жить в лесу, а когда умер, то его похоронили на месте бывшего скита. Святое место не было забыто. У могилы отца Леонтия служили пасхальные службы, ставили свечи, сюда приезжали издалека, привозили больных, водили их с молитвами вокруг могилы, и они получали исцеление.
Около могилы есть источник со святой водой, считается, что монастырь стоял именно на нем. Во времена СССР место это было малопосещаемым, родник практически зарос.
Ныне в беливском лесу на деревьях вывешены иконы и таблички с духовными или историческими текстами. Леонтьевский скит облагородили, сделали, можно сказать, показательным для людей далеких от старообрадческой веры.





Обратите внимание, на деревьях висит одежда, сюда ее приносят паломники. По древнему обычаю здесь, в лесной чаще, вместе с вещами должны истлеть горести и болезни их хозяев.
Все-таки удивительное место!
Пока участники мини-путешествия осматривали Леонтьевский скит, ОРГи неподалеку готовили ужин. Т.к. выезд был посвящен старообрядцам, основным блюдом сегодня было овощное рагу, ведь староверы ели много овощей, а вот мясо употребляли только в определенное время, добытое и приготовленное по особым правилам.
Но мы все-таки не старообрядцы по этому в качестве дополнения к рагу были предложены куриные крылышки, запеченные на мангале. От них, так же как от чая, вместо которого старообрядцы пили простой кипяток, ни кто не отказался 🙂
В завершении вечера была проведена небольшая викторина по истории старообрядчества, все участники верно ответившие на вопросы, получили памятные подарки.
Так прошел еще один насыщенный день на природе, вдали от городской суеты и телевизоров. Всем участникам спасибо за компанию, а читателям за внимание!