Одна из главных святынь Русской Православной Церкви и один из самых крупных центров паломничества — Троице-Сергиева Лавра.
Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским, одним из самых почитаемых русских святых и видным церковным и государственным деятелем 2-й пол. XIV в.
Ленивые могут посмотреть видео:
Любознательные — прочитать экскурс в историю с моими иллюстрациями.
В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец. Игуменом монастыря поначалу был Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.
План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями).
Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем.
8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя.
В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь.
В 1422 году году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — белокаменный Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В XV-XX вв. «Троица» — чудотворный образ Троицы Живоначальной хранилась в соборе, ныне находится в Третьяковской галерее.
В Троицком соборе уцелели росписи 1635 и иконостас начала XV века.
При строительстве были обретены мощи преподобного Сергия, которые теперь покоятся в храме.

Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году псковскими мастерами. Здание имеет уникальную объемную композицию — в нижней части барабана устроена звонница. В настоящее время в церкви хранятся мощи Антония Радонежского (наместник лавры в 1831-1877 гг).

В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 12-ю башнями).



С 1559 по 1585 строится главный монастырский собор, стоящий по центру территории лавры — собор Успения Пресвятой Богородицы.
В нем и сейчас можно увидеть росписи 1684 года.
В соборе хранятся мощи св. Иннокентия и преподобного Максима Грека. У западной паперти собора погребен царь Борис Годунов с семьей.



В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.
Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная трапезная (крупнейший в России конце XVII века) с храмом преподобного Сергия Радонежского.
Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву.

В 1742 году по указу императрицы Анны Иоанновны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария. Позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия — одно из крупнейших религиозных учебных заведений России.
В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян).
Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии в том числе во время войны 1812-го года.
К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.
В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.
1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры.
Лавра, как и иные монастыри в России, была юридически обращена в трудовую артель, а в октябре 1919 года монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты.
10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам.
11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия.
20 апреля 1920 года Лавра была закрыта и «Обращена в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и сброшены лаврские колокола. На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.
К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно порушены, частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.
Однако, в 30-40-е годы под руководством И.В. Трофимова
Начались реставрационные работы. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому-то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.
Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию некоторых зданий. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно-восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.
Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.
В конце 1946 года Лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.
В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году.
В ходе рестараврации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений.
К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен.
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения.
Отреставрированные памятники Вашему вниманию:
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах монастыря, расположена в его северо-западной части, возведена в 1635-1637. Шатровый храм на подклете, хороший образец шатрового зодчества 1-й пол. XVII в. Вероятно, построен на средства келаря лавры Александра (Булатникова). В XIX в. церковь служила для исповеди и причащения посещающих лавру богомольцев. В настоящее время для регулярных богослужений не используется.

Церковь Иоанна Лествичника при Московской духовной семинарии — храм при новой монастырской больнице, построенной в 1893-1896 к западу от стен лавры, в Пафнутьевом саду, и связанный с Лаврой переходом. Одноглавая двухэтажная церковь в псевдорусском стиле, помещенная в центральной части больничного корпуса. В нижнем этаже в 1901 устроен храм св. вмч. Варвары, Анастасии и Акилины. В 1920-х здание занято больницей. Возвращено верующим в 1988, в настоящее время корпус передан Московской духовной семинарии, храм служит домовым при семинарии.

Церковь Параскевы Пятницы Великомученицы на Подоле — зимний храм при Введенской церкви, стоит к северу от неё. Одноглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней, выстроена во 2-й пол. XVII в. на месте каменного здания XVI в. Второй престол Михаила Архангела. В XVIII в. несколько перестроена. Закрыта в 1928, отреставрирована в 1968. Возвращена верующим в 1991, подворье Троице-Сергиевой лавры.




Патриаршие (Митрополичьи) покои в Троице-Сергиевой лавре. Внутри покоев на втором этаже находится храм в честь святого Филарета Милостивого. Домовый храм в здании Патриарших покоев (первоначально — настоятельские кельи, потом — покои Митрополитов Московских), внешне никак не выделен. В 1918 закрыт, при восстановлении в 1949 освящен во имя Филарета Милостивого.








Самое высокое здание Лавры — пятиярусная колокольня, 1741—1770, выстроенная архитекторами Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в.
Высота колокольни — 88 м.
К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, но большая их часть была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 тонны.

Рядом с колокольней — обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.


Сегодня, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

Сейчас братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В их числе духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Священноархмандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Московский и всея Руси.
