Рубрики
Без рубрики Поездки Поездки с детьми Покатушки 4х4

Вниз по волшебной реке

В одни из августовских выходных прокатились с клубом Перепутье 4х4 на рейд-покатушу с краеведческим уклоном «Вниз по волшебной реке».

В качестве «волшебной реки» выступала Красивая Меча и все инетересности, соответственно, находились по ее берегам.

Маршрут начался в Тульской области без малого за 300 км от Москвы.

Собираемся на заправке в кучу. Короткий брифинг и поскакали.
Очень скоро оказываемся на грунтовке.
Вокруг живописнейшие поля.
Первый брод.

И вскоре первый объект — церковь Михаила Архангела в Маслово на Мече, построенная в 1805 году.

Сейчас от Маслова не осталось и следа, разве что редкие яблони по берегам напоминают, что когда-то здесь было село с населением почти в 3000 человек, даже земская школа имелась.

Первоначально в селе стоял деревянный храм на месте, называемом погостом, на правой стороне реки Мечи. Каменную же церковь построили на левой стороне реки на средства прихожан.

Церковь была закрыта в 1930-х, а чуть позже взорвана. С тех пор пребывает в руинированном состоянии.

Теперь мы движемся вдоль кромки реки.
На одной из полянок останавливаемся на перекус.
ОРГи угощают всех чаем\кофе с пирожками.

То там, то тут за окном мелькают смешные шарики отцветшего чертополоха.
Взбираемся на Красную гору — высокий склон долины реки. Это место является памятником природы и особо охраняемой территорией.
Здесь по склону «разбросаны» каменные плиты и нагромождения валунов.

А какой вид открывается с горы!

За спиной остается деревня Красногорское, интересно, что ее старое название — Ведьмино. Высокая гора+такое название неподалеку — есть повод задуматься.

Тем более, что рядом есть еще один чуднОй объект — Конь-Камень.

Конь-Камень — нагромождение глыб кварцитовидного песчаника, его вес более 20-ти тонн, а возраст неизвестен.

Название «Конь» дано вроде как потому, что он напоминает по форме конскую голову (по другим сведениям тело коня). Моего воображения на подобное сравнение не хватило.

Камень стоит на трёх валунах, очевидно, что сам он туда заползти никак не мог. На верхушке сделано треугольное сечение, ориентированное на точку горизонта, лежащую за Красивой Мечей, в направлении на юго-восток.

Кто и зачем все это сделал? Ответа на это вопрос у нас нет. Одна из легенд гласит, что: «гнали Мамаево войско русские полки до самой до Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той одни ордынцы пали, другие в реке утонули. А те, которые достигли берега, от страха застыли, превратились в камень и навечно остались здесь». Однако, местные старожилы говорят, что Конь-Камень являлся культовым объектом вплоть до середины XX века. Раз в год даже совершалось обрядовое опахивание вокруг мегалита, чтобы предотвратить падеж скота. С чего бы вдруг такие почести окаменевшим трупам врагов?!

Также, среди местных жителей, бытует мнение, что посидев на этом камне мужчины увеличивают мужскую силу.
А мы едем дальше.
На некоторое время ржаным и овсовым полям на смену приходят яркие подсолнуховые.
Очередная заброшенная церковь, на этот раз в селе Шилово (Поповка). В этом селе, омываемом Красивой Мечей сразу с трех сторон, в 1767-м году на средства местного помещика князя Ивана Григорьевича Волконскаго был построен храм Святой Троицы Живоначальной. В советские годы здание использовалось под Шиловский молочный завод, после было заброшено. Сейчас закрыто, а сложенные стопками кирпичи и свежевыстроенный сортир намекают на начало реставрации.

Снова полевые дорожки, которые из-за жары и пыли к вечеру начали всех утомлять.

Последняя на сегодня церковь — Николая Чудотворца в с. Слободское.
Храм построен в 1816 году стараниями князя Николая Ивановича Одоевскаго. Сейчас заброшен.
Остатки росписи.
Совсем чуть-чуть и перед нами открывается самый видовой, на мой взгляд, объект за всю поездку — Ишутинское городище.

Когда-то здесь было древнее поселение, но как оно называлось и даже кто его населял доподлинно неизвестно.

Сегодня это место называют Ишутинским городищем по названию близлежащей деревни Ищутино.

Вероятно, это была оборонительная крепость — попасть в нее можно было только с одной стороны (ее перегораживал вал, заметный до сих пор). Правда размер крепости врятли позволял вмещать больше 200-250 человек.

От кого оборонялись?  От монголо-татар, конечно. Мало того, что крепость была практически неприступной, доподлинно известно, что даже в случае успешного штурма, захватчикам ни разу не удавалось обнаружить кого-либо из жителей. Очевидно, причиной тому были подземные ходы, расположенные внутри холма и выходящие далеко за его пределами. Татары были людьми суеверными и в столь странном месте предпочитали не задерживаться. Через некоторое время хозяева, как ни в чем не бывало, возвращались в крепость.

Разумеется, история про подземные ходы привлекала самых разных исследователей: от ученых, до любителей из окрестных деревень. Все они с упоением пытались ковырять городище, но так ничего и не находили. Возможно, все еще впереди, а, возможно, это очередная байка, ведь подобное рассказывают чуть ли не про каждое городище, а истории про подземный ход почти столь же популярны, как про немецкий танк в ближайшем болоте.

Виды, которые открываются отсюда просто потрясают!

Еще одна интересность «не отходя от кассы» — в 50-х годах 20-го века на Красивой Мече было построено сразу несколько небольших ГЭС. Они должны были решать местные задачи по обеспечению электроэнергией колхозов, совхозов и освещению окрестных деревень.

Одной из таких ГЭС стала двухмашинная Ишутинская. К сожалению, проработала она недолго — около 20-ти лет, дальше ее содержание (как и других ГЭС на Красивой Мече) сочли не рентабельным.

На фото видна заброшенная плотина Ишутинской ГЭС. На противоположной стороне в зелени прячутся руины машинного зала.
Вооон в том лесу нам предстояло встать на ночевку.
Но сначала нужно спуститься вниз с холма. Из салона автомобиля выглядит довольно стремно.
Со стороны — не очень.

Т.к. на улице стояла жара в 30 градусов, встать мы решили в лесу в теньке, к сожалению, до реки оттуда было довольно далеко. Поэтому, искупались сейчас.

Ишутинский перекат — самое классное для купания место!
Буквально джакузи.
На ночевку встали в живописной дубовой роще.

Посиделки у костра с байками и вкусным шашлыком.
А еще этим вечером была гитара.
Ночью звезды — августовский звездопад в самом разгаре. Мы смотрели на них, раскрыв рот, и загадывали желания.
А утром в долину реки спустился густой туман.
Подъем был ранним, когда собрались у костра на завтрак, было ощущение, что не расходились.

После слегка затянувшихся сборов, мы выдвинулись в путь. Несмотря на воскресный день и приличное удаление от дома, нас впереди ждал ряд достопримов.

Противоположный берег Красивой Мечи выглядит невероятно притягательным.
Как туда попасть? Конечно, через брод!
Когда-то тут была вполне нормальная дорога, теперь ее размыло, а восстанавливать никому не интересно.

Сначала в нерешительности топчемся на берегу.
Потом дети гуляют по воде, а взрослые ищут безопасную траекторию движения.
Первым идет Макс на Патфайндере.
Он достаточно неудачно закапывается в гальке на середине и повисает на порогах.
Легкая паника заканчивается, как только мы выясняем, что машина глубже не уходит, а просто плотно сидит.
Тянем второй ОРГской машиной — Кайроном Андрея.

Лично у меня не было уверенности, что Кайрон снимет тяжелую, плотно засевшую машину, к счастью, я оказалась неправа и вскоре Патфайндер был на противоположном берегу.

Следом один за другим пошли Патриоты.

На самом деле траектория движения оказалась довольно замысловатой — сказывалось наличие сразу двух стремнин, пары больших ям, течение и общая неповоротливость Патров из-за длинны.

Смотрите видео, успешного преодоления брода через Красивую Мечу Патриотом Андрея:

А вот Юрина машина присела из-за ошибки штурмана в колеях, накопанных Патфайндером.
Было принято решение подтянуть ее с берега. Для этого соединяем троса.
Не хватает буквально метра…
Ура! Поехали!
Успех!

Как это было на видео:

Замыкает Кайрон, со всеми маневрами и тасканиями водитель почти наизусть знает, как лучше ехать.

Все на другой стороне, а заодно неожиданно переместились из Тульской в Липецкую область. Настало время для очередной интересности.

Заезжаем в урочище Кузьминка.

Когда-то здесь существовало село Кузьминка (или Кузьминки, как указано на карте). В этом краю проживало полторы тысячи человек, был винокуренный завод и две земские школы.

В 1822 году на средства помещицы Прасковьи Петровны Кошелевой тут построили изящную церковь Иконы Божией Матери Знамение.
Продуманность и выразительность композиции позволяют отнести здание храма к числу лучших образцов культового зодчества эпохи высокого классицизма.

Церковь была обнесена кирпичной оградой с коваными воротами и калитками, на территории посажены деревья, а позднее, появились захоронения знатных и почетных жителей села и близлежащих деревень.

В 1930-х годах церковь закрыли и разграбили, разрушили дом священника, а в 1940 году разобрали церковную ограду для строительства колхозной конюшни.

В 1982 году вслед за церковью прекратило существование село Кузьминка. Не осталось ничего: ни улиц, ни домов, ни старинного кладбища. Только бескрайние поля вокруг, да Красивая Меча неподалеку.

Вид с колокольни на урочище Кузьминка.
В 2009 была попытка реставрации храма — обновили крышу и установили крест. Дальше этого дело не пошло и судя по тишине — не пойдет. Все это несмотря на то, что здание имеет статус памятника архитектуры регионального значения.
Роспись.
Иконы в заброшенной церкви.
Внутри колокольни.

Как-то грустно это все.

А мы едем дальше.
И перед нами еще одна заброшка — Троекуровская ГЭС.

В начале 50-х годов в селе Троекурово на реке Красивая Меча поставили гидроэлектростанцию мощностью 375 киловатт.

Гидроэлектростанция имела четыре водяных турбины по 150 лошадиных сил, спаренные с генераторами мощностью каждого в 125 киловатт.

Электроэнергию вырабатывали генераторы производства петроградского завода динамо машин «Электросила».
Троекуровская станция, на какое то время стала основным поставщиком электроэнергии для города и области.
Пока ГЭС функционировала, все хозяйство станции: плотина и шлюзы содержались в порядке, здесь работали штатные электрики.
Но спустя 20 лет — в 1974 году, вдруг обнаружилось, что себестоимость электроэнергии, вырабатываемой станцией, слишком высока.
Электричество подвели по высоковольтным магистральным сетям, а Троекуровскую ГЭС «законсервировали».
Ближе к концу 1975 на электростанции произвели демонтаж оборудования. Плотина с её системой шлюзов и само здание осталось без присмотра.
Конструкции и здание станции стали разрушаться, особенно заметно это было в период половодья.
Теперь ГЭС в том виде, что Вы видите на фото.

С одной стороны правильно: не рентабельно — значит не нужно, с другой — столько трудов коту под хвост. А ведь я помню, как мы посещали старейшую гидроэлектростанция России — «Пороги», она питает всего лишь 2 поселка и дом отдыха, зато делает это непрерывно аж с 1910 года — эдакий аттракцион, но живой, а не в руинах. Может нужно было пойти этим путем?

Красивая Меча оставила лично для меня больше загадок, чем разгадок, но время неумолимо мчалось, и мы вместе с ним.
На горизонте церковь Никиты Мученика, построенная в селе Тютчево в 1820 году.
Возле церкви действующее кладбище, которое практически теряется в зарослях травы.
Судя по всему, внутри изредка проводятся службы.
Никаких восстановительных работ при этом не проводится.

Совсем рядом место впадения Красивой Мечи в Дон — логичная точка-завершение нашего путешествия.

Говорят, здесь лежит большой округлый валун-голыш ледникового происхождения. Размером он примерно 4х5х3 метра и при невысокой воде находится в 5 — 20 см под поверхностью, создавая «быри». Наверху у него есть 2 углубления, по легенде — это тарелка и ложка. Здесь встретились Дон и Красивая Меча, пообедали, и дальше потекли к морю вместе.

Мы тоже пообедали неподалеку и «потекли» к морю по домам.

Всем спасибо за компанию, а клубу Перепутье 4х4 за организацию!

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

5 ответов к “Вниз по волшебной реке”

Пол-года облизываюсь на этот маршрут благодаря Вашим отчётам. Но вот близок день старта, 11-12 июня еду!
С уважением, не единожды путешествующий с вами Александр.

Да, мы сделали это!
Места действительно волшебные! И природные памятники, и памятники архитектурные поражают воображение своей красотой, доступностью и в то же время некоей дикостью и затерянностью.
Мы немножко разнообразили маршрут, он у нас составил ровно 200 км. Из них асфальта от силы 10 км. Спуски и подъемы в балки, после прохождения которых накрывает отходняк. Перегоны по лугам с травой по фары без намека на колею. Броды сбился считать, но не меньше шести. А вот самый зачётный брод в Бибиково не дался. Высокая вода, на стремнины даже выйти нельзя, валит с ног и захлёстывает болотники. Но приключение удалось более чем на 100%!
Так что всем рекомендую. Или самим, или с организаторами. Но ехать надо!

Я рада, что у вас получилось прокатиться по этому маршруту. Он действительно классный.
Мы тоже в прошедшие выходные штурмовали заброшенную дорогу с разнотравьем по фары и парой бродов)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *