Мы оказались на территории России, отсюда до дома каких-то 1300 километров по приличной дороге. Но ехать ли домой? Нормального моря мы так за все путешествие и не увидели, одесситам может и все равно, а нам ну очень хотелось согреться после Памира.




На ночевку встали на берегу Ножовского ерика. Это был своеобразный выдох — надо было окончательно утвердиться в мысли, что едем не по домам, а дальше.
Наверное, если бы шел ливень с ураганным ветром, сбоила техника или были напряги в коллективе, мы бы завершили мероприятие. Но все было благополучно.


Так наше путешествие «УАЗы по Памиру» плавно перетекло в новое приключение — теперь нас ждали Дагестан и Чечня.

Но отступать было уже поздно!
Астраханская область заканчивается, мы въезжаем в Калмыкию и… обалдеваем! Потому, что только что приличная асфальтовая дорога исчезает! Насыпь продолжается, но видны размывы, асфальта здесь, очевидно, не было никогда. Вдаль уходят песчаные колеи.

Сначала мы подумали, что плутанули и умудрились потерять основную дорогу. В голове упорно не укладывалось, что по такому нужно проехать больше 100 километров!

Как ни странно здесь был трафик, состоял он в основном из легковушек.

Ребята из Элисты ехали в гости к родственникам, почему-то родственники забыли предупредить их, что дорога будет именно такой.


Так мы и перлись по этой чертовой дороге: скользили, ныряли в лужи, выныривали, все машины были в песке.

«Радуга — это хорошо! Это к удачи!» — подумали мы… и ошиблись.
Водно-песочные процедуры не прошли для наших машин даром. Сначала начала глючить проводка у Патриота: кончился предохранитель бензонасоса, замена не помогла — предохранители сразу горели. Машина отказывалась нормально ехать на бензине, а газа практически не было. Стоит ли говорить о том, что заправок вокруг не наблюдалось?
Скорость снизилась до крейсерской, мы шли чуть впереди, периодически поджидая еле-едущий Патриот. И случилась же такая дрянь — мы оторвались километра на 2, встали, заглушились, прождали минут 20, поняли, что дело плохо, решили возвращаться и… не завелись!
Ну ведь классно же! 2 сломавшиеся в разных местах машины, вокруг тихая степь: ни людей, ни машин, рации не добивают, телефонной связи нет. Такого в нашей практике еще не было!

Сашка начинает выяснять, что случилось с Хатнером, по всему выходит, что дело в стартере.
Спустя еще минут 20 подкрадывается Патриот, он едет рывками и постоянно глохнет. Хантер заводим с толкача, теперь главное не глушиться до стоянки.
Последние километры грунтового участка доезжаем из последних сил и падаем на ночевку.

Утро началось с ремонтов.

В нашем стартере полетел бендекс, решили попробовать его купить в Дагестане, а пока поставили запасной, который был у Олега.
В Патриот играли долго, даже «мозги» уже успели забраковать, но проблему так и не выявили. В итоге машина просто завелась и нормально поехала, видимо, что-то где-то просохло, а может место вчера было заколдованное.
Въезжаем в Дагестан. Мы ожидали, что на границе республик будут какие-то затруднения и проверки, но нет, на нас даже не обратили внимания.
Еще мы думали, что московские номера будут здесь в диковинку, но куда там! Примерно у четверти, встретившихся нам в Дагестане машин московские номера! Может это здесь особый понт такой?

Мы держали курс на Кизляр, зачем? За знаменитыми кизлярскими ножами, конечно.
На повороте в город обнаружился магазин УАЗовских автозапчастей, в который устремился Саша за бендексом стартера. Вышел он от туда без бендекса, но с квадратными глазами т.к. продавщицей оказалась очень симпатичная молодая девушка офигенно разбирающаяся в УАЗах. Следующим в магазин пошел Олег и вышел с такими же глазами. Дальше вся мужская часть нашей экспедиции еще раза по три каждый, не переставая удивляться и восхищаться сходила к этой замечательной даме за мелкими покупками.


Глаза разбежались, и в магазине мы зависли надолго. Поначалу я скромно сидела на диванчике т.к. покупать ничего не собиралась, но не соблазниться набором кухонных ножей не смогла. Что уж говорить о всех остальных, кто изначально был полон решимости оставить тут часть сбережений?! В итоге, каждый взрослый ушел с несколькими покупками.
Кизляр оказался совсем небольшим городком, на улицах было пустынно, только местные лихачи пролетали периодически мимо под аккомпанемент визга тормозов.
Решили посетить супермаркет — надо было пополнить запасы провизии. Ясное дело, едой мы ограничиваться не собирались, но полки с алкоголем оказались закрыты. Олег теряться не стал и решительно залез в запретную зону. Нас остановили продавщицы:
-У нас праздник, сегодня первый день Рамадана, алкоголь не продаем!
-Только вы не продаете или вообще?
-Вообще, а если собираетесь в Чечню, то там алкоголь никогда не продают, Кадыров запретил, по этому все в Дагестна пить приезжают.
-То есть мы ни где в округе водки купить не сможем?
-Ладно, вы же не мусульмане?
-Нет!
-Тогда берите только быстро и что бы ни кто не видел, что с бутылками из магазина выходите.
Честно говоря про Рамадан мы не знали ничего, а при условии, что и без того было не совсем понятно, как местные относятся русским, мы напрягись — вдруг именно в этот месяц принято рЭзать всех иноверцев?
Срочно полезли в интернет за информацией, оказалось, что скорее наоборот, Рамадан обычно проходит мирно. В этот месяц правоверные мусульмане соблюдают обязательный пост: в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Есть и более странные, для нас, ограничения, например, нельзя проглатывать мокроту, которая попала в ротовую полость. Сразу вспоминаются горцы, обитающие в МО: стоишь в пробке, тут у соседней машины открывается дверь и водитель сплевывает на асфальт. Кто бы мог подумать, что это не от недостатка воспитания, а по велению Корана.
Только сейчас до меня начало доходить, что у нас, в остальной светской православной России, правоверным мусульманам живется врятли просто.
Скажу честно, ощущения, что мы сейчас в России не было: все немного, но другое, и люди другие, и обычаи, и нравы. Не давали обмануться только надписи на рекламе и магазинах — везде на русском. А все потому, что Дагестан — самая многонациональная республика России. Государственными языками является русский и языки народов Дагестана, среди которых 14 (!) языков имеют письменность. Короче как обращаться к широкой общественности, если нет титульного народа? Только на русском.


Сегодня мы хотели встать на Каспии, но сколько не кружили по побережью — все было заросшее.




На возмущение то их бездействия, нам в хамской манере ответили, что это не наше дело и вообще: «Что я за ними вплавь брошусь?!» И это при том, что лодок оказалось не меньше 5-ти, на них были вполне читаемые номера, да и куда они причаливают ни кто не скрывал.
В праведном гневе мы принялись звонить по телефонам доверия, которые были написаны на машине, сначала нам ни кто не отвечал, потом перезвонили и попросили переслать фото, только мыло, куда именно пересылать так и не пришло. Исключительно мне кажется, что дагестанская рыбоохрана просто так получает зарплату?
Сегодня планировался день отдыха, но для начала надо было добраться до незаросшего берега моря.


Решили заехать в кафешку, что бы отведать местных блюд. Но вот незадача: большая часть из них оказалась закрыта, потому что что? Правильно, Рамадан.
Нам все же удалось найти работающее заведение, хозяйка сразу выставила перед нами соль и перец, объяснив это тем, что будет готовить специально для нас, но пробовать блюда не сможет.


Мы ели чуду с мясом и с сыром. Первые оказались гораздо вкуснее, но сказать, что прям ВАУ я не могу.

Как-то неудачно мы к нему сначала подъехали — все побережье оказалось перегорожено домами отдыха. Никому платить тупо за то, что нас пустят за шлагбаум мы не собирались, по этому пришлось изрядно потыкаться.




Была мысль остаться здесь на дневку, но к вечеру погода начала портиться, а ночью и вовсе пошел дождь.
Утром наш экипаж проснулся пораньше и рванул в Дербент, одесситы там уже были, по этому предпочли остаться в лагере.

Как-то не сразу до меня дошло, что 2000 — это не двухтысячный год, а Дербенту — 2000 лет (исполнилось в 2015 году). До присоединения Крыма, Дербент был древнейшим городом на территории России. Первые поселения возникли здесь аж в конце 4 тысячелетия до н. э.
В стародавние времена Дербент называли «Каспийскими воротами», сюда стремились скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары и многие другие.
Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шёлкового пути. Город служил северным форпостом Албании, потом был завоеван арабами и превратился в главный опорный пункт арабского Халифата на Кавказе, после стал столицей Дербентского эмирата, вошел в состав государства Сефевидов, дальше Персия долго делила Дербент с Россией, пока он не остался за нами. Город пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды упадка и расцвета. Говорить об этом можно долго, но я не буду.
Сейчас Дербент второй по величине город Дагестана, на улицах много людей и машин.




Если есть южная стена, логично, что есть и северная — они идут параллельно друг другу на расстоянии 300—400 метров. Дербентские стены были построены во времена Сасанидов и на протяжении 15 веков перекрывали «Каспийские ворота» от морского берега до крепости Нарын-кала.
Именно в крепость мы сейчас и направлялись.




Нарын-кала — древняя, доарабская крепость, начало ее строительства датируется 567 годом. Представляет собой мощное оборонительное сооружение из каменных плит. Высота стен до 25 метров, ширина до 3 метров. Признана ЮНЕСКО памятником мирового значения.




Определить точную дату строительства прямоугольного водохранилища в цитадели затруднительно.







Над восточными воротами есть двухэтажный комендантский дом, он же ханская канцелярия, он же диван-хана. Постройка относится к XVIII веку, внутри располагались народные помещения и приемная хана. Сейчас здесь можно купить сувениры и посмотреть малочисленные музейные экспонаты.









Самый южный город России — Дербент вполне может претендовать на звание города-курорта: все аккуратненько, море под боком, да и с точки зрения достопримов гораздо насыщеннее какой-нибудь Анапы.
Очень жаль, что нам так не повезло с погодой — не увидели всей красоты, да и по Старому городу надо гулять пешком, а не ездить в УАЗе с запотевшими стеклами.
Дождь согнал экипаж Патриота с побережья, мы пересеклись на трассе и двинулись в горы.
Вы думаете мы поехали в Дагестан только что бы ездить между городами по нормальным дорогам? Конечно, нет! Обязательно нужно поискать приключений на свои задницы! Опасность, бандиты, террористы? Нет, не слышали, нас больше волновали отечественные силовики.
Дело в том, что Олег и Таня, когда в прошлый раз были в Дагестане и шарились по горам, сами того не ведая попали в контр-террористическую операцию. Оказывается, «чужакам» в эти моменты здесь находиться нельзя, только узнали они об этом, напоровшись на контроль уже находясь на территории района. В итоге было довольно продолжительное разбирательство и некислый штраф.
Повторять их подвиг совершенно не хотелось, по этому последние 2 дня мы упорно рыли инет в надежде найти информацию по проводимым и будущим контр-террористическим операциям. Информации не было. Тогда решили спросить у местных военных (или не военных, а ментов или ФСБшников, они тут на трассах все скопом дежурят). Все ждали, когда же, наконец, наши УАЗы остановят, а то проехали через весь Дагестан с московскими и украинскими (ваще террористы!) номерами и никому не нужны. В итоге остановили за все время один раз, да и то наш одинокий Хантер, возвращающийся из Дербента. От неожиданности Сашка даже забыл спросить про операции, но решил вернуться и выяснить этот вопрос. Сначала его профессионально обыскали, а уж потом стали разговаривать. Только когда и что у них тут проводится они сами не знают (или молчат), так, что пришлось нам ехать в горные районы на свой страх и риск.
Отправились мы окольными путями в село Кубачи. Зачем? Если брать пуховый платок, то в Оренбурге, если шелк, то в Бухаре, если нож, то в Кизляре, если украшения, то в Кубачах. Именно Кубачи являются одним из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла.

Ну как ничего? Если учесть, что это единственная дорога между населенными пунктами, а у местных сплошные легковушки — спорная дорога.
Видимо, благодаря многочисленным дождям сошли сели, а реки разнесли, все, что могли.




На каком-то этапе, мы поняли, что промахнулись с бензином, по такой дороге его точно не хватит. Пришлось спрашивать у местных, вспомнили Таджикистан и заправились из ведра. После этого Хантер хрюкнул и заводиться отказался.
Мы уже начали грешить на бензин, но больно все было похоже на недавнюю ситуацию со стартером. С толкача машина завелась, забегая вперед, скажу, что это действительно сдох второй за 3 дня стартер. Мы уже ни чему не удивлялись.

Наконец, в селе со звучным названием Канасираги мы уперлись на подъеме в жижу, по которой УАЗы лезть вверх отказывались. Мы готовы были штурмовать гору до посинения, но вовремя подоспели местные, которые поведали, что дальше дорогу смыло вообще. Нам ничего не оставалось, как развернуться.


Все здорово, только до Кубачей мы так и не добрались, если ехать туда, как все нормальные люди, то это получается очень приличный крюк. Олег предложил брать курс на Чечню, но тут взвыли дамы — как это мы останемся без хохоряшек?!
Решено было переночевать еще раз на морском побережье, а утром отправиться в Махачкалу в поисках магазинов с кубачинским серебром.
Т.к. бендекс для починки старого стартера нам за все это время найти так и не удалось, пришлось покупать стартер в сборе. Ночью Саша вкорячил его на положенное место.
Несмотря на то, что мы находились рядом с большим городом, нам удалось найти незастроенный и не перегороженный съезд к морю.



Утром в центре Махачкалы мы без проблем нашли несколько магазинов с кубачинским серебром и раза 3 обошли их по кругу.
Дело в том, что кубачинское серебро — это не официальная торговая марка, а понятие, объединяющее все серебряные ювелирные изделия, сделанные в дагестанском селе Кубачи. Каждый род в селе традиционно специализируется на своём собственном узоре и технике – гравировке, чернении, литье, филиграни. Перекупщики все это дело скупают и реализуют в крупных городах или через интернет-магазины.

Вот теперь берем курс на Чечню.
Когда наши знакомые услышали, что мы собрались заехать в Чечню, реакция была однозначной — вы сошли с ума! По этому мы решили никому больше о нашем желании не говорить, а в соцсетях, где я обычно публикую он-лайн информацию о путешествиях выложить этот участок с небольшой задержкой, что бы было понятно, что мы уже въехали, посмотрели и благополучно выехали из Чечни.


На границе Дагестан-Чечня стоит несколько очень серьезных постов, дежурят тут, да и на следующих постах, в основном мужики славянской внешности. А вот ГИБДДшники и милиционеры, которых мы видели в крупных городах, сплошь местные, очень необычно они смотрятся в привычной нам форме, но с характерной для здешних мест бородой.
После проверки документов, беглого осмотра багажника и переписи паспортов нам пожелали доброго пути и быть аккуратнее.
Подобных постов тут много, после каждого крупного перекрестка. Ни в коем случае нельзя их пытаться объехать, хамить, говорить, что задолбали докапываться и т.д. Люди со всей серьезностью выполняют свою работу. Сашка стал свидетелем, как одного из водителей чуть не положили мордой в пол, когда он попытался возмутиться очередной проверкой, а после разбирались с его документами в 3 раза дольше, чем с остальными. Короче, улыбаемся и машем.
Мы ждали, что нас будет тормозить вообще каждый встречный ГИБДДшник, но они не то, что не проявляли к нам интереса, напротив, как будто еще и отворачивались.
За окном замелькали знакомые названия. Их так часто повторяют у нас в сводках новостей, что даже как-то не верится, что сейчас мы едем тут, а вокруг тишь, да гладь.

















Наружные и внутренние стены мечети отделаны мрамором — травертином.


Широкую известность среди россиян «Сердце Чечни» получило после разразившегося вокруг него скандала на конкурсе «Россия 10». Тогда путём всеобщего голосования выбирались десять визуальных символов России.
Практически на протяжении всего голосования мечеть лидировала среди участников, но в последний день второго тура уступила первое место Коломенскому кремлю. Глава Чечни Рамзан Кадыров был разгневан таким поворотом, обвинил сначала устроителей конкурса, а после и операторов мобильной связи «Билайн» и «Мегафон» в подтасовке результатов, и попытался снять мечеть с конкурса.
В связи с широким общественным резонансом были назначены дополнительные разбирательства, после чего и «Сердце Чечни», и Коломенский кремль были названы досрочными победителями конкурса. За оставшиеся 8 мест боролись и победили озеро Байкал, Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет», Петергоф, Кижи, Троице-Сергиева лавра, Нижегородский кремль, Ростовский кремль, Псковский кремль (Кром).
Теперь все 10 объектов-победителей, отображаются на сайте проекта в случайном порядке вне зависимости от территориального деления и количества набранных ими голосов.

Вообще, по большому счету, новоделом является весь Грозный, ведь в конце 1994 и 1999 годов он брался штурмом российскими федеральными силами, а в августе 1996 года — объединёнными силами Чеченской Республики Ичкерия. Тогда город был практически полностью разрушен.





Сегодня мы ехали с раннего утра с перерывами на многочисленные проверки документов и прогулку по Грозному, впереди было еще около 200 километров, по этому решили остановиться на поесть.



Тронулись в путь, почти сразу у Хантера засвистел и кончился ролик натяжителя, пока ждали Патриот и меняли, по очереди подъехали две машины с местными номерами, мы каждый раз напрягались, а водители просто вежливо интересовались все ли у нас благополучно.
Так закончилось наше знакомство с Чечней.
Транзитом пролетели Осетию и въехали в Кабардино-Балкарию, пошел дождь.
Когда стемнело к дождю прибавился еще и туман, летели по приборам. Пришлось вставать в совершенно непотребном месте на краю поля не доезжая Нальчика.
Это была последняя совместная ночевка в эту поездку. Обычно, в такие моменты все собираются у костра, едят шашлыки, вспоминают самые яркие моменты путешествия и строят планы на будущее.
В этот раз все было не так: шел дождь, мы топтались по мокрой жиже, спасаясь под непонятно откуда здесь взявшимся гнилым навесом. Костер было жечь не из чего, да и сил на него уже не осталось. После плотного обеда есть не хотелось, по этому, мы просто закусывали. Но самое хреновое, что у Сашки поднялась высокая температура — вчерашнее гуляние под холодным дождем в Дербенте не прошло даром. Правда все это не испортило нам настроения — хорошая компания решает.
Утром Сашке стало лучше, выбрасываемся с поля, дальше нужно просто долго и упорно поливать по шоссе.

Пока ждали Олега после газовой заправки не удержались и зашли в кафешку, а там осетинские пироги на вынос! Через 10 минут наш экипаж стал счастливым обладателем двух пирогов с мясом и с картошкой.


До дома чуть менее 1300 километров. В принципе, при наличие двух водителей, порвав попы, мы бы могли преодолеть это расстояние за один присест.
Но не захотелось. Погода наладилась, мы никуда не спешили, а историю с посиделками у костра, как завершение путешествия все же очень хотелось осуществить.

Утром мы вновь «встали на рельсы» и по трассе «Дон» продолжили путь в сторону дома. Еще приятнее наш путь был из-за отсутствия затупов на пунктах оплаты — транспондер — очень удобная штука, большое спасибо за нее нашему спонсору ООО «Автодор-Платные Дороги».
Уже к обеду мы оказались в родных пенатах.

Впечатлений и эмоций от поездки оказалось неприлично много, кажется, я не все могу адекватно оценить даже сейчас. Долго размышляла, чем же завершить этот отчет.
С одной стороны путешествие получилось эпическим, 45 дней, 12.000 километров и невезуха с погодой — это вам не хухры-мухры. С другой — мы далеко не единственные, кто проехал этим маршрутом.
Может мы молодцы, потому, что проехали его на УАЗах, героически преодолев тонну поломок? Тоже нет, потому, что кто же доктор, что мы ездим на этих машинах!
А потом мне подумалась: когда мы рассчитывали этот маршрут, вы сидели в офисе, а в свободное время тупили в телек, когда мы пошли по нему — вы копались в грядках на майские праздники и мечтали о грядущем отпуске, сейчас вы снова заняты обыденными делами и читаете то, что я написала. Вы — просто смотрите на нас со стороны, а мы все эти приключения пережили. Завидуйте!
Начало:
Часть 3: Таджикистан. Восточный Памирский тракт.
10 ответов к “УАЗы по Памиру. Часть 6: Дагестан-Чечня.”
По поводу Чечни и Грозного в частности — вот много говорят о том, сколько они наших бюджетных денег съели. Мое впечатление — небоскребы конечно это лишнее, а в остальном излишне затратного, нецелевого использования средств я не увидел.К русским — весьма корректное отношение. Молодежи в определенной мере пытаются привить светский, где-то даже «европейский» образ мышления. Что там выйдет в итоге — Аллах ведает ….
В Чечне действительно нет кричащего богатства, там все просто хорошо, как в идеале должно быть во всех регионах. Ну, а при условии, что в других регионах такого нет и близко, отсюда слухи, что все деньги стекаются в Чечню.
Здорово! 🙂
Не подетски круто. Оочень интересно читается. Спасибо за такой отчёт.
Прочитал все от корки до корки плюнув на работу ) Спасибо!
Офигеть!!!! Молодцы с БОЛЬШОЙ буквы!!! Нет слов! Деткам по сколько лет?
На момент путешествия старшей было 9, младшей — 5.
С удовольствием прочитала) Была в Худжанде, оттуда на машине в Душанбе. И в Дагестан ездила, туда через Калмыкию и Волгоград, обратно через Чечню)))) как будто еще раз проехала). Удачи в путешествиях!
Спасибо! Шикарное путешествие!
Рада, что понравилось))))