Недалеко от Старицы по обеим сторонам Волги находятся пещеры (каменоломни), одну из них — Ледяную, мы решили посетить.
Пласты известняка, простираются вдоль Волги на несколько десятков километров от города. О добыче здесь камня и известняка известно с 12 века. И сейчас можно увидеть цепь естественных и искусственных пещер (старицкие каменоломни), возникшую благодаря добыче известняка и уникального белого камня, который почтительно называли «старицкий мрамор».
Особенность этого камня в том, что на месте выработки, в пещерах, он спокойно обрабатывался пилой и рубанком до необходимых размеров и форм, а на поверхности затвердевал и не впитывал влагу, благодаря чему являлся уникальным строительным материалом. Камень из Старицы использовался для сооружения многих объектов центральной части России, в том числе Московского и Астраханского кремлей. За время функционирования каменоломень, образовалось около полутора сотен отдельных пещер, протяженностью от нескольких десятков метров до нескольких десятков километров (длина ходов самой большой старицкой пещеры около 30 км).
Выработка окончательно прекратилась в первой половине прошлого века, а в 40 годах, по личному указанию Сталина, входы и лазы в пещеры были взорваны и завалены. Но любопытные спелеологи и туристы расковыряют чего хочешь, по этому прогуляться по пещерам сегодня вполне возможно.
Я уже бывала во всех крупных старицких пещерах, но друзья и дети хотели своими глазами увидеть эти сооружения, решено было посетить Ледяную. Выбор пал именно на нее т.к. это достаточно маленькая система, где можно почти все время ходить в полный рост.
Оставляем машины в деревне неподалеку, при чем специально останавливаемся у заброшенного дома с заколоченными окнами. Но нет! Опять выходит абориген и орет, что бы мы срочно убрали машины подальше на горку. Сначала хочется наплевать на его дурацкие требования, потом по мере нарастания ора — дать в морду, но мы поступили самым остроумным образом: прокатали дорогу ближе к ручью, там есть прекрасное большое место, как будто специально предназначенное для стоянки. Пусть теперь все паркуются там, как следует погазовав у дома скандалиста.
Дальше идем вдоль речки пешком к Волге.

Добираемся до Волги и понимаем, что промахнулись.

С перепугу забираемся на высокий берег.
Но зря, оказывается мы пролетели вход, он остался сзади на противоположном берегу речушки. Возвращаемся и начинаем погружение.

Особенностью Ледяной является образование в ней в конце зимы-начале весны сталактитов и сталагмитов. К сожалению, сейчас мы их не увидели, но все равно было здорово! Мы, как обычно, устроили минуту тишины — когда все гасят фонари и замолкают, стараясь не шевелиться. Ты при этом погружаешься в кромешную темноту, такую, что все равно открыты у тебя глаза или закрыты и полную оглушающую тишину.
Еще именно с этой пещерой связана забавная история: мы были тут предыдущий раз 8 лет назад — приезжали в начале весны смотреть сосульки, как и планировали, остались в системе с ночевкой. И вот, сидя томным вечером на трансе, я подношу ко рту стопку разбавленного водой из водокапа спирта и понимаю, что беременна. Мне не противно, не тошно, а просто вот пришло осознания моего интересного положения. Я хлопнула эту стопку и не пила следующий год по известной причине.

Возвращаемся к машинам и едем дальше, впереди нас ждала череда усадеб.
Но сначала очередная заброшенная церковь Сергия Радонежского в деревне Дары.

В 1886 году в деревне Дары был заложен молитвенный дом, относящийся к приходу Преображенской церкви села Холохольня. Но достроен он так и не был, дом был разобран и выстроен уже как церковь. Церковь получилась совсем маленькая, больше похожая на часовню, ведь на достройке экономили, но очень стильная и оригинальная. Осветили ее в 1908 году.

Первая усадьба — Ладьино расположена на реке Шостке, сведения в интернете о ней весьма скудные.
Свою историю село Ладьино начинает со времен правления Ивана Грозного и значится как дворцовое, а затем отданное помещикам.
Самая древняя постройка усадьбы — церковь Покрова Пресвятой Богородицы — выстроена в 1683 году на средства владельца села — боярина стольника Сергея Федоровича Аксакова.

С 1770-х и до революции поместье принадлежит Казнаковым.
Главный дом был выстроен в середине XIX века, вероятно, подполковником Валерианом Ивановичем Казнаковым. В 1899 году в селе была выстроена церковноприходская школа. В начале XX века недалеко от усадьбы появилась земская больница.
До наших дней, кроме церкви, сохранились барский дом, флигель, ряд хозяйственных построек, конюшенный двор, парк с плотинами и каскадом прудов.







Особое внимание владельцы поместья уделяли парку. Запруженная в нескольких местах река Шостка образовывала целую систему прудов на его территории, остатки нескольких плотин можно увидеть и сегодня. Но мы решили одну из плотин не только увидеть, но и форсировать 🙂

И едем!
Конечно, можно было бы и объехать, но ведь не интересно!
Далее храмовый комплекс в Кунганово.
Информации по нему еще меньше, а ведь смотрится очень достойно.








Даже удивительно, что такая красота никому не нужна!
Следующая усадьба – усадьба Ртищевых в селе Глухово на берегу реки Тьмы.
Село Глухово перешло в начале XVIII века к помещикам Ртищевым от бояр Шишковых. Более века усадьба принадлежала роду Ртищевых, переходя из поколения в поколение, пока Дмитрий Яковлевич Ртищев, не имевший детей, в 1847 году не оставил ее своим крестьянам.
Завещание его гласило, что всем своим крестьянам «с женами их, детьми, внуками, приемышами обоего пола» предоставляет он «со дня смерти, полную свободу».
Но взамен на это, крестьяне обязались не только «во всю жизнь помещика оставаться в полном повиновении его, как доныне было», но и содержать принятые в собственность имение, дом и господские заведения в порядке.
Договор исключительный! Дмитрий Яковлевич свое слово сдержал, а вот крестьяне в 1855 году — через два года после смерти Дмитрия Яковлевича, из кирпича главного барского дома по проекту архитектора А. М. Горностаева начали возводить церковь во имя святого Дмитрия Солунского в русском эклектичном стиле. Ровно через 20 лет, в 1875 году церковь была освещена, а в 1894 к ней пристроена колокольня по проекту В.И. Назарина.

Можно предположить, что бывшие крестьяне действительно хотели как лучше: большой барский дом, да еще который надо было поддерживать в нормальном состоянии, был им без надобности, а церковь – вещь всему люду нужная, покойному барину там же свечки ставить можно.
Храм был закрыт в 1930-х, а в настоящее время заброшен.


От усадьбы конца XVIII — начала XIX века сохранились две хозяйственные постройки в стиле ампир занятые до революции одно земской школой, а другое — церковным сараем, башня усадебной ограды с псевдоготической отделкой и парк.





В следующей части моего повествования Вас ждут другие усадьбы Тверской области.
Начало:
Продолжение:
2 ответа к “Тверская область, 2014. Часть 2.”
Приветствую Вас и спасибо за ваши публикации. Храмовый комплекс в Тверской обл. не в Курганово, а в КунГаново.
Спасибо, исправлено.