Рубрики
Без рубрики Поездки с детьми Путешествия

Зов гор 2017. Часть 1: Грузия. Военно-Грузинская дорога, Кахетия

Зов гор 2017

Закончился очередной дальняк, очередные приключения. Перед нами предстали не посещенные ранее страны: Грузия и Армения, умопомрачительные пейзажи, километры новых дорог хороших и разных.

Зимние горы, как и в прошлом году, внесли в наше путешествие массу коррективов, благодаря которым заявленные 6000 км превратились в 7000 с хвостом. Три УАЗа прошли этот путь без серьезных поломок.

За 20 дней, что мы провели в пути, погода была невероятной: от +16 до -19 при чем несколько раз менялась за сутки градусов на 25. Было все: солнце, снег, лед, дождь, ветер, град со всеми вытекающими из этого «прелестями» горных дорог.

В целом, все получилось хорошо, а в частности — читайте ниже.

Начнем сначала.

В прошлом году Новый год мы справляли на Кавказе, и нам понравилось. Зимние горы это снежно, холодно, но очень красиво! Посему Новый год 2017 решили тоже отметить в горах, на этот раз выбор пал на Закавказье.

Утром 24 декабря наш Хентер со мной, Сашей и детьми на борту, а так же Патриот с Женей и Аней стартовали из Чехова по ставшей родной за последний год трассе «Дон».

Езда по «Дону» зимой совсем не тоже самое, что в летний отпускной сезон: заторов на пунктах оплаты почти нет, поток машин умеренный, гибддшников немного.

За Воронежем мы встретились с еще одним Патриотом: Олегом и Таней из Одессы.

Краснодарский край. Зима 2016.

Когда «Дон» сменился трассой «Кавказ» дорога значительно сузилась, а покрытие ухудшилось.

Особо рассказывать тут не о чем: мы ехали-ехали, ехали-ехали без особых чудес с остановками на 2 ночевки в невнятных местах.

На горизонте появляются горы. Наверное, только равнинные жители испытывают от этого восторг, для местных горы — обыденный пейзаж.

Вот позади оказался Владикавказ и 1800 километров. Последняя российская ночевка 2016 совсем недалеко от границы с Грузией.

Республики Северная Осетия — Алания. Зима 2016.

Наводим порядок, на сколько это возможно в экспедиционник салоны перед границей.
Наводим порядок, на сколько это возможно в условиях практически безвылазного обитания в машинах.
Граница оказывается практически пустой.
Верхний Ларс — единственный законный контрольно-пропускной пункт российско-грузинской границы.

Кстати, на многих интернет-ресурсах написано, что работает он круглосуточно, на деле это не так: дверки закрываются с 18.30 до 4 утра.

Говорят, если не повезет, то в очереди здесь можно проторчать чуть ли не 3-е суток, но мы на все про все потратили от силы 40 минут.

Стандартные вопросы про оружие и наркотики от российских порганцов, обозревание шмурдяка через открытые двери в сопровождении нереально холодного ветра, и можем катиться дальше. При въезде в Грузию все еще проще: досмотра машин нет вообще, вопросы все те же, шлепанье печатей в паспорта и вот мы уже не в России и даже не в СНГ.

Едем по Военно-Грузинской дороге.
Едем по знаменитой Военно-Грузинской дороге.
Вокруг очень красиво!
Вокруг очень красиво!
По всей трассе дороги встречаются грузинские памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни.
То там, то тут на горах мелькают старинные храмы, крепости, сторожевые башни. Прям чувствуется, что мы уже не дома!

Военно-Грузинская дорога. Зима 2016.

Незаметно переваливаем Главный Кавказский хребет.
Незаметно переваливаем Главный Кавказский хребет.

В зимний период Военно-Грузинская дорога часто бывает закрыта из-за снежных лавин и обвалов, месяц назад транспорт не пускали сюда 10 дней. Вроде кажется, что ничего страшного нет, но на самом деле дорога местами очень узкая и извилистая, серпантины с затяжными подъемами весьма проблематичны для фур, которых тут в избытке, а темные туннели не дают шансов разогнаться никому. Снежные переметы, гололед — еще бы, высота больше 2000 метров.

А вот и пробка, как говорится на ровном месте
Пробки случаются, как говорится, на ровном месте. Стоит одной машине слишком замедлиться или остановиться — стоят все в обе стороны и ни тебе обочин, ни езды по встречке.
Арка Дружбы народов России и Грузии со смотровой площадкой была возведена в 1983 году
Одна из достопримечательностей Военно-Грузинской дороги — арка Дружбы народов, возведенная в 1983 году. С нее открывается великолепный вид, но не сегодня — все вокруг начало затягивать белой дымкой.

Спустя некоторое время, восторг от созерцания Кавказского хребта сменяется усталостью от постоянных поворотов, спусков и подъемов. Я не знаю как в теплое время, но сейчас здесь витало водительское напряжение, километры тянулись, как патока.

Проезжаем мимо крепости Ананури, расположенной на берегу Жинвальского водохранилища. Обычно, туристы начинают более тесное знакомство с Грузией именно отсюда, но сейчас мы спешили, а значит я расскажу об этом месте чуть позже.

Памятник 300-ам арагвельцам - в честь 300 арагвинских воинов-героев, павших в Крцанисской битве 1795 года между армиями Картли-Кахетинского царства и Персии. Победили персы, последствием битвы стало взятие и полное уничтожение Тбилиси.
Еще одна интересность — памятник в честь 300 арагвинских воинов-героев, павших в Крцанисской битве 1795-го года между армиями Картли-Кахетинского царства и Персии. Тогда победили персы, следствием этого стало взятие и полное уничтожение Тбилиси.
При въезде в Тбилиси нас встречает
При въезде в Тбилиси нас встречает конная статуя Давида Строителя, объединившего во время своего правления разрозненные грузинские княжества в единое государство. Раньше она стояла в центре Тбилиси на площади Республики, но Саакашвили переименовал ее в площадь Революции Роз, а в центр воткнул скульптуру гигантского металлического велосипеда с двумя рулями с обеих сторон. Потому, что: «Этот памятник является отражением идей тех людей, которые поддерживают здоровый образ жизни и любят передвигаться на велосипеде». Спорное решение.
Практически сразу намертво застреваем в пробках. То ли народ возвращается с работы, то ли давала о себе знать предновогодняя суета.
Практически сразу намертво застреваем в пробках. То ли народ возвращается с работы, то ли дает о себе знать предновогодняя суета.

Машин много, манера движения для нас непривычная — резкая, местами наглая, пропускать здесь не принято, поворотниками пользуются через раз, особо не бибикают, зато дальним светом моргают во всю. Уже потом мы поняли, что именно с помощью света на грузинских дорогах выражается вся гамма эмоций: и приветствие, и «спасибо», и «пропусти», и «внимание», и «подвинься». При чем работает это в том числе в темноте т.е. встречного водителя без зазрения совести слепят.

Мост Метехи (груз. მეტეხის ხიდი) — мост через реку Кура в Тбилиси. Без учёта реконструкций — старейший мост города.Площадь Вахтанга Горгасали
По старейшему мосту города переезжаем через Куру. Снова конный памятник — одному из основоположников грузинской государственности — царю Вахтангу Горгасали. За ним виден исторический район Метехи, где располагался его дворец.

Осмотр Тбилиси на сегодня в наши планы не входил, но пока стояли в пробках успели увидеть самую крупную реку Закавказья — Куру и крепостной комплекс Нарикала.

На самом деле Тбилиси произвел на нас негативное впечатление, но я готова списать это на усталость от перегонов, потому, что на обратном пути мы, пересилив себя, вновь заехали в столицу Грузии и, прогулявшись по старому городу, остались от него в восторге. Но об этом я расскажу в другой части.

Куда же мы так спешили? В главный аэропорт Грузии имени Шота Руставели. Там нас уже 3 часа дожидался оператор Лев.  Дело в том, что в эту поездку мы должны были снять несколько рекламных роликов, примерить, так сказать, на себя актерскую шкуру. Что из этого получилось можно посмотреть здесь.

Международный аэропорт Тбилиси имени Шота Руставели
Международный аэропорт.
После этого заезжаем на мойку
После этого заезжаем на мойку. Это не потому, что мы такие чистюли, а потому, что нужно наклеить рекламные наклейки для съемок, а возиться самим зимой с водой как-то совсем не хотелось.

Едем вставать на ночевку, прямо перед грунтовой отвороткой, куда мы собираемся нырнуть, кучкуются машины грузинского ГИБДД. Надо сказать, что здесь, у машин спецслужб мигалки включены всегда т.е. спрятаться, как у наших, за кустом у них не особо получается, тем более ночью, но они в общем-то прятаться и не стремятся.

Проезжаем, ни кто нас не останавливает, сворачиваем, дорога узкая, разбитая, скорость километров 40. Женя едет последним и сообщает в рацию, что за нами пристроилась машина гайцов и неспешно двигается метрах в 50-ти. Ну и что делать в этой ситуации? Тормозить нас никто не просит, по колесам не стреляет, останавливаться самим, толпой подходить к блюстителям порядка и спрашивать «чо надо?» вроде как странно, да еще не дай бог это воспримут как агрессию, остается только ехать.

Километр, два, пять, всполохи красно-синей мигалки напоминают о неспешной погоне. Тут мы совершаем ошибку — сворачиваем не на ту отворотку и упираемся в забор. «Сейчас все и решится» — проносится в голове. Пока мы корячимся разворачиваясь, машина гайцов ровняется с нами, замедляется, а потом уверенно уезжает по правильной дороге.

Ладно, едем следом, машина стоит на обочине возле забора, продолжая освещать окрестности. Ну теперь-то нас должны затормозить и спросить какого хрена мы тут делаем?!

Но нет, мы никому не нужные проезжаем мимо. Что это было? Гайцы на столько обалдели от нашей наглости, что решили не трогать? Или просто ехали к себе домой? А может пытались нас проводить, показывая правильную дорогу? Так и осталась для нас та «гонка преследования» загадкой.

Утром мы покатились по Алазанской долине в Кахетию — историческую область на востоке Грузии.

Утро
Подъем был очень ранним, а сборы невероятно скорыми, по этому выехали мы еще до рассвета и крались в густом тумане.
Дороги
Дороги так себе.
Нас часто спрашивают как переносят подобный формат дети. По моему, фото говорит само за себя)))).
Нас часто спрашивают как переносят подобный формат дети. По моему, фото говорит само за себя)))).
Но вот всходит солнце, мы оказываемся в городе Гурджаани и картинка за окном меняется.
Появилось солнце, мы оказываемся в городе Гурджаани и пейзаж за окном стремительно меняется.
Куда-то пропадает снег, становится значительно теплее.
Куда-то пропадает снег, становится значительно теплее.

В Гурджаани купили местную симку (в Тбилиси этого сделать не удалось т.к. симки там в магазинах не продают, а продают только в метро). Затарились продуктами и шампанским на Новый год, а дальше начался алкотур, потому, что именно в Кахетии кучкуется множество виноградников. А виноградники — это что? Это вино!

Вдоль дороги установлено множество табличек «Winе route», приглашающих посетить винодельни. Но нас не проведешь, ведь с нами хитрый одесский еврей! Он предложил брать не то вино, что производят для туристов, а то, что делают местные жители для себя.

Технология добычи домашнего вина следующая: заезжаем в деревню, находим группу местных жителей (они очень любят тусоваться на центральных улицах), обращаемся к пожилым мужчинам с просьбой продать вина, а дальше…

Обязательно находился дедушка, который приглашал к себе во двор и предлагает несколько сортов на выбор.
Обязательно находился дедушка, который приглашал к себе во двор и предлагает несколько сортов на выбор.
Грузия, Кахетия. Зима 2016.
Типичный дом в Кахетии. В подвал, где хранится вино, надо заползать чуть ли не на коленях — видите дырку слева от лестницы?
В подвале очень живописно.
В подвале очень живописно.
Нельзя просто взять и купить вино, сначала надо перепробовать все, что есть у хозяина. Можно догадаться, что к пятому-шестому "пробнику" настроение резко улучшается
Нельзя просто взять и купить вино, сначала надо перепробовать все, какое есть у хозяина. Можно догадаться, что к пятому-шестому «пробнику» настроение резко улучшается и все вокруг кажется чудесным.

Цена за литр от 90 до 200 рублей, вино мало того, что натуральное, еще и очень вкусное. В довесок к тому, что мы покупали нам пару раз давали всяческие презенты, типа небольшой бутылочки другого сорта, сушеного винограда, домашней аджики и т.д.

И такие приключения в каждой, реально в каждой, деревне! Когда количество вина в машинах перевалило за 20 литров (а то и больше), мы поняли, что пора прекращать закупки, иначе мы сегодня никуда не доедем.

Кстати, на улицах Кахетии очень много дедушек, это прям бросается в глаза после наших российских деревень, где сплошные бабушки. Может это потому, что здесь пьют вино, а не водку?

Кахетия прекрасна, и она расслабляет!
Кахетия прекрасна, и она расслабляет!

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

Вдоль дороги много церквей и крестов. У нас мода на такие кресты появилась лет 10 как, в Грузии их еще больше и особенно забавно, что ночью они подсвечены гирляндами.
Большинство населения Грузии исповедует православие. Вдоль дорог много церквей и крестов. У нас мода на кресты при въезде и выезде в населенку появилась лет 10 как, в Грузии их еще больше и особенно забавно, что ночью они подсвечены гирляндами.
В деревнях гуляет множество свиней, у большинства прикольный окрас - в яблоко.
В деревнях гуляет множество свиней, у некоторых прикольный окрас — в яблоко.
Вдруг дорогу окружают огромные деревья. Думаю, что это - вязы.
Вдоль дороги растут огромные деревья. Думаю, что это — вязы.
Останавливаемся потупить, ну невозможно ехать, когда вокруг тепло и такая красота!
Останавливаемся потупить, ну невозможно ехать мимо, когда вокруг тепло и такая красота!
Грузия, Кахетия. Зима 2016.
Но наш расслабон длится недолго. Мы уходим на Дартло.

Дартло — одно из старейших селений Кахетии, памятник культурного наследия Грузии, объявленный архитектурным заповедником. Оно выделяется своим уникальным архитектурным ансамблем, состоящим из каменных домов, покрытых каменной черепицей, которые представляют собой крепости с пристроенными к ним сторожевыми башнями.

Что бы опасть в Дартло нужно по серпантину подняться в горы аж на 2850 метров, зимой эта дорога закрыта, но мы решили рискнуть.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.
Почти сразу на дороге появляется снег.
Движемся вдоль реки Стори.
Движемся вдоль реки Стори.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

Вокруг подозрительно зловещие деревья.
Вокруг подозрительно зловещие деревья.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

И зайцы самоубийцы... были.
И зайцы самоубийцы… были.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

Правда дорога становится все интереснее.
Дорога становится все интереснее.
Сначала сверху свисают всяческие растения.
Сначала сверху свисают всяческие растения.
Но вскоре их сменяют сосульки.
Но вскоре их сменяют сосульки.
Их становится все больше.
Их становится все больше.
И по размеру они тоже становятся больше.
И по размеру они тоже становятся больше.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

Целина
И вот началась целина, вверх шла нетропленая дорога.
Грузия, Кахетия. Зима 2016.
Какое-то время с разбегу и через лебежение мы ломились.
Потом к заснеженной колее прибавились еще и завалы.
Потом к заснеженной колее прибавились еще и завалы.

Темнело, на каждые 100 метров уходило минут по 40, а то и больше, а ведь до максимальной высоты — перевала Абано нам было еще ехать и ехать, до населенного пункта Омело — что-то в районе 30-ти километров, от него до Дартло еще около 10. Ну т.е. не то что бы мы день порубимся и вот оно счастье.

Стало очевидным, что дорогой действительно не пользуются в зимний период. Что делают и как живут местные жители 8 месяцев в году (по некоторым сведениям проезд есть только в июне-октябре) мне не ясно.

Ничего не оставалось, кроме как развернуться. Мы немного спустились вниз и остановились на ночлег прямо возле дороги. Вокруг сугробы, температура что-то около -10.

Утром возвращаемся на трассу, в долине вновь солнечно и тепло +7+10.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.
Между селами Пшавели и Лалискури на берегу Стори угадываются старинные укрепления. Единственное, что мне удалось про них выяснить: вроде как башни относятся к 17-му веку, они выполняли охранные и сигнальные функции.

Вообще в округе довольно много руин крепостей, замков и башен, к одной из них мы сейчас направлялись.

Сначала едем вдоль реки Илто.
Едем вдоль реки Илто.

А потом уходим в дальний северный край Алазанской долины, в самый малонаселенный и заброшенных район Кахетии — Тианети.

Вон на том центральном холме Город Кветера был одним из центров княжества Кахетия. По данным Вахушти Багратиони Кветера основан, по крайней мере, в VIII веке н. э
Вон на том среднем холме когда-то располагался один из центров княжества Кахетия — город-крепость Кветера, основанный в VIII веке н. э.
Грузия, Кахетия. Зима 2016.
Когда по серпантину начинаешь подниматься на гору, слева хорошо видна городская стена с башнями.
На вершине крепость
Крепость на самой вершине, смотрится впечатляюще.
Внутри неплохо сохранились старинные постройки, но особенно захватывает дух от того, что здесь никого нет.
Внутри неплохо сохранились старинные постройки, но особенно захватывает дух от того, что здесь никого нет.
Бродишь по городу в гордом одиночестве, даже немного жутко становится.
Бродишь по городу в гордом одиночестве, даже немного жутко становится.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

Грузия, Кахетия. Зима 2016.

Безусловной доминантой крепости является церковь Кветера, построенная в 10 веке.
Безусловной доминантой крепости является церковь Кветера, построенная в 10 веке.
Храм очень аккуратный и изящный, не похожий на своих современников.
Храм очень аккуратный и изящный, не похожий на своих современников.

Внутри грузинской православной церкви стоит несколько икон. Обратите внимание на крест на стене, такие кресты используются в Грузии так же часто, как "классические". Крест святой Нины (груз. ჯვარი ვაზისა — крест [из] виноградной лозы) — христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.
Внутри церкви стоит несколько икон. Обратите внимание на крест на стене, такие кресты используются в Грузии так же часто, как «классические». Это — крест святой Нины — именно такой формы был крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию. Святая Нина принесла сюда христианскую веру и теперь считается покровительницей страны.
Кветера — очень прикольное место, есть в ней какая-то загадочность и неповторимый дух!

А мы едем дальше.
А мы катимся дальше.
Влезаем на высоту 1170 метров и вскоре выезжаем на Военно-Грузинскую дорогу.
Влезаем на высоту 1170 метров и вскоре выезжаем на Военно-Грузинскую дорогу.
Сегодня мы решили заночевать на берегу Жинвальское водохранилище - одно из красивейших мест Грузии
Сегодня мы решили заночевать в одном из красивейших мест Грузии — на берегу Жинвальского водохранилища.
Наша дружная команда.
Наша дружная команда.

Грузия, Жинвальское водохранилище. Зима 2016.

На берегу по которому проходит Военно-Грузинская дорога хорошей стоянки мы не нашли, по этому, перебрались по узенькому мостику на противоположную сторону.
На берегу по которому проходит Военно-Грузинская дорога хорошей стоянки не нашли, по этому, перебрались по узенькому мостику на противоположную сторону.
Закат сегодня был под цвет костра.
Закат под цвет костра.

Грузия, Жинвальское водохранилище. Зима 2016.

Утро было прохладным, чему свидетельство - морозные узоры на лобовом стекле.
Утро было прохладным, чему свидетельство — морозные узоры на лобовом стекле.
На завтрак лепешки и имеретинский сыр - твердый, соленый, рассыпчатый, но очень вкусный.
На завтрак лепешки и имеретинский сыр — твердый, соленый, рассыпчатый, но очень вкусный.

Сегодня мы спешили, ведь вечером нужно было оказаться в Армении, но с противоположного берега нам всю ночь призывно светила крепость Ананури. Конечно, мы не смогли проехать мимо!

Крепость Ананури -
Крепость Ананури — главный опорный пункт арагвских эриставов — правителей этого края.
Крепость относится к ранней феодальной эпохе и служила форпостом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.
Она относится к ранней феодальной эпохе и служила форпостом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.
В те времена она была гораздо больше по площади, с дополнительными охранными башнями и рядом стен, а до наших дней дошёл лишь, так называемый, верхний замок или цитадель, внутри которой разместились три церквушки и башня-прародительница всего крепостного сооружения. Читать подробнее: https://kray-zemli.com/20-krepost-ananuri.html
В те времена она была гораздо больше, с дополнительными охранными башнями и рядом стен. До наших дней дошла лишь цитадель, внутри которой разместились три церкви и башня-прародительница всего крепостного сооружения.

Грузия, крепость Ананури. Зима 2016.

Грузия, крепость Ананури. Зима 2016.

Грузия, крепость Ананури. Зима 2016.

Очень интересен барельеф Успения Пресвятой Богородицы, 1689.
Очень интересен барельеф на стенах храма Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1689-м году. Это вообще редчайший случай постройки храма в XVII столетии так как в этот период в Грузии их не возводили.
Внутри Успенской церкви.
От внутренние росписи Успенского храма сохранилось мало.
Алтарь расписывал местный художник на рубеже XVIII-XIX ст. Способ выполнения росписи абсолютно нетипичен для Грузии.
Алтарь расписывал местный художник на рубеже XVIII-XIX ст. Способ выполнения росписи абсолютно нетипичен для Грузии.
От крепости открывается шикарный вид на автомобильный мост через реку Мост через реку Аркала.
От крепости открывается шикарный вид на автомобильный мост через реку Аркала.

Пора двигаться, едем в сторону границы с Арменией. Помня горький опыт проезда через Тбилиси объезжаем его стороной, до КПП «Садахло» получилось около 170 километров. Почему-то чем ближе к границе, тем больше на обочинах продавали стирального порошка и прочих моюще-чистящих средств. Нет, развалы минералки, мандаринов, лепешек и даже мяса я понимаю, но порошок?!

Грузия, КПП Садахло. Зима 2016.
Грузинский КПП «Садахло». С такой скоростью границу мы не проходили никогда!

Водителю не задают ни единого вопроса, более того, даже из машины выходить не надо: подъезжаешь к окошку, даешь через форточку паспорт и техпаспорт, шлепают печать и желают счастливого пути. Все! Очередей ясное дело при таком подходе нет никаких.

Говорим Грузии "До встречи!". Через несколько дней мы вернемся для еще более тесного знакомства.
Говорим Грузии «До встречи!». Через несколько дней мы вернемся для еще более тесного знакомства.

А сейчас Армения!

 

Продолжение:

Часть 2: Армения.
Часть 3: Грузия. Нижняя Карталиния, Тбилиси.
Часть 4: Грузия. Аджария, Верхняя Сванетия.
Часть 5: Грузия. Гори, Уплисцихе.

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

4 ответа к “Зов гор 2017. Часть 1: Грузия. Военно-Грузинская дорога, Кахетия”

У Хантера салон раскладывается полностью т.е. от руля до задней калитки единое относительно ровное пространство с дыркой по середине в районе коробки передач и ручника — туда мы засовываем специально сшитую по размеру сумку с мягкими вещами. На этом пространстве 2 взрослых среднего телосложения + двое детей вполне могут разместиться. Не слишком комфортно, но возможно.

А не были в Тбилиси на Святой горе(вроде так),там место аномальное,машина сама в подъем катится?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *