Выехав из Вытегры, мы пересекли Мариинскую водную систему, которая соединяет бассейн Волги с Балтийским морем.
Она состоит не только из природных, но и из искусственных водных путей. Когда-то для постройки Мариинской системы взяли деньги из фонда воспитательных домов т.е. те, что были собраны на содержание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот (фактически отобрали у них еду, одежду, крышу и образование). Кстати, сделали это не «злые» коммунисты, как многие могли бы подумать, а император Всероссийский Павел I.
Строительство было начато в 1799 году, а в 1810 году открылось судоходство по Мариинской водной системе.

Сейчас в округе масса шлюзов и переправ, через одну из них мы проезжали аж 4 раза. Трасса перекрывается шлагбаумом и прямо под носом у автомобилистов разводится мост. Через очень узкий проем проходит в шлюз корабль, а то и несколько, мост сходится обратно и движение возобновляется, шлюз наполняется водой, корабль идет дальше. Наблюдать очень интересно, но долго.
Особенно впечатлил заход в шлюз многопалубного лайнера с туристами на борту: и туристы, и мы с замиранием сердца следили, как эта махина протискивается между ограждениями, просто высший пилотаж — не более метра с каждой стороны оставалось!


В Вологодской области дикое количество озер, ко многим из них нет ни то что нормального подъезда, но и подхода т. к. берега заболочены.

Вообще мы ни разу не рыбаки, но перед отъездом из Москвы на всякий случай позаимствовали у друга одноместную спасательную шлюпку и резинку. И вот настал их час! Плавсредство было надуто, а Сашка вызвался добровольцем закинуть резинку на середину озера. По наитию он оставил документы, деньги и телефон на берегу.
Все шло хорошо, но на обратном пути, метрах в 10 от берега послышался хлопок, мы с друзьями успели посовещаться что это было, после чего последовал еще один хлопок и Сашка вместе со шлюпкой, и прикуренной сигаретой ушел на дно.

Собственно оказалось, что шлюпка сгнила за зиму. Первый хлопок — лопнуло по всей длине дно, но Сашка продолжил движение опираясь на борта, второй — лопнул баллон, после чего все это дело затонуло окончательно. Хотя было довольно прохладно и погода не располагала к купанию Сашка не простыл, а только поднял всем настроение. Потом мы уж подумали, что хорошо, что это случилось именно так, а не на глубоком месте какой-нибудь быстрой реки при переправе всего самого ценного типа документов.
Как я уже говорила, с погодой нам не везло, снова пошел дождь. При чем пока он шел было просто мокро, когда он кончился, то все равно было мокро, но до кучи на нас напали комары. Оговорюсь сразу, в Подмосковье — это не комары, это чудесные создания, которые иногда пролетают мимо и еще реже кусают. Там были КОМАРЫ, большие и толстые, МНОГО, они пищали так, что временами закладывало уши и крыша начинала ехать.
А утром снова в путь.




Дальше жилых деревень по карте не было, в лес уходила целая паутина лесовозных дорог. Решили пробраться по ним и посмотреть, что осталось от нежилых деревень. Оказалось ничего — просто поля.
Валка леса тут идет полным ходом, куда вывозят наши природные богатства?

Начиналась гроза, мы поспешили выехать на нормальную дорогу т.к. выковыриваться из раскисших лесовозных колей следующие пару дней не входило в наши планы.
На одной из проселочных дорог мы вдалеке увидели «велосипедиста», он неспешно «ехал» нам навстречу. Когда до него оставалось метров 100 стало понятно, что «велосипедист» вообще-то бурый, на 4-х лапах и без колес. Некрупный медведь бежал по кромке дороги, мы начали притормаживать, но колодки предательски скрипнули. Звук зверю не понравился и он спешно скрылся в лесу. Я не успела его сфоткать(((. Так сбылось второе мамино предсказание.
Мы вновь оказались в Вытегре, необходимо было затариться продуктами и заправиться.
С магазинами все было просто, а вот с бензином…
Пока не начинаешь ездить по российской глубинке, не понимаешь, что бензин — это реальная проблема. Если съехать с крупных трасс, заправку можно найти только в крупных населенных пунктах и то не во всех (о качестве вообще помолчим). УАЗка по тому, что здесь называют дорогами потреблял дикое количество горючки и сейчас ее оставалось километров на 15.
Шла гроза и обе заправки (да-да их 2 на весь райцентр и находятся они по соседству) в Вытегре были обесточены. Мы простояли минут 40, но стихия не унималась. Тогда решили докатиться до ближайшего леса, переночевать там, а уж утром залить баки по полной. Но и тут нас ждал облом – местные жители превратили окрестные леса в городскую свалку. Нам ничего не оставалось, кроме как вернуться в город и о чудо, несмотря на дождь и продолжающиеся громовые раскаты заправка начала работать. А значит, едем дальше.




Ночевали мы в какой-то подболоченной канаве между брошенными деревнями. Здесь обнаружилась целая цепочка брошенных деревень, причем первые (которые поближе к большой дороге) жилые, в следующих жилые по 2-3 дома, потом пошли деревни покинутые совсем недавно, туда еще идут провода, в окнах есть стекла, в дровяниках — дрова, в сараях — сено, какие-то вещи в комнатах. Дальше, брошенные давно дома — пустые, часто с обвалившейся крышей, ну и наконец, поля, с кое-где угадывающимися старыми фундаментами. А раньше тут кипела жизнь!










Правда и трафика тут почти нет, за все время нам встретился только Камаз-тягач, который тащил за собой другой Камаз, к ним вплотную жалась фура в надежде, что «если что» ее вытащат.




На утро мы пошли на место, где был когда-то монастырь, а потом часовня, место нашли, но оно оказалось просто заросшим полем с диким количеством комаров.

Наша поездка продолжалась.
Начало:
Часть 1: г. Тихвин, Ладожское озеро, с. Мегрега, д. Гонгиничи, с. Винницы.
Часть 2: Введенский Паданский женский монастырь — Корнилиева пустынь.
Продолжение:
Часть 5: Ферапонтов монастырь, Кубенское озеро, г. Вологда, г. Ярославль.
3 ответа к “Прионежье (часть четвертая): Мариинская система, Мудомозеро, д. Великий двор, Бадожский погост, заброшенные деревни, Клементовское озеро.”
1. На фото определенно не Девятины 🙁
2. Троицкая церковь в с.Верхний рубеж, ранее монастырек
3. Казанская пустынь на Климентовских озерках -http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10034 — свежая и полная
информация
1. Нет, Девятины http://sobory.ru/photo/?photo=56217
год постройки церкви в с.Девятины 2005г,а в 1770 году была другая церковь,ныне не сохранившаяся