Рубрики
Без рубрики Короткие выезды

Звенигород и Саввино-Сторожевский монастырь.

 

Погода в воскресным днем обещала быть дождливый, но мы решили не откладывать запланированную поездку и отправились в один из старейших городов Подмосковья — Звенигород.

Археологические данные говорят о наличии укреплённого поселения на месте Звенигородского городка во второй половине XII — начале XIII века. Звенигород (в древности — также Звенигород Московский) впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году.

Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и собирателей дани. Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком.
По завещанию Дмитрия Донского 1389 Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, который превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и жил здесь почти постоянно до 1425. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями; остатки валов сохранились и поныне.

В 1398 г. недалеко от города на горе Сторожи преподобным Саввой был основан Саввино-Сторожевский монастырь.

Город развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408.

В XVI веке обе крепости Звенигорода — и кремль, и монастырь — постепенно теряют военно-политическую значимость для страны вследствие удаления её рубежей на юг и на запад.

В апреле 1605 Лжедмитрий I по пути в Московский Кремль сжёг и разорил звенигородский посад. Два года спустя, в 1607 году, самозванец Лжедмитрий II также пробирался к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В. И. Шуйского, стоявшего во главе Русского государства.

В 1618 году город занял польский королевич Владислав.

В 1650 году было повелено сделать «каменный город около всего строения», а 4 года спустя Звенигород был объявлен крепостью.

Царь Алексей Михайлович избрал в 1660-х годах Саввино-Сторожевский монастырь своим «собственным государевым богомольем». При нем вокруг древнего Рождественского собора был возведен ныне сохранившийся архитектурный ансамбль Саввина монастыря.

В 1812 после Бородина в окрестностях города произошло «Звенигородское дело» — небольшое сражение. После занятия края французами в звенигородских деревнях действовали партизаны. Конное подразделение майора Фиглева, состоящее из ополченцев и казаков, в конце сентября — октябре разбило у Звенигорода отряды французов, взяв много пленных. 21 октября отряды Фиглева и есаула Гордеева освободили город.

В 1830 году открылась городская больница. В конце века там два года проработал врачом Антон Павлович Чехов.

После Великих реформ мануфактуры в помещичьих усадьбах пришли в упадок, земледелие в уезде было заброшено из-за плохого качества земли. Развивались садоводство и кустарные промыслы, прежде всего вязание, затем изготовление мебели, игрушек и т. п. Один из промыслов Звенигорода стал известен на всю страну — это производство струнных музыкальных инструментов, инициатором которого стал крестьянин села Шихово Емельянов.

Большевики захватили власть в Звенигороде 16 ноября 1917. Отряд красноармейцев-рабочих и солдат из Павловской слободы без сопротивления вошёл в город и занял административные здания, почту и телеграф. Вскоре сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, и попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, что стало причиной «Звенигородского мятежа», произошедшего в мае 1918. Участники мятежа убили Макарова, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание.

В конце ноября 1941 года немецкие войска, взяв Истру, вплотную подошли к Звенигороду. Но уже 3-5 декабря 1941 г. левофланговые дивизии 16-й армии во взаимодействии с 5-й армией отбросили немецкие войска из большой излучины р. Москвы северо-восточнее Звенигорода.

До 2010 года Звенигород имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ в 2010 г. был этого статуса лишён. Теперь уникальный археологический комплекс в Подмосковье могут застроить элитным жильем. Ведь это же теперь самое дорогое и понтовое направление — Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.

Мы двинулись по городу в сторону монастыря.

Памятник князю Юрию и Сааве.
Церковь Александра Невского, 1898-1902. Небольшая шатровая церковь в псевдорусском стиле, сооружённая на кладбище в память имп. Александра III. Закрыта в 1938, венчания сломаны. Возвращена верующим в 1991, отреставрирована, устроен придел Саввы Сторожевского.

Первая каменная церковь на этом месте была построена в 1792. Закрыта в 1930, сломана в 1941, на месте церкви остался пустырь. В 2003-2007 на старом месте выстроена новая кирпичная церковь в неовизантийском стиле - Церковь Вознесения Господня.

Звенигород достаточно холмистый город. С некоторых ракурсов Вознесенская церковь смотрится очень величественно.

Гуляя по улицам, я фоткала все, за что цеплялся взгляд.

На доме советский и российский флаги рядом.

Оригинальный въезд в один из домов отдыха, в городе и округе подмосковных здравниц очень много.
Монумент «Павшим за Родину звенигородцам и воинам 5 армии Западного фронта в 1941-1945». Перед памятником горит «вечный огонь».

Так, не спеша, мы  добрались до Городка.

Территория древнего Звенигородского Кремля теперь носит скромное название «Городок». Городок является редчайшим историко-археологическим и фортификационным памятником 12-14 вв. Благодаря археологическим раскопкам, проведенным в 20-м веке, стало известно, что городское поселение на этом месте возникло еще в домонгольское время и уже тогда было оснащено земляными и деревянными укреплениями. В конце 14 века производились повторные фортификационные работы: валы укреплялись деревянными срубами, заполненными глиной, по верху вала ставились небольшие дубовые стены, внутренняя сторона вала была выложена мелким булыжником, а внешние склоны обложены глиной. Тогда же, по приказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича  в центре кремля соорудили белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Дорога к кремлю-городку.
На склоне холма бьет родник.
Дорога к Успенскому собору.
Городок.

Ступени из корней на вершине вала.
Вид с вала на городок и Успенский собор.
Вид из Звенигородского кремля-городка на реку Москву.

Собор Успения Пресвятой Богородицы — городской собор, в XIV-XV вв. главный храм удельного Звенигородского княжества.
Четырёхстолпный одноглавый белокаменный храм — древнейший на Московской земле памятник зодчества, сохранившийся без существенных искажений — только вместо покрытия по закомарам устроена скатная кровля. Первоначально существовавший в дьяконнике Георгиевский придел упразднен в XIX в. Звонница построена в нач. XIX в. В соборе уцелели остатки росписей нач. XV в. Закрыт в 1930-х, вновь открыт в 1946.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1396-1399.

В Соборе службы проходят только по праздникам, а в другие дни открыт новый храм — Богоявления Господня.

Храм Богоявления Господня, 2000-2002.
Успенский собор и храм Богоявления Господня. Вы только вдумайтесь: между храмами разница в 600 лет!
Вид на Саввино-Сторожевский монастырь от Звенигородского кремля-городка.

Собственно, в монастырь мы и направились.

Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода.
Краеведы утверждают, царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва выкопал пещеру, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.
Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города.
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.
В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.
Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.
К монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.
Во время Отечественной войны 1812 года из Савво-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин. Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
В 1800-1918 гг. в монастыре действовало Звенигородское духовное училище.
В середине 1919 года монастырь был закрыт и стал использовался колонией для несовершеннолетних, а с 1930-х принадлежал военному ведомству. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол, звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный).
С 1947 часть помещений монастыря занимает музей.
В 1995 году монастырь был передан епархии. Сегодня в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.

Дорога к Саввино-Сторожевскому монастырю.

По дороге ко входу висят плакаты с изображениями монастыря в разные времена.

Общий вид Красной башни над восточными, Святыми воротами монастыря, в которой прежде помещался небольшой теплый храм Алексия, человека Божия. Башня, построенная в 1650-х, отреставрирована во 2-й половине ХХ в. Храм не возобновлён.
Зонт над образом Богородицы на восточном фасаде Красной башни.
Стена и юго-восточная башня монастыря.

Сквер перед входом в монастырь.
Памятник преподобному Савве Сторожевскому у монастыря. Открыт в 2007 к 600-летию преставления прп. Саввы, скульптор - С. Сорокин.
Вход в монастырь.
План монастыря.

Главный храм монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы (традиционная дата постройки — 1405 год — оспаривается). Четырёхстолпный одноглавый белокаменный храм, один из немногих сохранившихся памятников периода расцвета раннемосковского зодчества. Паперть и одноглавый объём придела во имя прп. Саввы Звенигородского пристроены в сер. XVI в., ризница над юго-западной частью паперти надстроена в 1650-х, тогда же паперти и придел перестроены. В соборе сохранились иконостас середины XVII в. и росписи 1649 года.

Богослужения были прекращены в 1919 году. Во 2-й половине ХХ века служил столовой военного санатория.

В 1972-1973 отреставрирован, восстановлена кровля по закомарам. Богослужения возобновлены в 1995.
В соборе хранятся мощи прп. Саввы Звенигородского.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1405.

Внутри храма.

Я уже упоминала о двореце царя Алексея Михайловича сооруженного для постоянного места жительства царя в монастыре. Он строился в три этапа. В 1652—1654 гг. была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 гг. дворец стал представлять собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около ста метров. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы.

В 1686—1687 гг. при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж.

Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.

Интересен, как один из немногих сохранившихся гражданских сооружений 17-го века.

Дворец царя Алексея Михайловича.

В 1650—1654 гг. был построен и дворец для царицы Марии Ильиничны Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Царицыны палаты — это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание. Имеет очень интересное шатровое крыльцо с белокаменным порталом украшенным тонкой резьбой.

Царицыны палаты, 1650—1654.

Колокольня уникальная по компоновке трёхшатровой постройки с башней-часозвоней. Колокольня стоит с севера от собора, примыкая с юга к трапезной палате. На втором ярусе устроена церковь Сергия Радонежского, 1652-1654.

Фрагмент языка не сохранившегося Большого Благовестного колокола.
Новый колокол.

Еще один храм на территории монастыря — церковь Троицы Живоначальной, 1650 года постройки.
Небольшой шатровый храм над воротами во внутренний двор монастыря, выстроенный на средства царя Алексея Михайловича. Первоначально храм был Сергиевский, потом переосвящён в Троицкий в 1825 году. Трапезная с Казанским приделом построена в 1807, в 1857 к церкви с севера пристроен придел Святителей Московских и симметрично ему сооружён новый Казанский придел. Отреставрирован в 1980-х, причем вместо приделов 1857 вновь выстроены паперти.
Под трапезной храма находится усыпальница Шереметевых.

Церковь Троицы Живоначальной, 1650 .

Далее просто фото монастыря.

Флюгер на одной из башен.

Стена монастыря с самоваром. Вид из внутреннего двора.

Келейные корпуса.

Несмотря на дождь мы решили обойти монастырь и с внешней стороны.

Внешняя стена ограды монастыря. За стеной дворец царя Алексея Михайловича.

Водосток у стен монастыря.

Вид от монастыря на долину реки Москвы.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). Мы не смогли пройти мимо. Судя по всему, градус в квасе немалый.

Дальше мы погрузились на маршрутку и доехали до вокзала, от туда на электричке отбыли в Москву.

Поездкой я осталась очень довольна: монастырь великолепный, а погода хоть и была так себе, но благодаря ее контрастам получились очень неплохие фотки. Все, кто будет проезжать через Звенигород, не пожалейте времени и зайдите в Саввино-Сторожевский монастырь, там есть на что посмотреть.

Автор: Лена

Оптимист не тот, кто первым кричит: "Ура!" А тот, кто последним говорит: "Пиздец!"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *