Продолжение нашего путешествия.
Мы покидали Ивановскую область, что бы сделать небольшой крюк по Костромской и снова сюда вернуться.
Сначала Костромская область порадовала нас звучным названием реки:
А потом неожиданной достопримечательностью — Усадьбой Островского. Нет, мы, конечно, знали что она где-то неподалеку, но не думали, что будем совсем рядом, а увидев указатель, разумеется, заехали.
Усадьба Щелыково — государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского, здесь великий русский драматург жил, работал и скончался. Усадьба затеряна в костромских лесах, сейчас к ней можно попасть по практически безлюдной шикарной дороге.
История усадьбы ведет свое летоисчисление с XVII века, когда окружавшие ее территории принадлежали роду Кутузовых.
Островский впервые побывал в Щелыково в 1848 году, поначалу его впечатление от увиденного было противоречивым.
Однако, драматург обосновался здесь с семьей. До наших дней сохранились дом Островских — «Голубой дом», Никольская церковь, дом Соболева и парк.
В главном доме сохранилось несколько личных вещей, принадлежащих семье писателя, а также фотографии, предметы утвари и мебель. На первом этаже располагается гостиная-столовая, кабинет Островского, спальня его супруги, сенная и библиотека. На втором — маленькие комнатки, больше похожие на кельи, в которых жили дети и гувернеры. Сейчас второй этаж закрыт для посетителей из-за ветхости перекрытий.




Едем дальше.


А дальше мы огородами-огородам, мимо кладбища и по лесным буеракам по ломились в село Покровское.
В селе Покровское когда-то имелось аж четыре усадьбы, принадлежавшие разным владельцам. Одна из них принадлежала помещице Молчановой, которая снискала славу «кинешемской салтычихи». Она, имея значительные средства, держала дворовых впроголодь, не жалела ни женщин, ни детей. Работали даже в праздники, не справившихся с работой, Молчанова собственноручно избивала всем, что под руку попадется. За эту жестокость помещицу вместе с двумя дочерьми пытались сжечь в собственной усадьбе. Удалось спастись старшей дочери Надежде Николаевне, которая еще долго хозяйничала в Покровском.
В 1773 году тщанием прихожан в селе была построена каменная церковь. В 30-е годы 20 века церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны в здании церкви жили беженцы, потом там был клуб. В 1948-49 гг. церковь превратили в зернохранилище, потом в склад. Была здесь и переносная электростанция. Забросили здание в 60-е годы. Сейчас она в полуразрушенном состоянии, хотя вокруг сложены строительные материалы и начаты возводить леса. Мы так и не поняли чьими усилиями будет вестись реставрация.







Мы ожидали, что Покровское полностью заброшено, но оказалось, что несколько семей используют здесь дома в качестве дач, есть ли среди них постоянные жители мы так и не поняли, но люди очень приветливые и дружелюбные. Большинство домов заброшено, дороги можно сказать нет – мы с трудом прорвались туда на УАЗке, правда потом были опозорены – посреди деревни стояла Волга, мы поначалу решили, что к селу есть другая дорога, но нет – идейный мужик с помощью толкательной силы односельчан регулярно прорывается к своему дому по буеракам на пузотерке.
На следующий день нами было запланировано посещение еще одной заброшенной церкви, в уж точно заброшенной деревне, но… природа решила иначе. Вечером начал моросить дождик, а к утру он перешел в ливень. Побудка была очень ранней т.к. в палатках мы буквально плавали — сами дураки, сглупили и поставились в хреновом месте, спальники и вся одежда были мокрыми насквозь. Но главное, размыло и без того хреновую дорогу до места, если с вечера еще оставался хоть какой-то шанс по ней прорваться, то во время ливня, одним УАЗом без лебедки пробовать было глупо.
В расстроенных чувствах мы развернулись в обратную сторону.
Пока ехали начало разъясниваться. И снова здравствуй, Ивановская область.
На левом берегу реки Волги, напротив Кинешмы притаился город Заво́лжск.
В середине XIX века на территории современного города были построены бумагопрядильная и бумаготкацкая фабрики (позднее — фибровая фабрика), в 1871 — сернокислотный завод (одно из старейших в России химических предприятий). В 1934 из прилегающих к этим предприятиям населённых пунктов образован посёлок Заволжье.
Стал городом Заволжском в 1954 году.
Сейчас промышленный город, где честно говоря взгляду зацепиться не за что, мы и заезжать-то в него не хотели, но объездная дорога — это нечто.


Возвращались мы по этому поводу через город.


Переезжаем мост через Волгу, что бы вновь о казаться в Кинешме. Совсем недавно здесь был только паром, для местных жителей мост, конечно, гораздо удобнее, но мы пожалели, что не удалось поплавать.

Кинешму, на этот раз, мы проскочили без остановок.
Следующая остановка планировалась только в Шуе, но при свете дня (до этого мы ехали по этой трассе в потемках) прямо с трассы мы заприметили аж два интереснейших ансамбля церквей и решили к ним подъехать.
Первая церковь оказалась церковью Воскресения Христова в Тезино (теперь г. Вичуга).
Воскресенская (она же Красная) церковь в городе Вичуге (бывшем с. Тезино) возведена в русском стиле по проекту московского архитектора И. С. Кузнецова. Заказчиком храма был местный фабрикант Ивана Кокорев, построивший Воскресенскую церковь в память о трагически погибшей 30 мая 1907 года дочери Лидии. В основу архитектурного облика церкви были взяты Успенский собор и колокольня Ивана Великого в московском Кремле. Фасады храма были отделаны уникальными майоликовыми панно в стиле модерн. В советское время храм был закрыт, в нем размещалась трансформаторная подстанция. В 1989 году храм был возвращен верующим.
Церковь огромна, а колокольня — это нечто! Если встать рядом с ней и задрать голову вверх — ощущения непередаваемые! Колокольня нависает над прихожанами и просто давит своей высотой, реально чувствуешь себя маленькой и беспомощной, аж дух захватывает и голова кружится. К сожалению, внутри церковь не столь оригинальна для такого объема, как снаружи.


Храм освящен 5 июня 1911 года. Знак установлен по благословению и при участии преосвященнейшего Иосифа — Епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского 12 июля 2008 года.
Второй — ансамбль церквей села Парское.
Село Парское — это один из древнейших населенных пунктов Ивановского края.
Первое упоминание о нем относится к 1399 г., когда здесь, на берегу реки Парши, была найдена явленная икона Святого Иоанна Предтечи, ставшая едва ли не первой храмовой иконой на территории, простиравшейся от Шуи до берегов Волги. Тогда же в Парском была выстроена деревянная Предтеченская церковь.
Название села происходит от реки Парши. На первый взгляд, это название смешно и неблагозвучно. Однако оно происходит не от русского названия болезни «парша», а от слова из языка финно-угорского племени меря, издавна жившего здесь.
По мнению специалистов, слово «Парша» состоит из двух частей: «пар» — туман (возможно, связанное со славянским «пар», «парить») и «ша» — речка, вода (эта же частица встречается в названиях рек Юкша, Мокша, Колокша и др.). Таким образом, название реки очень поэтично — «туманная река».
В годы собирания русских земель вокруг Москвы через Парское проходила одна из известнейших русских дорог — Стромынинский тракт или Стромынка. Она шла от Москвы через Сергиев Посад, Александров, Юрьев-Польской, Суздаль, Гаврилов-Посад, Шую и заканчивалась у берегов Волги (возможно, у Пучежа). Здесь же пролегала дорога, связывавшая Шую и Кострому. Пересекались у Парской переправы пути между торговыми селами Ивановом (ныне г. Иваново), Дуниловом и Палехом. По некоторым данным, в 1552 г. царь Иван Грозный останавливался в селе Парском при походе на Казань, отметил здесь свой день ангела, сделав богатый вклад в местный Иоанно-Предтеченский храм, подарив селу икону Святого Иоанна Предтечи и трофеи, взятые в Казани.
С XIV по XVII вв. Парское принадлежало князьям Шуйским. Здесь был их дворец, пруды и соколиные питомники. В начале XVII столетия село стало любимым местом пребывания царя Василия Шуйского, сюда он приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, основному владельцу имения. От Ивана Шуйского Парское перешло по завещанию к его родственнику князю И.Б. Черкасскому. Тот, в свою очередь, отписал село боярину Морозову, родственнику царя Алексея Михайловича. Морозов отдал Парское в приданое за дочерью своему зятю, князю И.А. Голицыну. В 1671 г. село унаследовал Иван Иванович Голицын, сын князя, в совместное владение с дядей, Б.А. Голицыным, известным сторонником реформаторской деятельности молодого Петра I.
В 1696 г. Б.А. и И.И. Голицыны продали Парское своему родственнику Сергею Голицыну. Он отписал село в приданое за дочерью зятю С. Трубецкому, от которого Парское впоследствии перешло к его родственникам, большому и разветвленному семейству Трубецких. Этот род владел селом вплоть до отмены крепостного права в 1861 г.
В Смутное время, в 1616 г., в Парском пытался укрепиться польский воевода пан Лисовский, гонимый из Москвы с остатками своих отрядов, но потерпел неудачу и бежал дальше на юг. Но, несмотря на повсеместное разорение городов и сел польскими войсками, Парское бурно развивалось. В эти годы село становится широко известным благодаря местным Ивановским ярмаркам, проходившим в нем.
В середине XVIII в. от удара молнии сгорел старый деревянный Предтеченский храм. В 1773 г. на его месте возводится большая каменная церковь с тем же названием. К этому времени площадь занимал крупный каменный гостиный двор городского типа. Позднее, в 1816-22 гг., ансамбль торговой площади был дополнен строительством Вознесенского храма, сильно перестроенного в 1863 г.
В 1800-1835 гг. Ивановские ярмарки достигли своего наибольшего расцвета. Их обороты исчислялись 10 млн. руб. ассигнациями. Это был один из наивысших показателей по России. В те же годы на торговой площади села насчитывалось более 450 магазинов и лавок, не говоря уже о торговле с возов и лотков. Торговали в Парском в ярмарочные дни огурцами, капустой, рыбой, пивом, медовухой, солеными и сушеными грибами.
В XIX в. гордостью села были знаменитые парские калачи, выпекаемые местными жителями только для продажи (сейчас технологию изготовления этих калачей пытаются возродить многие пекарни и хлебозаводы). Выпечкой калачей занимались более 60 дворов в селе, сами же пекари ели обычный ржаной хлеб. Обозы с калачами из Парского отправлялись даже в Москву.
Славилось село и производством гребней для волос. Ими пользовались в России повсеместно. Основателем гребенного производства был местный купец И.О. Лобанов. Начал он с кустарной мастерской, затем построил фабрику с механическими станками. При наследниках основателя предприятие стало единственным гребенным производством в России. В 1889 г. оно выпустило 2 млн. штук пальмовых и 500 тыс. штук роговых гребней.
В селе действовало несколько текстильных предприятий. Этому способствовала все та же ярмарка, которая носила специфический характер — основной объем торговли падал на ткани.
Открытие Нижегородской ярмарки и строительство железной дороги Иваново-Шуя подорвали торговлю в селе. В конце XIX в. был даже закрыт местный гостиный двор. К началу ХХ столетия Парское стало полупролетарским поселением, так как едва ли не половина взрослых жителей отправилась работать на текстильные фабрики Шуи, Родников, Иваново-Вознесенска или занялась промышленной деятельностью. В селе работали небольшие кирпичные заводы, хлебопекарни, калачные и крендельные заведения.
Парское являлось волостным центром Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Здесь находилось волостное правление, действовали земская больница и училище, попечителем которого стал князь С.А. Трубецкой, работало общество трезвости. При открытой в Парском народной чайной с недорогими обедами была организована библиотека с читальней. В 1915 г. в селе даже проходили сельскохозяйственные курсы для крестьян уезда, где они осваивали передовые приемы земледелия и садоводства.
Крепкие корни в селе пустили столыпинские реформы. Местные крестьяне в 1916 г. объединились в артель с собственным молочным заводом.
Сейчас Парское — это небольшое село, не зная его истории можно заехать туда разве что заприметив с основной дороги две неотреставрированные церкви. Кругом какая-то не ухоженность и разруха. А зайдя в магазин, я как будто вернулась лет на 20 назад в деревню, где проводила летние каникулы. Ассортимент может и шире, хотя не сильно, а вот прилавки, пол-потолок-окна и ЗАПАХ, главное запах – старого деревянного здания, у нас так пахло в универмаге и на почте. Прям ностальгия и жалость одновременно.


И вот мы добрались до Шуи.
Шу́я — город в в Ивановской области, расположенный в междуречье Волги и Клязьмы.
Согласно одной из версий, древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря.
Название города может происходить от финского слова «суо» — болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).
Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.
Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565—1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя перешла в наследство его сыну Фёдору.
Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606—1610), после которого на Российский престол взошла династия Романовых. Василий Шуйский — представитель рода князей Шуйских, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Как повествуют легенды, он часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В это время в Шуе процветал овчинно-шубный промысел, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником». В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна.
В 1609 году город был разорён поляками, а в 1619 — литовцами.
Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные.
Самой древней промышленностью города Шуи было мыловарение, об этом упоминается в писцовой книге аж в 1629 году.
В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I. Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне — чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654—1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить икону на своём месте в Воскресенском храме.
В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.
В 1755 году купец Яков Игумнов открыл первую в Шуе полотняную мануфактуру.
В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II.
15 марта 1922 года жители Шуи, в основном рабочие, вышли на центральную площадь, чтобы не допустить изъятия церковных ценностей из городского Воскресенского собора. Для подавления народного выступления власти применили военную силу, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян (по другим данным — пятеро), и среди них девочка-подросток, были убиты на месте.
Именно после этого события, 22 марта был принят план мероприятий по репрессиям против духовенства.
С Шуйского дела начались расстрелы духовенства и разорения храмов.
Сейчас Шуя довольно приятный город, центр чистенький, по-прежнему существует текстильная промышленность.
Из интересностей — в краеведческом музее в Шуе хранится самая большая в России коллекция сосудов с секретами, переданная в дар музею уроженцем города Анатолием Тимофеевичем Калининым.
Государственный мемориальный музей Фрунзе.
В XX веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X—XI веков.



Автор скульптурной композиции Александр Рукавишников, по его задумке должны быть видны контуры церкви в виде алтарной части, облицованной гранитом, на которой высечены слова «Новомученикам российским — благодарные потомки». Нам же увиделось это так: девочка отпихивает дяденьку и встает на цыпочки, чтобы дотянуться до креста у священника и сорвать его. Чего-то перемудрил автор. Ну и хоть бы слово о том, почему этот памятник именно здесь.
Рядом Шуйский Арбат — пешеходная улица.

Все в центре хорошо, только поесть утром негде, все кафешки работать начинают с середины дня, да и в их бюджетности я сильно сомневаюсь. Потому мы поехали колесить по городу в поисках перекуса, забегая вперед скажу, что искомое мы нашли только около вокзала и кухня мне там совершенно не понравилась.
Улицы Шуи.

Далее мы поехали в сторону Владимира, очень надеясь туда попасть засветло и наконец-то нормально погулять по этому замечательному городу.
Несмотря на спешку без остановок за интересностями по дороге не обошлось.


Перед ней небольшая одноглавая церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Воскресенском, она же Церковь Николая Чудотворца в Воскресенском, 1791. В церкви хранилась чтимая древняя Смоленская икона. В советское время церковь была закрыта и перестроена, завершения сломаны. В настоящее время возвращена верующим, восстанавливается.
Неожиданно интересным оказалось посещение поселка городского типа — Лежнево.
Село основано в 1239 году.
Существует две версии возникновения названия поселка. Первая гипотеза гласит, что имя местечка связано с простым русским словом «лежа», то есть стоянка, отдых полка в населенном пункте. Вполне возможно, что некоторые войска расположились в селении для своего времяпрепровождения, после чего и образовалось имя Лежнево.
Согласно другой версии, название связано с фамилией некоего хозяина питьевого заведения – Лежнева. Поскольку это заведение было еще и первым жилым помещением, то в честь его владельца поселок мог получить такое именование.
С 1588 по 1612 г. принадлежало вдове ливонского короля Магнуса, княжне старицкой Марии (Марфе).
XVII столетие характеризует поселок, как один из центров торговли. Несколько раз в год в Лежневе собирались многочисленные ярмарки, куда приезжали жители соседних городов, сел и деревень. Особое внимание уделялось производству бочек и холстов.
Помимо производства бочек и холстов в Лежневе развивалась и ткацкая промышленность. Продукции фабрик, производящих ткани, а также занимающихся украшением тканей: нанесением узоров, набиванием набоек, пользовались большим успехом у купцов со всей округи. Успех села Лежнево даже был зафиксирован в некоторых документах, где местечко сравнивали с самыми лучшими городами того времени.
Во второй половине XVII века селом владели несколько поколений предков А. С. Пушкина, а ещё раньше оно было вотчиной князей Долгоруких — потомков основателей Москвы.
XIX век характеризует поселок как центр фабричной промышленности. Открываются новые фабрики, заводы, в связи с чем привлекаются новые рабочие. На некоторых границах Лежнева возникают новые самостоятельные села, которые также привлекают внимание соседей основанием заводов, школ, больниц и других общественных учреждений.
Статус посёлка городского типа — с 1925 года.
Сейчас на территории Лежнева работает прядильно-ткацкая фабрика, промкомбинат и молокозавод.
Центр производит приятное и в тоже время необычное впечатление: в нем намешано все и сразу: большие не отреставрированные церкви, неожиданный памятник Пушкину — поэт предстает каким-то плюгавым (может таким и был в жизни?) и почему-то с панамой в руке, лубочный монумент ВОВ и розовый одухотворенный дедушка Ленин с подробной пояснительной запиской кто он такой.


В 1813 г. был надстроен второй этаж, освящённый во имя Святой Троицы, после чего храм и стал называться Троицко-Знаменским.







На противоположной стороне города есть еще одна достопримечательность, которую видно издалека — Покровский собор.
Женский монастырь в с. Назарьево (сейчас — территория пос. Лежнево) был основан в конце 19 века при небольшой церкви. Первым храмом монастыря стала Никольская кладбищенская церковь. Основным храмом с. Назарьева являлась Покровская церковь (сейчас там Лежневское лесничество). На территории монастыря было приходское кладбище, уничтоженное в советское время, где старанием крестьянина Семена Филипповича Неплохова в 1877 г. была построена ныне действующая Никольская церковь. Свято-Никольская женская община возникла в 1898 г. при Никольской церкви.
Позднее был сооружен величественный Покровский собор (построен в 1911 году), кельи, ограда, община была обращена в монастырь.

Улицы Лежнева.
Снова едем, вот уже и Владимирская область.

Ура, идем гулять по Владимиру.
Здесь должен был быть рассказ о городе Владимир, но хорошенько подумав я решила вынести его отдельной статьей, которую можно посмотреть тут.
Едем дальше.

Посетили почти заброшенную церковь почти заброшенного поселка Чурилово. Церковь почти заброшенная, потому, что легко можно попасть внутрь и царит там хаос, но окна и двери попытались хоть как-то закрыть. А поселок почти заброшенный, потому, что нормальной дороги к нему нет, а постоянное население по сведениям из инета 2 человека.



Ну и последняя точка нашего путешествия — Николо-Волосовский женский монастырь.
Монастырь известен с 1504 года, первоначально был мужским. Большая часть построек сооружена в конце XVII — XVIII вв.
В 1764 закрыт, в 1775 восстановлен.
В 1909 преобразован в женский. Закрыт в 1920-х.
Помимо церквей уцелели кельи (1763) и часть ограды с башнями (1763).
Вновь открыт как женский в 1993 г. как скит суздальского Покровского монастыря.
С 1996 самостоятельный.
Внутрь мы не попали из-за позднего времени, а вокруг погуляли: и монастырь, и люди вокруг были очень милыми и приветливыми.



Надвратный храм над южными Святыми воротами монастыря, сооруженный в 1763, возможно, вместо старого. Уже в XIX в. для богослужений не использовался. Отремонтирован в начале 2000-х.

Поставленна к северу от Никольского собора в 3-й четв. XVII в. В 1990-х открыта, отремонтирована.
Хотела еще обфоткать старый центр в Ставрово, но уже стемнело — не в первый раз так.
В Лакинске закупились местным пивом и отбыли домой. Хорошо покатались 🙂
Для заинтересовавшихся примерная карта маршрута: