Серпухов — город Московской области, расположенный в 99 км на юг от Москвы на реке Наре, вблизи впадения её в Оку.
Сейчас я бываю в Серпухове регулярно, а когда ездишь по одним и тем же местам, то они как-то приедаются и не кажутся удивительными и красивыми. Однако, у этого города богатая история, к которой мы сегодня и обратимся.
В результате археологических исследований Серпуховского городища, были найдены многочисленные остатки керамики, стекла, изделий из железа X—XIII веков. В XIV веке на месте городища между реками Нарой и Серпейкой уже существовал город. Однако, письменных свидетельств существования Серпухова в домонгольскую эпоху не обнаружено.
Первое упоминание Серпухова в письменных источниках представляет собой духовную грамоту Ивана Калиты. Официальной датой, от которой отсчитывается возраст города считается 1339 год.
По духовной грамоте третий сын Ивана Калиты Андрей Иванович унаследовал часть земель Московского княжества, в том числе Серпухов. Но в 1353 году князь Андрей пал жертвой эпидемии чумы и удел перешел князю Владимиру Андреевичу. В период малолетства князя владениями управляют влиятельные бояре. В это время в истории города происходит знаменательное событие — московским митрополитом Алексием в 1360 году на правом берегу Нары основан Владычный монастырь.
Вскоре Владимир начинает уделять значительное внимание развитию своих владений. С семидесятых годов XIV века в Серпухове открывается период активного строительства. Так в 1374 году на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля, а на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары князь Владимир Андреевич основывает монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил Сергий Радонежский. Возрастает военное, политическое и экономическое значение Серпухова, вокруг которого формируется полноценное княжество, ядром которого стали волости с центрами в Лопасне, Темне и Ростовце.
Серпухов становится одним из центров подготовки к походу против Мамая. Серпуховское ополчение во главе с князем Владимиром Храбрым действует в составе Засадного полка в Куликовской битве, ставшей поворотным моментом в русской истории. В честь победы в 1381 году в Высоцком монастыре строится каменный собор и церковь с трапезной. Вскоре Серпухов был разорён во время похода на Москву хана Тохтамыша (1382 год). Существует мнение, что ордынское войско отклонилось от прямого пути к Москве, что бы отомстить местным князьям за участие в Куликовской битве.
В XV веке Серпухов дважды был разорён.
В 1456 году, независимое княжество не было ликвидировано, а князь Василий Ярославич, внук Владимира Храброго, был заключен в тюрьму. Серпуховская дружина в составе московского войска участвовала в походе на Новгород в 1478 году, и в 1480 году в стоянии на Угре.
С 1496 по 1533 гг — Серпухов оказался в кормлении казанских ханов и местные жители подвергаются насилию.
С конца XV века начинается период изнурительных для Московского государства набегов крымских татар. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях, шедший от Перекопа до Тулы. Ключевым элементом системы защиты от набегов стала линия укреплений вдоль берегов Оки, где до глубокой осени несли пограничную службу до 65 тысяч ратников, ежегодно собираемые в Москве. Важнейшим участком линии защитных сооружений был отрезок Таруса — Серпухов — Кашира — Коломна. Так в 1512 году возникла угроза прорыва крымцев к Москве, и в Серпухове были сосредоточены войска во главе с братом Василия III, Юрием Ивановичем, ставшие барьером на пути кочевников к столице. Через пять лет, в 1517 году, русское войско выступило за Оку навстречу противнику. В результате этого похода неприятелю было нанесено поражение. Поход Мехмеда I Гирея в 1521 году привел к разорению Серпухова, Боровска, Каширы и центральных уездов государства. Результатом бедствия стало принятие решения Василием III о строительстве каменных крепостей на южных границах. В 1556 году осуществляется строительство белокаменного Серпуховского кремля. В том же году в Серпухове Иваном IV проводится большой смотр служилых людей. С постройкой новой крепости Серпухов повышает свою роль в оборонительной системе и с 1572 года здесь размещается Большой полк русской армии.
В 1571 году состоялся поход хана Девлета I Гирея. В апреле крымское войско пересекло Оку в районе Орла, а в мае уже оказалось под Серпуховом, где нанесло поражение отряду Волынского Я. Ф. Войско во главе с Иваном IV выступило к Серпухову, но не смогло закрепиться в нём. В результате было предпринято отступление к Москве, царь бежал в Александровскую слободу. Девлет I осадил Москву и сжег её. На обратном пути крымцы разорили несколько уездов, в том числе Серпуховский.
В 1572 году Девлет I Гирей подготовил повторный набег на русское государство. Навстречу противнику был направлен полк под предводительством князя Михаила Ивановича Воротынского, разместившийся в Серпухове. 25 июня 1572 года крымское войско подошло к Оке. Переправившись через реку и разбив несколько сторожевых русских отрядов, 120-тысячное войско Девлета Гирея направилось к Москве. Воротынский организовал преследование отступавших, которое закончилось убедительной победой русских в Битве при Молодях.
Последний прорыв крымских татар к Москве относится к 1581 году, когда войско Газы II Гирея переправившись под Серпуховом через Оку и, уничтожив городской посад, двинулось к Москве, где потерпело неудачу и было отброшено на юг. Руководство русским войском велось из Серпухова царскими воеводами. В преследовании Газы Гирея активное участие принимал Борис Годунов. Этот момент стал одним из ключевых в его политическом восхождении.
Знаменательным событием в истории стал серпуховский поход Годунова в 1598 году. Вышедшая навстречу татарам русская армия, разместилась на берегу Оки под Серпуховом. Лагерь Бориса Годунова расположился на лугу у Владычного монастыря. Несколько недель подряд проводились смотры войска и демонстрация силы перед противником. В результате послы Газы Гирея признали за Годуновым царский титул и передали предложения дружбы и мира. К этому времени относятся значительные пожертвования местным монастырям со стороны царя, на которые развернулось каменное строительство. Были сооружены Храм великомученика Георгия Победоносца, Надвратный храм мученика Феодота Анкирского и стены Владычного монастыря.
Голод 1601 года, увеличение количества разбойничьих шаек, восстание крестьян 1603 года не обошли стороной Серпуховский уезд. В накалённой до предела обстановке происходит поход Лжедмитрия I на Москву. В мае 1605 население Серпухова принимает Лжедмитрия I как царя. Войско самозванца, готовясь вступить в столицу разбивает лагерь недалеко от Владычного монастыря.
После убийства Лжедмитрия I и избрания царём Василия Шуйского в 1606 году в Серпухове снова располагается большой полк царской армии, город становится центром, из которого ведется управление осадой южных городов, не подконтрольных официальным властям. В это время набирает обороты восстание под предводительством Ивана Болотникова и в октябре 1606 года Болотников подходит к Серпухову, местные жители добровольно сдают город. В результате неудачного штурма столицы восставшие отступают в Серпухов, а затем в Калугу.
Летом 1607 года Серпухов в очередной раз становится базой для царского войска, которое 5—7 июля участвует в битве на реке Восьме между Серпуховом и Каширой, где восставшие терпят поражение. 21 июня сюда прибывает Шуйский, после чего проводятся судебные процессы над захваченными в плен повстанцами. В честь победы Владычному монастырю царем был подарен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского.
В 1609 году город попал под власть Лжедмитрия II.
В ходе польской интервенции Серпухов также не избежал военных действий. В январе 1610 года вблизи города отряд казаков под предводительством Беззубцева нанёс поражение полякам Млоцкого. Вскоре казаки покинули Серпухов, который следующей же ночью был занят поляками. В результате был сожжён посад, погибла значительная часть мирного населения. В 1610—1611 годахжители жители Серпухова участвуют в Первом земском ополчении Ляпунова, в 1612 году — во Втором ополчении Минина иПожарского.
В результате ослабления государства, произошедшего в ходе Смутного времени, кочевники опять получили возможность нападать на города в Центральной России. В 1613 году — Серпуховский уезд разорен ногайскими татарами наряду с Боровским иКоломенским. В 1618 году — гетман Сагайдачный, союзник польского королевича Владислава, отступая с войском от Москвы кКалуге, сжёг серпуховский посад, но крепость взять не смог.
В 1633 году окрестности Серпухова разоряли крымские татары.
Последствиями событий Смутного времени для Серпухова стали резкое снижение численности населения и упадок экономики.
В течение XVII столетия Серпухов продолжает играть роль важного военного центра.
В результате принятия в 1649 году Соборного уложения происходит переход населения от монастырей к посаду, что приводит к росту города и его населения на 70-80 %.
В 1669 году происходит большой пожар, Серпухов выгорает почти дотла.
XVII век характеризуется подъемом каменного строительства в городе. В разные годы были сооружены: Церковь Николы (на месте нынешнего кафедрального храма), надвратная Трёхсвятительская церковь, стены и башни Владычного монастыря, Покровская церковь в стиле барокко, церковь Афанасия Афонского (разобрана в 1878 году), новое здание Троицкого собора. В 1627 году перестроен собор Зачатия в Высоцком монастыре.
В Петровские времена население Серпухова активно участвовало в строительстве флота, новых городов, крепостей.
В третьем десятилетии XVIII века Серпухов становится одним из крупнейших городов Подмосковья.
В 1761 г. 30 % экспортируемой из России парусины имеет се́рпуховское происхождение. Город выходит на четвёртое место в России по полотняному производству после Ярославля, Костромы и Москвы.
В 1812 году население Серпухова и уезда участвовало Отечественной войне, хотя война непосредственно город не затронула.
В период с 1840 по 1860 год Серпухов переживает период интенсивного промышленного роста.
Важное место в городской экономике первой половины и середины XIX века занимала торговля. По объёму торговых операций Серпухов занимал второе место в губернии после Коломны.
В октябре 1941 года фронт приблизился вплотную к городу. Немецкие войска находились к западу от города полукольцом на расстоянии 6-7 километров.
Наиболее ожесточёенные бои велись на линии Дракино — Кремёнки — Павловка. В конце ноября 1941 года наступление немецкой армии было остановлено. В середине ноября был нанесён контрудар.
Также в ноябре началось осуществление эвакуации оборудования предприятий, рабочих, женщин, детей. Параллельно в Серпухове выполняется возвведение оборонительных сооружений: противотанковых рвов, надолбов, баррикад, щелей, бомбоубежищ, газоубежищ, создаются госпитали, где принимают раненых бойцов.
К январю 1942 года линия фронта была отодвинута от Серпухова более, чем на 150 километров. С1942 года начинается восстановление городской промышленности. На мощностях городских предприятий осуществляется производство инструмента для танковых и механизированных подразделений, мотоциклетной техники, боеприпасов, пищевых концентратов.
За годы войны в Серпухове уничтожено и повреждено 597 зданий, погибли 202 мирных жителя, ранены 317 человек. В начальный период войны на город совершено 140 авианалётов, сброшено 500 фугасных и 35 000 зажигательных бомб.
Сейчас Серпухов – один из самых благоустроенных городов Подмосковья, в нем есть и очарование русской глубинки, и красивейшие монастыри, и развитая инфраструктура.
Начнем с Серпуховского кремля. Он был непохож на другие подобные сооружения на Руси, так как был построен не из дерева и кирпича, как обычно, а из камня. Кремлевские стены еще в довоенное время были в хорошей сохранности, но их разобрали и использовали в 1934 году при постройке нескольких станций московского метро. До наших дней сохранились небольшие фрагменты восточного участка стены.


В центре кремля находится Троицкий собор, представляющий собой «восьмерик на четверике» с пристроенной позднее шатровой колокольней. Храм был построен на месте более древнего здания в 1696 году на средства архимандрита Андроникова монастыря Феодотия. Церковь была капитально перестроена в 1837-1841 в духе классицизма — к трапезной пристроены Никольский и Дмитриевский приделы, изменен декор. С 1985 года здесь размещается филиал Серпуховского историко-краеведческого музея.


На Соборной горе возвышается теперь фигура воина со спасенной девочкой на руке (изначально монумент был установлен в серпуховском сквере у больницы им. Семашко — на месте, выбранном самим автором). Памятник является 2,5-метровым макетом грандиозного 13-метрового монумента, который с 1949 года и по сей день находится в берлинском Трептов-парке. Автором обоих (и серпуховского и берлинского) памятников является знаменитый советский скульптор Евгений Викторович Вучетич (1908–1974).
Важно, что монумент в Серпухове вылеплен Вучетичем и отлит еще до основного берлинского монумента.

Рядом с Кремлем находится стразу несколько церквей, на них открывается шикарный вид с Соборной горы.








Современная трехъярусная колокольня в обители была сооружена около 1840 года взамен старой, которая пришла в ветхость и рухнула. Вскоре затем во втором ее ярусе был устроен храм во имя Трех Великих святителей и Вселенских Учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящен он был в 1843 году святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Трехсвятительский храм был первым храмом, в котором начались ежедневные богослужения в 1991 году во вновь открытой обители.



На противоположном берегу находится старейший монастырь города — Владычный женский монастырь, основанный в 1360 году митрополитом Московским Алексием как мужской.
Монастырь был полностью перестроен в конце XVI века на средства царя Бориса Годунова, но в XVIII веке пришел в упадок.
В 1806 году преобразован в женский и стал одним из крупнейших женских монастырей Подмосковья.
Закрыт в 1919, занят летным училищем. После вывода училища в 1978 постройки заброшены и разграблены. Вновь открыт в 1995, здания отреставрированы.


В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». По легенде один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги, но он все равно не переставал пить.
Однажды ему приснился сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом». Но крестьянин не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша в кармане. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и грозно потребовал исполнить его приказание.
Крестьянин отправился в путь на четвереньках.
В одном из селений старушка-крестьянка приняла его на ночлег, накормила и уложила на печь. А в облегчение болезненности ног, растерла их. Ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же спустился с печи. Хотя и очень слабо, но он смог стоять на ногах! Добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. На утро больной вновь отправился в путь, но теперь он уже шел, сначала опираясь на две палки, а потом и только на одну.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих сновидениях послушнице Захарии — церковнице при храме великомученника Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но вот незадача — в монастыре никто не знал иконы с таким наименованием.
Однако, в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу висела икона с изображением чаши. И каково же было всеобщее удивление, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша».
Когда же путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его лике он сразу узнал старца, который являлся ему во сне.
Весть о чудном явлении быстро распространялась, к иконе потянулись паломники. Вскоре икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на более удобное место, где находилась до 1919 года. После закрытия монастыря она какое-то время хранилась в соборе Николы Белого, дальнейшая судьба иконы неизвестна. По словам старожилов, многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары.
В 1993 году в Высоцком мужском монастыре, через два года после его открытия, был написан список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша».
В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря было получено благословение на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной во Владычнем монастыре. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника.
И новая икона тоже начала исцелять! Пока образ находился еще у иконописца, кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Когда через неделю привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так икона до сих пор и находится в этом киоте. Год спустя в храм пришла женщина, и рассказала, что именно она оставила киот, после этого ее сын бросил пить. Получается, что никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а человек уже был исцелен.
Икона периодически мироточит. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях.
Лично от себя добавлю, что я видела несколько чудотворных икон в самых разных храмах нашей страны, но только у этой иконы я «что-то» почувствовала.

Еще один интересный православный храм Серпухова — Храм Спаса Нерукотворного Образа.
Был построен рядом с Занарским кладбищем в период с 1893 по 1896 на средства серпуховского купца Василия Федоровича Астапова. Эта церковь была украшением Занарья (части Серпухова, расположенной на правом берегу реки Нары). Проект комплекса выполнен известным московским архитектором Романом Ивановичем Клейном.
Архитектурный ансамбль представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIX — начала XX века. Отдельно стоящая колокольня с парадными воротами (её верхний ярус разрушен в советское время) образует вход на кладбище, рядом с ней стоят невысокие дома причта.
Иконостас был цинковый, позолоченный, иконы в нём представляли изображения событий Страстной Седмицы.
В советское время храм был закрыт и лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено около 50 гаражей на расстоянии 5 — 6 метров, частично для их строительства использован кирпич от церковных построек. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи. Служители храма в 20-40-е годы ХХ века были расстреляны.
В конце 1990-х годов храм передан церкви.





Ну и напоследок просто улицы Серпухова.

Как и в большинстве старинных городов, в Серпухове узкие и кривые улицы, часто движение затруднено. Но несмотря на это мне город очень нравится!
Один ответ к “Старинный город Серпухов.”
мрачные фото..