Рубрики
Без рубрики Походы

Ярославская область 2009.

На вторые майские праздники мы рванули в Ярославскую область. Было запланировано посещение нескольких заброшенных церквей и города Ростова Великого.

Наш первый объект — Благовещенский погост. На этом месте был когда-то Ростовский Благовещенский монастырь, 3 иконы из него хранятся в Третьяковке.
Текст начала 20 века: «Благовещенский погост находится среди болот и когда-то дремучих лесов близ мутных вод Оганинского-Ловецкого озера, на краю Ростовского уезда (Яросл. губ.). Настоящая маленькая бедная церковь, жалкое воспоминание о бывшем здесь когда-то Благовещенском женском монастыре, упраздненном в XVIII веке. Место это и теперь называется в народе «Благовещенской пустынью». Благовещенский погост расположен на высокой и крутой горе. Вся церковная, довольно обширная земля досталась погосту по наследству от прежней Благовещенской обители.»
До наших дней сохранилась только колокольня и небольшое кладбище. Если идти по старой дороге, то Колокольня не видна т. к. находится среди леса на вершине довольно крутой горы.

Дорога к Благовещенскому погосту.
Благовещенский погост.

Сохранившаяся колокольня Покровской церкви.
Внутренний вид колокольни Покровской церкви.
Заросшие груды битого кирпича — место Покровской церкви.
«Змей Горыныч» — змеюки обитающие на кладбище.

Потом посмотрели уникальную колокольню в Поречье-Рыбном.

Село когда-то называлось Поречье-Ловецкое, известно с XIV века, как место княжеской охоты. В царствование Михаила Фёдоровича жителям села было пожаловано исключительное право пользования озером Неро (впрочем, в 1665 году большая часть этих угодий была передана в пользование жителям крупного приозёрного села Угодичи).
С 1709 года село во владении И. А. Мусина-Пушкина. В это время по указу Петра I сельчане ездили обучаться огродному делу в Голландию. В 1764 году село было забрано Екатериной II в казну, а уже в 1772 году — пожаловано фавориту графу Орлову вместе с Борисоглебскими слободами.

К середине XIX века Поречье — богатое село с 412 домами, жители которого специализировались на огородничестве, выращивании трав.

Статус посёлка городского типа — с 1940 года.
Ансамбль церкви Никиты Мученика и церкви Петра и Павла (1767 год) c изящной 94-метровой колокольней (сооружена в 1779 году крестьянином-самоучкой А. Козловым, по высоте превышает колокольню Ивана Великого в московском Кремле). Колокольню достраивали всеми правдами и неправдами т. к. строить колокольню выше московской было по меньшей мере неуважением к власти.

Сейчас идут реставрационные работы.

Ансамбль церкви Никиты Мученика и церкви Петра и Павла (1767) c 94-метровой колокольней (1779).
Колокольня церковь Никиты Великомученика.
Церковь Петра и Павла в Поречье-Рыбном.
Отдельная колокольня Никитской церкви и Петропавловский храм.

Проезжали мимо Церкови Флора и Лавра в Протасьево.

Церковь Флора и Лавра, 1759.

Побывали в Богородском-Козохово- древнейшем селе в Ростовском уезде Ярославской губернии.

Кирпичная Казанская церковь, построенна на средства помещика поручика А. И. Кологривова в 1800-1804, хотя есть придание, по которому храм был построен царем Иоанном Грозным после покорения Казани, в честь иконы Казанской Божьей Матери. В церкви находилась старинная чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Неплохой образец стиля классицизма. В трапезной Воздвиженский есть придел. Закрыта в 1936, использовалась как склад, в настоящее время пустует.

Казанская церковь, 1800-1804.

Внутреннее пространство алтаря.
Остатки росписей в своде купола.
Пол в храме.
Интерьер, видно предаварийное состояние кладки сводов.
Остатки росписи.

Останавливались посмотреть на Георгиевский Белогостицкий монастырь.
Князь Ярослав Владимирович соорудил здесь церковь во имя святого Георгия; в XII веке тут жил князь Ярослав Юрьевич, а в XIII веке ростовский князь Константин Всеволодович поставил здесь Благовещенскую церковь. Монастырь упоминается уже в начале XV века. В ризнице его хранится много древних серебряных богослужебных вещей, подаренных князьями Темкиными-Ростовскими. Соборная церковь Благовещения служит усыпальницей пятерых князей Темкиных. Самую главную святыню монастыря составляет чудотворная икона Казанской Божией Матери: в честь нее бывает каждый год крестный ход в Ростове.

Часть корпусов заброшена, многие постройки сползают в воду.

Георгиевский Белогостицкий монастырь. Общий вид с восточной стороны. Слева-направо — руины Казанской церкви, руины Михаило-Архангельской церкви, келейный корпус.

За продуктами решено было заехать в Борисоглебский, мы там уже бывали проездом, но толком рассмотреть ничего не успели. Впрочем в этот раз внутрь монастыря мы тоже не попали :(.

Борисоглабский возник, как слобода при Борисоглебском монастыре.

В середине XIV века в излучине реки Устье, принадлежавшей Ростовско-Борисоглебскому княжеству, поселился пришедший из Новгорода отшельник Феодор, а через три года к нему присоединился Павел. Дальше произошли события не совсем понятные и трактуемые по-разному. Фактическая сторона состоит в том, что в 1363 году Ростов посетил Сергий Радонежский, ростовский уроженец, и получил для Феодора и Павла у борисоглебского князя Константина разрешение основать монастырь, после чего самолично выбрал место для монастыря в 20 км от Ростова.

1690-м годам сложился цельный архитектурный ансамбль монастыря, который с тех пор практически не подвергался значительным изменениям. В это время Борисоглебский монастырь принадлежал к числу самых богатых в России. Резкие изменения произошли при Екатерине Второй. Сначала при секуляризации были отобраны монастырские земли, что раз и навсегда подорвало экономику стоявшего далеко от крупных городов и торговых путей монастыря, а чуть позже монастырская слобода получила статус уездного города под названием Борисоглебск. Впрочем, после революции город сделали селом, и только в 1962 году ему присвоили статус поселка городского типа и современное название Борисоглебский. Монастырь до 1996 года был закрыт, и его огромная территория использовалась самыми разнообразными способами — производство, учреждения и даже общежитие. К счастью, он довольно мало от этого пострадал, а длившиеся около десяти лет в 1980-х-1990-х годах реставрационные работы привели его примерно в то же состояние, в каком он был в конце XVII века — огромная крепость, один из самых хорошо сохранившихся ансамблей XVI-XVII веков, в глуши посреди лесов, вдали от любых центров цивилизации XXI века. Борисоглебский монастырь — один из самых малопосещаемых ансамблей Золотого Кольца.

Борисоглебский монастырь.
Стена монастыря.
Башня ограды монастыря.

Борисоглебский монастырь. Сретенская надвратная церковь,1692.
Изразцовый декор на стенах Сретенской церкви.
Панорама Борисоглебского монастыря.

На самом деле монастырь в Борисоглебском производит впечатление! Очень монументальный, не зареставрированный и не разваливающийся. В нем есть что-то настоящее.

9 июня в поселке Борисоглебский Ярославской области был установлен памятник преподобному Иринарху Затворнику работы скульптора Зураба Церетели.

Монумент установлен около автовокзала в центральной части поселка. На открытии памятника присутствовали его автор, памятник изготовлен на средства самого Зураба Церетели. Его хотели установить еще в 2005 году, но не смогли это сделать из-за финансовых трудностей. Это второй памятник в маленьком поселке работы Церетели. В 2005 году здесь был открыт монумент Александру Пересвету, который по легенде был монахом Борисоглебского монастыря.

Преподобный Иринарх Затворник жил в конце XVI — начале XVII века. В Борисо-Глебском монастыре он провел в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января (26 января по новому стилю) 1616 г. Иринарх получил откровение от Бога о надвигающемся польском нашествии и пешком пришел в Москву к царю поведать о грядущем бедствии. Во время войны поляки, пораженные его подвижничеством, не тронули его и не причинили вреда обители. Они даже оставили преподобному охранное знамя, которое теперь хранится в Третьяковской галерее. Преподобный Иринарх посылал благословения вождям русского ополчения, призывая их с решимостью и мужеством идти освобождать от захватчиков кремлевские святыни. Он предсказал совершенный успех князю Димитрию Пожарскому, шедшему на избавление Москвы, и князю Михаилу Скопину-Шуйскому в битве с литовцами.

Памятник Преподобному Иринарху Затворнику.

Улицы Борисоглабска.

В поисках ночовки мы заехали в деревню Веска , бывшее Покровское-на мозге.

По писцовым книгам 1628 года треть села Вёсок, оно же Покровское-на мозге, значится за помещиком Афанасием Савельевичем Шемяковым, а две трети села за его родными братьями. На общей их земле была в то время церковь Николая Чудотворца.
В 1728 году прихожане задумали построить для зимнего времени тёплую церковь, отдельную от Никольской церкви, и подали о том прошение в синодальный казённый приказ. Новая церковь устроена была в 1730 году и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эти две деревянные церкви существовали в Вёсках до 1808 года.

В 1808 году тщанием помещика Николая Львовича Батюшкова вместо деревянной церкви устроен каменный храм с колокольнею. Престолов в этом храме три: в холодном во имя Пресвятой Троицы, в трапезе тёплой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святого Николая Чудотворца.
В селе была земская народная школа — сейчас руины.

Упавшая маковка.
Сохранившаяся роспись.

Место на удивление душевное и приятное.

д. Веска.

Встали на ночлег неподалеку.

Утром от стоянки дошли до места, где когда-то находился Покровский-на-Мозге Спасский монастырь (деревянный). Он служил для заточения политических преступников и авантюристов, в частности Николая де Мело. Был упразднен , одна или две из уцелевших икон 15 в. храняться в Третьяковке. Позже на том же месте Набилковым была возведена Богадельня.

Заросшие развалины богадельни, устроенной на месте Спасской пустыни.

Далее мы направились в Ростов Великий.

Начали мы с Аврамиевского монастыря.

На восточной окраине Ростова Великого сохранилась часть сооружений одного из самых древних монастырей северо-восточной Руси — Аврамиевского, основанного более восьми веков назад. По преданию, он был построен на месте капища идола Велеса, предназначался для борьбы с идолопоклонством и оборудован для обороны города. Позже он превратился в центр распространения христианства и оплот монашеского образа жизни.
С незапамятных времен в монастыре хранился жезл, данный учеником Христа Иоанном Аврамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заезжал в Ростов, чтобы взять с собой этот жезл, расчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года, после продолжительной осады и упорных боев Казань (столица ханства) пала. В те времена в честь важнейших событий в жизни государства возводили церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана Грозного после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной площади. Но мало кому извесно, что в Ростове тогда же появился его «брат» — Богоявленский собор, построенный также по велению царя в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Аврамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за Чудесный жезл, способствовавший освобождению Руси от многовекового ига.
Монастырь сильно пострадал при польско-литовской интервенции и долго не мог вести сколько-нибудь значительного строительства. Лишь в середине XVII века, когда настоятелем монастыря был назначен Иона Сысоевич, построили каменную Введенскую, а позднее над западными воротами надвратную Никольскую церковь.

В Никольском храме регулярно проходят службы, а в канун больших христианских праздников — всенощные бдения. С его восточной стороны оборудована общеобразовательная православная школа.

Никольская церковь
Декор фасада Никольской церкви.

Введенская церковь.

Богоявленский собор, строил предположительно Андрей Малой.

Фундамент из могильных плит на территории монастыря.
Кладбище на территории монастыря.

«Прими Господь душу с миром. Под сим камнем погребено тело рабы божьей монахини Макарии, строительницы Ростовского женского монастыря, скончалась 5 октября 1896 г. жития ея было 63 года.»

У стен монастыря стояла забавная машина оклеенная газетами. К чему такое чудо для нас так и осталось загадкой.

Оклеенная газетами машина. Зачем?

Город Ростов Великий находится на берегу озера Неро, в 53 км от Ярославля, в 202 км от Москвы, на трассе Москва — Архангельск.

До 2-й четверти 12 века Ростов считался столицей Ростово-Суздальского княжества, а в 1125 Юрий Долгорукий перенёс столицу в Суздаль.

Ростов является одним из древнейших городов России. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за «лето 6370-е от сотворения мира» (862 год по современному летосчислению), о нём упоминается речь как о давно существующем. По легенде, Ростов располагается на том месте, где некогда был Россов стан — место военной стоянки легендарного царевича Росса-Вандала, сына царя Рагуила.

Со второй половины 11 века Ростов является центральным городом Северо-Восточной Руси, территории, которая стала основой современной России. С принятием на Руси христианства в 988 году в Ростове была сформирована епископия. Город стал центром епархии, местом нахождения архиерейской резиденции. В начале XIII века создается самостоятельное Ростовское княжество, быстро ставшее одним из влиятельнейших политических центров Русской земли. В это время город переживал огромный экономический и культурный подъём. Ростов считался одним из самых больших городов на северо-востоке Руси, площадь его укреплённой части, которая окружена валом и рвом, составляла более 100 гектаров. В городе имелись княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей.

Развитие Ростова было прервано татаро-монгольским нашествием, город был оккупирован и разорён. В 1238 году дружина ростовского князя Василько в составе объединённых русских сил под предводительством великого князя Юрия приняла участие в битве с полчищами Батыя на реке Сить. Из Ростова не раз начинались выступления против татар. Одно из самых больших восстаний случилось в 1262 году. Ростовская дружина приняла участие в битве на Куликовом поле.
В конце XV века Ростов полностью потерял политическую самостоятельность, земли Ростовского княжества вошли в состав Московского. Несмотря на потерю политической самостоятельности Ростов продолжал оставаться самым большим церковным центром.

При царе Иване Грозном Ростов был взят в опричнину, в смутное время Ростов не избежал трагической участи большинства русских городов. В 1608 году он был сожжён и разорен польско-литовскими интервентами. В истории Ростова это было последнее нападение захватчиков, вскоре после которого для укрепления города вокруг его центральной части была насыпана земляная крепость.
На протяжении долгих столетий Ростов оставлял за собой значение религиозного центра. Территория Ростовской епархии простиралась далеко за пределы современной Ярославской области, а ростовские иерархи были в числе самых влиятельных церковных владык. В конце 14 века ростовские архиереи получили сан архиепископов, а в конце 16 века — митрополитов. Ростовская митрополия была одной из самых богатых в России.

Во второй половине XVII столетия по инициативе митрополита Ионы Сысоевича в Ростове разворачивается сооружение новой архиерейской резиденции. За короткий срок — примерно 20 лет, в центре города был сооружен величественный ансамбль митрополичьего двора, который состоял из культовых, жилых и хозяйственных построек, окружённых крепостными стенами с высокими башнями. На Соборной площади при кафедральном Успенском соборе была сооружена уникальная звонница, для которой были отлиты огромные тысячепудовые колокола.

В XVI-XVII веках произошло формирование архитектурных комплексов многочисленных городских и пригородных монастырей, существенная часть которых сохранилась до нашего времени.

В конце 18 века центр Ростово-Ярославской епархии был переведен из Ростова в Ярославль. По губернской реформе 1778 года Ростов стал уездным центром, разрабатывалась перепланировка города по регулярному плану.

Со второй половины XVIII века и практически до конца XIX века в городе проводилась знаменитая Ростовская ярмарка, благодаря которой Ростов сохранял за собой значение важного торгового и экономического центра Ярославской губернии. В это время в городе процветает финифтяный промысел. Ростов становится одним из центров изготовления расписной финифти.
Со второй половины 19 века в Ростове начинается восстановление и реставрация архитектурных памятников Ростовского кремля. В 1883 году в кремле открылся «Музей церковных древностей», который продолжает своё существование и в настоящее время и считается значительным культурным и научным центром. Ныне государственный музей-заповедник называется «Ростовский кремль». Ему принадлежит самое богатое собрание памятников древнерусского искусства — уникальные коллекции икон, древнерусского лицевого шитья, произведений живописи и графики XVIII-XX вв., древнерусских рукописей и документов, археологии, а в 1995 г. ростовский музей включен в Список особо ценных объектов культурного наследия России.

Сейчас Ростов-Великий имеет статус города-музея (как и Суздаль), из него выведено практически все производство, исправительные учереждения, развивается туризм, развёрнуты музейные экспозиции.

Панорама Ростовского кремля.
Торговые ряды недалеко от кремля.
В торговых рядах стоит неприметная церковь Спаса-на-Торгу.
Схема Ростовского кремля.
Надвратная церковь Воскресения Христова, 1670.
Проездная башенка в ограде собора Успения Богородицы.
Успенский собор Храм построен на месте своих белокаменных предшественников ХII ХIII вв. в 1508-1512 годах.
Звонница Успенского собора, 1682—1687.
Церковь Иоанна Богослова, 1683.

Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного), 1675.
Церковь Одигитрии, 1692 — 1693 .

Митрополичий сад.
Красная палата, 1670 — 1680.
Крыльцо Красной палаты.
Забавная дверь в Митрополичьи хоромы, высота порога двери почти по пояс простым смертным 🙂
Дом на погребах, XVII в.

Крытые арочные переходы внутри Ростовского кремля, по которым бегали герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Здание рядом с кремлем. На предыдущем фото оно слева.
Вид от стен Ростовского кремля на озеро Неро.
По дороге от Кремля к озеру Неро есть вот такая скульптура — Адам и Ева.
Церковь Григория Богослова(крайняя слева). Вид с набережной озера Неро.
Озеро Неро.

Если обходить Ростовский кремль с внешней стороны, то можно увидеть и другие храмы.

Церковь Бориса и Глеба.
Церковь Димитрия Ростовского (зимний храм борисоглебского прихода).

Рядом с Кремлем расположен Рождественский монастырь. Основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. До XVII века все постройки монастыря были деревянными. Начало каменного строительства относится к концу XVII века, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Первая каменная церковь построена во имя Рождества Богородицы.
Многочисленные переделки и утраты (разобрана колокольня, разрушилось пятиглавие надвратной церкви Тихвинской Божией Матери — середина XIX века, сохранность башен и стен частична) исказили памятник.

Рождественский монастырь. Общий вид с западной стороны.
Рождественский монастырь. Слева — церковь Николы на Подозерье.

Ну и буквально пара фоток улиц Ростова Великого.

Пожарная каланча.

Вид на Ростов Великий из-за озера Неро.

Ростов мне скорее не понравился, на город-музей уж точно не тянет. Начнем с того, что тот же Кремль работает до 5 вечера и это летом, когда светло до 9-10 вечера! Набережная озера — одно название, у меня в деревне «набережная» выглядит так же.

Продолжим тем, что ни одного крупного магазина мы не обнаружили, пришлось закупаться в забегаловках на станции.

И, наконец, закончим, тем, что город в отличии от сказочного музея — Суздали довольно большой, пыльный, а застройка разноперая. Видно, что городу катастрофически не хватает денег, в том числе и на достойное поддержание памятников. В общем зря Ростову дали статус музея, производсвто в город надо возвращать, иначе он просто загнется. Хотя Ростовский кремль — это то, на что стоит посмотреть.

Ночевали мы недалеко от Ростова.

Утром за завтраком заехали в Петровск. Первое упоминание о селе Петровском датируется 1207 годом. С 1777 являлся городом Петровском, с 1925 вновь селом, а с 1943 Петровское — посёлок городского типа.

Церковь Петра и Павла в Петровске, 1783 год.

К следующей нашей цели мы долго искали подъезд и по этому поводу я сфоткала несколько церквей, попавшихся нам по дороге.

с. Вексицы,. Георгиевская церковь, 1798.

Троицкая церковь в селе Вощажниково, 1796.

Воскресенская церковь в Яковцево.

И вот наконец по лесному бездорожю окольными путями мы пробрались к заброшенной церкви во Внуково… и обнаружили, что вокруг нее образовались дачи 🙁

Кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в духе позднего барокко, построенная в 1790 на средства прихожан — экономических крестьян. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной и трёхъярусной колокольней, южный придел прмч. Евдокии пристроен в 1903 на средства Озеровой. Второй престол в трапезной Петропавловский. Закрыта в 1930-х, использовалась как склад. В настоящее время пустует.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы во Внуково, 1790.
Вид из трапезной в холодный храм.
Интерьер трапезной, северный Петропавловский придел.
Интерьер алтаря.
Росписи в арке между зимней и холодной церквами.
Росписи свода восьмерика (Коронование Богоматери и херувимы с ангелами, несущие орудия Страстей Христовых).

Роспись в своде алтаря (Новозаветная Троица).

Пока фоткали церковь к нам подошел дачник, забавный такой мужик лет 60-65. Спросил, что мы тут делаем, а потом начал звать на чай. Когда от чая мы наотрез отказались стал объяснять дорогу — как лучше выехать.Сначала он все толково объяснил и вдруг… только мы собираемся поехать, как дорога начинает обрастать подробностями, где лучше повернуть, как лучше корягу объехать и т. д. Короче прогрузил он нас изрядно, но главное, что мы запомнили, что после поворота на развилке надо ехать по правой колее т. к. в левой мы увязнем. Ну мы поехали, дорога вела себя по разному , но вцелом ничего. У меня есть привычка дорогу проверять т. е. если я вижу что впереди огромная лужа, то никогда в нее не прыгну, сначала выйду и потыкаю насколько глубоко, какой грунт и т. д. Ну и в этот раз т. к. мы в объяснениях мужика окончательно запутались, то по очереди выходили и проверяли, где лучше ехать. И вот он поворот, потом развилка, ни с чем их не спутать и 2 колеи, я точно помню, что нам по правой. Ну ведь хороший человек подсказал, чего проверять-то… и мы влетаем в реальное болото. Метров 30 УАЗка отчаянно гребет всеми лапами по жиже и выплывает из этого говна на сушу весь в грязи по самую крышу. Мы просто в охренении. Не поленились вышли и пошли смотреть, что же с левой колеей. А она наезжанная и СУХАЯ! Зато по нашей только прошлогодние следы — дураков нет. Вот и верь после этого людям! Видимо обиделся дядька, что мы с ним чай пить отказались и решил, что полюбому за подмогой вернемся.

Ну и наконец последнее место, куда мы успели попасть в этой поездке, и которое произвело на меня самое сильное впечатление.

От проселочной дороги мы долго ехали через поля по каким-то непонятным плитам, потом по грязи, потом по полю, потом по жутким колдобинам, несколько раз буксовали, скребли брюхом и т.д. Доехали до кромки леса и дальше пошли пешком. В лесу есть старая лесовозная дорога, но по мне так она не проезжабельна в это время года даже трактором или уралом, да и ездить туда как выяснилось позже особо им незачем.

Шли мы к селам Никульское и Андрейцево — это 2 заброшенных села друг на против друга на разных берегах реки Локсомери. Села эти были расселены и заброшены лет 30 назад, в одном из них осталась церковь.

Пока шли через лес подверглись жуткой атаке клещей, а так же нашли свежий след медведя

След медведя (для сравнения ботинок 43 размера).

Хозяина следа мы не встретили :).

Лес закончился, мы вышли на поле, погода прекрасная, место просто обалденное. У меня была мысль, что вот здесь ДОЛЖНЫ жить люди, деревня или дачи — лучшее место придумать сложно, но…

Заброшенное село Никульское.

Больше всего меня убило, что дома уже умерли, а сады цветут! В каждом полисаднике распустились нарцисы, на фоне таких домов они смотрелись жутковато.

В конеце деревни есть кирпичная церковь, построенная в 1784-1786 (1796 ?) на средства местного уроженца, купца Н. В. Доронина. Одноглавый двусветный четверик с ордерной декорацией, с трапезной с южным Введенским приделом и трёхъярусной колокольней. Закрыта, видимо, в 1960-1970-х. В настоящее время пустует.

Воскресенский храм села Никульское на Локсомери ,1796.
Колокольня Воскресенской церкви в селе.

Росписи по своду холодной церкви.
Росписи в холодном храме.
Каркас иконостаса во Введенском приделе.
Надпись о поновлении убранства церкви в 1895 году попечением А. А. Гусева.
Капитель колонны, оставшаяся от разрушенного иконостаса.
Арка из трапезной в холодный храм.
Дверца печуры в стене.

 

Замок.

Роспись с изображением Спасителя на внешнем фасаде.
Киот над росписью с изображением Спасителя.

Мужики пошли бродить по окрестностям, а я как всегда пошла лазать по церковному кладбищу.

Раньше я замечала, что среди старых уцелевших могил детских почему-то очень мало, в принципе этому есть и логическое объяснение. Но здесь было похоронено много детей. А особое впечатление на меня произвела могила молодой девушки, все ее сознательное детсво пришлось на годы войны и вроде только жизнь стала налаживаться, как что-то случилось и ее не стало. Под фотографией облезлой краской еще видны стихи, написанные ее мамой. Уж не знаю все это в целом или еще какие-то тонкие материи вызвали у меня дикий приступ тоски. Не горя, ни печали, а тоски. Почему-то мне показалось, что ей очень одиноко (в ограде только ее могила была), я не поленилась сходить в деревню, нарвать в полисаднике цветов и принести на могилу. Пока ходила все считала может ли быть жива ее мать, вышло что скорее всего нет, значит похоронили где-то в другом месте. Потом меня отпустило.

На этом кладбище змеюк тоже оказалось в изобилии, нас можно сказать преследовала одна тварь, уж не знаю на сколько ядовитая, но вела себя очень агрессивно.

Агрессивная змеюка.
Кто-то сложил такой натюрморт недалеко от церкви.
На противоположной стороне реки было еще одно село — Андрейцево, от него остался один дом.

Повторюсь, места, где были эти села просто потрясающе красивые и светлые.

В лесу на нас повторно напали клещи, я почти сразу выдрала из себя одного, а 2 моих товарища следующие 3 дня собирали с себя урожай.

Ну и на обратном пути Уазка наш сел, на самом деле по глупости. Первый раз за все время не выехал сам, а потребовал его выталкивать и откапывать.

По этому поводу в Москву мы вернулись в час ночи, чему была совсем не рада бабушка, сидевшая с ребенком.

Все прошло отлично, поездка удалась! 🙂

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *