В 1656 году патриарх Никон, начавший церковную реформу, распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии «Москва — Третий Рим», монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить. В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Федорое Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в Новоиерусалимском монастыре. После опалы и смерти Никона монастырь заброшен не был.
Большая часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус. Рядом — Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен — Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.


В центре монастыря находится Воскресенский собор, который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие. Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм.
С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует. В северной части храма — Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татьяны — главная святыня монастыря. С юга когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены. Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже был единственный в России полностью изразцовый иконостас, из десяти панелей которого сохранились семь.


Внутри постоянно проводят экскурсии, очень много народу, толком смотреть нечего, подруга хотела поставить свечку, но так и не поняла где их купить и как пробиться через толпу паломников.
Огромный урон монастырю нанесли эсэсовцы во время Второй Мировой Войны. Когда они взрывали храм, то главный колокол, отлитый Новоиерусалимскими старцами Паисием и Сергием Турчаниновым, упал с обрушившейся колокольни и… не только не разбился, но и попрежнему звонит. Когда-нибудь его непременно поднимут на новую колокольню.

Реставрационные работы в монастыре ведутся, но очень медленно, как раз при нас снимали передачу для привлечения средств на восстановление. Говорят, если не начать сейчас, то через 10 лет самое ценное уже будет потеряно.
За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры. Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре.



Памятник древнерусского зодчества 17 в. Скит или «отходная пустынь», патриарха Никона. Построена русским зодчим Аверкием Мокеевым в 1658 г. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Сейчас активно реставрируется.



Музей деревянного зодчества «Русская изба» заслуживает отдельного внимания. Вот наиболее интересные фотографии от туда.






Желающие увидеть еще больше фоток, могут посмотреть мое видео по теме:
В целом, в Новом Иерусалиме нам не понравилось — архитектура интересна, но очень много народу, экскурсии и отсутствие всякой духовности. Приятно было побродить по «Русской избе».