Наша очередная поездка во Владимирскую, Ивановскую и Костромскую области, главным достижением которой, я считаю то, что мною наконец-то были обфотканы города Владимир и Иваново, в которых мы до этого бывали неоднократно, но со съемкой все как-то не складывалось и долгожданное посещение славного города Кинешмы.
Началось все, как всегда, в ночь: выезд свершился около 10 вечера, а первая стоянка планировалась под Суздалью. Во Владимире мы задерживаться не стали, закупать провизию решили в Суздали, собственно сам город нам был не интересен т.к. мы его уже посещали.
Мы смело шпарили по трассе, будучи в полной уверенности, что город Суздаль хоть и маленький, но все же ГОРОД, а значит должен быть освещен и заметен с дороги. На каком-то этапе мы поняли, что пролетели мимо и пришлось разворачиваться… а потом еще раз разворачиваться — указатели оказались какими-то мало читаемыми, а темень вокруг, хоть глаз коли.
Когда именно мы въехали в город мы тоже не поняли, потому, что темень никуда не делась, зато к ней прибавился туман, однако, кое-где угадывались дома. Темнота в городе была кромешная: ни уличного освещения, ни горящих окон домов, ни даже долбаной рекламы! На улицах ни души, тишина, темнота — город-призрак, блин. Стали ездить по городу в поисках круглосуточного магазина — и ничего, и никого. Нашли единственный светящийся оазис — заправку где-то на краю города, там нас послали на противоположный конец города в спальный район по невнятным ориентирам. Поехали. В спальном районе была хоть какая-то жизнь: пьяный мужик ссал на дорогу (у него решили не спрашивать) и влюбленная парочка слилась в страстном поцелуе неподалеку, пришлось их отвлечь. Далее мы раз 5 проехали по улице взад-вперед, потому, что никак не могли догадаться, что металлический вагончик с тюлевыми занавесками на малюсеньком светящемся окне без единой вывески — это и есть чуть ли не единственный во всем городе круглосуточный магазин. Ассортимент отличался небывалым разнообразием: пиво, чипсы, снова пиво. Взяли 2 последние банки консервированной скумбрии и пакет майонеза, хорошо хоть рис из дома захватили.
Я конечно понимаю, что в 2 часа ночи народу на улице обычно не много, а город после окончания сезона вполне может экономить на освещении, но тут было что-то феерическое, вот при всей моей любви к дневному Суздалю, я не рекомендую попадать туда ночью.
Успешно переночевав, мы двинулись в сторону Гаврилова Посада.
Первая интересность на нашем пути — Богородице-Рождественская церковь с необычной колокольней в селе Романово.


Огромная церковь неподалеку.

И вот мы на границе Владимирской и Ивановской областей.
Вокруг красота!
Уже Ивановская область.

А вот и Гаврилов Посад.
Гаври́лов Поса́д — небольшой городок на реке Ирмес в Ивановской области.
Город Гаврилов Посад как село Гавриловское впервые упоминается в 1434 году.
История Гавриловского Посада и окружающих селений была тесно связана с дворцовым конным заводом, основанным по указу Ивана Грозного в 1564 году.
В 1779 году по указу Екатерины II началось строительство типовой конюшни, и в этом же году оно было завершено. Этот образец ансамбля конного завода характерный для гражданского провинциального зодчества конца 18 века сохранился до наших дней. Другого такого здания в России не осталось: кирпичные стены в метр толщиной, глинобитные полы, чтобы не портить копыта лошадей, естественное отопление и вентиляция.
Тяжелые, глинистые, но необычайно плодородные почвы Владимиро-Суздальского ополья могли поднять только сильные крестьянские лошади. Еще сложнее стало лошадям, когда в конце XIX века, на смену деревянным сохе и бороне пришли тяжелые железные плуги и бороны.
На конюшне в Гавриловском Посаде содержались в основном ввезенные из-за границы жеребцы и кобылы клейдесдальской, майорской, суффольской и других пород. Жеребцов-производителей использовали для улучшения местных пород лошадей. На протяжении нескольких десятков лет выводилась новая порода лошадей, и в 1946 году была утверждена Владимирская тяжеловозная порода.
Лошади этой породы действительно хороши: высокий рост (около 166 см в холке у жеребцов и 162 — у кобыл), вес около 800 кг (сколько же весит белый медведь), разнообразные масти, роскошная грива. Но главное – их работоспособность, выносливость и неприхотливость, «владимирцы» способны за 5 минут пробежать 2 км рысью с возом в 1,5 тонны, а шагом преодолеют это же расстояние за 13-15 минут, но груз может быть в два раза больше.
В настоящее время на конезаводе в Гавриловском Посаде продолжают улучшать породу Владимирский тяжеловоз, племенной молодняк реализуется по территории всей России и за ее пределы. Ежегодно лошади участвуют в различных смотрах и конкурсах, занимают призовые места, признаются чемпионами породы.


Улицы города.
Закупились перекусом и поехали на когда-то очень почитаемое, а теперь малоизвестное место — место явление чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.
Честно говоря мы не знали, что увидим и обозначено ли хоть как-то сейчас это место. Оказалось обозначено часовней и святым источником, но и то и другое были какими-то не такими и лично у меня вызвали исключительно чувство брезгливости. Добавляла колорита весьма странная «архитектура» всех сооружений — смесь бетона, металлических прутьев и жести. К сожалению, фотки не передают колорита.





Недалеко на погосте Осовицы была каменная Казанская церковь, построенная в 1813 году вместо деревянной, в ней и хранилась чудотворная икона.
Теперь осталось только кладбище и памятные знаки той же причудливой архитектуры «я его слепила из того, что было».



Рядом с кладбищем нашли мега-грибы, когда я вышла из-за ограды поигрывая таким грибочком, друзья издали подумали, что у меня крышу снесло и я из руки в руку череп перебрасываю :))

В лесу неподалеку набрали грибов, потом вернулись обратно в Гаврилов Посад и направились в Юрьев-Польский, вообще это был крюк и нам туда особо не надо было, потому, что в городе мы бывали неоднократно, зато мы знали там вкусную недорогую кафешку. Ну да ехать в город из-за кафешки — это вроде как глупо, но во первых у всех свои причуды, а во вторых, мы заодно решили заночевать неподалеку — предыдущие ночные бдения в Суздали давали о себе знать.


Далее наш путь лежал в Иваново.
Интересное место по дороге — Осановец.
«Здесь на речке Липне (Липице) 21 апреля 1216 года проходило одно из самых кровавых междоусобных сражений дружины ростовского князя Константина и его брата Великого князя владимирского Юрия. Как указывается в Лаврентьевской летописи, только со стороны владимирцев пало 9233 человека в основном из суздальских полков. Вечная память нашим пращурам!»
Липицкая битва, случившаяся 21 апреля 1216 года, — самое крупное и кровавое междоусобное сражение до нашествия татаро-монгол на Русь. Произошло между войсками новгородцев и войсками владимирцев в долине реки Липица, ныне называемая Липней. Владимирцы были разбиты наголову, поэтому эту битву также называют Побоищем новгородцев с Ярославом. Общее число погибших владимирцев летописи оценивали от 9 до 17 тысяч, потери новгородцев — до 2,5 тысяч. Это огромные цифры для средневековой Руси.
Как свидетельствует уроженец этих мест, крупный ивановский краевед И. Антонов, предание о том, что здесь была страшная сеча, передавалось из поколения в поколение. Даже названия местных сёл расшифровывалось соответственно: Шельбово — «шёл бой», Осановец — «осада», Крапивьё — «кровь». В с. Городищи была старинная каменная церковь, около которой однажды бульдозером наткнулись на яму, полную человеческих костей.

Проезжали через город Те́йково.
По одной из версий, название имеет угро-финские корни, согласно В. И. Далю «тайка (тейка) — лесная деревня, лесное поселение, лесная, но обжитая глушь». Другая версия: Тейково в 1608—1612 годах являлось временным местом пребывания поляков и связывает это название с польским архаичным словом «tekovo» — «текучее место». И еще вариант происхождения названия Тейково — от формы Тейка редкого женского имени Аргентея, упоминаемого в словаре русских личных имён Н. А. Петровского.
Село Тейково упоминается в Писцовых книгах впервые в начале XVII века в связи с крестьянскими бунтами Смутного времени 1613, 1618, 1651 годов.
В 1787 году московским купцом Иваном Петровичем Каретниковым здесь была основана ткацкая фабрика.
Статус города Тейково получило в 1918 году.
За годы Великой Отечественной войны силами жителей города и окраинных деревень за три летних месяца был построен аэродром, а город стал центром формирования и обучения воздушно-десантных, артиллерийских, стрелковых и авиационных подразделений и частей.
С 1961 года является местом базирования гвардейского соединения РВСН.
Сейчас в районе города дислоцированы межконтинентальные баллистические ракеты, в том числе «Тополь-М».


И вот, наконец, Иваново.
Ива́ново — город в центральной России на берегу реки Уводь.
Учёные предполагают, что территория Иванова сначала была заселена финно-угорскими племенами, а потом славянами.
Первые упоминания о поселении на реке Уводь в этой местности относятся к 1328 году. В середине XIV века, во времена Дмитрия Донского, поселение названо сельцом Ивань. Предположительно, в этот период в сельце Ивань появилась часовня в честь Иоанна Предтечи, что и послужило основанием для названия сельца именем этого святого. После постройки церкви святого Иоанна Предтечи, поселение приобретает статус села. В начале XV века, при Великом князе Василии Тёмном, Иваново уже именуется селом.
В 1579 году рядом с селом был построен мужской Покровский монастырь, а рядом с ним монастырская слобода Притыкино.
В конце XVI — начале XVII веков сёла Иваново и Кохма, входившие в Кохомскую волость, были вотчиной Скопиных-Шуйских.
Из описания села 1667 года было видно, что оно богатеет и разрастается.
В 1742 году в селе появилась первая полотняная мануфактура, принадлежавшая крестьянину Бутримову. Вскоре появилась крупная отделочная мануфактура Сокова, находившаяся около реки Уводь.
В 1743 году село Иваново перешло во владение графу Шереметеву.
В начале ХІХ века на фабриках стали появляться иностранные паровые машины, после чего открылась первая прядильная фабрика. В 1853 году несколько слобод объединились в Вознесенский посад, который возник на месте деревни Иконниково, до 1612 года принадлежавшей предку Александра Пушкина. Вознесенский посад был социально более развит в отличие от Иванова, что препятствовало быстрому слиянию поселений.
21 июля 1871 года император Александр II утвердил принятое Кабинетом Министров переименование села Иваново и Вознесенского посада Владимирской губернии в безуездный город Иваново-Вознесенск. Основателем города Иваново-Вознесенск и первым главой города считается Яков Петрович Гарелин — меценат, краевед, промышленник и общественный деятель. При его руководстве началось крупномасштабное благоустройство города и озеленение улиц. Иваново традиционно являлось центром лёгкой промышленности.
Первая больница появилась в Вознесенском посаде в 1861 году. Деньги на строительство больницы собирали многие ивановские предприниматели. В 1865 году открылась первая ивановская публичная библиотека.
В первое десятилетие ХХ века ткачи и другие рабочие были недовольны своими условиями жизни и работы, из-за чего часто возникали забастовки местного пролетариата. Во время Первой русской революции в Иванове был образован общегородской Совет рабочих депутатов, который был первым в России.
12 мая 1905 года началась всеобщая 72-дневная стачка иваново-вознесенских рабочих, которую организовали революционеры М. В. Фрунзе, А. С. Бубнов, Н. Н. Колотилов, Н. И. Подвойский.
20 июня 1918 года город Иваново-Вознесенск становится центром губернии. В том же году в городе появляются первые вузы. Первым председателем Иваново-Вознесенского стал Михаил Васильевич Фрунзе.
14 ноября 1929 было принято решение об образовании Ивановской промышленной области (ИПО), объединившей дореволюционные Владимирскую, Костромскую и Ярославскую губернии. Населяло область около 5 миллионов человек. По стоимости вырабатывавшейся продукции ИПО занимала третье место в стране. Здесь было сосредоточено 49 % общесоюзного производства хлопчатобумажных тканей и 77 % — льняных. На текстильных фабриках работали в основном женщины, по этому город часто называют «Городом невест».
27 декабря 1932 года Иваново-Вознесенск был переименован в город Иваново.
6 ноября 1934 года в Иваново открыто трамвайное движение.
В 1937 году в городе был открыт Интердом — школа для детей иностранных коммунистов, в том числе и высокопоставленных. Например, здесь учились дети Мао Цзэдуна, Александра Карастоянова, Долорес Ибаррури.
В конце 1942 года в Иваново начался путь легендарной французской авиаэскадрильи (затем — авиаполка) «Нормандия-Неман». Базой для формирования новой части стал аэродром на северной окраине Иванова.
После войны наряду с текстильной промышленностью в Иванове развивалось машиностроение.
В 60-х годах ХХ века город стал центром Верхневолжского совнархоза.
В 80-х годах наблюдались ускоренные темпы роста жилищного строительства.
С начала 1990-х годов, время от времени, местными властями и епархией поднимается вопрос о возможности возвращения городу его первоначального названия Ива́ново-Вознесе́нск, однако, большинство ивановцев выступают против переименования.
С начала ХХІ века наблюдается снижение объёмов производства в Иванове. Только за последние годы было ликвидировано большое количество предприятий. Перестали существовать ткацкие фабрики БИМ, НИМ, Меланжевый комбинат и другие предприятия текстильной отрасли. Объём производства в текстильной и легкой промышленности в Ивановской области стремительно падает.
Иваново имел статус исторического поселения, однако в 2010 года был этого статуса лишён (на мой взгляд, лишен справедливо).




Арка́дий Се́верный (настоящее имя — Арка́дий Дми́триевич Зве́здин) 1939— 1980, — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал очень оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни.
Сначала памятник планировали установить в Санкт-Петербурге на закрытой территории Лесотехнической академии, где учился Северный, но в итоге установили в Иваново. Накануне открытия скульптурная композиция неожиданно была изменена: в бутылке появилась чёрная роза, превратив символ алкогольной зависимости певца в вазу с цветами. Но Ивановская общественность обратилась с открытым письмом к губернатору и роза была демонтирована.





Большой храм красного кирпича в народе прозвали «Красная церковь».
В советские годы церковь использовалось как здание государственного архива.
В 1989 году, после 16-дневной голодовки 4-х женщин, членов православной общины, привлекшей к Иваново широкое внимание, храм был возвращен Церкви. Церковь не более года была приходской. В 1991 года был подписан указ об учреждении Введенского женского монастыря.
Рядом с Введенским храмом были возведены несколько двух- и трехэтажных зданий, колокольня(архитектор И.К. Русакомский)., создан единый архитектурный ансамбль. На семи монастырских подворьях строятся корпуса, восстанавливаются храмы.
Во Введенском храме находятся мощи новомучеников Российских – святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского, частицы 168 древних святых, ряса праведного Иоанна Кронтшадтского.

Небольшая деревянная клетская церковь (XVII) с колокольней (1905). Первоначально деревянная Троицкая церковь с Варварьинским приделом находилась на Покровской горе, но в 1815 году была перевезена на Успенское кладбище, и переосвящена как Успенская. В 1883 в церкви за ветхостью были прекращены богослужения. В 1904 г. она была перенесена на Посадское кладбище и отреставрирована по инициативе Д. Г. Бурылина — основателя городского музея. Закрыта в 1935 году, в здании размещен антирелигиозный музей. По просьбам верующих в 1946 году церковь была передана старообрядческой общине и переосвящена как Казанская. С 1991 года церковь стала единоверческой.


Каменный одноглавый храм — точная копия Троицкого собора в Троице-Сергиевской Лавре. Проект архитектора Пашкова А. В.

В первую же ночь после установки памятника, на нем мелом написали «Вставай, уже 11 часов!» (водку в первой половине 70-х годов прошлого века начинали продавать с 11-00).
В сквере напротив долгое время был пивной ларёк, поэтому в народе памятник еще называли «Вставай, ларёк уже открылся» и «Один бежит, второй лежит».


Кладбищенский храм в честь Успения Божией Матери построенный в 1834-1843 гг. по проекту владимирского губернского архитектора Б. Л. Петрова.
В советские годы кладбище было разрушено, на его месте был устроен парк развлечений, именуемый в народе «парк живых и мертвых», церковь же была разграблена и – перестроена под этажи и служила предприятием для АО «Ивановские электрические сети».
В мае 1998 года здесь был образован Свято-Успенский мужской монастырь.
С самого основания обители, братия особенно почитает семью святых Царственных мучеников и страстотерпцев – Государя Николая, Государыню Александру, Царевен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и цесаревича Алексия. В их честь в монастырском парке был возведен храм, планируется создание музея.

Проект церкви разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. С 1931 года храм использовался одновременно двумя православными общинами — традиционного и обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое использование храма приводило к постоянным конфликтам. В 1940 году церковь закрыли, но в 1944 богослужения возобновились. После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором.


Улицы Иванова.
Мой товарищ говорил, что в Иваново совсем нечего смотреть, действительно ярко выраженного исторического центра у города нет, все памятники и церкви — новодел, но мы не пожалели, что побывали в Иваново. Постояли в ивановских пробках, поплутали по городу, закупились в местном «Магните», который оказался неожиданно убогим. И двинулись в сторону Кинешмы, где и заночевали.
А утром была Кинешма.
Ки́нешма — город в Ивановской области, расположенный на правом берегу Волги.
Точная дата основания Кинешмы неизвестна. Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году, когда её разрушили татары.
Кинешма является одним из наиболее старинных городов верхней Волги. Первоначально Кинешма была небольшой слободой, жители которой занимались рыбной ловлей на себя и государя; затем она разрослась и образовала посад.
Во времена Смутного времени кинешемское ополчение под предводительством воеводы Фёдора Боборыкина участвовало в сражениях против интервентов. На территории современного города состоялось три крупных сражения с отрядами поляков и примкнувших к ним изменников со стороны московского княжества Лисовского и Тышкевича. Кинешемское ополчение дважды потерпело поражение, город был полностью уничтожен. Во время сражения часть населения (женщины и дети) укрывались в деревянной церкви, по приказу Лисовского церковь была сожжена вместе со всеми, кто в ней укрылся.


При формировании отряда ополчения под предводительством Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде путь ополчения пролегал на Москву вдоль волжских городов через Кинешму. Разорённый и сожжённый дотла город внёс ощутимый вклад в ополчение живой силой, деньгами и провизией, кроме этого, кинешемцы помогли ополчению добраться до Костромы по разлившимся в то время рекам.
К 1616 году Кинешма становится центром Кинешемского уезда, основным населением уездного центра являются ремесленники и торговцы. Город благодаря удачному географическому расположению ведёт широкую торговлю с другими городами Поволжья, северо-запада России и Москвой.
В 1777 году Кинешма получила статус уездного центра Кинешемского уезда Костромской губернии.
24 июня 1812 года началась Отечественная война, и вновь кинешемцы встали на защиту своего государства; было сформировано кинешемское ополчение, насчитывавшее 1278 воинов, во главе ополчения встал генерал-лейтенант Бардаков. Кинешемское ополчение влилось в костромское (насчитывающее 11 тысяч человек) и вошло в состав армии Кутузова. Уже после окончания войны из состава всего ополчения вернулось в Костромскую губернию не более 3600 человек.
Новым стимулом в развитии города стала железная дорога, связавшая в 1871 году Кинешму с Москвой.
Уже во второй половине XIX века были построены химические заводы по производству красителей и купороса, чугунолитейный завод, деревообрабатывающие и другие предприятия. Были распространены скорняжное, овчинное и спажное ремёсла. Город вновь стремительно строится и развивается; появляется множество новых предприятий на обоих берегах Волги и прилегающих реках.
В конце 1941 — начале 1942 года в Кинешме был сформирован 212-й полк. В его рядах насчитывалось более трех тысяч бойцов — кинешемцев, заволжцев, жителей Наволок. Это были не только мужчины призывного возраста, но и женщины, люди старшего поколения, подростки, а иногда и целые семьи. Боевое крещение кинешемцы получили в 145-дневных боях под Сталинградом, потом были Орловско-Курская дуга, Минск, форсирование Днепра, Варшава…
Советский период ознаменовался периодом бурного экономического развития, увеличения численности населения города и развития инфраструктуры. Так в 1972 году открыт филиал АЗЛК. На заводе несколько лет выпускалась мотоколяска «Кинешма».
В 1986 году в районе Кинешмы начинается строительство совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через Волгу, который был достроен только в 2003 году, но только в автомобильном варианте.
6 мая 1986 года из Кинешмы был отправлен первый эшелон кинешемцев для ликвидации аварии на ЧАЭС. Всего на борьбу с последствиями аварии отправились более 700 кинешемцев — военнослужащих бригады радиационной, химической и биологической защиты и призванные из запаса.
Кризис 90-х годов не пережили многие предприятия Кинешмы: завод «Заветы Ильича» (лесозавод), мясокомбинат, завод безалкогольных напитков, ватная фабрика, машиностроительный завод имени Калинина, кинешемская прядильно-ткацкая фабрика № 2 и другие.
Во время кризиса 2008—2009 года пострадали крупные текстильные предприятия. Так на фабрике «Томна» произошли массовые сокращения рабочих, фактически прекратил существование Кинешемский речной порт.
В 2010 году Кинешма утверждена как историческое поселение.
Сейчас Кинешма производит хорошее, для уездного города впечатление. Исторический центр оказался неожиданно интересным и суетным.





Каменный летний пятиглавый собор с Покровским и Алексеевским приделами, построен на средства прихожан по проекту архитектора И. Е. Ефимова.
Закрыт в 1938, открыт в 1945 и вновь закрыт в 1964, в здании располагалась картинная галерея.
В 1991 возвращен епархии.
Справа сторожка — небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики. Кирпичные стены побелены по кладке.





Гуляем вдоль набережной.


Домики в центре.

Переезжаем на противоположную сторону р. Кинешемка.






Ну и просто катаемся-гуляем по городу.



Парк им. 35-летия Победы.






Далее мы ехали в Костромскую область, а зачем, Вы узнаете в следующей серии 🙂
Один ответ к “Владимирская-Ивановская-Костромская 2012. Часть 1.”
Очень понравилось. Но кто не видел г. Плёс и с. Дунилово, тот не видел ивановской обл.