Наше не первое за сезон 2012 года путешествие в Рязанскую область. На этот раз мы решили отойти от стереотипов Рязань-Константиново-Пощупово и прокатиться по менее популярным, но не менее интересным местам. Хотелось почувствовать, что же такое настоящая рязанщина.
Поехали. На этот раз г. Михайлов вместе с одноименным районом проскакиваем мимо — тут мы уже были.
Направляемся в Касимов, как всегда, с заездами за интересностями.
И вот первая.

В качестве деревни Захаровские Выселки входили в состав прихода с. Катагоща, затем в ней была построена деревянная церковь, которая пришла в ветхость. В 1876 г. вместо деревянной, в этом селе, на средства прихожан, была построена каменная пятиглавая церковь Иоанна Богослова.
Церковь была закрыта в 1931 г. Захаровские выселки переименовали в с. Захарово.
А вот вторая.

Одна, вторая, дальше просто много.

В 1940 г. церковь была закрыта под слом. Однако разрушена не была, была использована под склады зерна. Так используется и сейчас – уже редко такое увидишь.


Затаривамся на ночь в Пронске и ночуем неподалеку. В поселке глазу зацепиться не за что не только ночью, но и днем — даром, что районный центр.
Наконец что-то действительно интересное — уникальный памятник промышленной архитектуры XVIII в. — единственная сохранившаяся домна на территории Восточной Европы. Находится она в поселке Истье.
В 1713 г. семейство зажиточных купцов Рюминых, основав «кумпанство», открыли Истьинский чугунолитейный завод.
В 1715 г. Я. К. Рюмин обратился в Бергколлегию с прошением, «чтобы повелено было построить ему в прибавку к тем заводам домны и молотовые кузницы в Рязанском уезде на речке Истье. «. Возле села Залипяжье под Пронском были обнаружены богатые залежи руды, а река Истья обеспечивала производство водой.
Судьба завода была тяжёлой. Менялись хозяева (владелец заводов под Уфой Петр Хлебников, построившей здесь усадебный комплекс и храм; Полторацкий — богатейший человек в Пронском уезде; торговый дом Барковых и пр.), были взлёты и падения. Завод выпускал иголки, рельсы, насосы. Производство давало миллионные прибыли, и в то же время — приписанные к заводу «работные люди» влачили жалкое существование.
В 1891 здесь была забастовка, подавленная войсками из губернского центра.
Роковым для всей округи стал 1905 год, когда и закрылся Истьинский завод.
От барской усадьбы и огромного завода до сегодняшних дней уцелело очень мало: помещичий особняк, перестроенный под жилье, ветшающие стены бывших цехов и складов, да вот эта домна (очень мощная для того времени).





Каменная двухэтажная Христорождественская церковь возведена в селе помещицей Анной Петровной Полтарацкой. Верхний этаж занят был церковью, а на нижнем находилось подвальное помещение.
1894-1896 г. расширена пристройкой трапезной и колокольни тщанием прихожан жертвователей. В 1897 – 1898 построена каменная ограда с деревянными тростями. В начале XX века храм неоднократно ремонтировался.
В 1940 г. церковь числилась действующей, однако службы в ней не проводились с 1932 года.

Далее мы ехали в одну из достаточно известных усадьб — Кирицы, правда мы ожидали ее застать примерно в том же состоянии, что завод в Истье, но получилось совсем иначе.
Кирицы — рязанское имение Сергея Павловича Дервиза, сына строителя Московско-Казанской железной дороги. Усадьба расположена на правом берегу речки Прони. Плавный спуск к реке и послужил местом постройки настоящего дворца, возведенного в 1887-1889 году по проекту Ф.О. Шехтеля. Ф.О. Шехтель — один из лучших русских архитекторов рубежа веков, создал в Кирицах свой первый усадебный ансамбль. Это — еще не знаменитый модерн Шехтеля, а очень органичная эклектика с элементами псевдоготики, древнерусскими шатрами, зубчатыми башнями и т.п. В результате строительства Дервиз разорился, а Шехтель прославился.
Сергей Павлович, хоть и говорили, что все состояние промотал, огромная его часть ушла именно на усадьбу в Кирицах, еще он замостил дорогу от Кириц до станции Проня и построил домовый храм Сергия Радонежского. Когда-то усадебный комплекс включал в себя конный двор, церковь, висячие мосты через овраги, въездные ворота, ограду, гроты, систему прудов. Многое не сохранилось, а что сохранилось — медленно разрушалось, но в 2000-х деньги на реставрацию были найдены.
Тем удивительнее, что этот великолепный ансамбль по-прежнему занят не элитным домом отдыха или резиденцией очередного «слуги народа», а детским туберкулезным санаторием.
В глаза сразу бросилось отсутствие лестниц, вместо них архитектор использовал широкие пандусы. Не исключено, что именно обилие пандусов и сыграло роль, когда было решено разместить здесь санаторий, ведь по ним легко перемещать инвалидные кресла и коляски.







Шехтелю удалось настолько органично вписать постройки в окружающий пейзаж, что с течением времени Кирицы не утратили своего обаяния «сказки наяву». Наверняка, эта сказка помогает маленьким пациентам скорее выздоравливать. Ну, а все желающие могут погулять по территории усадьбы, несмотря на устрашающий шлагбаум на входе.
Продолжаем движение в сторону Касимова.
Совершенно случайно встречаем обалденный святой источник с часовней. Деревянная часовня расположена близ д. Ерахтур у дороги Касимов-Шилово на берегу речки Марьинка. Часовня устроена при источнике, почитаемом святым. Здесь выстроен целый ансамбль. Сам источник бьет из нескольких мест, из-под белого песка, в середине небольшого пруда, обложенного камнем. Очень приятное место и вкусная вода!




И вот мы в Касимове, но об этом интереснейшем городе читаем в отдельной статье здесь.
Решили на этом не останавливаться, а еще углубиться в рязанские дебри — доехать до Елатьмы. Тут мы оказались совершенно правы, потому, что именно по дороге туда ощутили на сколько все же деревни какой-нибудь Калужской или Тверской областей отличаются от деревень Рязанской. Можно сказать, мы окунулись в настоящую Рязанщину.


Ела́тьма — посёлок городского типа в Касимовском районе, расположенный на левом берегу реки Оки.
Елатьма впервые упоминается в 1381 году, когда московский князь Дмитрий Донской купил Елатьму и ещё два города у мещерского князя Александра Уковича.
Некоторые краеведы предполагают, что Елатьма не что иное, как исчезнувший полумифический Андреев городок, основанный в 1171 году князем Андреем Боголюбским, и являвшийся в те времена центром Мещерского княжества.
Елатьма возникла как город-крепость для защиты северо-восточных рубежей от набегов кочевников. Это одно из немногих мест, где и поныне сохранились древние оборонительные рвы. С незапамятных времен Елатьму называют купеческим городком.
В мае 1722 года Петр I посетил городок во время своего Персидского похода. Был с ним и всегдашний спутник князь Меншиков.
С 1779 года Елатьма — уездный город Тамбовского наместничества.
К концу XIX века город Елатьма становится настоящим культурным центром. Здесь действует 12 церквей и один собор в Городском саду, две мечети, синагога, различные училища.
А в 1873 году открывается мужская четырехклассная прогимназия – старейшая гимназия России. Подобные учебные заведения в то время были только в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Воронеже. На учебу в Елатьму стали съезжаться даже из-за границы. В гимназии всегда был очень сильный преподавательский состав, а высокий уровень знаний выпускников стал традицией. Примечательно, что здание гимназии не утратило своего назначения и по сей день. В 2008 году торжественно было отмечено 135-летие со дня основания гимназии.


Множеством легенд и удивительных историй овеяно имя местной миллионерши Марии Андреевны Поповой, происходившей из знатного татарского рода князей Кильдишевых — потомков князей Золотой Орды. На рубеже XIX – XX веков она занималась обширной коммерческой деятельностью и вместе с этим была величайшей благотворительницей. Например, рассказывают, что за воротами ее дома всегда стоял стол с хлебом для бедных людей. Попова сама следила, чтобы хлеб на этом столе не переводился. Известно, что пролетарский писатель Максим Горький некоторое время жил в Елатьме, и именно Попова послужила прототипом его знаменитой Вассы Железновой.

До наших дней сохранился дом миллионерши, своими очертаниями напоминающий старинный фрегат. Построен он был в начале 1880 годов архитектором из Голландии. Именно здесь во время революционных событий находился штаб антисоветского белогвардейского мятежа, который возглавила уже упомянутая М.А. Попова.


Поповой удалось тайно покинуть Елатьму перед приходом красных, однако, это не спасло ее от тюрьмы. По семейному преданию, она скончалась от сердечного приступа во время освобождения из Тульской тюрьмы.
В Елатьме, городе зажиточных людей, новая власть приживалась с трудом. Начался закат Елатьмы.
В 1924 году Елатомский уезд включён в состав Касимовского уезда Рязанской губернии.
В 1926 году Елатьма утратила статус города, но несмотря на это, местные жители до сих пор себя считают горожанами.
В 1958 году Елатьма преобразована в посёлок городского типа.
А в 1963 году был упразднён Елатомский район.
В феврале 2007-го в Елатьме открыт краеведческий музей, в нем можно увидеть чучело медвежонка с подносом в лапах — то самое, что стояло когда-то у местной миллионерши Поповой.
Сейчас в городе (именно в городе – у меня тоже язык не поворачивается назвать Елатьму как-то иначе) очень тихо, умиротворенно и пустынно. Атмосфера очень приятная, особенная, все как-то неторопливо, наверное, тут здорово жить людям далеким от тусовок и дискотек или уставшим от современного ритма больших городов.







Ока в городе шикарна! Говорят относительно недавно в городе еще была деревянная старинная пристань, но мы ее уже не застали. На другой берег реки можно попасть на пароме.

Улицы Елатьмы.
Вот теперь едем обратно, по дороге ожидаются еще интересности.


Очень интересный храм в пос. Перевлес.

Грандиозный храм с гигантской колокольней (высота колокольни 50-55 метров) является произведением позднего классицизма с элементами ампира.
Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает Рождественскую церковь уникальной.
Невольно возникает вопрос: что хотел отметить Барыков заказом такого грандиозного сооружения? Ведь вряд ли автор проекта мог навязать заказчику такой дорогостоящий замысел.
Род Барыковых довольно старый, многие из него служили в 18 веке в московских стряпчих и стольниках, сам же И.И. Барыков дослужился до действительного статского советника. Но это не дает ответа на поставленный вопрос. Для создания церкви в Перевлесе нужно было не звание, а большие деньги. Связан ли был Барыков с истьинскими заводами нам не ясно. Архитектор Рождественской церкви пока остается неизвестным, хотя в этой области ведутся исследования.
Атмосферное место, по крайней мере в сумерках — с. Столпцы.

При церкви были кладбищенская каменная часовня и церковно-приходская школа.
В 1922 г. из храма были изъяты ценности в пользу голодающего Поволжья.
В 1940 г. церковь числилась действующей, но служба в ней не проходила с 1938 г. Сейчас возвращена верующим, действующая.


Еще одно село и еще один бывший завод — с. Коленцы расположенное на берегу реки Прони, в месте, где она делает четыре изгиба своего русла (колена) — от этого и произошло название села.
В начале XVIII века купцы Сидор Томилин и Панкрат Рюмин начали добычу железной руды в селе Истье, недалеко от Коленец. Вскоре ими были построены Истьинские чугоуноплавильный и железоделательный заводы (о которых мы говорили выше), а в 1717 году начали работу Коленцевская и Столпянская игольные фабрики.
В качестве привилегии для фабрики в 1719 году Петром I был издан указ о «О пошлинах с иностранных игол», согласно которому в Россию был запрещён ввоз игл из-за границы на 30 лет. Фабрика размещалась в 12-ти каменных и 5-ти деревянных зданиях и состояла из четырёх отделов: проволочного, игольного, булавочного и машинного. Для обеспечения работы фабрики была построена плотина на реке Прони, установлены два паровых котла. Сырье для фабрики поступало из двух мест — для игл лучшего качества ежегодно закупалось около 1200 пудов стальной проволоки из Англии, для более простых игл проволока поступала с Истьинского завода. Дело пошло успешно — иглы продавались не только в России, но и шли заграницу, например в Персию.
После смерти Петра I братья Рюмины начали раздел имущества, в результате чего предприятие оказалось на грани банкротства — в 1730-1740-е годы оно даже попало под надзор канцелярии по делам конфискаций.
Ситуация на фабрике начала улучшаться, когда в 1773 году фабрику купил Пётр Кириллович Хлебников, хозяин Благовещенского медеплавильного предприятия в Уфимском уезде. Он передал фабрику под управление своего сына — Николая Петровича Хлебникова. Новому владельцу удалось достаточно быстро восстановить производство. Для фабрики архитектором В. П. Стасовым был построен новые корпус. Но в 1777 году Хлебников умер.
После смерти Хлебникова фабрикой владели Д. М. и А. П. Полторацкие (А. П. — сестра Хлебникова), а 1842 году фабрика перешла по наследству к Сергею Дмитриевичу Полторацкому.
Полторацкий начал реконструкцию завода, закупил в Англии, Германии и Бельгии новое машинное оборудование, завёз из этих стран специалистов для наладки производства. Через 10 лет фабрика стала одной из лучших в Европе среди подобных предприятий.
Но в 1860 году Полторацкий из-за огромных карточных долгов продает фабрики и уезжает из России. Фабрика перешла к братьям Барковым. В 1869 году хозяином фабрики являлся Дмитрий Фёдорович Барков, но уже с 1870 года он вел дело с компаньонами. В 1872 году фабрика вместе с другими Истинскими заводами перешла к надворному советнику Христиана Мейена, а с 1874 года ими распоряжалось Акционерное общество русского рельсового производства.Числились среди владельцев фабрики во второй половине XIX века и купец Кузнецов, и П. И. Губонин.
Из-за смены череды владельцев фабрика пришла в упадок и в 1906 году была закрыта.

В 1755 году в селе открылась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная на средства князя Г.П. Кильдишева, его пасынков московских купцов первой гильдии Н.П. и И.П. Рюминых, а также С.А. Абрамова, распоряжавшегося тогда железоделательным заводом.
В книге Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова «Рязанские достопамятности» внешний облик церкви описан следующим образом: «Церковь в Коленцах, отличается своим стройным ярусным силуэтом… Два ее восьмерика [восьмигранника] поставлены на довольно сложное по объему основание в виде трехлепесткового многогранника, в свою очередь двухсветного. Высокая колокольня на западном конце трапезной тоже представляет композицию «восьмерик на восьмерике». Все переходы от объема к объему в храме и в колокольне сделаны через вспученные, слегка куполообразные, кровли, придающие силуэту постройки барoчный, не прямолинейно-упрощенный, а живописный вид…».
Закрыта накануне Великой Отечественной войны, использовалась под склад для хранения зерна.
На кресте, находящемся на сохранившемся куполе Благовещенской церкви, указаны годы постройки храма. Внутри храма сохранились остатки росписи и фрагмент деревянной иконы.
Благовещенская церковь в селе Коленцы вошла в число претендентов, проводимого Управлением туризма Рязанской области, конкурса «7 чудес Рязанской области», но победителем не стала. Среди 7 чудес оказалось только три , имеющих отношение к архитектуре: Рязанский кремль, Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупове и усадьба фон Дервиза в Кирицах (о посещении нами двух первых можно почитать тут, а третьего – чуть выше).


Съездили хорошо, позитивно. Рязанщину познали, рязанскую грязь тоже — в одну из ночевок на краю поля нас накрыл ливень, который шел до утра — как мы выезжали — отдельная песня :)))

3 ответа к “Рязанщина 2012.”
Молодцы,показали, во что превратились святые Храмы Рязанщины.
Хорошо знаю Храм в селе Перевлес, там дом семьи моего брата.
В Вашем фотоотчете обнаружил ошибку. Фото под названием «Атмосферное место…. в селе Столпцы», на самом деле изображен храм в Перевлесе.
Могу добавить снимки этого храма сделанные еще несколько лет назад.
Спасибо за комментарий, Владимир.
Ошибки нет, все фотографии подписаны верно (если навести курсор на фото, то виден полный адрес храма). Надпись — как бы отделяет один объект (храм в Перевлесе) от следующего объекта — села Столпцы. К сожалению данный редактор упорно игнорирует пробелы.
«Церковь Всех Святых, построена в 1825 (по другим данным в 1838). Закрыта в 1941, к 1980-м заброшена. В 1990-х возвращена верующим, отремонтирована. Церковь стоит на елатомском городище. В XVII-XVIII вв. тут располагался мужской Елатомский Рождественский монастырь, упраздненный до 1764.»
Елатомское Городище находится совсем в другом месте посёлка, недалеко от Торговых рядов. Именно там, за нынешним памятником Победы, был мужской монастырь, на колокольне которого звенел подаренный Иваном IV Грозным елатомцам за помощь при взятии Казани колокол.